Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 162.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.02.2014
Размер162.9 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Каргасокская детская школа»
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор

МОУДОД ДШИ с.Каргасок

___________/ П.Т.Власенко

Протокол

№___ от______________ «____»___________20___г.

ПРОГРАММА

по предмету «Основы театрального грима»

Срок реализации 2 года


Автор (составитель)

Нигматулина Ирина

Анатольевна, __________

преподаватель

театрального отделения


Обсуждена и принята на заседании

методического совета ДШИ

Протокол № ____ от __________

с.Каргасок 2008г.

Пояснительная записка:

Обучение в школе искусств по предмету «Основы театрального грима» является одним из важнейших этапов начальной подготовки обучающихся на театральном отделении. От того, насколько правильно заложены первоначальные основы этого предмета, будет зависеть активность участия в театральной жизни воспитанников школ искусств, неважно будет ли это профессиональный коллектив или же самодеятельный.

Данная программа разработана с целью внедрения в практику ДШИ дифференцированного обучения. Далеко не все дети могут успешно справиться с требованиями типовой программы, особенно это относиться к детям младшего школьного возраста, детям, перегруженным в общеобразовательной школе и др. Поэтому данная программа составлена с учетом различных способностей и возрастных категорий учащихся, и дает возможность каждому ребенку приобщиться к театральному искусству.

Вид программы – адаптированная, составлена на основе типовой учебной программы для театральных отделений школ искусств «Грим», автор И.С. Сыромятникова (1988 г.).
Цели и задачи:

Целью обучения по предмету «Основы театрального грима» является развитие творческих способностей учащихся, фантазии и импровизации, воспитание общей культуры, овладение навыком гримирования, как средством достижения необходимого альянса между внутренним и внешним миром желаемого образа.

Обучение по предмету «Грим» предполагает решение следующих задач:

  • создать благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся и их индивидуальных особенностей;

  • научить пользоваться различными гримировальными средствами, соблюдая гигиену;

  • воспитать усидчивость, внимательность, точность, аккуратность, чувство меры;

  • сформировать осмысленное отношение к гриму, как к одному из ярких средств художественной выразительности.


Методические рекомендации:

С первых занятий педагог должен воспитывать в учащихся чувство меры в работе с гримом, аккуратность, усидчивость и умение организовать свою работу в определенных временных рамках.

Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий, иллюстративного материала, слайдов.

Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых уроков приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть занятия.

При разборе новых тем педагогу необходимо использовать наглядный иллюстративный и видеоматериал, а так же руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы учащихся, попытки импровизации, нахождение новых идей в выполнении задуманного грима. От этого во многом будет зависеть успеваемость учащихся.
Структура дисциплины:

Предмет «Основы театрального грима изучается в течении 2 лет, на основе тематического плана.

Организация учебного процесса строиться на логических связях, предусматривающих непрерывное всестороннее качество работы с материалом.

Основной формой занятий является урок (45 минут). В зависимости от поставленной задачи в содержание входит:

  • повторение пройденного материала, проверка домашнего задания (по необходимости);

  • подготовка к уроку (гигиеническая подготовка лица);

  • теоретический разбор новой темы;

  • практическая работа, основанная на новой теме;

  • совместная оценка проделанной работы;

  • формулировка домашнего задания;

  • уборка (поэтапное, грамотное разгримирование, уборка рабочего стола).


Учет успеваемости

Основной формой учета успеваемости учащихся является 5-ти балльная оценка, выставляемая педагогом в конце полугодия. В конце учебного года выставляется итоговая оценка. Оценка, выставленная учащемуся в конце обучения по предмету, выставляется в свидетельство об окончании ДШИ.

Контрольной точкой по предмету является зачет или участие в мероприятии, с применением грима.
Критерии оценки

Оценка учащегося осуществляется в форме цифрового балла или оценочного суждения. Оценить работу ученика одним только баллом практически невозможно. Словесная оценка позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его творческой деятельности, проанализировать его возможности. Оценочное суждение сопровождает любую оценку в качестве заключения по существу работы, раскрывая как положительные так и отрицательные стороны, а так же способы устранения недочетов и ошибок.

Характеристика, которую дает педагог своему ученику, должна стать определяющей. В характеристике учитываются следующие моменты:

  1. возраст учащегося, класс;

  2. степень заинтересованности в учебе;

  3. степень сложности исполняемой работы;

  4. оценка самой работы;

  5. общее впечатление;

  6. степень выполнения поставленной задачи, анализ причин неудачного выступления;

  7. трудолюбие аккуратность, внимательность.


Объем курса и предполагаемое содержание

На предмет «Основы театрального грима» согласно программе и учебно-тематическому плану отводиться 72 академических часа. Весь курс обучения состоит из 5 разделов:

1 класс

1. «Введение»

2. «Техника гримирования»

3. «Грим, как компонент сценического образа»

2 класс

4. «Комбинированные приемы гримирования»

5. «Грим, как жанр»

Такое разделение позволяет постепенно и правильно привить навыки владения учебным материалом.
Условия реализации программы

Формы, методы, приемы обучения осуществляются с учетом возрастных особенностей учащихся. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю, с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Возраст обучающихся от 10 до 12 лет.

Для реализации программы необходимо небольшое, хорошо освещенное помещение со столами, оборудованными тройными зеркалами, с дополнительным освещением. Расходные материалы, необходимые для реализации программы:

  • грим различных видов и оттенков;

  • парики, клей, средства для скрепления и завивки волос;

  • косметика различного вида;

  • вазелин, детский крем, ватные и поролоновые тампоны, кисточки разных размеров;


Учебно-тематический план

1 год обучения



Наименование темы

Общее количество часов

В том числе теоретические занятия

В том числе практические занятия

1.

«Введение»

Из истории грима и косметики

2

1

1

2.

Технические средства грима


1

1

-

3.

Гигиена гримирования


2

1

1

3.

«Техника гримирования»

Анатомические особенности лица

3

1

2

4.

Техника нанесения грима


2

1

1

5.

Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки

2

0,5

1,5

6.

Грим веселого и грустного лица


2

1

1

7.

«Грим, как компонент сценического образа»

Времена года: зама весна лето осень

4

1

3

8.

Декоративная роспись лица


4

1

3

9.

Грим образов животных: собака, кошка, лев, леопард, поросенок, бабочка

7

2

5

10.

Грим сказочных персонажей: Баба-Яга, Леший, Кикимора

7

2

5


2 год обучения



Наименование темы

Общее количество часов

В том числе теоретические занятия

В том числе практические занятия

1.

«Комбинированные приемы гримирования»:

Национальный грим: негроидная раса, азиатская раса (монгол, китаец, японская классическая маска);

6

3

3

2.

Характерный грим


4

1

3

3.

Возрастной грим


5

1

4

4.

Пейзажи


3

1

2

5.

Грим животных


2

1

1

6.

«Грим и жанр»:

Цирковой грим (клоун)

5

2

3

7.

Новогодний грим

(Дед Мороз, Снегурочка)

2

1

1

8.

Вампир, ведьма


2

1

1

9.

Растительность и ее роль в создании сценического образа.

2

1

1

10.

Маски, полумаски. Их значение, разнообразные варианты их использования для создания сценического образа. Технология изготовления полумасок (папье-маше).

5

2

3


Содержание программы:
1 класс

«Введение»

  1. Из истории грима и косметики.

  • Объяснение термина «грим» (складка, морщинка в переводе со староитальянского).

  • Использование растительных красителей на Востоке (Китай, Япония, Индия).

  • Обрядовые, религиозные празднества.

  • Роль грима в обществе, применение масок, париков, украшений.

  • Символика цвета и условность рисунка в гриме.

  • Театры древней Греции, Рима, Японии.

  • Зависимость грима от сценической площадки и освещения.

  • Перемена грима и масок во время представления.

  • Материалы для изготовления масок (гипс, дерево, полотно). Грим и маски средневековья. Популярность полумасок в итальянском комедийном театре «дель арте».

  • Приукрашенный нарядный грим королевского двора, отсутствие реализма, подражание моде.

  • Развитие грима во времени, на примере скоморохов, а так же в русском профессиональном театре (Реализм).

  • Галерея гримов, созданных оперными певцами. Их глубина, неповторимость.

  • Гармония грима и костюма.

  • Утверждение реалистического грима в художественном театре К.С.Станиславского.

  • Роль художников-гримеров в развитии гримировального искусства.

  • Значение грима в народных театрах, художественных коллективов, театральных студий, школьных кружков художественной самодеятельности.

  • Из истории косметики. Косметические средства, их

  • Общее между гримом и косметикой, их различия. Косметика бытовая, врачебная, гигиеническая.

  • Оборудование косметического кабинета, инструменты, инвентарь, краски. Косметические материалы, их применение, хранение и уход.




  1. Технические средства грима.

  • Специальное оборудование гримировальной комнаты (гримуборной, гримерки).

  • Набор необходимых гримировальных средств и принадлежностей.




  1. Гигиена гримирования

  • последовательность процесса гримирования, а так же разгримирования;

  • условия содержания гримировальной комнаты во время работы;

  • уборка помещения. Чистка и мытье инструментов.


«Техника гримирования»

  1. Анатомические особенности лица

  • Знакомство со строением черепа, кости, впадины, выпуклости (изучить, прощупать индивидуально)

  • Изучение наименований частей лица.

  • Изучение мимики, мест возможного появления морщин;

  • Мышцы лица, их работа

  • Изменение выражения лица при различных эмоциях (злость, радость, печаль, скорбь и т.д.)

  • Освещение лица с различных ракурсов и его светотень.

  • Изменение лица актера при помощи грима.




  1. Техника нанесения грима.

  • Первые пробы консистенции и цветов грима на бумаге, смешивание цветов.

  • Правильная подборка тонов. Цветовая гамма.

  • Нанесение общего тона в соответствии с тоном кожи, растушевка.




  1. Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки.

  • Изучение возможных дефектов лица.

  • Материалы, используемые в работе.

  • Технология нанесения грима на тот или иной дефект: шрам, рубец, ссадина, синяк. Степень заживления. Цвет. Естественность, правдоподобность.




  1. Грим веселого, доброго, злого и грустного лица.

  • Изменение выражения лица при различных эмоциях (злость, радость, печаль, скорбь и т.д.)

  • Условные показатели «веселого, доброго» лица: светлый общий тон, веснушки, приподнятые брови, уголки глаз и губ.

  • Условные показатели «злого, грустного» лица: бледный общий тон, сдвинутые брови, уголки глаз и губ опущены.

  • Составление характеристики персонажа для использования грима «веселого, дорого» и «злого, грустного» лица


«Грим, как компонент сценического образа»

  1. Времена года: зима, весна, лето, осень

  • Разработка основной идеи. Особенности каждого времени года.

  • Подбор цветовой гаммы образа. Разновидности рисунка, росписи.

  • Применение живописного приема. Отсутствие мелкой детализации. Смешивание различных цветов для получения полутонов.




  1. Декоративная роспись

  • Основное понятие «декоративная». Виды росписи: татуаж, боди-арт.

  • Варианты использования декоративной росписи.




  1. Грим образов животных: собака, кошка, лев, леопард, поросенок, бабочка

  • Создание образа на бумаге (эскизы, рисунки). Влияние естественной мимики лица на создание образа.

  • Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Подбор и смешивание цветовой гаммы. Имитация натуральных деталей. Блики. Дополнительные средства (блестки, усы, уши, носы и.т.д.)

  • Особенность гримирования для передачи натурального образа или сказочного.




  1. Грим сказочных персонажей: Баба-Яга, Леший, Кикимора.

  • Характеристика образов. Создание образа на бумаге (эскизы, рисунки)

  • Использование грима, играющего как основную, так и дополнительную роль.

  • Решение цветовой гаммы.

  • Вспомогательные материалы: наклейки, гуммоз, парики, головные уборы, уши, бороды ит.д.

  • Роль костюма в разных образах.


2 класс
«Комбинированные приемы гримирования»

  1. Национальный грим

  • Расы, расовые признаки.

  • Негроидная раса. Этнические черты. Характеристика деталей лица: приплюснутый нос, мясистые губы. Цвет кожи (тёмно-лиловый, коричневый, чёрно-зелёный, фиолетово-коричневый).

  • Подбор цветовой гаммы и смешивание цветов грима для необходимого оттенка кожи. Увеличение носа, губ. Блики. Использование тёмной пудры, серег, колец, париков.

  • Монголоидная раса (монгол, китаец). Этнические черты. Детали лица. Формы глаз, носа, губ. Цвет кожи. Скулы. Различие и сходство между негоидной и монголоидной расой.

  • Последовательность гримирования. Побор общего тона. Увеличение скул, крыльев носа. Изменение формы глаз, носа, губ. Блики. Фиксация пудрой. Применение усов, парика, костюма, как дополнение к образу.

  • Из истории древнего японского театра. Японская классическая маска.

  • Подбор общего тона. Маскировка бровей и губ. Изменение формы глаз, бровей и губ. Ограниченность цветовой гаммы (красный, черный, белый). Сложность и неповторимость японских причесок с использованием различных шпилек, цветов, украшений.




  1. Характерный грим

  • Особенности характерного грима. Взаимосвязь между характером и внешностью человека. Разнообразие характерных форм лица.

  • Характерный грим отрицательного образа. Изменение формы лица. Подбор цветовой гаммы. Изменение форм носа, глаз, бровей, подбородка, скул, губ. Блики. Подбор пудры.




