Скачать 96.33 Kb.
|
Патриотическое воспитание младших школьников С.В. Лагутова Патриотическому воспитанию подрастающего поколения в современной системе образования уделяется большое внимание, так как детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей Родине, к своему народу. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине [2, с.4]. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности обучающегося. Патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем их мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Особая роль в патриотическом воспитании отводится предметам гуманитарного цикла. История Отечества в основной школе изучается только после истории цивилизаций Древнего мира и Средневековья, поэтому большое значение в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, ее историческому прошлому приобретает изучение историко-обществоведческих знаний в начальной школе. Современные тенденции исторического образования отражены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Историческая и обществоведческая тематика, входит в содержание предмета окружающий мир (образовательная область «Человек и общество»), который предполагает знакомство учащихся с культурно – историческим наследием России. Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей: – развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект, рассуждать, поддерживать учебный диалог; – освоение знаний о человеке и его месте в природе и в обществе; – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме [5]. В результате изучения окружающего мира ученик должен знать: – название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – государственную символику России; – государственные праздники [5]. Исходя из вышеперечисленных целей, мы делаем вывод, что важная роль в развитии младшего школьника отводится социализации – усвоению нравственных норм и правил, образцов поведения необходимых для развития положительных качеств личности. Ознакомление младших школьников с символами своего государства - гербом, флагом, гимном – традиционно является одним из элементов воспитания в духе здорового патриотизма. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории, так как современные государственные символы Российской Федерации имеют давнюю и богатую историю. Анализ школьной практики показывает, что в качестве ведущей формы патриотического воспитания младших школьников является урок, который при определенных условиях обеспечивает результативность данного процесса, но не позволяет в полной мере ознакомить учащихся с символикой государства. Мы считаем, что этому может способствовать внеурочная работа, обладающая широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка, на достижение общей цели воспитания – усвоения учеником необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, национального самосознания, гражданственности, бережного отношения к событиям далекого прошлого. Разновидностью внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками являются классные часы. Материал классных часов помогает в организации ценностно-ориентационной деятельности школьников, формированию у них системы отношений к окружающему миру. В качестве примера предлагаем классный час для учащихся начальной школы (3 – 4 – й классы), по теме: « Занимательная геральдика» (Таблица 1). Классный час совместно разработан и организован учителями истории и начальных классов. Данное сотрудничество педагогов углубляет представление школьников о предмете изучения, формирует их познавательный интерес, способствует их патриотическому воспитанию, а также, соблюдению преемственности между начальной и основной школами. Литература:
Лагутова С.В. – учитель истории г.Омск, БОУ «Гимназия №147»; Казанцева Т.Г. – учитель начальных классов БОУ «СОШ №162» , г. Омск. Таблица 1. Технологическая карта занятия
Примечание: учитель 1. – учитель истории; учитель 1. – учитель истории; Приложение 2. ЦВЕТА И ЖИВОТНЫЙ МИР ГЕРАЛЬДИКИ ЦВЕТА: Красный – символ храбрости, мужества и неустрашимости. Голубой – символ красоты, мягкости, величия. Зеленый – символ надежды, радости, изобилия. Черный – символ мудрости, печали, благоразумия, смирения. Пурпурный – символ достоинства, силы и могущества. Золото – символ богатства, справедливости, великодушия. Серебро – символ чистоты и невинности. Горностай – символ власти. ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ГЕРАЛЬДИКИ: Лев – власть, сила, храбрость, отвага, великодушия. Бык – плодородие, труд и терпение, а также символ скотоводства. Конь – совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы. Собака – преданность и повиновение. Кошка – символ независимости. Овца (ягненок) – символ кротости. Волк – символ злости, прожорливости и алчности. Медведь – символ предусмотрительности и силы. Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель. Кабан – символ мужества. Слон – символ долгой памяти. Орел – символ власти и господства, великодушия и прозорливости. Ворон – символ родительской любви. Журавль ( с камнем в одной лапе) – символ бдительности. Сокол – символ мужского благородства. Пчела, муравей – трудолюбие. Змей, дракон – символ предосторожности и мудрости. Змей поражаемый героем символизирует зло. РАСТЕНИЯ: Дуб – крепость и сила. Пальма – долголетие. Лавр – слава и почет. Ель – плодородие и обновление. Оливковое дерево – символ мира. Приложение 3. Памятка работы в группе
|
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось... Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность... | ||
Внутренняя образовательная среда В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания безопасной образовательной среды и комфортных условий для воспитания... | «Блокада Ленинграда» Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества... | ||
Образовательная программа по классу фортепиано Срок реализации 7 лет Эстетическое воспитание один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения.... | Методические рекомендации по патриотическому воспитанию граждан 2012 год Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его. И если мы с вами не будем напоминать ему об этом,... | ||
План проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию... Воспитание у подрастающего поколения патриотизма, уважительного отношения к подвигу народа и | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С целью организации работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, популяризации историко-культурного наследия, привития любви... | ||
28. 12. 12г. Настала самая веселая пора всех ребят- пора новогодних... Обратить внимание на расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью... | Рабочая программа по географии для 6 класса на 2010-2011 учебный год Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в... | ||
Рабочая программа по географии в 6 классе Кашариной Галины Михайловны Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в... | Отчет по духовно-нравственному и гражданско патриотическому воспитанию... Формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, побуждать их интересоваться историей своей страны; донести до сознания... | ||
Рабочая программа по географии 5 класс Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется... | В детском саду физическому воспитанию детей уделяется большое внимание.... Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные оптимальные для всех детей данного... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению празднования 69-летия Победы в ВОВ В настоящее время важнейшей целью образования является формирование у подрастающего поколения гражданской зрелости; привитие любви... | Информация о ходе реализации партийного проекта «Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение... |