Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин





Скачать 103.56 Kb.
НазваниеПояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин
Дата публикации21.03.2015
Размер103.56 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Всё прекрасное на земле от солнца,

и всё хорошее от человека»

/М.ПРИШВИН/

Всё человечество и каждый человек - часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состоянием природы. Природа даёт человеку пищу, одежду, энергию, строительные материалы.

В современную эпоху необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу: потребление различных природных ресурсов. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения запасов полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного животного мира, загрязнение природной среды. Поэтому человек должен быть добр, осторожен и благоразумен в отношении не только живого органического, но и неорганического мира.

В связи с ухудшением экологической обстановки в России и непосредственно в
Краснодарском крае актуальным является изучение факультативного курса «Химия охрана
окружающей среды Кубани»

Реализация данной программы предполагает последовательное воздействие на личность школьника с целью развития экологических, интеллектуальных и деятельностных аспектов, поведение в окружающей среде, осознания зависимости существования человека от наличия природных ресурсов и качества окружающей среды своего региона, т.е. у учащихся должно быть сформировано биоцентрическое мышление.

Основная цель курса - конкретизация химических знаний на основе регионального
материала, подведение учащихся к осознанию, что глобальный экологический кризис
откладывается из многочисленных локальных разрушений среды жизни человека на всей
планете, помочь школьникам определить свои интересы, склонности, способности, чтобы
можно было эффективно использовать свой природный потенциал для достижения
жизненных целей и на благо своего родного края.


ЗАДАЧИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:

  • наряду с усвоением знаний основ химии, расширить и углубить представления учащихся о Краснодарском крае;

  • повысить интерес к изучаемому предмету;

  • воспитывать экологическую культуру, ответственное отношение к природе;

  • расширить контакты учащихся с природой, вовлечь их в реальную действительность по изучению и охране окружающей среды;

  • раскрыть перед учащимися гуманистическую направленность химии, и её роль в решении проблем рационального природопользования, защите здоровья человека и природной среды от воздействия промышленных и бытовых отходов;

  • продолжить формирование идей о единстве веществ природы;

  • развить приобретённые при изучении химии умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в окружающей их жизни;

  • усовершенствовать умение обращаться с веществами и лабораторным оборудованием.

Включение регионального компонента предусматривает активные формы проведения занятий: экскурсии, конференции, конкурсы, викторины, творческие задания, что позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным.

Количество часов, отведенное в программе на изучение отдельных, тем, проведение практических работ и экскурсий условно может быть изменено учителем, в зависимости от конкретных условий их проведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1 ВВЕДЕНИЕ /2 часа/

Цели и задачи факультативного курса. Основные понятия и термины.

Краткий словарь по экологии.

Тема 2 ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. /6 часов/

Понятие «общество» и «природа». Характер взаимодействий и противоречий между природой и обществом. Роль природы в формировании личности. Цивилизация и природа. Исторически сложившийся характер отношения человека к ресурсам как к дарам природы. Качество окружающей среды и здоровье. Масштабы воздействия человека на природу Кубани. Основные направления организации деятельности человеческого общества по спасению окружающей природной среды.
КОНКУРС «КРАСОТА И ГАРМОНИЯ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ.»
Тема 3 ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОХРАНА /34 часа/
1. АТМОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК 8 часов

Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Антропогенные выбросы в атмосферу. Источники загрязнения воздушного бассейна Краснодарского края и их состав. Последствия загрязнения воздушного пространства Кубани для жизни человека, животных, растительного покрова. Воздух городов и его охрана. Безотходные и малоотходные производства Кубани. Контроль за качеством атмосферного воздуха.

ЭКСКУРСИИ 1. В природу своей местности

2. Местные производства и охрана воздуха

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 1. Методы качественного и количественного определения

оксида серы (IV), оксида серы (VI) в воздухе, взвешенной пыли.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА (на местном материале)

ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ:
1. «Химия и охрана воздуха»

2. «Значение воздуха в жизни человека, растений и животных»

3. «Источники загрязнения своей местности и меры

борьбы с загрязнениями».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 1 «Содержание углекислого газа в классной комнате».

2. «Состав воздуха на улицах моего

города»

2. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕК 14 часов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПОЧВА

Почва как составная часть биосферы. Круговорот веществ. Земельный фонд Краснодарского края. Плодородие почвы. Орошаемое земледелие Кубани и его экологические аспекты. Мониторинг земель.

АГРОХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОЧВ.

Агрохимическая характеристика почв. Органические вещества почв, поглотительная способность почв, реакция почв. Подготовка лабораторной пробы.

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ.

Роль химических элементов в питании растений.

ЭКОЛОГИЯ И МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ.

