Скачать 0.59 Mb.
|
«УТВЕРЖДЕНО» И.о. директора ГБОУ СОШ № 499 _________Н.Н. Рыбина «___»___________2012 г. ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 499 ИМЕНИ МАРШАЛА АВИАЦИИ А.Е. ГОЛОВАНОВА 109651 г. Москва, Батайский проезд, дом 23, тел. 8-499-356-03-11, тел./факс 8-499-356-87-11 E-mail: shkola499@yandex.ru, http://school499.iskra-net.ru/ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ» по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова ЮВОУО ДО г. Москвы на период 2012-2015 гг. Разработчики Программы:
руководитель подразделения по воспитательной работе
педагог – психолог
руководитель военно- исторического музея «России верные сыны» Москва, 2012 год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Паспорт КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ………………………..................... 4-6 «Связь поколений» по патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова ЮВОУО ДО г. Москвы Введение ………………………………………………………………..........................7 Актуальность проблемы ………………………………………………........................ 8 Научно – методическое обоснование …………………………………………………9 Комплексной Программы «Связь поколений» .................................... ….................7 Нормативно – правовая основа ………………………………………….....................10-11 Цель Программы. Задачи ………………………………………………...................... 11-12 Структура и содержание деятельности гражданско- патриотической направленности ……………………………………….12-17 Этапы реализации Программы по годам ……………………………….................... 18 Основные этапы и сроки выполнения Программы ……………………..................... 19-20 Механизмы реализации Программы …………………………………......................... 20 Направления деятельности ……………………………………………….....................20 Результаты программы …………………………………………………...................... 21 Список литературы ………………………………………………………..................... 22 Приложения:
Паспорт КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «Связь поколений» по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова ЮВОУО ДО г. Москвы Наименование Программы: Комплексная Программа «Связь поколений» по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова ЮВОУО ДО г. Москвы Основание для разработки:
период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») Москва 2011 г.
Разработчики Программы: Руководитель структурного подразделения по воспитательной работе Шамрина Елена Анатольевна Педагог – психолог Самсонова Олеся Владимировна Руководитель военно - исторического музея школы «России верные сыны» учитель русского языка и литературы Егорова Нина Григорьевна Руководитель организации: И.о. директора ГБОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова Рыбина Наталья Николаевна Кадровое обеспечение: Специалисты
Цели и задачи: Целью программы является поддержка развития системы комплексного гражданско-патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия Российского государства. Эффективное использование потенциала образовательного учреждения в патриотической направленности и возрождение традиционных морально-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Создание и развитие в школе единой системы по формированию гражданско-патриотических качеств. В качестве основных задач выступают:
Целевые группы: 1. Детский подростковый контингент ГБОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова г. Москвы (в организованных коллективах школы) 2. Подростки – группы повышенного риска 3. Родители учащихся 4. Ветераны ВОВ и работники тыла 5. Педагоги и специалисты, работающие с детьми Концепция деятельности:
Основные направления деятельности:
СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ» Введение Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у школьников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. 3 ступень Программы разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняющие непрерывность процесса по формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В Комплексной Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в ГБОУ СОШ № 499 на период 2012 - 2015 годы. Комплексная программа «Связь поколений» по патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ № 499 на 2012–2015 годы (далее именуется - Программа) имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 5-11-х классов. Комплексная программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова г. Москвы. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи В основу программы положены проблемы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; связанные с необходимостью возрождения авторитета государства, армии и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как девальвация духовных ценностей, снижение воспитанности подрастающего поколения, насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации. Необходимо наполнить патриотическим содержанием все основные школьные мероприятия. Понятие патриотизма должно стать для учащихся важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности. Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации как основу патриотического воспитания школьников. Основными направлениями дальнейшего развития системы патриотического воспитания школы остаются:
Научно – методическое обоснование Комплексной Программы Проблема патриотического воспитания граждан России становится ныне важнейшей государственной проблемой, и решать ее сегодня на разных уровнях пытаются все. Постановлением Правительства РФ принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», принятая программа является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Таким образом, она получила в Москве законодательное оформление. Не отодвигая в сторону вопросы патриотического воспитания всех граждан Москвы, Правительство Москвы сделало основной упор на патриотическое воспитание молодежи и определило его основным институтом – систему образования, ее учреждения и преподавательский корпус. Использование возможностей учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях позволяет формировать чувство верности Отечеству, готовность к защите интересов Родины с раннего возраста. 3 ступень Комплексной Программы «Связь поколений» рассчитана на период 2012 - 2015 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с различными органами исполнительной власти района, учреждениями культуры и спорта, Методическим Центром ЮВАО ДО г. Москвы, а также с ветеранскими общественными организациями и другими объединениями. Основной целью Программы является создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств, сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности. Пропаганда волонтёрского движения в целях повышения гражданских качеств учащихся способствует их социализации. Участие в осуществлении Программы не только поможет учащимся закреплять знания, полученные в образовательном учреждении, но и значительно расширить их за счёт участия в практической краеведческой и музееведческой деятельности. Нормативно – правовая основа При создании Комплексной Программы «Связь поколений» по патриотическому воспитанию учащихся ГОУ СОШ № 499 имени маршала авиации А.Е. Голованова учитывались следующие нормативные и законодательные аспекты правительства РФ и города Москвы: Законы Российской Федерации
Законы города Москвы
Цель и задачи Программы Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива школы и детской организации Совет школы «Содружество». Программа направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, музееведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание учащихся. Данная Программа разработана в целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Юго-Восточного округа и района «Марьино». Целью программы является:
В качестве основных задач выступают:
Структура и содержание деятельности гражданско-патриотической направленности Программы «Связь поколений» Правительство Москвы сделало основной упор на патриотическое воспитание молодежи и определило его основным институтом – систему образования, ее учреждения и преподавательский корпус. Использование возможностей учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях позволяет формировать чувство верности Отечеству, готовность к защите интересов Родины с раннего возраста. Основным механизмом достижения поставленных целей и задач является реализация комплексных целей. Под этим понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации и педагогического коллектива школы, школьного органа самоуправления «Содружество», школьных музеев, спортивных секций, студий и творческих детских коллективов дополнительного образования школы; консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей района в патриотическом воспитании детей. 1. Работа с учреждениями Управления образования и Методическим Центром. Мониторинговые исследования, аналитическая работа, методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания, обобщение и распространение передового педагогического опыта по патриотическому воспитанию, информационно – просветительская деятельность (распространение методических рекомендаций, литературы, пропаганда новых форм работы в патриотическом направлении). 2. Работа с учреждениями культуры. Совместная организация тематических мероприятий, концертов, музыкальных вечеров, встреч, бесед, театральных представлений, интерактивных игровых программ, лекций, участие в выездных телевизионных передачах. 3. Работа с учреждениями Органов Внутренних дел, ГИБДД, пожарной частью (Люблино) Работа с подростками «группы риска» - снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания; формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите; физической закалке, укреплению здоровья, готовности к желанию нести службу в государственных организациях военной, оборонной и защитной направленности; усилить работу по патриотическому воспитанию в целях возрождения авторитета государства, армии и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. 4. Сотрудничество с Экспериментальным Центром социальной защиты в ЮВАО (для ветеранов района «Марьино»), Советом ветеранов района Марьино, ГУ Социальным Жилым Домом «Марьино». Активная волонтерская деятельность, совместная работа в школьном музее (информационно – фондовая работа), встречи, беседы, ветераны постоянные гости всех школьных праздников и мероприятий. 5. Деятельность школьных музеев. На базе военно-исторического музея «России верные сыны» проводятся классные часы, уроки Мужества, участие во Всероссийской акции «Солдатский платок», ведется краеведческо - поисковая работа. В рамках поисковой работы сотрудничество с поисковыми отрядами разных регионов России. Продолжение работы по пополнению информационной базы данных ветеранов района «Марьино» и обмену музейными экспонатами, документами и материалами. Поддержка творческих объединений с патриотической направленностью. В музее «Мир искусства» проводятся выставки русских художников, тематические выставки (военная тема, древняя Русь), работа над экскурсионным проектом «Улицы Москвы ». В музее «Мир искусства» наиболее последовательно воплощена идея сотворчества детей, детей и учителей, детей и родителей. Музей детского творчества «Фантазии Экосамоделкина» знакомит с различными видами народного декоративно – прикладного искусства. Все экспонаты выполнены руками детей. В школе традиционно проводятся творческие выставки работ учащихся, лучшие работы выставляются в школьных музеях. Повышение экологической грамотности учащихся средствами музейной деятельности. Воспитание эстетического вкуса, развитие творческого мастерства. 6. Работа с родительской общественностью. Проведение тематических родительских собраний, консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей района в патриотическом воспитании детей. Работа в целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Юго-Восточного округа и района «Марьино», в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании. Участие родительской общественности в организации школьных мероприятий, праздников, экскурсий, что позволяет активно вовлекать родителей в жизнь школы. 7. Работа с детским подростковым контингентом, подростками - группы повышенного риска. Педагогический коллектив и педагоги дополнительного образования, администрация школы объединили усилия в работе по патриотическому воспитанию учащихся. Все основные школьные мероприятия наполнены патриотическим содержанием. Необходимо, чтобы понятие патриотизма стало для учащихся важнейшей духовной и социальной ценностью укрепляющей основы российской государственности. Привлекать к работе подростков группы риска. Применять в работе по этому направлению нетрадиционные методы и формы работы. Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно – нравственных отношений и творческих ценностей. Этапы реализации Программы по годам. 2012г.- 2013 годы Подготовительный этап – определение основных замыслов Программы, ее методологические, нормативные, методические и эмпирические ориентиры; анализ накопленного опыта работы в области патриотического воспитания; изучение документов по формированию системы патриотического воспитания; анализ потребностей практики в разработке Программы патриотического воспитания; проведение констатирующего эксперимента, первичная обработка и анализ собранного материала. 2012г.- 2013 годы Проведение мероприятий в рамках «Года Истории России», подготовка и проведение мероприятий, посвященных обороне Сталинграда и битве на Курской Дуге и празднованию Великой Победы; подготовка к районному смотру-конкурсу музеев образовательных учреждений ЮВОУО ДО г.; проверка эффективности деятельности по Программе «Связь поколений». Динамика уровня сформированности патриотических качеств учащихся и педагогов школы. 2013г.- 2014 годы Подготовка и проведение мероприятий, посвященных снятию блокады Ленинграда, активное сотрудничество с ветеранами и работниками тыла (сбор информации, встречи с ветеранами района, пополнение документальных материалов, создание электронной базы – фотоархива музея, мультимедийных проектов, реферативных работ) 2014г. - 2015 годы Подготовка к празднованию, посвященному 70-летию Великой Победы. Участие в конкурсе школьных военно-исторических музеев ЮВОУ ДО г. Москвы. Анализ динамики и мониторинг уровня сформированности патриотических качеств учащихся и педагогов Корректировка Программы по результатам диагностик и мониторинга. Подведение результатов работы по реализации Программы «Связь поколений», перспективное планирование на последующие 3 года, с учетом всех обработанных, систематизированных данных мониторинга по реализации Программы «Связь поколений». Основные этапы и сроки выполнения Программы
3. В Программе на каждый учебный год определяются разделы и этапы их выполнения. 4. Информационно-методическая деятельность выполняется в течение учебного года; разработка и издание положений о конкурсах, акциях, соревнованиях и т.п., в соответствии с каждой возрастной группой, разработка, создание и выпуск методических пособий и плакатов, рисунков, рефератов, докладов, издание информационных газет, стенных газет, молний, информационных бюллетеней. 5. Работа с кадрами (проводится в течение учебного года): - проведение педагогических советов, семинаров и сборов, конференций и т.п. - поощрение лучших. 6. Организация и проведение массовых мероприятий. Примечание: в приложении представлены:
Механизм реализации Программы Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуется - Совет). Порядок выборов данного Совета, равно как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения. В состав Совета входят:
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители. Направления деятельности 1. Осуществление научно-методического и информационного обеспечения. 2. Оказание организационно-методической помощи. 3. Организация и проведение массовых мероприятий. 4. Выявление, изучение, обобщение и распространение опыта работы по военно- патриотическому воспитанию. 5. Организация и проведение учебы, педагогических советов, семинаров для педагогического коллектива и учащихся. 6.Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию; 7.Осуществление выпуска информационных, программно-методических материалов (тематических стенных газет, плакатов) 8. Научно-исследовательская деятельность (анализ и мониторинг) 9. Информационно-фондовая работа (музейная и краеведческая деятельность) 10. Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий. 11. Разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся, публикации. Результаты программы В результате реализации Программы ожидаем
Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать воинскую доблесть, опыт ветеранских и общественных организаций, использовать в работе материалы и разработки по патриотическому воспитанию Методического Центра ЮВАО. Литература 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». ОБЖ. Основы безопасности жизни: Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.-2001.- № 7. 2. Мазыкина Н. В. Федеральная программа «Воспитать патриота Отечества». Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. Внешкольник: Ежемесячный информационно-методический журнал.-2003.- № 7-8. 3. Мероприятия по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001.- № 9.- Ст. 862. 4. Патриотическое воспитание: Официальные документы. Школьная библиотека: Информационно-методический журнал.-2003.- № 4 5. Положение о Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ, проектов и методических материалов «Растим патриотов России». Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. 2003- № 6. 6. Мазыкина Н. В. «Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности» Н. В. Мазыкина. Внешкольник: Журнал.-2002.- № 5. 7. Мазыкина Н. В. «Патриотическое воспитание детей и подростков» Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. Внешкольник: Журнал.- М.-2003.- № 2. 8. Муравьева Л. «Размышления вслух о патриотизме и гражданственности». Л. Муравьева. Библиотека в школе.- 2003.- № 19. 9. Бачевский В. Военно-патриотическому воспитанию - государственную поддержку. В. Бачевский. ОБЖ. Основы безопасности жизни: Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.-2004.- № 8. 10. Использование интернет ресурсов. Приложения к Комплексной программе по гражданско-патриотическому воспитанию «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ» |