Скачать 339.25 Kb.
|
Пояснительная записка. Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2006 г. И авторских программ: В.А. Ведюшкина по истории средних веков и А.Н. Сахарова по истории России. Общая характеристика учебного предмета: Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщая их к национальным и мировым традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Курс дает школьникам знания о средневековье, как периоде всемирной истории. Вводится общее понятие «средневековой цивилизации». В процессе обучения у учащихся формируются яркие эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. В 6 классе изучается курс истории Средних веков и история России с древнейших времен до конца XVI в. Актуальность курса: В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике средневековых обществ, а также представление о том, чем отличается средневековый мир от современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Содержание программы является во многом новым. Во все разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России как полиэтническую и поликонфессиональную, раскрывающие социально-экономическое развитие, особенности культурного процесса различных регионов страны. Центральное место в программе занимают проблемы человека: его быт, обычаи, интересы и заботы, способы достижения целей. Отдельные параграфы посвящены роли религии и церкви в истории народов России. Задачи курса: Показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Формировать гражданское самосознание россиян, воспитывать патриотизм. Приобщать как к национальным, так и мировым культурным традициям. Цели курса: - сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории и истории России; - осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, а также нашей Родины, показать их общие черты и различия; - охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре; - показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); - уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство, ислам). Место в базисном плане: Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе 68 часов. На изучение истории Средних веков 34 часа (2 учебных часа в неделю) и на изучение Истории России – 34 часа (2 учебных часа в неделю). Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год. Предполагаемый результат: Овладение учащимися знаниями, умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. Усвоение воспроизведение материала обязательного для изучения. Умения рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять. Понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использование знаний об историческом пути народов мира в общении с другими людьми. Умения: - Работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний; - определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой; - изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации; - Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики; - давать оценку отдельным явлениям культуры; - составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана); - Составлять характеристику исторических деятелей; - участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся. Учитывая социально- экономическую ситуацию и специфику образования в нашей школе мы выделили следующие предпочтительные компетенции, которыми должны вооружить ученика 6 класса: - политические и социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем; - межкультурная компетенция, толерантность - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков; - компетентность в области владения устным языком, коммуникативность – умение свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать; - информационная компетентность - способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе. Формы и методы обучения. Для реализации данной программы предполагается использование широкого спектра методических приемов.
- лекция; - изучение документа; - опрос по пройденному материалу. 2. Активные, или методы кругового воздействия. - дискуссии; - круглые столы; - различные беседы (эвристические, сократические и т.п.); 3. Интерактивные. - ролевые и деловые игры; - дебаты; - проектная деятельность; - обсуждение альтернативных решений; Оценка устного ответа на уроках истории. Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. Учебно – тематический план.
|