  1. Возрастной грим

  • Особенности возрастного грима. Изучение возрастных изменений лица на примере иллюстративного материала. Выявление места расположения возможных складок, морщин на лице учащихся.

  • Подбор общего тона. Утрирование впадин и выпуклостей. Выделение морщин, блики. Подбор оттенков пудры. Использование париков, укладок, головных уборов. Создание эффекта седых волос.




  1. Пейзажи

  • Разновидности пейзажей. Максимальное использование основных частей лица. Изучение возможностей оживления картинки за счет мимики. Подбор цветовой гаммы. Смешивание цветов с добавлением декоративной косметики. Фиксация пудрой. Варианты укладки волос, как дополнение к образу. Спектр применения данного грима.




  1. Грим животных

  • Изучение иллюстративного материала (строение черепа, морды животного, цветовая гамма). Подбор цветовой гаммы. Смешивание цветов. Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Изменение форм глаз, носа, губ. Блики. Фиксация пудрой.


«Грим и жанр»

  1. Цирковой грим (клоун)

  • Особенности циркового грима. Зависимость грима от жанра представления. Яркость, красочность, буффонада в гриме клоунов. Фантастичность, приукрашенность в гриме исполнителей номеров.

  • Просмотр видеоматериала работы клоунов на профессиональной арене. Эскизы на бумаге. Пробы грима с учетом характера клоуна (печального, веселого). Подбор общего тона. Маскировка губ и бровей. Гримирование в соответствии с эскизом, фиксация пудрой. Использование париков, головных уборов, носов, костюмов.




  1. Новогодний грим (Дед Мороз, Снегурочка)

  • Подбор цветовой гаммы (холодные тона) и умеренное ее использование. Плавные цветовые переходы. Применение декоративной косметики, блесток. Имитация седины. Разновидности головных уборов, бород, усов и их применение.




  1. Вампир, ведьма

  • Различия фантастического и сказочного грима. Просмотр видеоматериала с разновидностями грима этих персонажей. Отличительные особенности и разновидность грима персонажей. Подбор цветовой палитры. Возможное изменение всех частей лица. Использование дополнительных материалов: наклеек, гуммоза, головных уборов, париков, различных причесок.




  1. Растительность и ее роль в создании сценического образа.

  • Растительность (брови, усы, парики, щетины, бакенбарды, ресницы т.д.). Многообразие форм и цвета растительности.

  • Роль растительности в создании сценического образа.

  • Подбор цветовой гаммы грима в соответствии с цветом растительности.

  • Технология прикрепления растительности.




  1. Маски

  • История возникновения маски. Маски народов мира: древнего Китая, индейских племен, японская, русская, итальянская и др. Традиции с использованием масок.

  • Выражение маски, как основной элемент передачи характера образа. Маски, полумаски. Виды, формы. Разновидности материала.

  • Технология изготовления масок.


Требования к уровню подготовки:

По окончании 1 года обучения учащиеся должны:

  • знать основную терминологию по предмету;

  • правильно пользоваться техническими средствами и гримировальными принадлежностями.

  • уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии нанесения.

  • самостоятельно воплощать разнообразные идеи в предлагаемые образы.

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

  • уметь грамотно организовать свою работу во времени;

  • уметь правильно подобрать необходимую цветовую гамму;

  • соединяя цвета, уметь добиваться нужного оттенка, полутона, тона;

  • знать различные способы владения карандашом, кистью и т.п. для четкого нанесения линий, штрихов, контуров, бликов;

  • уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии нанесения;

  • уметь самостоятельно находить соответствие создаваемого внешнего образа внутреннему миру персонажа.


Использованная литература

  1. Артеменкова Т. Технология разработки образовательных программ. – Новосибирск, 1999

  2. Верхолов Ф.В. Грим. – М., 1964

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981

  4. Раугул Р.Д. «Грим» Пособие для театральных техникумов, ВУЗов, студий - М., 1935

  5. Сыромятникова И.С. Грим. Программа для театральных отделений школ искусств – М., 1988

  6. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 1983


Рекомендуемая литература

  1. Энциклопедия рисования/ изд. «Росмен» – Тверь, 1999

  2. Детские праздники. Театральный грим/ изд. «Росмен» – Тверь, 1998

  3. Раугул Р.Д.«Книга о театральном гриме»/ изд. «?????????????????????

  4. Сыромятникова И. «Искусство грима и прически» - М., 2000

  5. Школьников С. «Грим» - Минск, 1969





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск