Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра педагогики детства
Сравнительная педагогика
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки:
050700 – Педагогика, профиль «Детская практическая психология»,
профиль «Управление дошкольным образованием»,
профиль «Социальная педагогика»
Красноярск 20__ г. Рабочая программа составлена к.п.н., доцентом кафедры педагогики детства И.А. Яценко _________________________ ассистентом кафедры педагогики детства К.А. Чечениной _________________________ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
"__" _____________20__ г. Заведующий кафедрой педагогики детства И.Г. Каблукова ________________________
(подпись)
Одобрено учебно-методическим советом
"____" ___________20__ г. Председатель О.В. Груздева _____________________________
(подпись)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА* «Сравнительная педагогика» - учебный курс, в ходе изучения которого у студентов формируются знания об основных тенденциях в развитии школьного образования и воспитания в современном мире, об опыте работы общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений различных стран.
Цель курса: ознакомить студентов с основными тенденциями в развитии школьного образования и воспитания в современном мире: направления реформ школьных систем и входящих в них типов учреждений; эволюция программ школьного образования, методов, форм и организации обучения; модернизация школьного воспитания; внедрение новых технических средств в учебно-воспитательный процесс и др.
Задачи курса:
- сформировать открытое педагогическое мышление, при котором осваивается все целесообразное в накопленном школьном воспитании и образовании;
- ознакомить студентов с основными тенденциями в развитии школьного образования и воспитания в современном мире;
- расширить научно-педагогический и общекультурный уровень студентов;
- помочь осмыслить закономерности мирового педагогического процесса.
- ознакомить с опытом работы общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений различных стран;
- научить студентов выявлять общее, особенное и единичное в опыте функционирования различных образовательных систем;
- сформировать интерес к углубленной работе по изучению мирового педагогического опыта.
_______________________________________________________________
* Учебная программа дисциплины подготовлена на основе учебно-методического комплекса дисциплины «Сравнительная педагогика» П.Н. Карплюк, Горно-Алтайский государственный университет.
Место дисциплины в учебном процессе
Сравнительная педагогика относится к циклу СД дисциплин вузовского компонента (ДПП.ДС). Курс органично связан с историей, педагогикой, психологией, социологией. Дисциплина проводится на IV курсе, в течение 8 семестра, форма итоговой аттестации - зачет.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Сравнительная педагогика» определяется образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050400 «Педагогика».
Сравнительная педагогика как самостоятельная отрасль педагогического знания.
Становление и развитие сравнительной педагогики, исторические, социально-экономические, культурологические и этнопсихологические факторы развития образования в современном мире.
Характерные черты современного этапа научно-технического процесса образования.
Основные проблемы и тенденции развития общеобразовательной и профессиональной школы.
Кризис образования и форма его проявления в современных условиях.
Школьные реформы как составная часть социальной политики.
Глобальные тенденции: национальная и региональная специфика школьного реформирования.
Модели и тенденции развития высшей школы.
Исходная концепция построения содержания общего образования.
Приоритеты обновления содержания школьного образования в современных условиях.
Модернизация учебного процесса.
Современные системы дифференциации и индивидуализации обучения.
Роль самостоятельной творческой и поисковой деятельности учащихся в процессе обучения.
Непрерывное образование, как главное направление развития образования будущего, форма непрерывного образования в различных странах современного мире.
Системы и модели подготовки педагогических кадров в современном мире.
Основные тенденции в изменении системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
преподавания дисциплины
по очной форме обучения
№ п/п
|
Темы
|
Всего часов
| Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские занятия
| Семестр 8
| Модуль I
| 1.
| Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.
| 8
| 2
| 2
| 4
| 2.
| Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге XXI века.
| 12
| 4
| 2
| 6
| 3.
| Реформы систем образования.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 4.
| Стратегия обновления содержания общего образования.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 5.
| Учебный процесс и проблемы его модернизации.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 6.
| Школьное воспитание.
| 8
| 2
| 2
| 4
| 7.
| Учитель в современном обществе и школе.
| 8
| 2з
| 2
| 4
| Итого:
| 72
| 22
| 20
| 30
| Форма итогового контроля
| Зачет
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
преподавания дисциплины
по заочной форме обучения
№ п/п
|
Темы
|
Всего часов
| Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские занятия
| Семестр 8
| Модуль I
| 1.
| Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.
| 12
| 2
|
| 10
| 2.
| Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге XXI века.
| 10
| 2
|
| 8
| 3.
| Реформы систем образования.
| 10
| 2
|
| 8
| 4.
| Стратегия обновления содержания общего образования.
| 10
| 2
|
| 8
| 5.
| Учебный процесс и проблемы его модернизации.
| 10
| 2
| 2
| 6
| 6.
| Школьное воспитание.
| 10
|
| 2
| 8
| 7.
| Учитель в современном обществе и школе.
| 10
| 2
|
| 8
| Итого:
| 72
| 12
| 4
| 56
| Форма итогового контроля
| Зачет
|
4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания (2 часа)
Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований. Роль М.А.Жюльена (1775-1848) в разработке принципов и методов сравнительно-педагогических исследований. Становление сравнительной педагогики как науки в мире и России.
Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики. Связи сравнительной педагогики с другими отраслями научного знания.
Методы сравнительно-педагогических исследований: изучение источников, изучение статистических данных, литературных источников, беседа, интервью, наблюдение и др.
Тема 2. Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге ХХI века (4 часа) Исторические, социально-экономические, культурологические и этнопсихологические факторы развития образования в современном мире.
НТР и образование. Проблемы экономической эффективности образования в развитых и развивающихся странах. Увеличение социального спроса на образование. Демографические аспекты. Политические факторы развития образования. Мировой кризис образования. Интеграция в сфере образования.
Тема 3. Реформы систем образования (4 часа) Школьные реформы как составная часть социальной политики. Глобальные тенденции: национальная и региональная специфика школьного реформирования.
Национальные и международные аспекты реформирования образования. Комиссии Э.Фора и Ж.Делора. Непрерывное образование: идеал или реальность? Структурная перестройка зарубежных школьных систем. Объединенные школы. Гимназии и лицеи. Частные школы. Учебная и профессиональная ориентация. Развитие высшего образования: социальные аспекты.
Трехступенчатая модель высшего образования. Последипломное образование. Наука в западных университетах.
Тема 4. Стратегия обновления содержания общего образования
(4 часа) Исходная концепция построения содержания общего образования. Приоритеты обновления содержания школьного образования в современных условиях. Разработка национальных образовательных стандартов. Проблемы дифференциации обучения. Учебные потоки, отделения, секции. Элективные предметы. Модернизация содержания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблемы религиозного образования. Гуманизация и гуманитаризация образования.
Тема 5. Учебный процесс и проблемы его модернизации (4 часа) Модернизация учебного процесса. Современные системы дифференциации и индивидуализации обучения.
Проблема обновления учебно-воспитательного процесса. Пути обновления учебного процесса. Новые модели обучения. Экспериментальные школы. Открытые школы. Альтернативные школы. Новые технические средства обучения и их место в учебном процессе.
Тема 6. Школьное воспитание (2 часа) Актуализация проблем воспитания молодежи. Концепция пожизненного (постоянного) воспитания. Проблема взаимосвязей формального и неформального образования и воспитания.
Организация учащихся как канал воспитания и образования. Основные направления воспитательной деятельности школы: воспитание дисциплинированности, нравственное воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание и др.
Тема 7. Учитель в современном обществе и школе (2 часа) Роль и функции учителя в современном обществе. Системы и модели подготовки педагогических кадров в современном мире.
Изменение содержания педагогического образования. Основные тенденции изменения системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров.
Условия труда современного учителя. Учительство как профессиональная группа.
5. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований.
Становление сравнительной педагогики как науки в мире и России.
Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики.
Методы сравнительно-педагогических исследований.
Литература:
Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.
Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] : пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Тема 2. Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге XXI века (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Исторические, социально-экономические, культурологические и этнопсихологические факторы развития образования в современном мире.
НТР и образование. Проблемы экономической эффективности образования в развитых и развивающихся странах.
Увеличение социального спроса на образование. Демографические аспекты.
Политические факторы развития образования.
Мировой кризис образования.
Интеграция в сфере образования.
Литература:
Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] : пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Тема 3. Реформы систем образования (4 часа) Вопросы для обсуждения:
Школьные реформы как составная часть социальной политики.
