Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек»





Скачать 456.02 Kb.
НазваниеПояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек»
страница1/5
Дата публикации01.03.2015
Размер456.02 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Городская станция юных натуралистов


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГорСЮН ___________Ю.М. Ляхова

«___»_____________2008 г.


Дополнительная образовательная программа
«Юный анималист»
Рассчитана на 2 года обучения

для детей 7-14 лет

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Блинова Н.Г.

Ярославль, 2008
Содержание


1 Пояснительная записка ………………………………………….

3

2 Учебно-тематический план ……………………………………..

9

3 Содержание программы ………………………………………...

10

4 Методическое обеспечение ……………………………………..

15

Список литературы для педагогов ……………………………….

28

Список литературы для обучающихся …………………………..

29

Список репродукций скульптур ………………………………….


30


1 Пояснительная записка
Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» с годами не становится менее актуальной. Научно-технический прогресс дал человеку могущественные орудия для преобразования окружающей среды, но разрушил эмоциональную связь с природой. Слишком долго прививались понятия «полезное-вредное» животное или растение. В гонке решения экономических проблем люди забывают о существовании жизни самой природы. Результат нерационального, потребительского природопользования все чаще сказывается на физическом здоровье людей. Именно поэтому сейчас одной из важнейших педагогических задач становится воспитание у детей обостренного чувства природы и стремления соблюдения заповеди «не навреди».

Анималистика – вовсе не открытие нашего времени. С изображением зверя на заре человечества связано зарождение искусства. В рисунках, нанесенных минеральными красками на стены и своды пещер в рельефах, на выступах скал наши предки оставили поразительно точные жизненные изображения. В истории мировой культуры ни одна эпоха, ни один народ не обошел своим вниманием запечатления образов животных. От первобытных произведений ритуально-магического назначения до станковой и декоративной анималистики ХХ века можно проследить, как расцветала и угасала, чтобы вновь набраться живительных соков анималистическая тема. С развитием цивилизации по мере отдаления человека от природы изображение животных теряет свою прежнюю значимость, но сохраняет ее до сегодняшнего дня.

Животные вносят определенный смысл символике гербов государств, городов, спортивных команд. Разные виды зверьков и птиц способны служить рекламой для детской одежды и игрушек. Эти изображения чаще всего – дань моде, обществу потребления. Только приобщение ребенка к миру изобразительного искусства способно раскрыть перед ним весь зримый и многокрасочный мир. Животные в движении, со своими чувствами, пластикой и грацией.

Патриарх анималистического жанра В.А. Ватагин писал: «с глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных …» и «крайне медленно мы проникаемся взаимосвязанностью всего живого на Земле …». «Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе» - говорится в Хартии природы. Всякая форма жизни уникальна и достойна уважения вне зависимости от ее ценности для человека

В первую очередь, сейчас необходимо показывать учащимся самоценность природы. Многообразие форм и красок, рождаемых природой, поражает воображение. Благодаря неповторимости и изящества каждой травинки, каждого живого существа, у любознательного и внимательного человека ежедневно есть возможность творить открытия. Удивительными могут быть не только экзотические страны, но и ландшафты малой родины. Красота, покой и неистовство, упорядоченность и стихийность природы зависят от отношения наблюдателя, от направленности и глубины преобразования ее человеком.

Пробуждать в человеке стремление к творчеству, самопознанию и самосовершенствованию призваны достижения науки, культуры и искусства, но роль образования и воспитания в формировании личности нельзя переоценить.

Цель и особенности дополнительной образовательной программы «Юный анималист» - посредством практической творческой деятельности, обеспечить условия

1 - организации полезного досуга;

2 - сохранения и развития у детей интереса к жизни природы;

3 - формирования специальных умений, уверенности в своих силах.

Над тематическим планированием и порядоком подачи материала работала в течение ряда лет. Через занятия анималистикой дети учатся наблюдать, любить и беречь природу. Изучение творчества художников анималистов, способствует восприятию природы как воплощенной энергии, эмоционального отзвука настроения мастера. Дети пытаются создать свои образы, передать свое настроение.

Программа рассчитана на детей 11 – 14 лет. Рисование сочетается с лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Дополнительные занятия, позволяющие детям совершенствовать свои умения, тренировать чувства, способствуют развитию эффекта «открытие творческих глаз». Практические занятия повышают работоспособность детей, интеллект, благодаря развитию мелкой моторики руки, улучшается почерк.

Программа позволяет решать вопросы эстетического воспитания и образования детей, формировать умение наслаждаться прекрасным, способствует развитию интереса к предметам изобразительного искусства, скульптуры, к естественным природным объектам. Реальный мир людей на первый взгляд жесток. На занятиях дети учатся видеть и ценить доброжелательность, бережно, внимательно относиться к природе.

Программа «Юный Анималист» рассчитана на два года и призвана решать в большей мере воспитательные задачи. Продукция современного киноискусства, телевидения, видеоиндустрии и компьютерных игр заслоняют ребенка от жизни. Какой прекрасной могла быть реальность, когда каждый человек стал бы художником. Занятия проходят в виде классического урока, студии, экскурсий. Обучающиеся принимают участие в традиционных тематических выставках и праздниках. Двухгодичного курса достаточно для усвоения основных приемов изобразительного искусства, для создания команды единомышленников. Совершенствование умений, развитие коммуникативных способностей может быть продолжено обучающимися, согласно индивидуальному плану работы или самостоятельно.

Цель программы – Научить детей рисовать и лепить животных, познакомить с творчеством отечественных художников-анималистов

Воспитательные задачи:

- показать жертвенную роль животных в деле служения человеку;

- прививать чувство гуманности, бережного и уважительного отношения к животным и среде их обитания;

- ориентировать на важность взаимного уважения человека человеком.

Развивающие задачи:

- развитие эстетического чувства;

- выработка навыка работы с инструментами художника и скульптора;

- развитие мелкой моторики руки, наблюдательности, сосредоточенности;

- формирование целеустремленности, чувства времени;

- способствовать выражению своего отношения, внесению творчества в любую деятельность.

Образовательные задачи:

- знакомить учащихся с природными поделочными материалами и их свойствами;

- дополнить знания по зоологии и биологии животных сведениями об особенностях их поведения;

- знакомить с мотивами замысла работы, приемами создания образов животных и сюжетных композиций.

В процессе усвоения материала программы обучающиеся не только знакомятся с творчеством художников анималистов, но и приобретают знания по географии, зоологии, истории анималистики, биологии. Дети учатся видеть детали, соединять их в целое, создавать сюжетные композиции.

Весь сложный комплекс проблем стоит перед анималистами и каждый из них ищет свое художественное решение, форму воплощения, пластический язык. Данная программа построена на изучении творчества художников анималистов. Рассматривая образы животных, созданные ими, не возможно оставаться равнодушным.

В постижении истории замысла известных работ, постепенно усложняющейся техники выполнения рисунка или скульптуры заключается взаимосвязь условий развивающей среды и результата обучения. Выполнение по образцу или копирование работ Ефимова И.Е., Успенского Д.Я., Ватагина В.А., Петровичева В.А., Малышевой О.В., знакомство с их жизнью и творчеством в период становления оказывает большое влияние на формирование ценностного отношения к природе, к живым существам, изменяется отношение к себе и другим людям. Ребенок, почувствовавший себя художником-анималистом, способен быть более внимательным в познании реального и чувственного мира. Обучающиеся, создающие свои собственные образы, выбирающие самостоятельно художественное решение, пластический язык и форму воплощения – вот результат, к которому от занятия к занятию направлено движение пары «педагог – ученик».

Мониторинг результатов обучения. Эффективность реализации дополнительной образовательной программы в большой мере зависит от личности педагога, его отношения к преподаваемому предмету. Но одинаково высокого уровня освоения практических навыков, развития эмоциональной и эстетической сферы каждого ребенка достичь удается не всегда. Постановка посильных задач и справедливая оценка результата индивидуальной или коллективной деятельности – вот залог успеха каждого занятия для каждого обучающегося.

Различна мотивация деятельности или бездействия субъектов на начальном этапе знакомства с предметом анималистики. Для оценки результативности педагогической деятельности необходимо установить исходный уровень специальной подготовки, психологической готовности к восприятию и пониманию чувств других людей, определить характер мотивации изучения и овладения техникой изобразительной деятельности, оценить сформированность понятия значения природных объектов для человека и самой природы. Для этой цели разработана анкета, в которую ежегодно можно вносить поправки с учетом ожидаемого контингента.

Далее, в течение учебного года, следует промежуточное отслеживание личностного роста обучающихся путем проведения проверочных игровых занятий: заданий по карточкам, организации закрытых и открытых тематических выставок. Приобщение обучающихся к подготовке и участию в проведении занятия по новой теме, где оценивается качество самостоятельной работы по подготовке материала доклада или реферата. Наиболее часто применяемый способ мониторинга – наблюдение и фиксация роста индивидуальных достижений или даже качественного изменения личности. Выводы по эффективности применения различных методов и способов воздействия производятся дифференцированно, как и само воздействие.

Критериями успешности личностного роста ребенка является следующая последовательность:

в усвоении теоретического материала

- знать историю анималистики;

- знать известных художников – анималистов и приемы их работы;

- знать природные поделочные материалы и их свойства;

- знать биологию и характерные особенности поведения изучаемых животных;
в освоении навыков

- качественное выполнение простейших манипуляций с глиной: скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, окрашивание; - умение соблюдать пропорции, замечать детали в работах художников-анималистов;

- наиболее полное копирование скульптурной или художественной сюжетной композиции изучаемого автора;

- творческое применение приемов лепки, создание своих художественных образов животных и их среды обитания;
в развитии личных качеств

- соблюдение регламента и порядка на рабочем месте;

- толерантное отношение к поступкам сверстников и взрослых;

- эстетическая и эмоциональная чуткость;

- самоконтроль, самовоспитание;

- деятельное участие в развитии достижений коллектива.
Наилучшим показателем достижения цели реализации программы является познавательная и творческая активность детей, стремление оберегать природные объекты от неосторожного необдуманного вмешательства со стороны человека.
Особенности контингента.
Особенности работы с детьми 7 лет заключается в том, что делается упор на токтильную технику; развитие мелкой моторики руки.

Отрабатываются приемы лепки: скатывание, примазывание, прищипывание, сглаживание, вытягивание. Используются игровые задания из журнала «Трамвай».

Если у детей бывают затруднения с изображением животных, то в работе с

7-летними детьми использую материал Дж.Эймиса («шаг за шагом»). Рисуем мультяшных животных. Занятия проводятся в игровой форме.

В работе с 7-летними детьми используются принципы дифференцированности и вариативности.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconI вариант является ли человек составной частью понятия «природа»...
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПрирода и человек
Одна из них – проблема Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает следует отметить, что...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин
Всё человечество и каждый человек часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему...
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки Красноярского края №5249 от...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПрирода тел Солнечной системы Пояснительная записка
Элективный курс «Природа тел Солнечной системы» предназначен для учащихся 9 класса
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,...
Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПояснительная записка Программа дисциплины «Современное банковское дело»
«Банки и банковская деятельность» направления «Экономика» очной и заочной формы обучения
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconКонкурс «Человек и природа 2012» Конкурс «Человек и природа»
Почти три четверти Земли покрыто Мировым океаном, его площадь примерно 361 млн кв км. Для удобства Мировой океан разделяют на отдельные...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconРеферат Проблема человека в философии XX века по работе К. Г юнга «Человек и его символы»
Используя метод "аналитической психологии" Юнга, его ближайшие сподвижники и ученики наглядно демонстрируют влияние бессознательного,...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconРабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка...
Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПрограмма дисциплины сдм. 04 Проблема автора в современном литературоведении...
Хх и ХХI веке, осмысление общих тенденций в изучении категории «автор» и специфики форм, средств выражения авторской концепции в...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География...
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПояснительная записка
Подчеркнута социально-биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные и экологические отличия человека от...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconСочинение на тему: "Мой край моя гордость!"
Затем данное понятие расширяется до всего окружающего мира, и человек видит в родине в первую очередь природу своего края. Нашу родину...
Пояснительная записка Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» iconПрофессиональные пробы сфера профессиональной деятельности человек...
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск