Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история» 10 класс (базовый уровень)
-
№п/п
| Тема урока
| Количество уроков
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дета
| Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления (3 ч).
| История как наука (3 часа)
| 1
| Этапы развития исторического знания
| 1
| Урок изучения нового материала
| Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития. Религиозно-мистические взгляды на историю
| Знать особенности истории как науки. Характеризовать принципы исторического исследования
| Фронтальная работа, работа в группах, работа с документами
| Введение с. 5-6 §1
|
| 2
| Закономерности и случайности в жизни народов
| 1
| Комбинированный
| Религиозно-мистические взгляды на историю. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. Теории исторического развития
| Характеризовать источники исторического знания, особенности взглядов историков, мыслителей
| Работа в группах, работа с документами
| §2, таблица
|
| 3
| Проблемы периодизации всемирной истории
| 1
| Урок изучения нового материала
| Подходы к периодизации всемирной истории. Этапы развития человечества
| Давать характеристику способам периодизации
| Сообщения, работа с документами
| §3, таблица
|
| Раздел 2. Человечество на заре своей истории (10 ч).
| Первобытная эпоха (2 часа)
| 4
| У истоков рода человеческого
| 1
| Урок изучения нового материала
| Человеческое общество и природные сообщества, этапы становления человека, происхождение человеческих рас
| Знать гипотезы происхождения человека, называть факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы, Характеризовать направления эволюции человеческого рода
| Работа с документами
| §4
|
| 5
| Неолитическая революция
| 1
| Комбинированный
| Переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе
| Характеризовать хозяйственную деятельность человека, проблемы в отношениях человека и природы, указывать факторы зарождения имущественного неравенства и появление частной собственности
| Индивидуальные задания
| §5
|
| Первые государства Древнего мира (2 часа)
| 6
| Деспотии Востока
| 1
| Урок изучения нового материала
| Принципы периодизации древней истории. Предпосылки возникновения государств. Географическое положение, материальная культура, социальная структура
| Выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций
| Работа с документами
| §6
|
| 7
| Расширение ареала цивилизации
| 1
| Комбинированный
| Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. Военные деспотии. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Духовные ценности, философия
| Давать характеристику восточным цивилизациям, культурному наследию Древнего Востока
| Составление таблицы, работа с документами, сообщения
| §7-8, таблица
|
| Античная эпоха в истории человечества (3 часа)
| 8
| Города - государства Греции и Италии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций
| Характеризовать древнейшие цивилизации Греции, особенности хозяйственной деятельности
| Сравнительная таблица, анализ видеоматериалов
| §9, сравнительная таблица
|
| 9
| Борьба за господство над Средиземноморьем
| 1
| Комбинированный
| Греко-персидские войны, возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры
| Объяснять причины и последствия греко-персидских войн, результаты Пелопонесских войн. Характеризовать идеи религии и философии в эпоху А. Македонского
| Решение задач, анализ документов
| §10
|
| 10
| Возвышение Рима
| 1
| Комбинированный
| Римская республика и империя. Римское право.
Демократия и тирания. Ментальные особенности античного общества
| Выявлять причины и результаты Пунических войн, факторы кризиса Римской республики
| Работа с документами, индивидуальные задания
| §11, таблица
|
| Крушение империй Древнего мира (3 часа)
| 11
| Изменение условий развития народов Евразии
| 1
| Комбинированный
| Народы Европы в начале новой эры, зарождение иудео-христианской духовной традиции, ранняя христианская церковь
| Характеризовать демографические и климатические факторы кризиса эпохи. Выявлять причины и особенности появления христианства
| Сообщения учащихся, тест
| §12
|
| 12
| Закат Римской империи
| 1
| Урок применения знаний
| Рим: от золотого века к упадку, падение Западной Римской империи. Цивилизационное наследие Древнего мира
| Указывать экономические и политические причины кризиса Римской империи
| Работа с документами, таблица
| §13 таблица
|
| 13
| Античная эпоха в истории человечества и крушение империй Древнего мира
| 1
| Урок применения знаний (семинар)
| Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза
| Определять особенности античного общества.
Характеризовать культурное и философское наследие Древней Греции и Рима
| Выступления в ходе семинарского занятия
|
|
| Раздел 3. Европа и Азия в средние века (12 ч).
| Средневековые цивилизации (5-10 вв.) (4 часа)
| 14
| Мир эпохи Средневековья
| 1
| Урок изучения нового материала
| Принципы периодизации средневековья, историческая карта средневековья,
«Великое переселение народов»
| Характеризовать хронологию средневековья, мировоззрение средневекового европейца, причины и последствия «Великого переселения народов»
| Работа с картой, обсуждение вопросов
| §14
|
| 15
| Экспансия ислама
| 1
| Комбинированный
| Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе
| Характеризовать природные условия Аравийского полуострова, роль ислама в складывании Арабского государства. Указывать причины кризиса Арабского халифата, роль религиозных разногласий
| Сообщения учащихся, диалог
| §15
|
| 16
| Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе
| 1
| Комбинированный
| Социально-экономические отношения в раннее Средневековье. Особенности феодальных отношений. Религиозная и светская власть в Европе. Норманнские завоевания и создание Священной Римской империи
| Указывать особенности отношений в Европе, прослеживать формирование крупного землевладения, характеризовать положение зависимого населения, указывать направления норманнских завоеваний
| Работа с картой, обсуждение вопросов
| §16-17, таблица
|
| 17
| Византия и Восточная Европа в 5-10 вв.
| 1
| Комбинированный
| Византия после крушения Западной Римской империи. Социально-экономическое развитие и реформы в Византии. Утверждение христианства на Руси. Раскол христианства.
| Характеризовать внутренне устройство Византийской империи, отношения Византии и Руси. Объяснять причины христианизации Руси по греческому образцу. Называть источники конфликта между центрами христианской церкви.
| Работа с картой, обсуждение вопросов
| §18
|
| Эпоха классического средневековья (11-15 вв.) (5 часов)
| 18
| Западная Европа в 11-13 вв. Инквизиция и крестовые походы
| 1
| Комбинированный
| Светская и духовная власть в Западной Европе. Крестовые походы и инквизиция. Русь и крестовые походы.
| Проследить процесс становления средневековых городов. Называть причины конфликтов между церковной и светской властью. Называть причины крестовых походов. Объяснять суть взглядов Аквинского. Характеризовать действия Александра Невского
| Работа в группах с текстом учебника и дополнительным материалом
| §19
|
| 19
| Общественно-политическое развитие государств Европы
| 1
| Комбинированный
| Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Города и королевская власть. Создание органов сословного представительства. Восточная Европа в 12-15 вв.
| Рассказывать об особенностях общественного устройства и хозяйственной деятельности
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, заполнение таблицы, просмотр мультимедиа
| §20-21, таблица
|
| 20
| Государства Азии в период европейского Средневековья
| 1
| Комбинированный
| Китай до монгольских завоеваний. Возвышение державы Чингисхана. Китай под властью монголов. Возвышение Османской империи. Индия под властью великих Моголов.
| Рассказывать об особенностях общественного строя и хозяйственной деятельности монголов, описывать завоевательную политику монголов.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §22
|
| 21
| Международные отношения и войны Средневековья
| 2
| Комбинированный
| Крестовые походы. Столкновение цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война.
| Характеризовать мотивы и итоги крестовых походов, объяснять роль городов, рассказывать о причинах крестьянских восстаний и Столетней войны.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §23-24, таблица
|
| 22
| Духовная жизнь европейского Средневековья
| 1
| Комбинированный
| Европа и Азия: сравнительный анализ. Религиозная культура Средневековья. Развитие светской культуры в Европе.
|
| Сообщения учащихся, диалог
| §25
|
| Европа в раннее Новое временя (позднее Средневековье) (3 часа)
| 23
| Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. Завоевание Америки
| 1
| Урок изучения нового материала
| Открытие Америки. Доколумбовые цивилизации Америки.. создание первых колониальных империй. Итоги колониальной политики.
| Называть причины географических открытий. Рассказывать о соперничестве стран. Назвать особенности колониализации Америки. Перечислять последствия географических открытий.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, заполнение таблицы, просмотр мультимедиа
| §26, 27 таблица
|
| 24
| Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха реформации.
| 1
| Комбинированный
| Переход к мануфактурному производству. Эпоха Возрождения. Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе.
| Называть предпосылки перехода к мануфактурному производству. Перечислять типы мануфактур. Определять последствия распространения мануфактурного производства в Европе. Называть основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Характеризовать Реформацию и контрреформацию.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §28-29
|
| 25
| Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе
| 1
| Комбинированный
| Абсолютистские монархии в Западной Европе. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного.
| Называть характерные черты абсолютизма. Охарактеризовывать политику Ивана Грозного.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §30-31
|
| Раздел 4. Новое время: эпоха европейского господства (10 ч).
| Время революционных потрясений и перемен (4 часов)
| 26
| Первые буржуазные революции
| 1
| Урок изучения нового материала
| Обострение противоречий в английском обществе начала 17 в. Начало революции в Англии. Установление диктатуры Кромвеля. Режим протектората и реставрация.
| Называть причины этапы значение революции. Называть причины установления диктатуры Кромвеля и восстановление монархии.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §32, таблица
|
| 27
| Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
| 1
| Комбинированный
| Политический идеал просветителей Англии и Франции. Просвещенный абсолютизм.
| Называть мыслителей эпохи Просвещения.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §33, таблица
|
| 28
| Война за независимость в Северной Америке
| 1
| Комбинированный
| Колонии Англии в Северной Америке в 18 веке. Начало войны за независимость. Америка на пути к освобождению. Утверждение демократии в США.
| Указывать причины массовой эмиграции в Америку. Особенности колониализации. Охарактеризовывать итоги войны за независимость.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §34
|
| 29
| Великая французская революция и ее последствия для Европы
| 1
| Комбинированный
| Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Первые шаги революции. Конвент и якобинская диктатура во Франции. Термидорианская диктатура директория.
| Характеризовать исторические условия во Франции. Выделять этапы революции, основные события, значение.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §35-36
|
| Страны Европы и Америки в конце 18-19 вв. (4 часов)
| 30
| Промышленный переворот в Англии и его последствия. Европа: противоречия промышленной эпохи
| 1
| Комбинированный
| Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. От мануфактурного к промышленному производству. Развитие английского общества в конце 18 в. Рост промышленного производства. Проблемы социального развития промышленных стран.
| Давать оценку техническому перевороту и называть его последствия. Указывать особенности промышленного развития и противоречия в отдельных странах.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §37, 38 таблица
|
| 31
| Идейно-политическое развитие стран Западной Европы 19 в.
| 1
| Комбинированный
| Либерализм 19 в. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм и развитие рабочего движения. Идеология национализма.
| Давать характеристику идейно-политическим течениям, называть теоретиков идеологий
| обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §39, таблица
|
| 32
| Наука и искусство в 18-19 вв.
| 1
| Комбинированный
| Развитие естественно-научных знаний. Литература 18-19 вв. Реализм в искусстве.
| Характеризовать суть естественно-научных принципов исследования общественной жизни, объяснять темпы прироста научных знаний, называть героев науки и искусства
| Сообщения учащихся, презентации
| §40
|
| 33
| Страны континентальной Европы в период промышленного переворота и страны Западного полушария в 19 в.
| 1
| Комбинированные
| Преграды на пути модернизации. Революционное движение и начало промышленного переворота во Франции. Вторая империя Наполеона 3 и итоги его политики. Франко-прусская война и крушение бонапартизма во Франции. Центральная Европа в середине 19 в. Воссоединение Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Освободительные революции в странах Латинской Америки. США в первой половине 19 в. Гражданская война в США и ее итоги.
| Указывать причины и последствия революции 1848 г. во Франции, называть процессы, которые повлияли на революции, приводить примеры революционных событий, рассказывать о франко-прусской войне, охарактеризовать роль США в 19 в
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §41-42, 43
|
| Страны Азии и Африки в эпоху европейского господства. Новая система международных отношений (2 часа)
| 34
| Мир Востока в 18 в.: наступление колониальной системы. Колониализм и кризис «традиционного общества: в странах Востока
Эволюция системы международных отношений в Новое время
| 1
| Комбинированный
| Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай на пути самоизоляции. Восточный вопрос и Крымская война. Индия под властью англичан. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными странами. Япония: опыт модернизации. Вестфальская система миропорядка. Наполеоновские войны. Венский конгресс и создание Священного союза. Международные отношения второй половины 19 в.: соперничество национальных государств.
| Перечислять страны и называть регионы мира, ставшие колониями. Называть последствия колониализма.
Называть пути превращения России в многонациональное государство. Характеризовать политику самодержавия в национальных районах, этнический и религиозный состав России.
| Работа с картой, обсуждение вопросов, работа в группах, просмотр мультимедиа
| §44-46
|
| 35
| Европа и Азия в средние века и Новое время
| 1
| Семинар
|
|
| Выступления в ходе семинарского занятия.
|
|
|
|