Скачать 139.89 Kb.
|
Вопросы и практические задания к Модулю 2 «Традиции и инновации формирования фондов для детей и юношества» по теме «Формирование фондов для детей и юношества: комплексный подход»Данилова Татьяна Владимировна,редактор отдела комплектования и обработки литературы Клявлинской ЦБС При формировании фондов для детей и юношества библиотекарь-комплектатор должен стремиться создать такой универсальный библиотечный фонд, который по содержанию, структуре, отраслевому, видовому, типологическому, языковому, хронологическому составу обеспечивал бы одаренным детям возможность активно развиваться, а "отстающим" - восполнить в индивидуальном порядке багаж знаний, не воспринятый в процессе коллективного обучения, а также создать такой фонд, который был бы необходим как для делового, так и для "свободного" чтения детей и юношества, а также удовлетворяющий вкусам и потребностям в информации всех возрастных групп читателей-детей и способствующий гармоничному развитию личности ребенка.
а) учет БФ - регистрация произведений печати и др. документов в целях отражения в государственной статистике, контроля за их сохранностью, прогнозирования развития фонда. Учет имеет две стороны: прием вновь поступивших изданий и исключение выбывших; б) обработка фонда - процесс подготовки произведений печати к выдаче читателям, обеспечивающий возможность их поиска, хранения и использования. Он позволяет отличить обществен- ную , книгу от книги, принадлежащей частному лицу, определить, какой именно библиотеке она принадлежит, к какой части фонда относится, где ее место на полке, в какие каталоги должны быть включены библиографические записи на нее. в) размещение и расстановка БФ - порядок расположения произведений печати в библиотеке, обеспечивающий их хранение и поиск; г) хранение БФ - содержание фонда в специально-оборудован- ных помещениях в условиях оптимального физико-химичес- кого и биологического режима; воспитание у читателей и библиотекарей навыков бережного обращения с книгами как общенародной собственностью, правильное оформление выдачи книг и контроль за своевременность их возврата; д) проверка БФ - процесс, обеспечивающий контроль за сохранностью фонда, правильностью его учета, оформления выдачи документов и контроля за своевременностью их возврата, а также организацией воспитательной работы среди читателей.
Другой расчет: объем фонда для детей и подростков при обязательном его соответствии задачам библиотеки и читательским интересам должен быть в 8-12 раз больше количества читателей-детей. Читателей-детей в нашей ЦБС 3149 человек. Следовательно, минимальное количество книг для них должно быть 25192 экз., а максимально - 37 788 экз.
обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
детей и юношества является соответствие состава фондов возрастным группам читателей. Еще Н.К.Крупская обращала внимание на необходимость учета возрастных особенностей детей, когда даже год-два существенно влияют на уровень мировосприятия детей. "Если мы не будем знать того, что интересует ребят в том или ином возрасте, как они воспринимают окружающее, - писала она, - то не сможем добиться успехов в работе".
Фонд для детей и юношества должен представлять собой перечень различных типов изданий: научно-популярные, познавательные, учебные, справочные и энциклопедические. Т.е. в детско-юношеском фонде должны присутствовать универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, различные справочники, а также атласы, карты и т.д. При этом справочные материалы должны составлять не менее 10% к общему фонду. Детско-юношеский фонд должен располагать широким видовым диапазоном документов, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях информации:
Картотека текущего комплектования
20 экз.
Картотека докомплектования Естественные науки
3.Техника
63 Исторические науки
85 Искусство
Художественная литература
"Источники комплектования" Справочная картотека "Азбука" 119048 Россия г. Москва ул. Усачева д. 62, стр. 1, оф. 14 АСТ - изд-во 129085 г.Москва Звездный бульвар, 21 Тел. : (495) 615-01-01; 615-51-10 E-mail: aspub @ aha.ru http: /www. ast. ru Герцев Андрей ООО."Белый город" Россия 111399 г.Москва ул. Металлургов, д.56/2 Тел.: (495) 672-91-04; 672-68-09 Чеченев К.В. - директор "Бибком" Россия 115193 г. Москва ул. Петра Романова д.12 Центральный коллектор библиотек "Бибком" Факс (495) 600-94-90 М.В.Дегтярев "ИНФРА-М" - изд.дом 127282 г.Москва ул.Полярная, 31В, стр. 1 Мегабиблиотека России Тел. (495) 363-42-60 доб. 378 Тунякина Регина - менеджер "Карапуз" г. Москва Измайловское шоссе, 48а Тел.: +7 (495)918-28-10 Метида - книготорговая компания 443105 г.Самара пр. Юных пионеров, 146 Тел./факс: (846) 269-17-27; 269-17-17; 959-39-22 Моб. Тел. 89276922184 Мнацаканян Наира Александровна "Мир книги" Тел.: (495) 670-2144; 974-2975 Commerce@mirknigi/ru www.mirknigi.org Мордовское кн. изд-во Россия Мордовская республика Г. Саранск, ул. Ботевградская, 18 Директор: Келин И.И. "Новая книга" 443099 г.Самара ул. Куйбышева, 95 Тел.: (846) 340-11-00; факс (846) 332-75-84 Кузьмина Ольга Алексеевна - зам. директора Мобил. Тел. 8-9277-139-408 "Пашков дом" Россия 119019 г.Москва ул.Воздвиженка, д.3/5 Тел.: 8 (095) 291-1201 ООО "Пиквик" - книготорговая фирма 443099 г.Самара ул.Куйбышева Д.95 Ерин Александр Александрович Тел.: (846) 264-00-86 Похвистневский почтамп Самарская обл. Г. Похвистнево ул. Революционная, 141 Тел. Отдела подписки: 8 (846) 56 2-34-99 Ведущий специалист Алтынбаева З.А. "Просвещение- Самара" 443099 г.Самара ул. Венцека, 60 Тел./факс: (846) 279-18-79; 279-18-89 РИПОЛ классик 109147 г. Москва ул. Б.Андроньевская, д.23 отдел распространения: +7 (495) 775-88-85 руководитель: Сергей Тишков E-mail: tishkov @ ripol. Ru "Росмэн" - изд-во Россия 127018 г. Москва ул. Октябрьская, д.4, строение 2 Тел.: +7(495) 933-7130; 933-7070 "Русское эхо" 443001 г. Самара ул. Самарская, 179 Тел.: (846) 333-48-01 Самарский Дом печати 443080 г.Самара пр. Карла Маркса , 201 Тел..: (846) 200-31-08 СОУНБ 443110 г.Самара пр. Ленина, 14А отдел депозитарного комплектования Тел.: 335-16-66 Кузьминова Г.П. Татарское кн. изд-во 420111 РТ г.Казань ул. Баумана, 19 Тел.: (843) 519-45-22 Факс: (8432) 923933 Эл. Почта: Tki@ books. Kazan.ru Интернет-узел: http /www. tatarstan. Ru.books Директор: Шакиров Дамир Сабирзянович Федоров - издат.дом 443099 г.Самара а/я 116 тел.: (846) 310-24-50; 310-24-70 факс: (846) 310-24-72 E-mail: uchlit@ rambler/ru www.zankov.ru "Чакона" - книготорговая фирма г.Самара ул. Московское шоссе Д.15 3-й этаж тел. 331-22-232 менеджеры Чувашское кн. изд-во 428000 Россия Чувашская республика Г.Чебоксары, пр.Ленина, 12Б Тел./Ф: (8352) 62-06-34 Тимофеев Иван Дмитриевич Чувашское кн. изд-во 428000 Россия Чувашская республика г.Чебоксары , пр.Ленина, 4 Тел./ф.: (8352) 62-33-04 E-mail: chovbook @ chuvashia.com Директор: Комиссаров Валерий "Эксмо" ООО "РДЦ-Самара" 443052 г. Самара пр. Кирова д.75/1 литера Е Тел.: (846) 269-66-70 (71…74) Вандышева Елена Николаевна Картотека читательских интересов В ОкиО каждый год даются сведения о количестве детей-читателей по возрастам или по классам. В нашей картотеке эти сведения собираются за центральным разделителем "Читатели - дети". На лицевой стороне карточки пишем наименование читательской группы: Дошкольники Младший возраст Средний возраст Старший возраст Юношество На оборотной стороне карточки напротив сиглы структурного подразделения указываем количество детей-читателей. Саму картотеку читательских интересов наши библиотекари не ведут. Запрашиваемую тему заносят в Тетрадь отказов, сведения из которой каждый квартал передают в ОкиО, где они заносятся в картотеку докомплектования. Вестись она, я думаю, должна так: на разделителе указывается тема, например, Аквариум За ним стоят карточки с данными читателей-детей, например, Волков Дима - 8 б кл. СОШ № 2 Дом. Адрес: ул. Первомайская 67-14 Тел.: 2-23-75 На обороте карточки можно учитывать книги, которые были прочитаны В картотеке ОкиО интересы читателей указаны следующим образом: Аквариум Для детей Ф.: 1, 3, 12, 13, 20 Взрослые - В, 16 Аппликация : Ф.: 2д, 13д Военное дело Военная техника - Д Рода войск, воинские знания - 9д, Д Современная армия - 9д Вышивка Крестом - Ф. 1д гладь - ф. 2д, 19д Вязание Крючок - 2д,8д,,Д Спицы - 2д,5д,6д,8д,13д,15д,17д,20 (что значит 2д, 5д, 6д и т.д.) Макраме - 3 Домашние птицы Попугаи - ф.: 20д, Д Канарейки ф.: Д, 12д Дрессировка собак Ф.: 1д, Д История России 2-4 кл. Ф.: 7,8,9 декабристы - ф. 9д ф.: 1д, 3д, 6д, 7д, 8д , 11д, 16д история праздников - 5д, 6д, 13д, 19д, Д Рыбалка Ф.: 1,8,12, 13,14,20 Самоделки своими руками Начальные классы - Ф. 21 Поделки из спичек - ф. 1,2 Поделки из бумаги - ф. - 2, 13 Ф.: 1, 20 Спорт Футбол - 6, 9 Баскетбол - 2.6,9,20 Хоккей - 1, 9,17 Запросы детей в настоящее время ограничиваются рамками школьной программы. Очень мало кто читает по интересам. В основном все интересы сосредотачиваются девочки - сказки, приключения, кто постарше - любовный роман, домашние питомцы, рукоделие; мальчики - детектив, дрессировка собак, аквариум, компьютер, домашние питомцы. У Вас очень хорошо выполнены все задания, есть только несколько замечаний: 1. В справочной картотеке «Источники комплектования» не всегда указан тип учреждения, т.е. книготорговая фирма, бибколлектор, издательство, подписное агентство и т.д. Также данную картотеку следует постоянно редактировать на предмет устаревшей информации или появившейся новой. 2. В дополнение к картотекам читательских интересов и «Читатели-дети» можно создать специальную картотеку, куда собрать информацию о дошкольных учреждениях, школах, различного рода внешкольных учреждений, об их количестве и специфике, и также по филиалам. |