Глобальные тенденции: национальная и региональная специфика школьного реформирования.
Школьные системы на современном этапе.
Становление систем непрерывного образования.
Реформы школьных систем.
Структурная перестройка зарубежных школьных систем.
Реформы высшего образования.
Литература:
Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.
Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] : пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Тема 4. Стратегия обновления содержания общего образования
(4 часа)
Вопросы для обсуждения:
Исходная концепция построения содержания общего образования.
Приоритеты обновления содержания школьного образования в современных условиях.
Разработка национальных образовательных стандартов.
Проблемы дифференциации обучения.
Учебные потоки, отделения, секции.
Элективные предметы.
Модернизация содержания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Проблемы религиозного образования.
Гуманизация и гуманитаризация образования.
Литература:
Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.
Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Тема 5. Учебный процесс и проблемы его модернизации (4 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Модернизация учебного процесса.
2. Современные системы дифференциации и индивидуализации обучения.
3. Проблема обновления учебно-воспитательного процесса.
4. Пути обновления учебного процесса.
5. Новые модели обучения.
6. Экспериментальные школы.
7. Открытые школы.
8. Альтернативные школы.
9. Новые технические средства обучения и их место в учебном процессе.
Литература:
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.
Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Тема 6. Школьное воспитание (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Актуализация проблем воспитания молодежи.
Концепция пожизненного (постоянного) воспитания.
Проблема взаимосвязей формального и неформального образования и воспитания.
Организация учащихся как канал воспитания и образования.
Основные направления воспитательной деятельности школы:
воспитание дисциплинированности,
нравственное воспитание,
гражданское воспитание,
трудовое воспитание,
физическое воспитание и др.
Средства массовой информации и воспитание.
Литература:
Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.
Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Тема 7. Учитель в современном обществе и школе (2 часа) Вопросы для обсуждения:
Роль и функции учителя в современном обществе.
Системы и модели подготовки педагогических кадров в современном мире.
Изменение содержания педагогического образования.
Основные тенденции изменения системы педагогического образования и
повышения квалификации педагогических кадров.
Условия труда современного учителя.
Учительство как профессиональная группа.
Литература:
Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.
Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] : пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.
Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.
Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.
Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций): пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.
Титов, В.А. Сравнительная педагогика: конспект лекций / В. А. Титов. - Москва: Приор-издат, 2003. - 160 с.
Дополнительная литература:
Вульфсон, Б.Л., Малкова, З.А. Сравнительная педагогика. / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малкова.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
Вульфсон, Б.Л. Становление сравнительной педагогики как науки //Педагогика. 1995. №2.
Оливера, К.Э. К теории сравнительной педагогики //Перспективы. Вопросы образования. 1989, №2.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат.-М., 1999.
Сравнительная педагогика: ситуация и контрасты //Перспективы. Вопросы образования. 1991. №1.
Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. - М., 2001.
Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Станкин, Михаил Иосифович. Профессиональные способности педагога: Акмеоло- гия воспитания и обучения: учебное пособие / М. И. Станкин. - Москва: МПСИ: Флинта, 1998.
Анисимов, Виталий Викторович. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - Москва: Просвещение, 2006. - 574 с.
Борытко, Николай Михайлович. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - Москва: Академия, 2007.
Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: в 2-х кн. / И. П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС, 2003.
Сергеева, В. П. Управление образовательными системами: программно- метод.пособие / В.П.Сергеева. - 2-е изд.,исправ.и доп. - Москва: [б. и.], 2000. - 136 с.
Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.: методический материал / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - Москва: Педагогический поиск, 2001. - 384 с.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОЯТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ПЛАН САМОЯТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ темы
| Наименование основных вопросов
| Сроки
| Часы
| Формы контроля
| 1.
| Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.
| К семинарскому занятию
| 8
| Опрос на семинарском занятии. Составление понятийно-терминологической картотеки, конспектирование, понятийный диктант.
| 2
| Социально- экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге XXI века.
| К семинарскому занятию
| 8
| Семинарское занятие в виде дискуссии, использование педагогических журналов.
Составить конспект первоисточников, указанных в перечне литературы.
| 3
| Реформы систем образования.
| К семинарскому занятию
| 12
| Опрос на семинарском занятии.
Групповой доклад по одной из тем с презентацией.
Составить библиографию статей из педагогической периодики по определенной проблеме.
| 4
| Стратегия обновления содержания общего образования.
| К семинарскому занятию
| 12
| Опрос на семинарском занятии.
Сделать тезисные выписки из указанных источников.
| 5.
| Учебный процесс и проблемы его модернизации.
| К семинарскому занятию
| 12
| Опрос на семинарском занятии.
Составьте задания в тестовой форме по любой пройденной теме.
| 6.
| Школьное воспитание.
| К семинарскому занятию
| 8
| Опрос на семинарском занятии.
Представить цитатные выписки из предложенных произведений.
| 7.
| Учитель в современном обществе и школе.
| К семинарскому занятию
| 8
| Опрос на семинарском занятии.
Составить сравнительную таблицу педагогических теорий и систем в разных странах.
|
8. ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме рекомендаций, схем и т.п.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.
В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.
Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.
Для подготовки к семинарским занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.
Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.
9. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Понятие демократизма общеобразовательной школы в мировой педагогике.
Проблема гарантии права на образование в школах ведущих стран мира.
Вопросы демократизации при реформировании управления школы в ведущих странах мира.
Учитель и педагогическое образование в одной из ведущих стран мира.
Критерии и результаты школьного образования в современном мире.
Основные типы учебных программ в школах ведущих стран мира.
Обучение одаренных детей в современном мире.
Школьная система одной из ведущих стран мира.
Виды и формы компенсирующего обучения в мировой школе.
10.Общечеловеческое и национальное в школьном воспитании.
11 .Интернациональное воспитание в мировой школе.
Поликультурное воспитание в современной школе.
Школьное самоуправление как путь эффективного воспитания в современном мире.
Сторонники и противники классно-урочной системы в мировой педагогике.
Репродуктивные и поисковые модели обучения в мировой педагогике.
Использование мировой школой опыта нетрадиционного воспитания и обучения 20-30-х годов.
«Альтернативные» школы.
«Открытые школы».
Роль детских организаций в школьном воспитании.
Современный университет и приоритеты его развития.
Инновационные процессы в высшей школе развитых стран Запада.
Многоуровневая система подготовки кадров: сравнительный анализ мирового опыта.
Школьные реформы 90-х гг. ХХв. в индустриально развитых странах Запада: уроки и результаты.
Характеристика частной школы одной из стран (по выбору).
Частное образование: плюсы и минусы.
Опыт использования технологий дистанционного обучения в средней и высшей школе (на примере одной или нескольких стран).
10. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Сравнительная педагогика как наука.
Методы сравнительно-педагогических исследований.
Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований.
Развитие сравнительной педагогики за рубежом в ХХ веке.
Развитие сравнительной педагогики в России в XX в.
Экономическая эффективность образования в развитых и развивающихся странах.
Общая характеристика социального спроса на образование.
Политические факторы развития образования.
Интеграция в сфере образования.
Ориентация на непрерывное образование.
Дошкольные учреждения.
Общая характеристика школьных систем.
Начальная школа.
Общая характеристика среднего и специального образования.
Общая характеристика частных школ и внешкольных детских учреждений.
Профессиональное образование.
Управление образованием и его финансирование.
Общая характеристика развития высшей школы.
Учитель - ключевая фигура в образовании.
Организация труда учителя.
Проблема обновления школьного образования.
Результативность образования.
Дифференциация образования.
Традиционные и новые учебные дисциплины.
Типы и развитие учебных программ.
Основные характеристики традиционного учебного процесса.
Новые модели обучения.
Общая характеристика экспериментальных школ.
Открытое обучение.
Компьютеризация обучения.
Школа и пожизненное воспитание.
Современные зарубежные педагогические концепции.
Приоритеты воспитания.
Самоуправление школьников.
Школьная система США.
Школьная система Англии.
Школьная система Германии.
Школьная система Франции.
Школьная система Японии.
Высшее образование в США и Англии.
Высшая школа в Германии и Франции.
Высшее образование в Японии.
Педагогическое образование в США и Англии.
Педагогическое образование в Германии и Франции.
Педагогическое образование в Японии.
Подготовка педагогических кадров в России.
Школьные программы в США и Англии.
Школьные программы в Германии и Франции.
Школьные программы в Японии.
Школьные программы в России.
|