Скачать 92.35 Kb.
|
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 класс ТЕМА: НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Учитель начальных классов: Седойкина Надежда Павловна Начало истории человечества Цели: дать учащимся представление о жизни первобытных людей; развивать кругозор, интерес к истории. Оборудование: физическая карта, слайды и рисунки первобытного человека. ХОД УРОКА
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Интересное узнать. - Тема урока «Начало истории человечества».
- Сегодня мы вступим к изучению второй книги «Мир вокруг нас». Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (Историю.) - А что такое история? (История – наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.) - история – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым – историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в следующую древность. - И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге. 2. Новая тема. - Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О наших предках, о первобытных людях.) - А как люди узнали о первобытных людях? (ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.) - А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Археологами.) Археология – наука древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезъяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезъяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. - Рассмотрите рисунки на с.5. найдите отличительные черты первобытного человека от современного. (Ответы детей) - прочитайте текст на с.4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? (Ответы детей) 3. Работа в рабочих тетрадях. С. 3, №1 - Прочитайте. - Что обнаружили археологи на стоянке первобытных людей во Франции? - Расскажите о жизни этих первобытных людей. - Запишите свой рассказ. ПРИМЕРНЫЙ РАССКАЗ. Древние люди научились добывать огонь, готовить пищу. Научились делать орудия труда из камня, изготавливать глиняную посуду. Занимались охотой, земледелием и скотоводством. С.3, №2 - Прочитайте - Все ли их этих утверждений верные? - Найдите неверное утверждение. Отметьте его знаком «-». (Уже в первобытные времена люди изобрели алфавит.) С. 4, №3 - Найдите таблицу на с.13 в рабочей тетради. - Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (Первобытная история.) - Впишите в таблицу название этой эпохи. - Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (Она была самой долгой. Самая длительная эпоха.) - Впишите в таблицу. - Найдите в приложении рисунки к этому заданию. Какой из рисунков подойдет к этой эпохе. (Изображение животных на стенах пещеры.) - Вырежьте рисунок и наклейте в таблицу.
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, Да смотри – не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.
- Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.) - Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Они жили там, где всегда тепло.) - Для чего строили жилища первобытные люди? (Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.) - Для чего они изготавливали орудия труда? (Разделывать, разрезать шкуру животного.) - Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.) - Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.) - Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.) - Используя рисунок на странице 4, составьте рассказ о первобытном человеке. Пример рассказа: Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезъяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев т страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты. - Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научились строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду.) Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменой терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда – в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.
- Как называется самая длительная эпоха в истории человечества? - Почему эта эпоха названа первобытной? Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 4-7). Выполнить задания 1-3 (с.7). Задание №4 в рабочей тетради (с.4). ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 4 класс ТЕМА: ПОСТРОЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКА НА НЕЛИНОВАННОЙ БУМАГЕ Учитель начальных классов: Седойкина Надежда Павловна ПОСТРОЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКА НА НЕЛИНОВАННОЙ БУМАГЕ Цели урока:
ХОД УРОКА
- Запишите число, которое на 1 единицу больше, чем 85699, 50000009. - Запишите число, которое на 1 единицу меньше, чем 555500, 10000, 999999. - Запиши число, которое состоится из 3542 десятков. - Из цифр 9,8,7,5,0 составьте наименьшее число. - Найдите частное суммы чисел 750, 1250 и 500. - Запиши число 50000, а рядом число в 50 раз меньше его. - Сколько всего сотен в числе 6668956? - Сколько цифр надо для записи числа 5591116? - Найди двадцатую часть от 840. - Выразите в сутках 360 ч. - Выразите в тоннах 336000 кг. - Прибавьте к 19 часам 960 минут. 2. По данным таблицы запишите выражения.
а) Стоимость всех столов и стульев вместе (а*8+к*36) б) На сколько один стол дороже, чем один стул (а-к) в) Стоимость половины столов ((а*8):2) г) Стоимость четвертой части стульев ((к*36):4) д) На сколько больше стоимость всех стульев, чем стоимость всех столов (к*36-а*8) III. Работа над новой темой
- И этот прямоугольный треугольник достраивали до прямоугольника. Это был один из способов построения прямоугольника. - Сегодня познакомимся с новым способом построения прямоугольника на нелинованной бумаге. Для этого нам понадобятся циркуль и линейка. - Откройте учебники стр. 7, №29. - С чего начинаем построение? (Чертим окружность и проводим два диаметра) - Что такое диаметр? - Как завершаем построение? (Соединяем точки на окружности отрезками) - Как проверить, что получился прямоугольник? 2. Постройте самостоятельно квадрат, используя рисунок 2. IV. Работа над задачей
- Прочитайте задачу. - Как были размещены пословицы в сборнике? (Поровну на каждой странице) - Сколько страниц потребовалось, чтобы разместить 90 пословиц? 75? В ходе работы над задачей можно составить таблицу.
- Вспомним порядок действий. Какое действие выполняем первым? Решаем по вариантам. 1 столбик – I вариант; 2 столбик – II вариант. После выполнения – взаимопроверка.
Нильс летел в своей стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем два гуся, в третьем ряду и т.д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду – одинаковое количество гусей, причем число гусей в каждом ряду равно числу рядов. - Гусей в стае меньше 50. сколько гусей в стае? (В стае 36 гусей. Задача может быть решена подбором.)
№6, стр.4. - Какие знаки вы поставили? Почему? Докажите. 2. № 7. - Прочитайте задачу. - Что известно в задаче? (Скорости лыжников) - Что нужно узнать? (Сравнить скорости) - Можно сразу записать решение задачи? (Нет. Скорости выражены в разных единицах) - В какие единицы удобнее преобразовать скорости? (Км/ч) - Почему? (Нужно узнать, на сколько километров один из лыжников пробегает больше за один час) 3. № 8 самостоятельно
- Какие треугольники называются равнобедренными, разносторонними? - Какое задание вам понравилось выполнять? Какие задания вызывали затруднения? Домашнее задание Стр.5, № 17,21 |