БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 8 класс. Материал по учебнику: краткая биография (основные даты), этапы творческого пути А.С. Пушкина.
Прочитанные произведения автора: «Капитанская дочка».
Прочитанные критические отзывы: В.Г. Белинский Сочинения А.С. Пушкина, статья 11, А.И. Незеленов «Как и почему пропущена одна глава из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», А.М. Скабичевский «Наш исторический роман в его прошлом и настоящем».
http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/selected/kdo/kdo-233-.htm
Знакомство с интерпретациями произведения:
А.Н. Бенуа Иллюстрации к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина
С.В. Герасимов Иллюстрации к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина
А.А. Пластов Иллюстрации к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина
В.Г. Перов «Суд Пугачёва», «Казнённые пугачёвцы»
Х/ф «Капитанская дочка» (1958), Телеспектакль «Капитанская дочка» (1976), Х/ф «Русский бунт» (1999)
Особенности произведения:
итоговое произведение А.С. Пушкина («Современник», 1836, анонимно, без подписи автора);
работа в архивах и с очевидцами («История Пугачёва» - «История Пугачёвского бунта»), по определению В.О. Ключевского, в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в «Истории Пугачёвского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману»;
реальные прототипы (поручик Шванвич, подпоручики А.М. Гринёв, Башарин);
работая над романом, автор опирался на опыт английского романиста В. Скотта и первых русских исторических романистов И.И. Лажечникова и М.Н. Загоскина;
форма повествования – мемуарные записки, обращённые к внуку; роман написан от первого лица;
широта проблематики выводит за пределы жанра исторического романа (семейная хроника, роман-биография, роман воспитания, роман-притча);
«издатель» - литературная «маска» Пушкина (подпись 19 октября 1836);
использован прием отстранения – взгляд на восстание и «русский бунт» верного присяге офицера; полно и правдиво передаёт то, что видит и слышит, зорко подмечает детали; доверяет только собственным глазам;
показана дистанция между мемуаристом (взрослым Гринёвым) и объектом его воспоминаний (юным Гринёвым): простодушие одного корректируется мудростью и опытом другого; оценка значимости событий;
противопоставлены народ и власть (мечта о справедливой власти), а не крестьяне и дворяне; показана трагедия гражданской войны;
авторская позиция в романе проявилась в выборе героя, в отборе исторических ситуаций;
основа сюжета - непрерывная цепь испытаний героя (взросление недоросля), нравственный выбор;
Пугачёв в романе – образ-символ, синтез исторических, бытовых, символических и фольклорных элементов; персонаж романа; центральный герой; человек-стихия; приём - постоянные метаморфозы;
значение сна Гринёва, калмыцкой сказки и любимой песни («Не шуми, мати зелёная дубравушка...»);
ставится вопрос о зависимости жизни людей от хода истории; о роли личности в истории, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
Минисловарь терминов:
исторический роман (повесть), историчность, народность
центральный герой
мемуары, воспоминания, исповедь
семейная хроника, роман-воспитание
роман-притча (развернутая нравственная максима, ставшая эпиграфом к роману)
Исторические, географические, научные и литературные реалии:
Смутное время (Гришка Отрепьев)
Екатерина II, убийство Петра III
Восстание Пугачёва (крестьянский бунт 1773-1774 гг.)
Сведения о произведении
| Автор
(ФИО, годы жизни)
| Краткое содержание
| Особенности произведения
| Запомнившиеся фразы
| Название
(дата написания и публикации)
|
|
|
|
| |