Скачать 88.92 Kb.
|
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников Актуальность темы заключается, на мой взгляд, в том, что утрачены старые идеалы, моральные ценности, произошла деградация сложившейся прежде системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Новизна данной работы заключается в том, чтобы найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства. Цель моей работы - описать современные методы, приемы, подходы по формированию патриотического сознания школьников через урочную и внеучебную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ в сельской школе. Задачи вы видите на слайде. Гипотеза исследования: патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:
Мною изучена педагогическая и методическая литература по проблеме, проведены наблюдения за деятельностью школьников, беседы, анкетирование. Данная работа проводится в рамках Программы патриотического воспитания школьников МОУ Отрадновской сош, которая в свою очередь базируется на следующих нормативных документах (слайд) В справочниках патриотизм определяется как отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Принципы патриотического воспитания: учёт индивидуальных потребностей и запросов учащихся и их родителей, систематичность, комплексность, интеграция, диверсификация, то есть непрерывность от дошкольных групп до выпускников школы. Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых понятием «патриот». В программе курса ОБЖ 10 класса предусмотрен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». Большие возможности патриотического воспитания заложены в указанных на слайде темах: В курсе дисциплины ОБЖ в 11 классе содержится раздел «Основы воинской обязанности и обороны государства». Я использую на уроках ОБЖ следующие технологии, методы и приёмы: - компьютерные технологии - Интернет (например, дети находят информацию об учебных заведениях, делают презентации, проводится деловая игра). - технология проектной деятельности (тема «Военная форма одежды, звания») - рефераты и творческие работы; - игровые технологии - видеозаписи телевизионных программ; - приглашается ведущий специалист Отрадновского сельского поселения по мобилизационной подготовке и работе с военкоматом и выпускники школы, служившие в армии. - дебаты (например, при изучении темы «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ»). - В целях интеграции используется технология комбинированных (интегрированных) уроков. Широкие возможности содержит в себе объединение тем по ОБЖ с историей. Интеграция исторических материалов возможна при изучении указанных тем в 10 классе: Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы. Военно-патриотическое воспитание представляет собой непрерывный процесс, находятся новые формы для его реализации. Так, с введением предпрофильной подготовки в 9 классе появилась возможность предложить детям курс «Школа выживания». Данный курс ведётся в Отрадновской школе с 2005 года, его ежегодно выбирает значительное количество учащихся. Дети получают знания по поведению в условиях вынужденного автономного существования в природной среде, жизненно необходимые в таких ситуациях умения и навыки. Курс особенно необходим юношам, так как позволяет получить знания, умения, навыки, которые пригодятся им во время прохождения военной службы. Ежегодный анализ предпрофильного обучения, изучение мнения учащихся показывают большой интерес к курсу, дети отмечают его практическую направленность, значимость приобретенных навыков для дальнейшей жизни. Рейтинг курса «Школа выживания» очень высокий, следовательно, можно говорить о результативности деятельности в рамках предпрофильного обучения учащихся. Данная форма реализации патриотического воспитания обеспечивает выполнение всех определенных нами принципов. В 2004 году в школе сформирован класс МЧС из числа восьмиклассников. Было разработано Положение «О кадетском классе МЧС». Через формирование класса МЧС школа удовлетворяет запросы родителей, интересы и потребности детей в обучении и получении разностороннего дополнительного образования. Определены задачи функционирования кадетского класса (на слайде): Устав кадетского класса был разработан и согласован с начальником ОГПС №5. Для выработки дисциплинированности как важнейшего качества кадета и будущего воина ввели построения перед уроками и по их окончании с рапортом командира класса о готовности к занятиям, причинах отсутствия отдельных учащихся, подведением итогов учебного дня, объявлениями. В целях более эффективного функционирования класса разработали договоры о сотрудничестве с ОГИБДД и ОГПС №5, планы совместной работы. Особенности учебного плана класса :
Для учащихся класса МЧС функционировал кружок «Правила дорожного движения», дети посещали секции «Лыжи» ,«Теннис», «Волейбол» За первый год удалось наработать нормативную документацию, провести ряд интересных мероприятий, таких как учебные походы, участие в областном конкурсе «Робинзонада, или школа выживания». На втором году организации работы класса МЧС совершён поход по водному маршруту республики Карелия под эгидой Д.Шпаро. Цели похода-путешествия соответствовали общим задачам, определённым в Положении и уставе (слайд). Мероприятие дало возможность детям проявить полученные навыки, физическую подготовку, мужской характер, способствовало укреплению статуса кадета. Одним из значимых дел в 2005-06 учебном году была организация обучения и сдача экзамена на права категории «А». Опыт работы школы по организации кадетского класса МЧС неоднократно обобщался на разных уровнях (слайд): Проведенные изучения показывают высокую степень удовлетворённости учащихся класса МЧС и их родителей, большой интерес к деятельности кадетского класса со стороны других школьников. В настоящее время, когда у школы нет финансовой возможности содержать отдельный кадетский класс, решено организовать разновозрастные группы МЧС, деятельность которых выносится за рамки учебного плана. В этом учебном году начали функционировать две группы МЧС. Ребят ждут также дополнительные знания, интересные дела, походы, экскурсии, совместные тренировки и соревнования. Такая форма организации педагогического процесса не только полезный и целенаправленный досуг школьников, способ повышения мотивации учения и привития интереса к школе, укрепления статуса школы в глазах общественности, но и огромный резерв патриотического воспитания. Решая задачи патриотического воспитания, основываясь на принципах систематичности, непрерывности, личностно-ориентированного подхода, школа использует возможности дополнительного образования. Два кружка непосредственно являются звеном модели патриотического воспитания. На занятиях в кружке дети знакомятся с причинами пожаров, отрабатывают действия при пожарах, пользуются первичными средствами пожаротушения, организованы практические занятия в пожарной части . Итогом является участие команды в городских и областных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. Следующий важный блок – автономное существование, его причины, алгоритм действий. Дети знакомятся со способами подачи сигналов бедствия, учатся психологически готовить себя к стрессовым ситуациям. Такие занятия дают возможность обогатить детей нравственно, работать над характером, мировоззрением, воспитывать чувство собственного достоинства, уверенности в себе и своих товарищах. На практике ребята познают науку, как разводить костёр, устроить временное жилище, добывать пищу, очищать воду, изготавливают из подручного материала носилки, преодолевают препятствия. Эти знания, умения, навыки бесценны для взрослой жизни, отрабатываются и применяются в походах, в соревнованиях по туризму, в Робинзонаде. Другая возрастная группа посещает кружок «Туризм». Программа предусматривает конструирование и изготовление туристического снаряжения, подготовку карт, разработку маршрутов, знакомство с природоохранной работой во время туристических мероприятий. Уделяется внимание психологическому климату в группе, тренингам, разработке тактики действий группы в чрезвычайной ситуации Таким образом, кружки содействуют систематической и целенаправленной деятельности школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания. Для проведения работы по ОБЖ на должном уровне в школе имеется оборудованный кабинет, комбинированный с географией. Такой вариант имеет свои преимущества. В кабинете имеются стенды, необходимый комплект учебников, методическая литература, видеоматериалы, электронные учебники и справочники, установлены телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер. Часто уроки и занятия проводятся в кабинете информатики. В кабинете оборудована выставка сменного типа по пропаганде знаний о военной службе. С недавнего времени в школе заведена новая традиция: в кабинете ОБЖ вывешивается информация о выпускниках школы, призванных в армию. Начало этой традиции положило отслеживание жизненного пути тех ребят, которые занимались в разновозрастной группе МЧС (слайд): Информация об этих выпускниках 2007 года размещена на школьном сайте. Кабинет ОБЖ оснащён стендом с государственной символикой. Кроме того, патриотические уголки оформлены в дошкольных группах, в рекреации начальных классов, фойе первого и второго этажей. Таким образом, кабинет ОБЖ играет большую роль в осуществлении патриотического воспитания школьников, обеспечивая в некоторой степени его непрерывность, систематичность. Принципы систематичности, непрерывности и диверсификации можно осуществить только в тесном взаимодействии в общей модели патриотического воспитания в школе (приложение раздать). В эту модель входят классно-урочный, внеклассный и внешкольный модули. У школы налажены тесные связи со многими учреждениями и организациями. Непосредственным связующим звеном в организации взаимодействия с некоторыми социальными партнёрами является преподаватель-организатор ОБЖ. (слайд). Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие: а) удовлетворённость детей совместной деятельностью, б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности; в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды; Удовлетворённость учащихся и их родителей можно измерить проведённым анкетированием. Изучение отношения к новой форме организации патриотического воспитания через формирование класса или группы МЧС показывает:
Активность учащихся Отрадновской школы в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных городских и областных соревнованиях, конкурсах. Результативность участия показана в таблице (приложение раздать). Эффективность работы в данном направлении показана в названных ранее и следующих мероприятиях (слайд) Мы описали методы, приемы, подходы по формированию патриотического сознания школьников через урочную и внеучебную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ в сельской школе. Нами найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся; процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно, диверсификационно и интегрированно; воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей. Школа добивается высоких результатов (слайд): Перспективы работы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность... | «Блокада Ленинграда» Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества... | ||
С. В. Лагутова Патриотическому воспитанию подрастающего поколения... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Согласовано: утверждаю Целью конкурса является патриотическое воспитание подрастающего поколения и пропаганда лучших человеческих качеств на примере жизни... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в сегодняшнем мире становится снова одним из актуальных вопросов в воспитании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие... | ||
Цель: Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Оборудование Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Любому человеку всегда особенно дороги родные места. Город вашего детства. Детство – это самая счастливая пора, ведь его сопровождают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество и деятельность определяет сегодня ценность человека. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших... | Патриотическое воспитание детей и юношества в современных условиях Отечеству, своему народу и его культуре, природе. Одно из приоритетных направлений в работе библиотеки с детьми, подростками и молодёжью... | ||
Информация о ходе реализации партийного проекта «Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение... | Программа формирования экологической культуры младших школьников Экологическое образование подрастающего поколения – это не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его... | ||
Размер 3 1 см Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое.... | Библиографический указатель -2011 Юность – замечательная пора в жизни человека. И одна из важных задач этого этапа – выбор профессии | ||
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» Результат нерационального, потребительского природопользования все чаще сказывается на физическом здоровье людей. Именно поэтому... | Тема урока Код Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое.... |