МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории и обществознания от 28.08.2013 № 1 Принято на заседании педагогического совета от 30.08.2013 г. № 1 Утверждено
приказом директора школы
от 05.09.2013 № 534С
Рабочая программа по всеобщей истории
для 10 класса на 2013 – 2014 учебный год
Составлена на основе авторской программы под ред. Загладина Н.В.
«Всемирная история с древнейших времен до конца 19 в.» издательство «Русское слово», 2012 г
Автор составитель – Сметанина М.А.
учитель истории и обществознания
Кстово
2013 г. Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………………………………………………………….
УМК………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Календарно – тематическое планирование ………………..……………………………………………………………………………………………………………………
Пояснительная записка
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИИ 10 КЛАССА
Учебное обеспечение:
Н.В.Загладин, «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 в.» .10 класс. М.«Русское слово» 2009 (базовый
Рабочая программа по истории создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования; авторской программы Загладина Н.В. «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 в.» . (Базовый уровень).
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Цели:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные.
умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные.
поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
3. Рефлексивные.
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать, понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории;
периодизацию отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 10 КЛАССА
№п/п
| Раздел, тема
| Содержание
| Основные понятия, термины
даты, персоналии
| Кол-во часов
| Домаш-нее задание
|
| 1
| Развитие взглядов на специфику исторического процесса
| Основные концепции исторического развития человечества
| Историческая наука
Цивилизации
| 1
| §1
|
| 2
| Проблемы периодизации всемирной истории
| Основные концепции исторического развития человечества
| Периодизация
| 1
| § 2,3
|
| «Человечество на заре своей истории»
| 3
| Первобытная эпоха
| Происхождение человека и общества.
Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека
Мифологические и религиозные версии протоистории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе
| Присваивающее и производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, религия, община, рабовладение, ремесло, тотемизм,
| 1
| § 4,5
|
| 4
| От первобытности к цивилизации
| Дикость, цивилизация, признаки государства
| Государство, цивилизация
| 1
| § 6
|
| 5
| Первые государства древнего мира
| Древний Египет и его вклад в мировую цивилизацию.
Социальная структура общества, рабовладение и его роль в государствах древности.
Мифологическая картина мира.
Природно-климатические условия складывания древних цивилизаций
| Религия, каста, рабовладение, ремесло, ирригация,
| 1
| 7,8
| -
| 6
| Цивилизации Древнего Востока
| Развитие форм государственности и системы правоотношений.
Восточная деспотия.
| деспотия, иерархия, религии спасения, индуизм, буддизм, конфуцианство
| 1
| §9
|
| «Античная эпоха в истории человечества»
| 7
| Античная Греция
| Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговли.
Возникновение и развитие полисной системы. Демократия и тирания. Афина и Спарта.
Греческие колонии и их влияние на культуру Средиземноморья.
Патриции и плебеи. Возникновение республики
Завоевание Римом Италии
| Государство, цивилизация, религия, рабовладение, ремесло, античность, рационализм, метрополия, полис, автаркия, олигархия, демократия, философия, софистика, эллинизм, плебеи, патриции, республика Греко-персидские,
Перикл. Солон. Дракон
| 1
| §10
|
| 8
| Цивилизация Древнего Рима
| Причины борьбы. Греко-персидские, Пелопонесские войны. Завоевание Александра Македонского.
Возвышение Рима и Пунические войны. Проблемы цивилизационного синтеза (эллинистический мир).
Римская республика и империя. Формирование имперского характера цивилизации
| Пелопонесские войны. Пунические войны. Эллинистический мир
Римская республика и империя. Римское право.
Ганибалл. Сципион, Спартак.
| 1
| § 11
|
| 9
| Наследие античного мира
| Римское право. Наука и искусство Древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие Рима и Греции. Изменение политической карты мира.
Распад Рима на Восточную и Западную империи.
Возникновение христианства.
| Христианство
| 1
| §10,11
|
| 10
| Крушение империй древнего мира
| Рим и варвары.
Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития.
Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи.
| Варвары. Великое переселение народов.
|
| §12
|
| 11
| Обобщающий урок «Первобытный мир и античность»
|
|
| 1
| Презентации по разделу
|
| «Период раннего Средневековья (V – X вв.)»
| 12
| Раннефеодальные империи в Европе
| Формирование христианской средневековой цивилизации возрождение имперской идеи в Западной Европе.
Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития.
| Христианство, теология богословие, Салическая правда, Хлодвиг, Меровинги, Каролинги, Карл Мартелл, Карл Великий, Вильгельм Завоеватель, норманнские походы.
| 1
| §14
|
| 13
| Арабские завоевания и экспансия ислама
| Возникновение исламской цивилизации.
Социальные нормы и мотивы поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права.
Изменение политической карты исламского мира.
Исламская духовная культура и философская мысль.
| Теократия, ислам, экспансия. Сунниты и шииты. Халифы.
Муххамед, Салах-ад-Дин.
| 1
| §13
|
| 14
| Византия после крушения Западной Римской империи
| Византия как носитель римской, имперской идеи и ее влияние на Западную и Восточную Европу, русские земли.
Политика Византии в конфликте между Западной и Восточной христианскими церквами.
| Великая схизма, булла, басилевс, Юстиниан,
| 1
| § 14
|
| 15
| Византия и Русь
| Особенности социальной этики, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Особенности социально-экономического и политического развития.
| Иоанн Цимисхий, Святослав.
| 1
| §15
|
| «Эпоха классического Средневековья (xi – xv вв.)»
| 16
| Феодальная раздробленность в Западной Европе и на Руси
| Становление и развитие сословно корпоративного строя в европейском обществе.
Феодализм как система социальной организации и властных отношений.
Положение крестьянства в феодальном обществе.
| Города, коммуны, бюргерство, цеха, гильдии, сословный строй, феодальная лестница, кодекс рыцарской чести,
| 1
| §16
|
| 17
| Западная Европа в XII – XIII вв.. Крестовые походы.
| Светская и духовная власть
Романская и готическая эстетика как образы мироощущения.
| Католичество и православие. Крестовые походы, Реконкиста, ересь, духовные ордена, миссионерство, монастыри, романский стиль, готика, Ренессанс, Урбан II, Иннокентий III, Ричард Львиное Сердце, Барбаросса, поход в Каноссу.
| 1
| §17
|
| 18
| Монгольские завоевания в Азии и русские земли
| Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи.
Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
| Сойюргал, пайцза, улус Джучи, Золотая Орда
1211-1227гг. – создание империи Чингисхана, 1223 – битва на р. Калке, 1235 – курултай, 1236 – Захват Волжской Булгарии, 1243 – образование Золотой Орды
Бату-хан, Берке-хан, Узбек-хан, Тохтамыш, Болгар, Кятиб, Сараи.
| 1
| §18
|
| 19
| Образование централизованных государств в Западной Европе
| Предпосылки образования централизованных государств
Складывание европейской правовой традиции.
| Централизованное государство национальные государство, сословно-представительная монархия, абсолютизм, городские республики, «авиньонское пленение пап». Филлип IV, Бонифаций VIII.
| 1
| §19
|
| 20
| Государства Востока в средневековье
| Отличительные черты китайской, японской, индийской цивилизаций.
Система ценностей буддизма, конфуцианства и их влияние на специфику цивилизационного развития.
Система ценностей буддизма, конфуцианства и ислама.
| конфуцианство, буддизм, даосизм, касты синтоизм, пагода, дацаны.
Конфуций, Лао-Цзы.
| 1
| §20
|
| «Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени»
| 21
| Реформация и Контрреформация
| Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее особенности.
Католицизм.
| Реформация и контрреформация, лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, протестантизм,
Лютер, Мюнцер. Кальвин, Генрих VIII.
| 1
| §21
|
| 22
| Эпоха Великих географических открытий
| Встреча культур, конкиста, раздел мира
| Васка да Гамма, Х. Колумб, Магеллан…
| 1
| §23
|
| 23
| Абсолютизм в Западной Европе
| Абсолютизм
| Людовик XIV, Генрих VIII, Франц - Иосифф
| 1
| §24
|
| 24
| Промышленный переворот и его последствия
| Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в процессе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.
| Мировая торговля, капитализм, интенсивный и экстенсивный пути развития, промышленный переворот, модернизация, мануфактура, фабрика.
| 1
| §26
|
| 25
| Европейские революции XVI – XVIII вв.
| От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Буржуазные революции.
| Революция, нация, национальное государство, конституционная монархия, республика, буржуазное общество.
| 1
| §25
|
| 26
| Идеология Просвещения
| Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах.
Изменения в идеологических и правовых основах государства.
| Просвещение,
Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо, Мелье, Локк.
| 1
| §28
|
| 27
| Традиционные общества Востока XVI – XVIII вв.
| Мир империй. Государство и общество в странах Востока. Традиционные общества и
колониализм.
| Традиционные общества, самоизоляция.
| 1
| §29
|
| 28
| Колониальная экспансия европейцев
| Европейская колониальная экспансия и ее расширение.
Влияние открытий на развитие европейского общества.
| Метрополии, колонии, экспансия, монокультура.
| 1
| §27
|
| 29
| Война за независимость в Северной Америке и образование США
| Патриотизм, колонии, гербовый сбор, «Бостонское чаепитие», конституция
| Франклин, Георг III, народная война, патриотизм, зарождение и формирование нации
| 1
| §30
|
| 31
| Великая Французская буржуазная революция
| Революция, кризис, национальная гвардия, жирондисты, радикальное течение
| Революция, нация, национальное государство, реформы. Людовик XVI, Робеспьер
| 1
| §32,33
|
| 32
| Наполеоновские войны
| Экспансия, агрессия, мировое господство, кризис, кодекс
| Наполеон, Кутузов
| 1
| §34
|
| 33
| Переход к индустриальному обществу
| Научно-технический прогресс в ХIХ в. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества.
Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу
| Капитализм, интенсивный и экстенсивный пути развития, модернизация, фабрика, индустриальное общество, урбанизация, периферия, меркантилизм, пуританизм.
| 1
| §36
|
| 34
| Политическое развитие стран Западной Европы
| Конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
| Буржуазное общество, консерватизм, либерализм, радикализм, реформизм, марксизм, анархизм, социализм.
| 1
| §37
|
| 35
| Итоговое повторение
|
|
|
| Не задано
|
|
Календарно – тематическое планирование № п/п
| Тема урока
| Примечания
| Дата
| план
| факт
| 1
| Развитие взглядов на специфику исторического процесса
|
| 1 неделя сентября
|
| 2
| Проблемы периодизации всемирной истории
|
| 2 неделя сентября
|
| 3
| Первобытная эпоха
|
| 3 неделя сентября
|
| 4
| От первобытности к цивилизации
|
| 4 неделя сентября
|
| 5
| Первые государства древнего мира
|
| 1 неделя октября
|
| 6
| Цивилизации Древнего Востока
|
| 2 неделя октября
|
| 7
| Античная Греция
|
| 3 неделя октября
|
| 8
| Цивилизация Древнего Рима
|
| 4 неделя октября
|
| 9
| Наследие античного мира
|
| 1 неделя ноября
|
| 10
| Крушение империй древнего мира
|
| 2 неделя ноября
|
| 11
| Обобщающий урок «Первобытный мир и античность»
|
| 3 неделя ноября
|
| 12
| Раннефеодальные империи в Европе
|
| 4 неделя ноября
|
| 13
| Арабские завоевания и экспансия ислама
|
| 1 неделя декабря
|
| 14
| Византия после крушения Западной Римской империи
|
| 2 неделя декабря
|
| 15
| Византия и Русь
|
| 3 неделя декабря
|
| 16
| Феодальная раздробленность в Западной Европе и на Руси
|
| 4 неделя декабря
|
| 17
| Западная Европа в XII – XIII вв.. Крестовые походы.
|
| 2 неделя января
|
| 18
| Монгольские завоевания в Азии и русские земли
|
| 3 неделя января
|
| 19
| Образование централизованных государств в Западной Европе
|
| 4 неделя января
|
| 20
| Государства Востока в средневековье
|
| 1 неделя февраля
|
| 21
| Реформация и Контрреформация
|
| 2 неделя февраля
|
| 22
| Эпоха Великих географических открытий
|
| 3 неделя февраля
|
| 23
| Абсолютизм в Западной Европе
|
| 4 неделя февраля
|
| 24
| Промышленный переворот и его последствия
|
| 1 неделя марта
|
| 25
| Европейские революции XVI – XVIII вв.
|
| 2 неделя марта
|
| 26
| Идеология Просвещения
|
| 3 неделя марта
|
| 27
| Традиционные общества Востока XVI – XVIII вв.
|
| 4 неделя марта
|
| 28
| Колониальная экспансия европейцев
|
| 1 неделя апреля
|
| 29
| Война за независимость в Северной Америке и образование США
|
| 2 неделя апреля
|
| 30
| Великая Французская буржуазная революция
|
| 3 неделя апреля
|
| 31
| Наполеоновские войны
|
| 4 неделя апреля
|
| 32
| Переход к индустриальному обществу
|
| 1 неделя мая
|
| 33
| Политическое развитие стран Западной Европы
|
| 2 неделя мая
|
| 34
| Политическое развитие стран Западной Европы
|
| 3 неделя мая
|
| 35
| Итоговое повторение
| Итоговое тестирование
| 4 неделя мая
|
| |