Система удобрения растений и основные принципы её применения. Виды удобрений. Простые и сложные органические и минеральные микроудобрения. Хранение и способы внесения в почву.
ХИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ.

Регуляторы роста растений.

УРОЖАЙ И ЕГО КАЧЕСТВО

Показатели качества урожая на полях Краснодарского края. Содержание белка, сахара, крахмала, витаминов в продуктах данного сельского хозяйства. Роль лесополос в повышении урожая, изменение микроклимата Краснодарского края.

НЕДРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ЕГО ОХРАНА.

Полезные ископаемые Краснодарского края. Месторождения. Добыча полезных ископаемых и окружающая среда. Рекультивация земель. Охрана недр.

ЭКСКУРСИИ 1 . К почвенному разделу

2. Посещение хранилищ с минеральными удобрениями,

перспективными для Кубанского сельскохозяйственного района. Правила хранения удобрений.

3. В местную агрохимическую лабораторию.

4. На место добычи полезных ископаемых.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Анализ почвенных образцов на гумус.

2. Определение влажности и кислотности почв.

3. Диагностика питания растений. Простейшие методы определения потребности растений в элементах питания экспресс - методом.

4. Признаки N, Р, К – голодания и их устранение. Методы

определения содержания N, Р, К в почве, определение нитратов/

5. Изучение вредителей и болезней растений в данном регионе.

6. Приготовление некоторых ядохимикатов (раствора щёлочи, медного и железного купороса, бордосской жидкости.) Проведение безопасных защитных мероприятий в теплице на пришкольном участке.

7. Определения каротина в силосе.

8. Определение сахара в корнеплодах.

9. Анализ зерна во время уборки.

10. Определение белка в биологическом материале.

11. Использование образцов горных пород и минералов.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ:

1. Химия в моём селе.

2. Фосфор на службе урожая.

3. От азота до урожая.

4. Микроэлементы и растения.

5.Химия лечит животных.

6. Кормовые добавки в животноводстве.

7. Химия и охрана почв и недр.

УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ

1. Минеральные удобрения

2. Химия плодов и овощей
3. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЧЕЛОВЕК 12 часов

Вода и её свойства. Классификация природных вод. Значение воды в жизни человека. Круговорот воды в биосфере. Водные ресурсы Краснодарского края. Влияние Краснодарского, Шапшугского, Шенджийского, Октябрьского и других водохранилищ на микроклимат края. Экологические проблемы реки Кубани. Проблемы средних рек: Белой, Урупа, Теберды, Малого и Большого Зеленчука, Лабы. Изменение рек в результате строительства водохранилищ, прудов и хозяйственной деятельности человека. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды. Охрана водоёмов.

ЭКСКУРСИЯ На местный водоём.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Отбор и хранение водных проб; выбор места для отбора; виды и нормы проб воды.

2. Приготовление растворов для лаборатории.

3. Определение содержания примесей в воде.

4. Определение взвешенных и растворённых частиц.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Результаты анализа воды в местных водоёмах.

/на местном материале/
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Подготовка рефератов:

1. «Роль воды в природе и в жизни человека»

2. «Химия и охрана вод»

3. «Проблема чистой воды и очистные сооружения в Краснодарском крае»

4. «Вода и человек»

5. «Рациональное использование воды в промышленности и сельском хозяйстве»

6. «Природа и промышленность»
Тема 4 ГОРОД И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ /10 часов/

Город как основная форма концентрации производства и локального воздействия на состояние окружающей среды. Города Краснодарского края. Их общее и особенное по структуре промышленного производства, а так же по характеру загрязнения окружающей среды. Различие в уровнях и характере загрязнения центра и окраины города. Проблемы накопления хранения и утилизации бытовых твёрдых отходов города. Влияние городов Кубани на водный и воздушный бассейн. Город и здоровье. Экологические болезни современного человека. Экологическая культура

ЭКСКУРСИЯ: Тематическая экскурсия в местный музей /Отдел «Природа»/

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «Мой личный вклад в охрану окружающей среды города и края /на местном материале/.

МЕСЯЧНИК: «Химия Кубани и охрана окружающей среды»
Тема 5 Химия и нефтехимическая промышленность, и охрана окружающей среды /10 часов/

Химическая промышленность: производство фармацевтических препаратов, предметы бытовой химии, резинотехнических изделий, йода, лаков, красок, смол, этилового спирта, фурфурола, сухого льда.

Нефтедобыча и нефтеперерабатывающая промышленность.

Специфические особенности и каналы воздействие химической и нефтехимической промышленности на окружающую среду в Краснодарском крае.

Экологические проблемы: безопасные технологии, очистные сооружения.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА - ДЕЛОВАЯ ИГРА: Разработка, защита и презентация малого

химического предприятия по выпуску цемента. Прогнозы развития, безопасные технологии.

ЭКСКУРСИЯ. На местные предприятия:

1. Резиновый завод;

2. Стекольный завод;

3. Бензозаправочную станцию.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Подготовка рефератов

/на местном материале/

«Развитие химической промышленности и охрана окружающей среды в своём городе (селе)»
Тема 6 ХИМИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ /6 часов/
Сырьевая проблема. Химия в решении проблемы обеспечения энергией. Экологические проблемы в пути их решения. Понятие, структура, управление; цель и задачи природоохранного мониторинга. Определение загрязнения воздуха, вод, почвенного покрова. Уровень и характер загрязнения вод Черного и Азовского морей, рек, озёр и других водоёмов Краснодарского края. Краевой комитет по охране природы и его структура, районные общественные экологические советы. Международное сотрудничество по охране природы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Изучение и описание личного природоохранного поведения в повседневной трудовой деятельности в быту, на отдыхе.
УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ: 1. «Химия против природы»

2. «Химия и жизнь»
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФКРЕНЦИЯ «Химия и охрана окружающей среды»
ВИКТОРИНА «Химия и охрана природы»

ЛИТЕРАТУРА:
1. Поляков В.А. Вопросы изучения экологии и охраны.

Соляник А.Г. природы Краснодар, 1989-1990г
2. Чистяков В.И. Край родной Краснодар 1982г

Озерков В.А.
3. ЮркинН.Ф. Край мой любимый Краснодар 1977г
4. Голиков В. Экология Кубани. Пособие для

И Лужин Г.С. учителей Краснодар 1995г
5. Ильченко В.Р. Формирование общественно-научного миропонимания школьника. М. Просвещение, 1993г.

6. Величковский Б. Здоровье и окружающая среда. Учебное

Г. Суровешня И.Г. пособие для учащихся 9 классов М.Н.И.Ц. «ЭКОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ» 1995г.

7. Т.Вишульская Н.В. Учения о биосфере. Пособие для учителей. 1995г.
8. Вигдорович В.И. Экология. Химические аспекты и проблемы.
Цыганкова Л.Е. Тамбов 1994г.

9. Делятитский С. Экологический словарь. М, 1993г.

10. Очкин А.В. Химия защищает природу.

Фадеев Г.И. Мир знаний Москва просвещение, 1984г.

11. Кульский Л.А. Вода знакомая и загадочная.
Даль В.Т. Киев 1982г.

12. Русанов В.П. Капля чистой воды. Ленинград, 1985г.

13. Семёнов И.И. Химия и научно-технический прогресс

Максимов В.С. Книга для учащихся 9-10 классов.

Макареня А.Н. Москва, просвещение 1988г.

14. Экскурсионные природные объекты Армавира и его окрестностей /краткое содержание докладов конференций/ Армавир 1995г. Стр.47

15. Природные объекты Армавира и его окрестностей /прикладная экология/

Армавир, 1996г. Стр. 60

Экологические и валеологические проблемы Кубани.

50-летию АГПИ посвящается Армавир, 1997г. Стр.70


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconТематическое планирование по окружающему миру 3 класс
Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconТема: М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина
Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconПояснительная записка Учебно тематическое планирование
Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна, ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconЭнергия Солнца
А и света. Считается, что температура на поверхности Солнца составляет около 5500 о с (10 000 оF). Энергия Солнца определяет погоду...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconОкислительно-восстановительные реакции вокруг нас. Пояснительная записка
Особая роль отводится здесь химии. В связи с этим, развитие химической науки, все возрастающее ее значение требует привлечения к...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconЧто означает выражение «Мир есть творение Божье»?
Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим – и все, что на земле: траву,...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconПояснительная записка к образовательной программе школы
Все вновь отстроенные школы также имеют хорошо обустроенные компьютерные классы. Еще сильнее свое влияние информационная сфера оказала...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconОбразовательная программа Азбука здоровья «Здоровье это ещё не всё,...
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду,...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconПояснительная записка в условиях динамически развивающегося мира...
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconПояснительная записка в условиях динамически развивающегося мира...
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин icon4. уроки вошли в книгу гуп «Газета»Марий эл» «Кундемна у муро гай»...
Все прекрасное, что есть в человеке, воплощено в учителе. Учитель во все времена был примером для ученика и в целом для общества....
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconТема: Местоимения он, она, оно, они
Я рада вас всех видеть! Настал новый урок. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу....
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconВлияние погоды на организм человека
Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconГбоу нпо «Профессиональное училище №130» кураторский час
Вот почему так важно не растерять свои самые лучшие качества, не очерстветь, не ожесточиться, а сохранить в себе все доброе, чистое,...
Пояснительная записка «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека» /М. Пришвин iconМетодическая разработка урока. Учитель ссш №11 Полиновская Л. П....
Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем. «Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск