Скачать 228.69 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Истина, Добро и Красота» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Сериковой Л.А. Сборник программ по приоритетным направлениям воспитания в начальной школ , Саранск 2011г. В сфере воспитания подрастающего поколения сложилась ситуация, основными характеристиками которой являются следующие: низкий уровень духовного и нравственного развития детей, снижение значимости общечеловеческих гуманистических ценностей и идеалов, усиление воздействий на духовную и нравственную сферы личности различных конфессий. В связи с этим особую значимость приобретает разработка и апробация педагогических и методических подходов к формированию у детей духовно-нравственных представлений, религиозного, духовного и нравственного иммунитета. Цель курса: формирование у младших школьников содержательных, устойчивых, ярких, осознанных духовно-нравственных представлений, толерантности, готовности к реализации принципа свободы совести и свободы воли как основ, обеспечивающих интенсивное нравственное развитие и возведение ребенка на более высокий уровень духовности. Задачи курса:
В содержательном плане авторская программа духовно-нравственного воспитания представляет собой курс занятий, построенный по инновационной методике и имеющий сюжетно-игровую основу. Структурными компонентами предлагаемой программы являются отношенческие блоки занятий “Я и жизнь”, “Я и мой мир”, “Закон и я”, “Я и любовь”. Методы, приемы, средства: параллельно с общепедагогическими принципами (учета возрастных особенностей, связи обучения и воспитания с жизнью, системности и последовательности, единства воспитательных воздействий, опоры на положительные качества личности и др.), в основу процесса отбора программного материала по курсу “Истина, Добро и Красота” нами были заложены принципиально важные моменты, характеризующие специфику совместной деятельности, результатом которой должно стать развитие духовной сферы личности: принцип интегрированного подхода; принцип дополнительности и диалога мировоззренческих систем; принцип учета региональных и этно- конфессиональных особенностей; принцип подбора материала, способного по будить детей к творческой деятельности, реализации нрава свободного выбора. Исходя из перечисленных принципов организации педагогического процесса основными методами его организации являются: игровая деятельность (проблемные игровые ситуации, ролевые игры, деловые игры, игры- диагностики), творчески продуктивная эстетическая деятельность; работа по текстам с духовно-нравственной тематикой; совместная духовно окрашенная деятельность педагога и учащихся; беседы и дискуссии, формирующие основы свободы выбора религиозного и этнического мировоззрения детей. Ожидаемые результаты: достаточный уровень сформированности у детей основы адекватных, полноценных духовно-нравственных представлений через анализ образов героев религиозных повествований (традиционные религии, представленные в регионе) и раскрытие смысла притч; понимание детьми значимости общечеловеческих ценностей, независимо от формы их выражения; умение детей судить о поступках по их мотивам, а не по результатам; повышение уровня развития эмпатии, внимания к состояниям и переживаниям других людей, проявления сочувствия; уточнение, представления о явлениях духовно-нравственной сферы жизни, выражающиеся несложными этическими категориями; формирование эмоционально-нравственных основ отношения детей к религии как базе национальной культуры, оказывающей непосредственное влияние на уровень духовного и нравственного развития народа; формирование у детей представлений о литературных, музыкальных произведениях, произведениях изобразительного искусства на библейские, коранические и другие религиозные темы, сюжеты которых имеют духовно-нравственную окраску; формирование знаний детей об основополагающих правах и свободах личности в вопросах выбора типа мировоззрения, о технологии обеспечения религиозной безопасности, осуществлении религиозной и этнической толерантности; обогащение внутреннего мира ребенка, палитры положительных качеств его личности; формирование готовности детей к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию; расширение кругозора, обогащение словарного запаса детей через введение новых для них нравственных понятий в активную лексику. Место курса «Истина, Добро и Красота» На изучение курса в учебном плане в МБОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» отводится 1 час в неделю всего 34 часа. Планируемые результаты курса. В результате прохождения программы курса предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо: 1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. 2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его достижения необходимо: • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным. В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. В реализации данной программы я использую гуманно-личностную технологию, так как именно она направлена на развитие творческих способностей ребенка, путем раскрытия его личностных качеств, на развитие и становление познавательных сил ребенка, на обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Личностные, метапредметные и предметные результаты работы курса «Истина ,Добро и Красота» В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. Требования к уровню сформированности знаний и умений учащихся К концу обучения учащиеся должны знать: • основные моральные нормы, • основы светской и религиозной морали, • представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России, • ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, • простые правила этикета. К концу обучения учащиеся должны уметь: • уметь видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, • ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступках окружающих людей, • решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства, • следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи, • строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Оборудование: художественные альбомы с фотографиями архитектурных сооружений разных эпох и народов, имеющих духовную ценность; альбомы с репродукциями произведений искусства духовной тематики; аудио- и видеозаписи духовной музыки и национальных, религиозных обрядов (традиционные религии, представленные в регионе). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Календарно – тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Я и жизнь Тема 1. Вводный урок. Книга Книг - история Библии. Ветхий Завет, Новый Завет - уникальность и единственность. Лучшие стихи на Земле. Коран, Библия, Тора другие Священные Книги. Ценность книг для духовной культуры человечества. Значение книги в жизни каждого человека. Религиозные заповеди. Тема 2. Добро и зло. Евангелия: чему учат евангельские притчи? Что такое «притча»? Дети в религиозных притчах. Бог и Сатана Добро и Зло. Добро и зло в жизни человека. Борьба добра и зла. В чем сила добра? Тема 3. Добро в нашей жизни. Добрый человек и его поступки. Быть и казаться. Мотивы поступков человека. Результаты добрых и злых дел. Сатана - Человек - Бог. Тема 4. Красота. Чем красив человек? Изба красна углами, а человек - делами. Красота слова, красота дела, красота лица, красота мира, красота жизни. Чем красивы окружающие нас люди? За что мы ценим красоту. Тема 5. Добро и Красота. Не все то золото, что блестит. Красота лица и красота души. Красота внешняя и внутренняя. Истории Священных книг о человеческой и божественной красоте. Милосердие, сострадание, любовь. Тема 6. Истина (правда). Суд Соломона. Цена и мотивы обмана. Цена лжи. Ложь: обман, кража, лицемерие, предательство. Душевный груз от обмана и предательства. Правда или ложь? Лицемерие - образ жизни? Тема 7. Зависть. Десятая заповедь Закона. Какого цвета зависть? Кому и чему завидуем? Месть. Прощение. Совесть - главный закон честной жизни. Совесть, стыд и страх. Цена жертвы. Эгоизм и гордыня. Тема 8. Христианство и искусство. Библейские и евангельские сюжеты в живописи, в архитектуре, в музыке, в театре и кино. Красота христианского искусства. Религиозность и светскость в искусстве. Искусство как духовная ценность. Тема 9. Жизнь и ее смысл. Поиски смысла жизни. Наши обязанности перед собой и людьми. Внутренний закон. Этический закон - закон жизни. Наши права и свободы. Раздел 2. Я и мой мир Тема 1. Религия в жизни и искусстве. Многообразие Священных книг (выставка Священных книг православных христиан и других конфессий). Почему у разных людей Бог разный? Вавилонская башня. Сооружения во имя красоты и любви к Богу (демонстрация культовых сооружений различных конфессий в разных странах мира). Слушание органной музыки И.С. Баха. Д/3: найти свидетельства того, что религия занимает определенное место в жизни людей и искусстве. Тема 2. Чем красив человек? Занятие 1. Чтение и анализ сказки А. Куприна «Синяя звезда» Выставка портретов; беседа о внешней красоте изображенных на них людей. (Среди изображений лики Святых, Христа). Соотношение внешней и внутренней красоты. Красота поступков. Д/3: нарисуйте портрет принцессы и жителя благоухающей страны. Занятие 2. Анализ рисунков: деление на 4 группы - злой, добрый, красивый, некрасивый. Чем красив человек? Нравственный закон. Заповеди. Тема 3. Религия и характер человека. Жития Святых. Чудотворные иконы. Могут ли люди, веря разным Богам, любить друг друга? Притча о милосердном самаритянине. Игра «Доброе слово». Тема 4. Добро или зло? Познание добра и зла Адамом и Евой. Природа добра и зла. Десять заповедей. Личность Иисуса и Его жизнь. Понимание чуткости, бескорыстия, добра. Д/3: игра «Тайный друг». Тема 5. Я и моя семья. Подведение итогов игры «Тайный друг». Определение понятия «настоящий друг». Друзья в семье. Почитай отца и мать своих. Порядок, установленный в семье. Д/3: нарисуй свою семью. Тема 6. Моя мадонна, кто она? Суд Соломона. Жизнь Божьей матери. Чудотворные иконы: Владимирская Божья матерь, Иверская икона Божьей Матери. При солнышке светло, при матери - добро. Мамины руки не знают скуки. Д/3: «признание в любви». Тема 7. Кто ближний мой? Основное правило христианства: «Возлюби ближнего, как самого себя». Кто ближний твой? Решение этических задач. Д/3: напиши сочинение на тему: «Я и мои дела». Тема 8. Мой мир и я. Сотворение мира в шесть дней (библейский коранический варианты). Уникальность природы. Место человека в мире вещей. Мои младшие друзья (отношение к животным). Д/3: нарисуй или напиши о животных, которые живут у тебя дома. Раздел 3. Закон и я Тема 1. Мир добрых дел. Поступки людей в жизни и в литературных произведениях. Корысть и бескорыстие. Обманчивость внешнего (истинные мотивы). Осколки доброты. Д/3: нарисуйте или опишите поступок, который произвел на вас сильное впечатление. Тема 2. Не убий. Сочувствие и жестокость. Каин и Авель. Понимание заповеди детьми. Возможность причинения вреда словом, молчанием, бездействием. Тема 3. Совесть - мой внутренний голос. Все правильно, если, конечно, совесть во внимание не принимать. Что такое совесть? Как мне поступить - дело совести. Христос и Иуда. Тема 4. Не укради. Я и другой. Мое и чужое. Желание и возможность Зависть - Кража - Ложь. Роль денег в жизни человека. Решение этических задач истинная щедрость - «Две лепты бедной вдовы». Тема 5. Умей прощать. Люби врагов своих. Терпение: сила или слабость? Начни с себя. Гордость и гордыня. Раздел 4. Я и любовь Тема 1. Кто мы? Какие мы? Игра-тест «Светофор (выявление самооценки и взаимооценки). Легенда «Иисус и грешница». Работа по тексту рассказа А. Маркуши «Азбука мужества» начни с себя. Самолюб - никому не люб. Изучение рассказа Л. Бердника «Две криницы» - смысл жизни. Тема 2. Не делай людям того, чего себе не желаешь. Золотое правило христианства, его преломления в других этических религиях. Беседа по содержанию притчи о милосердном самаритянине. Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка». Сравнение поступков Вити и героев стихотворения А. Барто «Три очка за старичка». Корысть или человеколюбие? Тема 3. Не убий: сочувствие и жестокость. Возможность выбора: добро или зло. Чтение и анализ произведения Г. Сенкевича «Янко-музыкант». Разбор повествования «Каин и Авель». Сопоставление произведений. Первый запрет убийства. Мудрость библейского закона. 'Тема 4. Я и моя семья. Изучение рассказа С. Я. Маршака «Отец». Беседа о порядке, установленном в семье и роли каждого члена в ее жизни. Повествование «Блудный сын» - чти отца и мать своих. Написание сочинения-миниатюры на одну из тем: «Те, кого люблю», «Я - будущее семьи», «Мои родители», «Моя семья». Тема 5. Лень и человек. Чтение и анализ стихотворения Р. Сефа «Странное дело», «Шесть дней работай и делай всякие дела свои...» - четвертая заповедь закона. Анализ стихотворения С. Я. Маршака «Кот и лодыри». Учеба - главный труд. Тема 6. Во храме слова. Третья заповедь закона Моисеева. Язык - Божий дар и главное средство общения. Значение слов «совесть», «мир», «истина», «красота», «добро» и правила их употребления. Знакомство с книгой С.Ф. Ивановой «Введение во храм слова». Тема 7. Любовь к Родине - дело святое. Родина - мать. Благословение на битву войска А. Невского. Чтение и анализ стихотворения А. Ахматовой «Молитва». Изучение рассказа Б. Лавренева «Большое сердце». Тема 8. Этический кодекс класса (обобщающее занятие). Список рекомендуемой литературы 1.Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71 2.Алтаев, В. В дебрях мордвы / В. Алтаев - Саранск, 1991. - 72 с. 3.Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика - 2005 - № 2 - С. 67-68. 4.Батурина, Т. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Т. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995. - 72 с. 5.Бауэр, М. Сказки о цветах / М. Бауэр - Калуга: Духовное познание, 1994. - 88 с. 6.Библия для детей / Сост. А. Соколов.-М.: Водолей, 1991,-472 с. 7.Геллман, М. Где живет Бог? / М. Геллман, Т. Хартман - М.: Огонек, 1992. - 95 с. 8.Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика» / Е. Ермакова // Народное образование. - 2003 - № 9 - С. 21-24. 9.Зехлин, Г. Маленький ослик Марии: перевод со шведского / - Калуга: Духовное познание, 1993. - 168 с. 10.Иванова, С. Ф. Введение во храм слова/ С. Ф. Иванова-М.: Школа-Пресс, 1994. - 271с. 11.Лагерлеф, С. Легенды о Христе / Перевод со шведского / С. Лагерлеф - М., 1991 —174 с. 12.Легенды и предания мордвы / Сост. Л. В. Седова. - Саранск, 1982. -119 с. 13.Леднев, В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Лед- нев // Стандарты и мониторинг в образовании - № 1. - 2001. - С. 34-39. 14.Магдалина, М. Мысли о детях в православной церкви сегодня /М. Магдалина - М., 1992.-486 с. 15.Павлова, Л. Поэтика народных традиций - детям / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. 2000, №12. - С. 68-71. 16.Печин, Ю. В. Занятия по этике христианства с детьми младшего школьного возраста / Ю. В. Печин // Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С. 43-44. |