Скачать 109.9 Kb.
|
Открытые уроки Открытый урок с использованием интерактивной доски по русскому языку в 4 классе Тема: Местоимения он, она, оно, они Дата проведения: март, 2012 г. Место проведения: кабинет информатики Организатор: Стратилатова Галина Артемьевна Цели: - познакомить учащихся с изменением местоимений 3 – го лица; - усовершенствовать навыки правильного употребления местоимений 3 – го лица в речи и в письме. . - воспитывать чувства уважения к известным людям Родины, любви к природе и ее защиты. Оборудование: - интерактивная доска, тетради, учебники; - дидактический раздаточный материал; - медиапроектор, компьютер; - сигнальные карточки. Ход урока
– Я рада вас всех видеть! Настал новый урок. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Ребята, встали все у парт тихонько Посмотрите, гостей сколько? Повернулись к ним лицом. «Добрый день, добрый час! Как мы рады видеть вас!» Поклонились, улыбнулись, Лицом ко мне повернулись. Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. Мы будем отвечать активно Хорошо себя вести. Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый час! Приготовились все слушать. - Сегодня к нам также прилетела мудрая сова. Она приготовила вам разные задания. Я надеюсь, что мы вместе справимся и порадуем ей своими знаниями. II. Сообщение темы урока. Ребята, на доске записаны буквы. Мысленно уберите парные звонкие согласные буквы и прочитайте главное слово нашего урока. З М Г Е Б С Д Т Ж О З И Г М Д Е Ж Н Б И З Е (слайд ) / Один выходит к доске и зачеркивает зв. согл. буквы/ Тема урока : местоимение. Вернее , сегодня мы постараемся узнать как можно больше о местоимениях 3 лица ед. ч. и множ. числа. Сегодня на уроке вы станете настоящими исследователями. III. Чистописание. (слайд ) - Теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и классная работа. а) Каллиграфическим правильным почерком запишите эти буквы и четверостишие: Я, ты, он, она Вместе целая страна Вместе дружная семья. В каждом мы – Сто тысяч я. (Р. Рождественский) Не забудьте о соединениях букв и соблюдайте расстояние между словами. б) В предложении подчеркните местоимения. Вспомним правила письма: Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь. IV. Проверка домашнего задания. - Ребята, на прошлом уроке мы с какой группой местоимений познакомились? ( Личными местоимениями). - К ним какие местоимения относятся? я ты он, она, оно мы вы они. - На что они указывают? Вывод: Данная группа указывает на лицо или лица, поэтому местоимения называются личными. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). В русском языке есть еще несколько групп местоимений. Их мы используем в своей речи. Но о них вы будете говорить в старших классах. А сегодня мы исследуем местоимения 3 лица. V. Изучение нового материала. 1) Внимательно прочитайте предложения : (слайд ) У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви. Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями. Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб . Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России. - Вставьте вместо точек нужные буквы. - Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик. (слайд ) березы - (они) ученик - (он) девочка - (она) путешествие - (оно) - Что общего между этими словами? (Они все словарные существительные) - Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? - - -- - Посоветуйтесь и решите, как можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными. - Было бы нам понятно, о к ком или о чем идет речь, если бы не было предыдущего предложения? (нет) - Вместо какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного) - А данные существительные какого рода и числа? Вывод: Особенность местоимений состоит в том, что они употребляются вместо имени существительного. Личное местоимение он заменяет сущ. муж. рода, она – женского рода, оно – среднего рода. Местоимение они заменяет существительное во множественном числе. Вы справились с заданием. Молодцы! 2) Чтение стихотворения ( один ученик читает вслух с доски) - (слайд ) Я о себе такого мненья Огромна роль местоимения. Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. 3) Творческая работа. Чтение текста (слайд ) Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Ласточка летает около человека и ловит их на лету. - Вам понравился рассказ? - Ребята, этот текст из произведения К.Г. Паустовского. - Какой частью речи является слово ласточка? Имя существительное) - Как это исправить? Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. Учитель. Для чего существуют местоимения в речи? Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Вывод. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. VI.