№
урока
| Название раздела, главы, параграфа
| Кол.час
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Форма контроля
| Дом задание
|
1.
| Вводный урок.
|
|
|
|
|
|
| Раздел I.Меняющийся облик мира : опыт осмысления.
|
|
|
|
|
|
| Гл.I.Пути и методы познания истории.
|
|
|
|
|
|
2.
| §1,2.Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов.
| 1
| История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, теория модернизации, формационная теория.
У истоков исторической науки. Историческая наука античного мира. – Гераклит,Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Платон, Геродот, Диодор.
Историческая наука в Средние века и Новое время.. Историческая наука в XXв. Исторические источники.
Религиозно-мистические взгляды на историю.
Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII-XIXв.в. – Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Георг Гегель, Мари Франсуа Аруэ,
Становление и развитие материалистических взглядов на мир – Аристотель, Шарль Луи де Монтескье, Иоганн Гердер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Макс Вебер.
Философия истории XXв.. Цивилизационный подход к истории. Джамбатиста Вико, Н.Я.Данилевский, Освальд Шопенгауэр, Арнольд Тойнби,Л.Н.Гумилев.
| Знать основные положения урока: характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития; особенности исторического познания в античную эпоху; называть имена выдающихся историков древности; принципы исторического исследования XVIII-XIXв.в.; характеризовать источники исторического знания; определять особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс; указывать особенности исторических взглядов эпохи просвещения; новое в понимании вопроса о месте личности в истории немецким философом И.Кантом; исторический процесс по Гегелю; давать определение понятий; объяснять сущность марксистских взглядов на историческое развитие; определять движущие силы исторического процесса, стадиальная теория; называть подходы к периодизации всемирной истории
Работать с историческими источниками; давать определение понятий; работать со схемами, таблицами.
| Работа с текстом учебника, творческие задания
| §1,2,вопросы, схема
|
3.
| §3.Проблемы периодизации всемирной истории.
| 1
| Принципы периодизации истории. Этапы развития человечества – первобытная эпоха, история Древнего мира, Средних веков, Новое и Новейшее время.
Периодизация Новейшей истории.
| Называть подходы к периодизации всемирной истории
Работать с историческими источниками; давать определение понятий; работать со схемами, таблицами.
| Письменные задания. Творческое задание
| §3,вопросы,таблица
|
| Раздел II.Человечество на заре своей истории.
|
|
|
|
|
|
| Гл.2.Первобытная эпоха.
|
|
|
|
|
|
4.
| §4,5.У истоков рода человеческого. Неолитическая революция.
| 1
| Этапы становления человека – Чарлз Дарвин. Происхождение человеческих рас.Человек осваивает свою планету – эпоха мезолита, наскальная живопись, магия, фетишизм, тотемизм вожди, жрецы.
Человек и природа: первый конфликт- появление земледелия и скотоводства. Аграрно-скотоводческие культуры, развитие ремесла, торговли. Переход от матриархата к патриархату. Наступление энеолита – образование союзов племен, освоение металлов,
| Знать основные положения урока: факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы; роль межвидовой и внутривидовой борьбы в процессе эволюции; регионы, являющиеся прародиной человека; этапы первобытной истории; зарождение наскальной живописи и религиозных верований;
Изменения в хозяйственной деятельности человека; проблемы в отношении человека с природой; переход от присваивающего к производящему хозяйству; указывать факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности; объяснять понятия; изменения в человеческом обществе с началом освоения металлов.
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §4,5
| §4,5,вопросы
|
| Гл.3.Первые государства Древнего мира.
|
|
|
|
|
|
5.
| §6,7.Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации.
| 1
| Предпосылки возникновения государств. Рабовладение и общественные отношения в Древнем мире. Культура и верования в Древнем Египте. Особенности развития деспотий древности. Военные деспотии Древнего мира. Древняя Индия. Китай в эпоху древности.
| Знать основные положения урока: определять различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни, перечислять признаки государства; как климатические и природные условия влияли на становление древних государств; положение рабов; рассказывать о культурных достижениях Древнего Египта;
Указывать причины слабости деспотических государств древности; давать характеристику деспотиям; рассказывать об особенностях развития Древней Индии; определять особенности цивилизации Древнего Китая; делать выводы об отличиях новых религий от прежних верований.
