Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.01.2014
Размер153.49 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»


Факультет истории


Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Антропологические аспекты политической истории России XIX века»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Автор программы:
Бикташева А.Н. д-р ист. н., проф. abiktasheva@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры политической истории «__»____________2012 г.

Зав. кафедрой А.Б. Каменский

Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2012 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников

Москва, 2012

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.


  1. Целями освоения дисциплины является овладение историческими знаниями и теоретическим инструментарием, необходимыми для написания научного исследовательского текста (доклада) по политической истории России XIX века. А именно:

    • Овладение первичными навыками академической работы и научной деятельности;

    • Овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде;

    • Знакомство с жанрами исторического письма;

    • Овладение навыками конспектирования научной литературы;

    • Овладение навыками работы с образовательным сайтом факультета;

    • Овладение навыками библиографического описания; правилами цитирования;

    • формирование навыков создания академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических и жанровых особенностях.

В рамках семинара будут обсуждены особенности следующих жанров: научная рецензия, научно-исследовательский доклад, аннотация и тезисы научной статьи, слайд-шоу к докладу.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисцплины.


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: цели и задачи научной коммуникации, принципы организации научных текстов.
Уметь применять полученные знания при создании исследовательских работ в письменном и устном форматах, отличать жанры исторического письма, составлять библиографические описания, проблемно излагать исторический материал, участвовать в научной дискуссии.
Владеть: основными приемами чтения научных текстов, подготовки к публичному обсуждению результатов научного письма.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.



ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение жанров исторического письма, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности.

Семинарские и практические занятия, дискуссии, написание научно-исследовательского доклада и рецензии.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения курса, могут быть использованы в дальнейшем при изучении в магистратуре «Технология исторического исследования»
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимать язык литературы по общим проблемам исторической науки

  • Уметь ориентироваться в Интернет-ресурсах


5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

Вводное занятие.

Кафедра политической истории

2

2

2

2

Информационные ресурсы по теме «Академическое письмо»

Кафедра политической истории

10

10

10

3

Информационные ресурсы темы «Антропологические аспекты политической истории России XIX века»

Кафедра политической истории

8

8

8

4

Библиографическая обработка информационных ресурсов.

Кафедра политической истории

4

4

4

5

Исследовательский проект по истории российской политической антропологии XIX века

Кафедра политической истории

20

20

20

6

Зачет – круглый стол

Кафедра политической истории

4

4

4

7

Итого





44

44

44




  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Исследовательский доклад




КПИ




Итоговый

зачет




КПИ






    1. Критерии оценки знаний, навыков


Исследовательский доклад – продемонстрировать владение первичными навыками академического письма (поиска и обработки библиографической информации, понимание значения исторического источника в изучении прошлого; умение работать с научной литературой).

Зачет – продемонстрировать знания предмета политической истории Российской империи, ее специфики как научного направления, особенностей антропологии власти.


  1. Содержание дисциплины


Раздел 1.

Вводное занятие. Политическая история России как направление исторической науки. Причины появления политической антропологии. Тематика и назначение исследовательского семинара. Организация работы в нем. Распределение тем исследовательских докладов. Правила конспектирования и технология ведения записей.
Литература к разделу1
Баландье Ж. Политическая антропология / Ж. Баландье. М., 2001.

Парсамов В.С. История России XVIII – начало XX века. М., 2007.

Лефорт К. Формы истории. Очерки политической антропологии. Спб., 2007.

Кром М. М. Историческая антропология. Спб., 2010.

Крадин Н. Н. Политическая антропология. М.,2010.

http://www.polithistory.ru/ Официальный сайт Государственного музея политической истории России.
Задания для самостоятельной работы

Обосновать выбор темы исследовательского доклада; Прописать свое понимание исторического контекста избранной темы.

Раздел 2. Информационные ресурсы темы «Академическое письмо»
Тема 2. Кто и зачем пишет и читает научные тексты.

Базовые понятия о научном стиле. Признаки присутствия автора. Научный доклад и его форматы. Роль дискутантов и рецензентов. Этапы создания академической работы в университете. Как выстроить общение с научным руководителем. Переписка в рамках научного общения.
Тема 3. Структура исследовательского доклада: введение, основная часть, заключение.

Роль и структура введения в научной работе. Основные компоненты введения: формулировка проблемы исследования, подходы к теме, источники и литература, цель и задачи исследования. Проговор структуры – ориентир для слушателя.

Основная часть: организация исследовательского текста. Структурирование текста, его логика и аргументация.

Заключение или выводы. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования, перспективы исследования. Выводы.
Тема 4. Рецензия как жанр научной литературы/

Типология рецензий. Композиционные «слои» научной рецензии. Стереотипы языковых средств. Оценочность и тональность
Литература к разделу 2.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М., 2001.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. М., 2001.

Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А.Станиславского. М., 2004.

Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey: Принцип пирамиды в мышлении, долового письма и устных выступлениях / Пер. с англ. И.И. Юрчик, Ю.И. Юрчик. М., 2007.

Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А. Станиславского. М., 2008

Морозов В.А. Культура письменной научной речи. М., 2008.

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. Спб., 2010.

Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста: Учебное пособие. М., 2010.

Сафронов П.А. Приемы научной работы («Академическое письмо» Ч.1-2. http://www.univertv.ru/.../priyomy_nauchnoj_raboty_lekciya_akademicheskoe...

«Академическое письмо» и исследовательские компетенции (материалы круглых столов РГГУ и НИУ – ВШЭ в 2011 – 2012гг.). www.vovr.ru/clubitr.html
Задания для самостоятельной работы:

Составить конспекты по изучаемым вопросам, обзор введений монографий ведущих российских и зарубежных историков, проанализировать и сравнить структурные и стилистические построения отобранных исследований, сделать обзор отделов рецензий ведущих исторических и гуманитарно-научных изданий.
Раздел 3. Информационные ресурсы темы «Антропологические аспекты политической истории России XIX века»
Тема 5. Методика поиска источников.

Документирование политической истории: делопроизводственные документы, юридические документы, судебно-следственная документация, документы личного происхождения – мемуары, дневники, письма. Историографический источник.
Тема 6. Литература по политической истории имперского периода.

Карточные и электронные библиотечные каталоги. Возможности интернета. Выбор литературы по теме. Исследовательская лаборатория. Реферирование научной монографии: анализ структуры, авторской концепции, источниковой основы, логики производства выводов.

Литература к разделу 3.

Источники.

Российский архив. История отечества, в свидетельствах и документах XVIII – XX вв. В пяти выпусках. М., 1991 – 1994.

Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996.

Антропология власти: хрестоматия по политической антропологии / сост. В. В. Бочаров. СПб., 2006. Т. 1: Власть в антропологическом дискурсе; 2007. Т. 2: Политическая культура и политические процессы;

Витте С.Ю. Воспоминания. В трех томах. М., 1994.

Бумаги Комитета, учрежденного высочайшим рескриптом 6 декабря 1826 г. – СПб., 1894 (Сб. Рус. ист. общества; т. 90).

Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел с учреждения министерства по 1 октября 1853 года. СПб., 1854. – Т. 1: Распоряжения, относящиеся до благоустройства присутственных мест и обязанностей должностных лиц ведомства МВД.
Литература:

Каменский А. Б. Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М., 2006.

Административные реформы в России: история и современность / И. Н. Данилевский и др.; под общ. ред. Р. Н. Байгузина. М., 2006.

Марасинова Е.Н. Власть и личность (Очерки русской истории XVIII века). М., 2008.

Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М., 2010.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: ниверситетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012.

Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М., 2012.

«Понятия о России»: К исторической семантике имперского периода. В 2-х томах. Новое литературное обозрение, 2012.
Задания для самостоятельной работы:

Составить список источников и литературы по теме доклада, обосновать принципы структурирования текста, предложить варианты оглавления

Составить биобиблиографические карточки по теме доклада (возможности электронных носителей).

Раздел 4. Библиографическая обработка информационных ресурсов.
Тема 7. Правила и методика составления библиографии по теме

Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Библиографические справочники по историческим наукам. Методика работы со справочной литературой.
Литература к разделу 4.
ГОСТ 71-2003 http://www.bookresearch.ru/gost712003.htm

Эхо Ю. Письменные работы в вузах. М., 2002.

Оформление научного аппарата курсовой и дипломной работы. Методическое пособие для студентов. Казань, 2005.

Оформление курсовых, дипломных и диссертационных работ : метод. рекомендации / сост.: С. М. Григорьевская, Е. Ю. Кичигина, В. С. Крылова. – Томск, 2007. 

Луцкий Е.А., Простоволосова Л.Н. Библиографический аппарат в историческом исследовании. М., 1984.

Задания для самостоятельной работы:

Составить список использованных справочников с обоснованием применения. Описать понятийный аппарат доклада. Составить образцы титульного листа, постраничных ссылок, списка источников и литературы по избранной теме.
Раздел 5. Исследовательский проект и его представление.
Когда писать введение? Выводы промежуточные и обобщающие. Презентация исследовательского проекта. Сценарий публичной защиты. Умение задавать и отвечать на вопросы. Рекомендации для рецензентов. Организация научной дискуссии. Формы обсуждения научной проблемы. Аннотация научной статьи, доклада: постановка проблемы, ее научная значимость, основной результат и следствие. Тезисы статьи: объем, структура, содержание (баланс между общими знаниями и личным вкладом).
Задания для самостоятельной работы:

Составить текст устного выступления, аннотацию и тезисы текста доклада.


  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме практических занятий, в процессе которых руководитель семинара организует и контролирует написание научно- исследовательского доклада посредством пошагового обсуждения домашних письменных заданий Написание текста доклада (до 25 стр.) происходит в индивидуальном порядке в течение первого модуля. После его первичной проверки текст дорабатывается и выносится на публичное обсуждение. Выступление докладчика завершается ответами на вопросы, затем представленный текст подвергается анализу двух заранее назначенных рецензентов. Задаваемые докладчику вопросы и качество ответов оцениваются отдельно. Итогом обсуждения служит обмен мнений, которое оценивается с удвоением баллов. После заключительного слова руководитель семинара обосновывает выставляемые им оценки за написание доклада, за ответы на вопросы, за выступление рецензентов, за участие в дискуссии. На каждую тему планируется 1-2 занятия в зависимости от качества исполнения и интереса аудитории. В итоге, каждый студент в обязательном порядке пишет и защищает текст своего научного сочинения (после обсуждения он дорабатывается до курсовой), а также две рецензии, тезисы и аннотацию.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

9.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы (даны после каждого раздела)

9.2 Перечень вопросов для зачета по всему курсу:

  1. Предмет изучения политической истории.

  2. Политическая история среди других направлений исторической науки

  3. Политическая антропология и антропология политическая.

  4. Национальные школы исторической антропологии

  5. Антропология власти и изучение истории российских институтов власти

  6. Технологии написания научного текста

  7. Соблюдение принципов научной этики


9.3 Примерный список тем для написания исследовательского доклада и курсовой работы

  1. Проблемы периодизации XIX века.

  2. История России XIX века в компаративном освещении.

  3. Геополитические интересы России в XIX В.

  4. Аb Imperio: создание новой имперской истории

  5. Сенаторские ревизии в исторической памяти российского общества.

  6. Реформы негласного комитета: политические идеи и политическая практика.

  7. Первые министры России: социокультурные характеристики.

  8. Правительство Александра I: попытки решения крестьянского вопроса.

  9. Декабристы в исторической памяти российского общества.

  10. Секретный комитет 1826 года: программа преобразования государственного управления.

  11. Николай I и ведомство учреждений императрицы Марии.

  12. Гражданские мундиры николаевской эпохи.

  13. Деятельность секретных комитетов по решению крестьянского вопроса.

  14. Роль министерства внутренних дел в реализации отмены крепостного права.

  15. Губернаторы и дворянские губернские комитеты 1857-1858 гг.

  16. Чиновный мир со страниц журнала «Чиновник».

  17. Реформы Александра II в современной историографии.

  18. Александр III в оценках современников.

  19. С. Ю. Витте о себе и о своем времени.

  20. Новаторские принципы новой судебной системы: люди и идеи.

  21. Школа российских дипломатов.

  22. Биографии народников в культурно-антропологическом аспекте.

  23. Власть и общество в период проведения крестьянской реформы.

  24. Идеи политического консерватизма в статьях и письмах К. Победоносцева.

  25. Историография экономической истории России XIX века.




  1. Порядок формирования оценок по дисциплине.


Результирующая оценка по дисциплине (зачет) является взвешенной суммой оценки за зачет (60%) и накопленной  (40%). Накопленная оценка является взвешенной суммой текущего контроля, измеряется от 0 до 10. Оценка за зачет измеряется от 0 до 10.

Текущая оценка выставляется по следующей формуле:

Отекущая = k1Одоклад+ k2Оаудиторная

k1 = 0,6

k2 = 0,4
Результирующая оценка выставляется по следующей формуле:

Оитоговая = k1Oзачет + k2Oтекущая

k1 = 0,6

k2 = 0,4
При округлении оценки до целого числа в большую сторону округляется цифра, начиная с набранных 0,6 
(5,6 = 6; 
5,5=5). В случае болезни студента и пропуска им форм текущего контроля,  промежуточные формы аттестации могут быть им  пересданы (по предъявлении соответствующих медицинских документов в учебную часть факультета). Студенту может быть выставлен автомат (8,9,10), если накопленная оценка больше 7. (преподаватель в программе детализирует основания для автомата).


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. Учебное пособие. СПб., 2008.

11.2 Основная литература

Про А. Двенадцать уроков по истории/ Пер. с фр. Ю.В.Ткаченко. М., 2000.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть ремеслом историка/ Пер. с англ. М., 2000.

Ричард Уортман. Сценарии власти. Т. 1-2. М., 2004

Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. Антология. М., 2005.

История реформ: реформы и реформаторы в исторических судьбах России http://www.eu.spb.ru/education/departments/history/projects/reformshistory

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск