Скачать 73.23 Kb.
|
Тайны фразеологии. 5-й класс. Цель: создать условия для углубления знаний о происхождении фразеологизмов; организовать деятельность учащихся по использованию фразеологизмов в устной и письменной речи; воспитывать любознательность, стремление к самосовершенствованию. Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер; «Словарь русского языка» С.И. Ожегова; пропуск «Происхождение фразеологизмов». Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: урок-путешествие. Ход урока 1)Организационный момент 2)Актуализация опорных знаний 1.Словарная работа * По «Словарю русского языка» С.И. Ожегова узнайте значение слова мастер. * Подберите устойчивые сочетания слов к слову мастер. (Дело мастера боится; на все руки мастер; мастер – золотые руки.) 2.Беседа * Как называют такие устойчивые сочетания слов? (Фразеологизмы) * Знаете ли вы, откуда фразеологизмы пришли в наш язык? (Нет) * Всегда ли вы можете объяснить значение того или иного фразеологизма? (Нет) * А хотите узнать? (Да) 3)Сообщение темы, цели и задач урока Учитель. Итак, тема нашего урока – «Тайны фразеологии». Разгадывать эти тайны мы будем, путешествуя по городу Мастеров слова. Предупреждаю, нас ждут неожиданные испытания и встречи с таинственными явлениями. Готовы? 4)Работа над темой урока 1.Беседа Учитель. Тогда в путь! И вот первое препятствие. У ворот города нас встречают стражники. Пропустят они нас только в том случае, если мы правильно ответим на их вопросы – таковы законы города.
Запись на доске Задачи урока
Учитель. Стражники остались довольны вашими ответами. Молодцы! Вот мы и в городе. 2.Практическая работа Учитель. Ребята, сейчас мы оказались на самой известной улице. Здесь живут представители знаменитых профессий. Зайдите в гости к некоторым из них и догадайтесь, кто они. Задание №1 *Запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения фразеологизмов. 1.Т..порная работа; без суч..ка и без задоринки; снять стру..ку. 2.Тр..щать по швам; семь раз отмерь, один отреж..; ш..то белыми нитками. 3.Дов..дить до белого каления; между мол..том и наковальней. 4.Калачом не заманиш..; зав..рить кашу; толоч.. воду в ступе. 5.Ставить в тупик; з..леная улица; на всех п..рах. 6.Подсл..стить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. Заполнение пропуска «Происхождение фразеологизмов» Коментарий. В течение урока учащиеся работают в группах. Каждая группа получает пропуск «Происхождение фразеологизмов», который заполняет в ходе урока. В первый кружок учащиеся вписывают слово «профессии». Задание №2 *Назовите автора предложенных отрывков. Выпишите из них фразы, ставшие крылатыми выражениями. Откуда произошли эти фразеологизмы? 1. «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де не только что в поварню, Пускать не надо и во двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних Мест!» - А Васька слушает да ест. 2. «А видел ли слона? Каков собой На взгляд! И, чай, подумал ты, что гору Встретил?» - «Да разве там он?» - «Там». – «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил». 3. «Потел, потел; но наконец устал, От ларчика отстал И как открыть его, никак не догадался: А ларчик просто открывался». 4. «Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты Мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!» Задание №3 *Из каких произведений взяты отрывки? Соотнесите фразеологизмы с приведенными отрывками. Откуда произошли эти фразеологизмы? Объясните их значение. 1.Богиня Фетида, желая сделать своего сына неуязвимым и бессмертным, погрузила его в воды священной реки, но так как держала сына за пятку, эта часть тела осталась незащищенной. Когда Ахилл ворвался в Трою, именно в его пятку попала отравленная стрела Париса. (Ахиллесова пята – уязвимое место.) 2.Царь Эврисфей отправил Геракла прямо с пира чистить Авгиевы стойла. Узнав о такой неприятной и грязной работе, Геракл обиделся. Но всякое полезное дело, особенно если его нелегко сделать, и есть настоящий подвиг. (Авгиевы конюшни: крайняя запущенность, загрязнение) 3.Однажды богиню раздора Эриду забыли пригласить на свадебный пир. Решив отомстить, она подкинула богиням Гере, Афине и Афродите золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини поспорили, так как каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите, а она помогла ему похитить дочь спартанского царя прекрасную Елену. Из-за его поступка разразилась троянская война. (Яблоко раздора: причина ссоры,вражды) 4.Зевса вскормили молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила свой рог. Нимфа наполнила его плодами и преподнесла Зевсу, а он подарил рог нимфам и пообещал, что из рога будет появляться все, чего бы они не пожелали. (Рог изобилия: символ достатка, богатсва) Задание №4 *Прочитайте. Какие фразеологизмы возникли на основе упомянутых исторических событий? Объясните приведенные фразеологизмы. 1.Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит легенда о громком чтении царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле. (Кричать во всю ивановскую – громко кричать.) 2.Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но их из-за волокиты долго не рассматривали. (Отложить дело в долгий ящик – затянуть дело.) 3.После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья) обращались к царю с притворными жалобами, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. (Сирота казанская – притворяться бедным, несчастным.) 4.В 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного. (Жить на широкую ногу – богато.) Задание №5 *Прочитайте отрывки. Из каких произведений они взяты? Выпишите из них фразы, ставшие крылатыми выражениями. Откуда произошли приведенные фразеологизмы? 1.В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. 2.Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр. 3.Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец. 4.Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке. Вывод: источники фразеологических выражений различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок. Заполнение пропуска «Происхождение фразеологизмов» (Примерная запись в пропуске: басни, мифы, история, сказки.) 3.Физкультминутка (Читая стихотворение, учитель показывает движения, дети повторяют за ним, дополняя строки в рифму.) Вопрос. Какие фразеологизмы вы услышали? Назовите их (группы отвечают по очереди). Глеб у доски повесил…(нос), Краснеет до корней…(волос), Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю…(провалиться). О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил…(с утра)? Мы исходили городок Буквально вдоль и…(поперек). И так устали мы в дороге, Что еле волочили…(ноги). 4.Творческая работа Коментарий. Учитель раздает задания группам в соответствии со степенью сложности. Задание №1 *Представьте, что вам предстоит взять интервью у мастеров города. Будьте внимательны: ответы мастеров обязательно должны содержать фразеологизмы. Вопросы 1.Как вас зовут? 2.Когда начинается ваш трудовой день? 3.Как вы работаете? 4.Кто в вашем городе не заслуживает уважения? Задание №2 *Составьте рассказ по фразеологизму: «У страха глаза велики». Задание №3 *Прочитайте текст, найдите и выпишите фразеологизмы. Попались на удочку Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Задание №4 *Вместо точек вставьте названия животных. 1.Голоден как... 2.Хитер как… 3.Труслив как… 4.Здоров как… 5.Изворотлив как… 6.Колючий как… 7.Надут как… 8.Нем как… 9.Грязный как… 10.Упрям как… 11.Болтлив как… Для справок: волк, лиса, заяц, бык, уж, еж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока. *Назовите фразеологизмы, в которых упоминаются: конь, лошадь, медведь, белка, ворона, гусь, свинья, курица. Проверка выполнения заданий 5.ИТОГИ УРОКА 1.Проверка заполнения пропусков «Происхождение фразеологизмов». 2.Оценивание работы учащихся. Самооценивание 6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить сообщение о том, как возник фразеологизм (по выбору). Составить предложения с 3-4 фразеологизмами. |