Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 377.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации24.01.2014
Размер377.39 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3
Программа государственного экзамена для обучающихся по направлению подготовки 030600 – История, профессионально-образовательная программа

«История и культура регионов России»
Раздел 1

1. Современная историческая наука, ее гносеологические

и социальные функции

Изменение статуса истории в системе научных дисциплин и в общественной практике. Связи исторической науки с современностью. Осмысление влияния исторического прошлого на характер современных политических, социальных, экономических, демографических процессов. Концепции зависимости развития от предшествующего исторического пути, историко-культурная инерция социальных институтов, «движение по колее». Рост осознания необходимости повышения социальной активности истории, ее воздействия на общественно-политическую жизнь – важнейшая тенденция развития исторической мысли начала XXI в. Общественный запрос и науч-ный ответ. Влияние на результаты познавательной и творческой деятельно-сти историка формирования в обществе новых ценностных ориентиров. Формирование новой исторической культуры и нового исторического созна-ния.

2. Современное состояние исторической науки в России и за рубе-жом. Основные тенденции в исторических исследованиях

Изменение интеллектуальной атмосферы академического сообщества под влиянием перехода от индустриального общества к информационному. Глобализация исторической науки. Базовые концепции «нового историциз-ма». «Лингвистический поворот» и «семиотический вызов». Постмодернист-ская теория и ее критика. Антропологические концепции культуры. К. Гиртц. Соотношение генерализирующего и индивидуализирующего подходов в со-временной методологии истории. Возможность применения методов соци-альных и точных наук, формализации и количественного анализа. Современные поиски объяснительных моделей в зарубежной и российской исторической науке. Гносеологический, аксиологический и методологиче-ский плюрализм и признание его ценности. Новые интерпретации идеи про-гресса и поступательности мировой истории в современных условиях. «Прагматический поворот» и проблема синтеза социальной и культурной ис-тории, макро- и микроподходов в историографии. Проблема соотношения общества и индивида и ее решение в новейшей историографии. Теория структурации Э. Гиденса. Диалогическая концепция М.М. Бахтина. Разра-ботка проблем когнитивной истории. Диверсификация предметной области исторических исследований. Традиционная история: основные направления ее развития и модернизации в современных исследованиях.

3. Современные подходы и течения в практике

исторических исследований

Глобальная история (world history), как попытка преодоления ограни-ченности национально-государственных историй и выработки целостной всемирной истории, а не суммы частных истории. Гносеологические основы глобальной истории. Концепция глобальной истории Ф. Броделя и новая концепция универсальной истории человечества. Возможность «взгляда с периферии» и сравнительного анализа процессов. Опора на представление о структурной когерентности мирового исторического процесса и взаимозави-симости всех его локальных акторов, учет многообразия и различий. Про-блемы миграций, мобилизующей роли этнического самосознания, экологии, энергетики в парадигме глобальной истории. История России в современных концепциях глобальной истории.

Антропологическая история (историческая антропология), использование ее подходов к изучению отечественной истории. Формирование антро-пологической истории как направления исторической науки. Задача синтеза всей исторической действительности в фокусе человеческого сознания. По-нятие инаковости и диалога культур. Понятие ментальности. Перенесение центра тяжести исследований с групп на индивида. Переход от объяснитель-ных моделей исторических изменений к моделям многофакторным. Соци-ально-культурный контекст. Неоднозначность функциональных связей. Формы человеческой активности, индивидуального и коллективного поведе-ния. Коллективная и индивидуальная психология как неотъемлемая часть ис-торического процесса. Изучение обычаев, ценностей, представлений, верований всех социальных классов и групп общества. Менталитет как един-ство сознательного и бессознательного: противоречивость современных под-ходов. Диалектика индивидуальных и коллективных ментальностей как ключевая проблема ментальной истории.

История повседневности: основные концепции и их реализация отече-ственными и зарубежными авторами при исследовании истории России. Тео-рия повседневности. Использование макро- и микроподходов в исследовании истории повседневности.