Физкультминутка Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать. 4) Вместо какой части речи употребляются местоимения? / Вместо существительного/. - Имена существительные изменяются по падежам. Как вы думаете, изменяются ли по падежам местоимения?/ Ответы детей/ . Вот на этот вопрос мы сейчас попытаемся ответить. Наблюдение над изменением местоимений 3 лица по вопросам (без предлогов) Кто? он она они Кого? его её их Кому? ему ей им Кого? его её их Кем? им ею ими О ком? о нем о ней о них ( с предлогами) Кто? он она они Кого? У него у неё у них Кому? К нему к ней к ним Кого? на него на неё на них Кем? С ним с нею с ними О ком? о нем о ней о них - Как пишутся местоимения с предлогами? (Раздельно) - Чем различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами? ( после предлогов у местоимений 3 – го лица пишется буква н) Вывод: между предлогами и существительными можно вставить другое слово, например: у школы - у новой школы, перед уроком – перед первым уроком. А между предлогом и местоимением можно ставить вопрос: у меня – у кого? - у меня. VII) Работа по учебнику. Упражн. 2. Вставь подходящие по смыслу местоимения. VIII. Закрепление изученного. (диффиринцир. задания) 1.Работа в парах. - Посовещавшись между собой, попробуйте определить какое местоимение мы должны записать вместо скобок в каждом из предложений? Эти местоимения запишите на листок бумаги. Самостоятельно доделайте упражнение согласно заданию. Понравилась ли (кому?) вам экскурсия? Учитель доволен (кем?) им (ею). Твой друг спрашивает (о ком?) о тебе. К (кому?) ним приехал поэт. 7. Решение задач творческого типа. 2.Работа на карточках. / Слайд/ - Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного мама личные местоимения. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж. Мама Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это. Мама Мама! … ласковая и добрая. С … всегда легко и весело. Спасибо …. за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о … , береги … . …. заслужила это. 3. Работа с текстом в парах. - У вас на партах два текста. Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему? А) Б) Парная работа. Обсудите в парах ответ на вопрос. Заслушиваю мнение детей парами. - Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше. Самостоятельная работа. - Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь. Проверка. - Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его. - Почему этот текст вы записали? - Какие слова сделали текст красивее? - подумайте в парах, какую роль выполняют местоимения. - Для чего они нужны? - 4 . Коллективно-индивидуальная работа. а) Просклоняйте местоимения я, вы, они. 5. Индивидуальная работа. а) Выпиши местоимения: Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я. - Определи лицо и число местоимений. 6) Что ты хочешь узнать о своем друге? Напиши для него вопрос, используй местоимения в данном порядке: Ты? … У тебя? … Тебе? … тебя? … с тобой?... О тебе? … 7)Контрольное списывание с заданием в) Спишите, вставив пропущенные местоимения: За то, друзья, … так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех … . Как милый петушок, поешь … громко, важно! А … , друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Ветер, ветер, … могуч. Чем … , гости, торг ведете? … дитя оберегал, колыбельку качал. 8. Письмо по памяти. И друзья – мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Все лицо и руки Залепил мне снег. Мне в сугробе горе, А ребятам смех. 9. Игра «Кто быстрее?»( Слайд) а) Составьте с каждым местоимением словосочетание ил и короткое предложение (на доске запись): Ему, нему, им, ним, ее, нее, ими, них, ей, ею. б) Сделайте морфологический разбор: Глина идет на постройку, из нее делают кирпич. (Из нее – мест.; она, 3 л.; в р.п., в ед. ч., ж.р.; второст. член). IX. Домашнее задание. 1. Творческая работа. Составить 4-5 предложений о любимом четвероногом друге с разными местоимениями. 2. Повтори правило. X. Анализ и оценка итогов работы. 1) Игра «Или нет, или да, а не знаешь – беда». ( С сигнальными карточками) Местоимение – часть речи? (Да) Личные местоимения ед.ч. склоняются? (Да) Личные местоимения мн. ч. склоняются? (Да) Предлоги с местоимениями пишутся слитно? (Нет) Они – это местоимения ед.ч. (Нет) В русском языке шесть падежей (Да) Вывод: Какие особенности местоимений 3 лица? 2)-Давайте составим «портрет» местоимения. /Кластер о местоимении./ - На доске прикрепляю слово «местоимение». У вас на столе лежат карточки. Выберите те карточки, которые относятся к характеристике местоимения. Ученики выбирают карточки, выходят к доске, прикрепляют и проговаривают правило. На доске появляется кластер о местоимении. - Какие карточки остались? - Покажите их всем. - С какими местоимениями мы будем работать на следующем уроке? Показ карточек. (Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой) 3) Релаксация. Определите уровень своих знаний по теме «Местоимение». Благодарю за работу. Слайд № 9 - Показ цветовых карточек. Приложение. 1. Карточки для самостоятельной работы. 2. Презентация. Карточка № 1. 1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа. 2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его. осина вы грустить оно море весёлый писать они он ты стена мы я она лес . Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением. Запишите полученный текст. Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги Тест по русскому языку. Местоимение. 4 класс А) Найдите верное высказывание. 1) Местоимение называет лицо. 2) Местоимение изменяется по числам. 3) Личные местоимения изменяются по лицам. 4) Личные местоимения изменяются по падежам. Б) Какое предложение написано с ошибкой? 1) У меня от насморка заболела голова. 2) На озере сделали прорубь, чтобы брать из неё воду. 3) Лес притих под дождём, и в нём стало неуютно. 4) Я выпил чаю с малиной ,и от него сильно пропотел. В) В каком предложении подлежащее выражено местоимением? 1) Серёжа пошёл в лес за грибами. 2) Он не мог найти дорогу и заблудился. 3) Горячий чай быстро согрел девушку. 4) Мальчик увидел её и побежал. Г) Подбери подходящий предлог слову тебе. 1) от 2) для 3) о 4) про Д) Какой частью речи является каждое слово? Мы въехали в берёзовую рощу. 1) Существительное,глагол,предлог,прилагательное,существительное. 2) Местоимение,глагол,предлог,прилагательное.существительное. 3) Местоимение,глагол,междометие,прилагательное,сущестительное. 4) Местоимение,глагол,союз,существительное,прилагательное. Е) Укажи падеж местоимений. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег. Был у неё красивый кот. 1) Винительный,родительный. 2) имнеительный,винительный. 3) Именительный,родительный. 4) Винительный,винительный. Вот и закончилось наше исследование. Ребята, кто доволен своей работой? Кому было трудно на уроке? Покажите свои карточки. - Я тоже довольна вашей работой. Спасибо за понимание и активность. На следующем уроке мы продолжим эту тему. А теперь потрите ладошками так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. - Встаньте, пожалуйста. Возьмитесь за руки. Что скажем? - « У меня хороший класс! У меня хорошие одноклассники!» Звенит звонок. Вот и закончен наш урок. Что скажем гостям? Приходите снова к нам. Будем рады мы гостям. Спасибо за внимание. |
3 класс а домашнее задание на 27 февраля. Русский язык Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), говорил... | Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Вопросительные местоимения»... Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с... | ||
Тема урока: Местоимение как часть речи Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,... | Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении.... | ||
Повторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Местоимение» Как изменяются местоимения 3 Употреблять местоимения в Правописание орфограмм 43- 46 устной и письменной речи | Содержание введение 3 Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Найдите в словаре существительные мужского рода, в которых содержатся местоимения, подчеркните эти местоимения (заяц, агроном, вагон,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для работы над понятием «Местоимение», познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений;... | Аннотация: Они были молоды. Они верой и правдой служили Родине. Она... Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год) | ||
Man Неопределенное местоимение man не имеет соответствующего местоимения... Сложные существительные образуются путем словосложения двух или нескольких слов, соединяемых друг с другом либо непосредственно,... | Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме:... Цели: знать неопределенные местоимения- существительные, их правописание, грамматические признаки. Уметь выполнять творческие задания,... | ||
Указательные местоимения образуются путем слияния указательного местоимения Согласование (связь) между отдельными членами предложения осуществляется, в основном, не за счет падежных окончания, а за счет предлогов.... | Тема: Понятие о местоимении (урок – путешествия) Тип урока Способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи | ||
Конспект урока тема: "Железо и его соединения" Аксёнова Ирина Евгеньевна... В юго-Восточной Азии из него до сих пор делают амулеты, отгоняющие злых духов и врагов. Но у некоторых народов оно символизирует... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Сегодня утром в школу пришло письмо. Оно адресовано ученикам 1 класса, т е нам с вами. Вот оно. Интересно от кого оно? Давайте,... |