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §6,7,проблемный вопрос
| §6,7,вопросы
|
| Гл.4.Античная эпоха в истории человечества.
|
|
|
|
|
|
6.
| §8,9.Города-государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем.
| 1
| Античная Греция. Города-государства Греции.Города-государства Италии. Основание Рима.
Греко-персидские войны (V в до н.э.). Пелопонесские войны IV-V в.в. до н.э. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского. Образование и распад державы Александра Македонского.
Господство над Италией. Пунические войны. Кризис Римской империи. Становление Римской империи.
| Знать основные положения урока: называть древнейшие цивилизации Греции; определять общее в развитии римского и афинского полисов; условия установления республики; указывать причины и результаты Греко-персидских войн; особенности политики Филиппа II и его сына Александра по отношению к греческим городам; государства, образованные после завоевания Александра Великого; рассказывать о подчинении Римом Италии; определять преимущества римского военного строя по сравнению с греческой фалангой; указывать факторы, обусловившие кризис Римской республики; давать оценку деятельности Суллы, Цезаря, Октавиана.
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §8,9
| § 8,9, творческие задания
|
7.
| §10.Возвышение Рима.
| 1
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §10, проблемный вопрос
| § 10,вопросы
|
| Гл.5.Крушение империй Древнего мира.
|
|
|
|
|
|
8.
| §11,12.Наступление варваров в Евразии. Закат Римской империи.
| 1
| Народы Европы в начале новой эры. Кочевые племена Азии и Китая. Начало Великого переселения народов. Возникновение христианства. Рим от золотого века к упадку. Кризис римской империи. Христианство в Римской империи. Падение Западной Римской империи.
| Знать основные положения урока: указывать демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов; характеризовать общественный уклад племен, которые римляне называли варварами; сравнивать образ жизни кочевых и оседлых племен; рассказывать о возникновении и сути христианства;Какой период называют золотым веком Римской империи; указывать экономические и политические причины кризиса Римской империи; определять цели административных реформ Деоклитиана и Константина; определять в чем выразился духовный кризис римского общества; составлять развернутый план ответа.
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §11,12
| §11,12,вопросы,таблица
|
| Раздел III.Русь , Европа и Азия в Средние века.
|
|
|
|
|
|
| Гл.6. Период раннего Средневековья (V-VI вв.)
|
|
|
|
|
|
9.
| §13-14. Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Экспансия ислама.
| 1
| Принципы периодизации Средних веков. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки. Древние цивилизации Африки. Аравийские племена в начале новой эры. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Распад Арабского халифата. Историческое наследие Арабского халифата.
| Знать основные положение урока: какой период в современной хронологии понимается под термином «средние века», чем характеризовалось мировоззрение средневекового европейца; рассказывать о доколумбовых цивилизациях Америки. Знать основные положения урока: характеризовать природные условия Аравийского полуострова; рассказывать о возникновении ислама; объяснять, почему арабы легко покорили огромные территории и подчинили народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития; определять, какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов; перечислять достижения халифата.
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §13,14
| §13,14,вопросы
|
10.
| §15-17.Славянские земли в VI-IX вв. Византия и Русь.
| 1
| Расселение славян. Южные славяне. Западные славяне. Византия после крушения Западной Римской империи. Социально-экономическое развитие и реформы в Византии.
| Знать основные положения урока: источники о жизни славянских племен, отличительные черты хозяйственного уклада славян, влияние на развитие славянских племен Великого переселения народов. Взаимодействие культур славян с культурами других народов. Характеризовать внутреннее устройство Византийской империи. Рассказывать о социально-экономическом развитии Византии; указывать отличительные черты хозяйственного уклада славян; объяснять причины обособления славянских племен.
| Развернутый план
| §15-17,вопросы
|
| Гл.7.Эпоха классического Средневековья (XI-XV вв.)
|
|
|
|
|
|
11.
| §18-19.Феодальная раздробленность Руси. Западная Европа в XI-XIII вв. Крестовые походы и Русь. Общественно-политическое развитие государств Европы.
|
| Феодальная раздробленность на Руси. Укрепление системы государственного управления при Ярославе Мудром.»Русская правда».Порядок престолонаследия на Руси. Удельные княжества.
Рост городов в Западной Европе: причины и последствия. Конфликт светской и духовной власти. Рыцарские ордена и инквизиция. Крестовые походы. Столкновение цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание.
| характеризовать мотивы и итоги крестовых походов; объяснять смысл основных понятий; объяснять, почему города Северной Европы стали ведущими центрами ремесла и торговли и их влияние на внешнюю политику феодальных государств; причины обострения конфликтов между феодалами;
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §18-19, таблица
| §18-19, таблица
|
12.
| §20. Монгольские завоевания в Азии и русские земли.
| 1
| Китай до монгольских завоеваний. Возникновение державы Чингисхана. Китай под властью монголов. Возвышение Османской империи. Индия под властью Великих Моголов.
| Знать основные положения урока: рассказывать об особенностях общественного устройства и хозяйственной деятельности монголов; перечислять причины кризиса Монгольской империи; рассказывать о начальном этапе становления Османской империи; определять особенности развития Индии в период арабских завоеваний и монгольского нашествия.
| Работа с текстом учебника,картой, вопросами и заданиями к §20, проблемный вопрос
| §20,вопросы.
|
13.
| §21-23.Образования централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы.
| 1
| Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Города и королевская власть.
Создание органов сословного представительства.
Восточная Европа в XII-начале XVв. Феодальная раздробленность на землях Священной Римской империи. Объединение русских земель вокруг Москвы : возвышение Москвы, Москва и Литва, завершение объединения русских земель.
| Знать основные положения урока: указывать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью; объяснять суть взглядов Фомы Аквинского; роль инквизиции в европейской Средневековье; Указывать предпосылки усиления королевской власти в странах Западной Европы; делать выводы о том, почему королям была необходима поддержка сословий; рассказывать об особенностях развития стран Восточной Европы; сравнивать и характеризовать основные типы государственности, сложившиеся в странах Европы в период классического Средневековья. рассказывать о крестьянских восстаниях Средневековья; причины, повод и итоги Столетней войны.
| Работа с текстом учебника, источником,картой, вопросами и заданиями к §20, таблица
| §20, таблица
|
| Гл.8.Позднее Средневековье : Европа на рубеже нового времени ( XVI- нач.XVIIв.)
|
|
|
|
|
|
14.
| §24-26.Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Западная Европа : новый этап развития. Абсолютизм в Западной Европе и России.
| 1
| Модернизационные процессы в Новое время. Проблемы периодизации Новой истории. Кризис средневековой цивилизации. Эпоха Возрождения. Открытие Америки. Создание первых колониальных империй. Колонизация Северной Америки. Итоги колониальной политики. Переход к мануфактурному производству. Эпоха возрождения. Реформация и контрреформация. Абсолютистские монархии в Западной Европе .Правление в России Ивана Грозного.
| Знать основные положения урока: характеризовать черты традиционного общества; точки зрения на периодизацию истории Нового времени; факторы и события, определяющие кризис традиционного общества в Европе; Объяснять причины, побуждающие европейцев искать новые морские пути в Индию; характеризовать доколумбовые цивилизации Америки; цели политики испанских завоевателей; последствия создания колониальных империй и открытие новых морских торговых путей. Знать причины перехода к мануфактурному производству, типы мануфактур, называть основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения; причины ослабления римско-каталической церкви, события реформации и последствия контрреформации, черты абсолютизма, содержание реформ Ивана Грозного.
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §24-26, таблица
| §24-26, таблица
|
15.
| §27.Смутное время в России и Тридцатилетняя война.
| 1
| Смута в России и ее последствия. Обострение противоречий в Европе в начале XVIIв. Тридцатилетняя война (1618-1648)
| Знать основные события периода Смуты в России, причины Смуты и ее последствия ; основные этапы и итоги Тридцатилетней войны; особенности Вестфальской системы международных отношений
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §27
| §27
|
16.
| §28.Государства Азии в позднем Средневековье.
| 1
| Военная деспотия позднего Средневековья.Сословная структура феодального общества в Европе.Хозяйственная деятельность в Османской империи.Ослабление Осанской империи.Ослабление империи Великих Моголов.
| Знать основные положения урока: характеризовать черты деспотии позднего Средневековья, причины возвышения и кризиса Османской империи, причины ослабления империи Великих Моголов.
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §28,развернутый план
| §28,развернутый план
|
| Раздел IV.Новое время : эпоха европейского господства.
|
|
|
|
|
|
| Гл.9.Европа на новом этапе развития ( сер.XVII-XVIII в.)
|
|
|
|
|
|
17.
| §29.Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии ( 1640-1660).
| 1
| Кризис сословного строя. Предпосылки и итоги буржуазных революций. Обострение противоречий в английском обществе начала XVIIв. Начало революции в Англии. Установление диктатуры Кромвеля. Режим протектората и реставрация.
| Знать основные положения урока: характеризовать происходящие в обществе перемены как революцию; рассказывать об особенностях, ходе и итогах первой буржуазной революции в Европе; называть причины кризиса абсолютистского режима в Англии; причины установления диктатуры Кромвеля;
| Работа с текстом учебника, картой, вопросами и заданиями к §29,таблица
| §29,таблица ,вопросы
|
18.
| §30.Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.
| 1
| Политический идеал просветителей Англии и Франции.
| Теория общественного договора; характеризовать взгляды Вольтера, Руссо, Дидро, Д.Локка; объяснять распространение идей просвещенного абсолютизма.
| Работа с текстом учебника, источником, вопросами и заданиями к §30,таблица
| §30, доклады, презентации
|
19.
| §31-35. Россия : становление великой державы. Россия и Европа во 2/2 XVIII в. Промышленный переворот в Англии и его последствия.
| 1
| Россия и Украина в XVII в.Усиление абсолютизма в России.Реформы Петра I .Северная война.Итоги развития России в XVIII в.Екатерина Великая.Семилетняя война. Три раздела Польши. Промышленный переворот в Англии
| Знать основные положения урока: знать предпосылки превращения России в великую державу, сущность и последствия реформ Петра I , последствия Северной войны, особенности политики просвещенного абсолютизма Екатерины Великой, указывать социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота; характеризовать политику правящих кругов Англии; называть технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота; указывать последствия промышленного переворота; значение промышленного переворота и модернизация общества;
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §31-35,таблица
| §31-35, вопросы
|
20.
| §36.Мир Востока в XVIII в. : наступление колониальной системы.
| 1
| Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции
| Знать основные положения урока: характеризовать хозяйственную деятельность в Османской империи; определять место Османской империи в системе международных отношений; перечислять факторы, подорвавшие в XVIIIв мощь Османской империи; выделять этапы британского завоевания Индии; указывать особенности развития, специфику государственного устройства и религиозных верований Китая; называть особенности ремесленного и мануфактурного производства в Китае; сравнивать пути развития Османской империи, Индии и Китая в XVIIIв.
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §36, фрагмент фильма
| §36, вопросы
|
| Гл.10. Время потрясений и перемен (к.XVIII-нач.XIX в.)
|
|
|
|
|
|
21.
| §37.Война за независимость в Северной Америке.
| 1
| Колонии Англии в Северной Америке в XVIIIв. Начало войны за независимость в Америке. Америка на пути к освобождению. Утверждение демократии в США.
| Знать основные положения урока: причины массовой эмиграции в Америку и ее последствия для развития английских колоний; особенности колонизации; причины обострения противоречий между Великобританией и колониями; особенности взглядов американских просветителей; Декларация независимости США; характеризовать итоги войны за независимость.
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §37, фрагмент фильма
| §37, доклады
|
22.
| §38-41.Великая французская революция и ее последствия для Европы. Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г. Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг.
| 1
| Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Первые шаги революции во Франции. Конвент и якобинская диктатура во Франции. Термидорианская диктатура и Директория. Режим Наполеона Бонапарта. Революция во Франция и страны Европы. Завоевательные войны Наполеона. Поход в Россию и крушение империи Наполеона. Венский конгресс .Революции 1848-1849 гг в Европе.
| Знать основные положения урока: цель созыва Генеральный штатов; характеризовать основные этапы Великой французской революции; значение принятия Декларации прав человека и гражданина; давать оценку политике якобинской диктатуры; характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Директории; сравнивать ход, этапы развития и итоги Английской буржуазной революции и Великой французской революции, знать последствия завоевательных войн Наполеона, решения Венского конгресса, причины и последствия революций 1848-1849 гг в Европе.
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §31-35,таблица, фрагмент фильма
| §31-35,таблица
|
23.
| §42-43.Росия в ½ XIX в. Крымская война.
| 1
| Преобразования Александра I.Россия при Николае I.Россия в Крымской войне.
| Знать основные положения урока: причины незавершенности преобразований Александра I, особенности политики Николая I, особенности общественно-политической мысли в России середины XIX в., причины отставания России о стран Запада, ход Крымской войны и ее последствия.
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §31-35,таблица
| §31-35, вопросы
|
| Гл.11. Мировое развитие во 2/2 XIX в.
|
|
|
|
|
|
24.
| §44-46.Европа : облик и противоречия промышленной эпохи. Колониализм и кризис « традиционного общества» в странах Востока.
| 1
| Рост промышленного производства. Новые отрасли. Социальные противоречия промышленной эпохи.
Индия под властью англичан. «Опиумные войны»и закабаление Китая индустриальными державами. Япония: опыт модернизации.
| Знать основные положения урока: причины роста промышленного производства в Европе, имена изобретателей, наиболее развитые страны, особенности социальной структуры промышленно развитых стран, причины и последствия чартизма, формулировать черты колониализма на примере политики Англии в Индии; указывать причины и последствия восстания сипаев; выявлять основные этапы закабаления Китая; почему Японии удалось избежать порабощения индустриальными странами
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §44-46,таблица
| §44-46, вопросы
|
25.
| §47-48.Воссоединение Италии и объединение Германии. §48.Страны Западного полушария в XIX в.
| 1
| Центральная Европа в середине XIXв. (государства Германии, Италии). Воссоединение Италии. Роль Пруссии и объединение Германии.
Освободительные революции в странах Латинской Америки. США в первой половине XIXв. Гражданская война в США и ее итоги
| Знать основные положения урока: рассказывать о процессах, замедляющих модернизацию в странах континентальной Европы в первой половине XIXв; называть страны Центральной Европы, где в 1848г. начались революции; о событиях по объединения Германии, Италии, о значении Франко-прусской войны для Франции и Германии.
Характеризовать колониальную политику европейских государств в Латинской Америке; рассказывать об особенностях освободительного движения в Латинской Америке; формулировать основные положения «доктрины Монро»; показывать на карте и рассказывать о расширении территории США в первой половине XIXв.; указывать причины и последствия Гражданской войны в США
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §47-48
| §47-48, вопросы
|
26.
| §49- 51.Незавершенные преобразования в России : опыт и особенности. Завершение колониального раздела мира .Покорение народов Африки.
| 1
| Реформы Александра II.Общественное движение в России во 2/2 XIX в.Социально-экономическое развитие России в пореформенное время. Колониализм : последствия для метрополий и колоний.
| Знать основные положения урока: рассказывать об особенностях социально-экономического, политического и социального развития России во 2/2 XIX в.,
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями к §49-51, таблица
| §49-51, вопросы
|
27
| §52-55. Россия – многонациональная империя. Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во 2/2 XIX в. Наука и искусство в XVIII-XIX вв.
| 1
| Изменение этнической карты Российской империи. Национальная политика самодержавия. Либерализм XIXв. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм и развитие рабочего движения. Идеология национализма. Революционно-демократическое движение в России. Духовная сфера XVIII-XIX вв
| Знать основные положения урока: на примере отдельных теоретиков, консерватизма, либерализма, социализма и национализма раскрывать сущность их идеологии; рассказывать о международных организациях рабочих, созданных К.Марксом и Ф.Энгельсом; суть естественно-научных принципов исследования общественной жизни; рассказывать об особенностях художественного творчества эпохи Просвещения, классицизма, романтизма, реализма.
| Работа с текстом учебника, вопросами и заданиями, таблица
| §52-55, доклады
|
28
| Итоговый урок : Мир с древнейших времен до конца XIX века.
| 1
| Основные особенности развития стран и народов с древнейших времен до конца XIX века.
| Знать основные положения урока: понимать особенности и тенденции развития стран Европы и мира с древнейших времен до конца XIX века.
| тестирование
| повторение
|