Особенности источниковой базы исследований по истории повседнев-ности. Структуры (матрицы) повседневности: социально-экономические от-ношения, ценности, структуры материальная среда, социальная стратификация, культура, занятия, девиантное поведение и др. Культура по-вседневности и специализированные формы культуры: наука, искусство, ре-лигия, философия, политика, право, мораль. Интегрирующие свойства культуры повседневности. Национальное своеобразие, провинциальный ас-пект и общечеловеческий характер в истории повседневности. Нормативное и инновационное в повседневности, коллективное и индивидуальное.

Устная история. Устная история как научное и социальное явление со-временности. Устная история как неинституированная память общества, по-пытка преодолеть государственную запрет. Институализация устной истории на дисциплинарном уровне. Школы и направления устной истории в совре-менном гуманитарном знании, интеграция дисциплинарных подходов: исто-рия, социология, психология, пара- и социолингвистика, антропология куль-турная и социальная, политология, аксиология. Устная история и традиционная историческая наука - не "вместо", а "вместе". Презумпция су-ществования устной истории как составляющей "summa culturae". Статус устной истории в отечественной исторической науке. Терминология и мето-дология дисциплины. Типология устной истории. Устная история как метод новейшей истории, истории повседневности, исторической антропологии и исторической психологии. Роль устной истории в создании коллективной и индивидуальной идентичности. Роль социального контекста для устной ис-тории. Отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах. Теории и методика "инициативного документирования" - со-здания источников устной истории. Проблема сопрягаемости информации: «история как прожита» и «история как записана». Значение устной истории и источников устного происхождения для познания отечественной истории.

Интеллектуальная история, применение ее подходов в современной отечественной историографии. Интеллектуальная история как история ин-теллектуалов, которые создавали, обсуждали и пропагандировали идеи. Ар-тур Лавджой. Интеллектуальная история как субдисциплина. Изучение идей через культуру, биографию и социокультурное окружение. Социокультурная детерминация областей интеллектуальной истории - истории знаний, истории науки и дисциплинарной истории. Постмодернизм и поиски новой интеллек-туальной истории. Оппозиции: «ученое» и «народное», производство и по-требление идей, реальность и репрезентация идей. Научный нарратив, его компоненты, стилистика, типы, особенности высказывания, терминология. Особенности национальных историографий в способах концептуализации интеллектуальной истории.

Гендерная история как составная часть отечественной исторической науки. Гендерная история и история женщин: соотношение понятий. История женщин в контексте истории общества. Синтетическая (системная) модель гендера Джоан Скотт. Тенденция интеграции «истории женщин» в простран-ство всеобщей истории. Проблема соотношения приватного и публичного в гендерной истории. Массовое, обыденное и нормативное представление о гендерных ролях и представлениях. Роль гендера в распределении властных полномочий. Вопрос о сексуальном контроле и сексуальном поведении в гендерной истории. «История мужчин». Гендерная проблематика в контексте отечественной политической, социальной, культурной и интеллектуальной истории.

История детства как проблема в зарубежной и отечественной историо-графии. Социальный, антропологический и культурный контекст истории детства. Основные подходы и методы изучения истории детства.

Локальная история: проблемы и перспективы развития. «Новая локальная история». Структуры «коллективной биографии» локаль-ной общности. Основные подходы к исследованию человеческих общностей: со стороны индивида и со стороны социальной среды. Междисциплинарность в локальной истории. Изучение проблем локальной истории в зару-бежной и российской историографии. Соотношение понятий локальная и ре-гиональная история

Микроистория как наука об индивидуальном и уникальном в истории. Методологический кризис 1960-1970-х гг. и поиски выхода из него. Итальян-ская школа микроистории. Д. Леви. К. Гинзбург. Ж. Ревель. Характерные черты микроисторического подхода и его многообразие. Микроанализ в «но-вой социальной истории». Проблема соотношения микро- и макроистории, важность исторического контекста для связи микро- и макроистории. «Ка-зус», изучение индивидуального и уникального в зарубежной и отечествен-ной истории. Ю.Л. Бессмертный. Микроисследование как способ учесть все документальные свидетельства, относящиеся к изучаемому вопросу, и отра-жения индивидуальности объекта исследования. Направления микроистории: историкодемографеское, микроэкономическое, ментальное. Специфика ста-тистических микроданных. Микроисторические исследования по отече-ственной истории.

Историческая биография и персональная история. Социально-ориентированная биографическая история. Двусмысленность «case study». Биография как особый синтетический жанр. Феномен «биографической ил-люзии» (П. Бурдье). Проблема самовосприятия и неповторимости (М. Мосс). Фрагментарность индивидуальной биографии. Биографические исследования в отечественной истории.

Семейная история. «Новая научная история» и расширение тематики частной жизни: история семьи, сексуальности и т.д. Выделение истории се-мьи в качестве самостоятельной дисциплины. От истории домохозяйства к вопросам внутрисемейных отношений. Комплексный подход: изучение бра-ка, деторождения, воспитания детей, старения и смертности ее членов. Се-мейные стратегии поведения (П. Бурдье). Связь семейной истории и социальных изменений (М. Андерсен). Понятие «жизненного пути» (Т. Харе-вен). Теория жизненных переходов. Семейный цикл. Практика и перспекти-вы исследований семьи и брака в отечественной истории. Проблемы генеалогических исследований.

4. Субъективный фактор в современной исторической науке

Субъективный фактор исторического исследования: проблемы само-ориентации, самосознания и саморепрезентации историка в пространстве ис-тории. Историческое исследование как результат познавательной деятельности историка. «Профессия историка» как самостоятельная тема ис-следования в начале XXI века. Психологический облик профессионального историка. Проблема соотношения индивидуального научного творчества с историей коллективного разума науки. Принцип детерминизма в научном мышлении. Иерархическая структура мотивационной сферы ученого. Внут-ренняя и внешняя мотивации. Соотношение личного опыта и логики научно-го познания. Интуиция и творчество историка. Историк в пространстве современного научного общения. Полемика как форма генезиса нового зна-ния и воплощение защитного механизма научного сообщества. Оппонент-ский круг и отечественная научная традиция. Научные коммуникации и открытое общество. Особенности школ в исторической науке. Типы совре-менных исторических исследований. Эмпирическое или конкретно-историческое исследование. Тематическое исследование. Историографиче-ское исследование (проблемная историография, творчество отдельного исто-рика, изучение научно-организационной компоненты исторической науки, изучение отдельных научных сообществ, особенности трансляции историче-ского знания и др.). Источниковедческое исследование. Презентация истори-ческого исследования. Жанры исторического исследования: тезисы, статьи, монографии, диссертации. Новые жанры («автонекрологи», «интеллектуаль-ная автобиография»).
5. Междисциплинарные подходы в контексте

методологии истории

Исторический аспект междисциплинарного подхода в исторической науке. Новое поле исследования и требования синтетического понимания че-рез применение инновационных подходов в новой исторической науке.

Понятие дисциплинарного подхода. Дисциплинарный подход и пред-мет исследования. Диполь: накопление знаний и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира. Концептуальные и мето-дологические трудности при использовании дисциплинарных подходов. Особенности междисциплинарного подхода как перенос методов исследова-ния из одной дисциплины в другую. Отход от узкой специализации и «раз-дисциплинирование» гуманитарных предметов. Расширение границ истории.

Взаимодействие и взаимопроникновение в процессе познания методов отдельных отраслей исторического знания, естественнонаучных и гумани-тарных подходов к историческому прошлому (И.Д. Ковальченко, М. Эмар) использование историками способов постановки вопросов, дефиниций, при-емов классификации, методов. Свободная циркуляция научного аппарата. Ковальченко об истории как комплексной интегральной науке. Математиче-ские методы и повышение достоверности, доказательности и точности гума-нитарных наук. Перенос идей и посылок научного познания из одной области науки в другую, использование понятийно-категориального аппарата и мето-дов одних областей знания другими. Возникновение новых общенаучных подходов и методов. Б.Н. Миронов о несовершенстве понятийного аппарата. Модернизация истории и язык смежных исторических дисциплин. Появление новых терминов, отличных от традиционных исторических понятий.
6. Методы формализации и количественного анализа как важный инструмент применения в исторических исследованиях междисциплинарных подходов. Клиометрика.

Синергетика. Понятие энтропии, диссипации, бифуркации. Синергети-ка как общенаучный подход о явлениях самоорганизации и возникновении качественно новых структур. Использование математических моделей разра-ботанных в рамках нелинейных динамических систем и математической тео-рии хаоса. Перспективы анализа проблем альтернатив исторического развития. Междисциплинарная методология. Генерализирующий и индиви-дуализирующий подходы. Генерализирующий подход. Выявление законо-мерностей. Связь с точными и социальными науками: формализация и качественный анализ. Спад генерализирующего подхода к концу 20 века. Разочарование в возможностях создания рациональной схемы мировой исто-рии (постпозитивизм) и объективное познание культур прошлого как систем (постструктурализм). «Синтетический» и «аналитический» стиль мышления.

Клиометрика и ее возможности исследования отечественной истории. "Новая экономическая история" и клиометрика: этапы развития. Соотноше-ние терминов "новая экономическая история" и "клиометрика" Клиометрика как одно из основных направлений развития исследований по экономической истории в мире (1980- гг. - начало XXI века). Методология клиометрики. Роль экономической теории, эконометрических методов, источников. Гипо-тезы и их верификация в клиометрике. Контрфактические модели. Институ-циональная структура клиометрики. Клиометрика в исследованиях по зарубежной и отечественной экономической истории. Новые подходы в клиометрике. Нелинейные модели и теория хаоса в исследованиях динамики финансовых рынков. Антропометрические методы в задачах изучения дина-мики благосостояния. Сетевой подход в изучении экономических сообществ. Механизмы информационного обмена и "неценовые сигналы" в изучении не-рыночной экономики.
7. Применение социологических понятий, методов и приемов в историческом исследовании

Понятия личности, социальной группы, социальной структуры, соци-альной мобильности, социализации. Внесение в эти термины исторического содержания. П. Сорокин. Теория и методология социальной мобильности. Основные тенденции социальной мобильности в современном российском обществе. Методы конструирования социального факта как реальности. Си-стема фактов как эмпирическая база теоретических знаний. Установление связи между ними и традиционными историческими понятиями. Проблема масс и массового сознания как важный системообразующий фактор ком-плексных исследований. Социальная макросистема и формирование научных представлений о механизмах функционирования масс в социально значимых процессах, особенностях массового сознания, настроений и массового пове-дения людей. Массовое сознание как арена борьбы элит и идеологий за мас-сы, как критерий реальной жизнеспособности и эффективности исторических альтернатив. Место и роль масс в прошлом, настоящем России в системе специфического взаимодействия власти и общества. Новое осмысление кон-цепции возрастания роли масс. Нации. Межнациональные отношения в со-временном мире и России. Национализм, его проявления в современном обществе. Конкретно-социологический метод в истории. Накопление, отбор, обработка и анализ достоверной информации. Направление на изучение со-циальной обусловленности социальных, государственных, правовых инсти-тутов, выявление эффективности их деятельности, оптимальные пути становления государственно-правовых и социальных механизмов в стране. Использование социально-статистического метода для изучения явлений свя-занных с массовостью, устойчивым характером, повторяемостью. Просопо-графия. Школа изучения элит. «Новая демографическая история». Методы и методики исторической демографии. Понятия режима воспроизводства насе-ления и типа воспроизводства населения. Методы и методика исторической демографии в исторических исследованиях и возможности использования в практической деятельности для аргументации разнообразно толкуемых исто-рических фактов и событий (например, «голодомор» 1930-х гг., потери СССР в Великой Отечественной войне, территориальных спорах современности и др.)
8. Культурологические подходы в исторических исследованиях. Семиотика
Описание, обобщение и систематизация данных эмпирических иссле-дований культуры. Аксиологический подход. Методы и методики культуро-логии в исторических исследованиях. Проблема человека в культуре. Культура и власть. Национальное, общечеловеческое и космополитическое в культуре. Элитарная и массовая культура. Доминирующая культура. Понятие «субкультур». Управление культурой. Понятие «культурной политики»: це-ли, задачи, механизм управления. Типология культурной политики. Искус-ство как явление эстетической культуры. Символическая функция культуры. Понятие культурного наследия. Историко-культурное наследие в культурной политике государства.

Теория повседневности. Соотношение менталитета культуры и обы-денной культуры (в том числе и культуры повседневности). Культура повсе-дневности и специализированные формы культуры: наука, искусство, религия, философия, политика, право, мораль. Интегрирующие свойства культуры повседневности. Место и роль культуры повседневности в истории национальной и общечеловеческой культуры. Национальное своеобразие, провинциальный аспект и общечеловеческий характер в культуре повседнев-ности. Культура повседневности в кругу смежных понятий: социум, быт, нравы и обычаи, ритуалы и привычки, стиль, традиция, канон. “Жизненный мир”. Нормативное и инновационное в культуре повседневности, коллектив-ное и индивидуальное. Вечное и преходящее в культуре повседневности. Ис-торизм в понимании культуры повседневности. Эволюционный характер изменений менталитета и ментальностей в истории культуры. Повторяемость и глубинная преемственность культуры повседневности. Гендерные подходы в истории повседневности.

Семиотика и история. Концепция текста. Понятия семиотики. Знак. Изобразительные знаки, индексы и диаграммы. Сигнификация. Процесс се-миозиса. Парадигматические и синтагматические отношения между знаками. Синхрония и Диахрония. Развитие семиотики в 20 веке. Московский и Праж-ский лингвистические кружки. Семиотика истории. Возникновение москов-ско-тартусской семиотической школы. Ю. Лотман, Б. Успенский, Б. Гаспаров. Понятие семиосферы. Особенности культурно-семантического подхода к истории.
9. Методы и методика политологии и права в исторических исследованиях
Политология. Понятия «политика», «власть» (легитимность и легаль-ность власти), «государство», «формы государства», «формы правления», «политический режим», «политическая система», «государственный аппа-рат», «разделение властей», «гражданское общество», «правовое государ-ство». «политические движения», «политическая партия». Методы и понятия политологии применительно к истории России 20- начала 21 веков.

Методика правовых исследований в истории. Понятия права и его роли в жизни общества. Правовое сознание и правовая культура. Нормы права и его источники. Методика исследования законодательных актов примени-тельно к истории. Методика исследования Конституций, конституционных прав и обязанностей. Правоотношения и юридическая ответственность. Пра-ва человека. Основы конституционного строя Российской Федерации.
10. Источниковедение региональных исторических исследований.

Проблема источников по региональной истории в свете современных теорий источниковедения. Феноменологическая парадигма регионального источниковедения. Прагматический (целевой), семантический и синтаксический аспекты информационного ресурса источников по истории российских регионов. Этапы формирования источниковой базы региональной истории.

Подходы к классификации источников по истории регионов России. Материальные источники (артефакты), визуальные источники (памятники и комплексы памятников). Кинофотофонодокументы. Фольклор. Лингвистические памятники. Письменные источники и их виды. Региональная пресса. Значение источников личного происхождения для изучения местной истории. Массовые источники. Устные источники.

Архивная база региональной истории. Центральные архивы, их региональная компонента. Местные архивы. Проблема публикации архивных документов.

Информационные ресурсы региональной истории в сети Интернета. Основные типы сайтов по дисциплине. Правила описания электронных ресурсов.

Внешняя и внутренняя критика источника. Проблема профессиональной подготовки в области источниковедения при изучении региональной истории. Технические способы анализа источников. Разработка вопросов источниковедения региональной истории.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск