Тема: Местоимения он, она, оно, они





Скачать 109.9 Kb.
НазваниеТема: Местоимения он, она, оно, они
Дата публикации27.07.2014
Размер109.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытые уроки
Открытый урок с использованием интерактивной доски

по русскому языку в 4 классе
Тема: Местоимения он, она, оно, они
Дата проведения: март, 2012 г.

Место проведения: кабинет информатики

Организатор: Стратилатова Галина Артемьевна
Цели:
- познакомить учащихся с изменением местоимений 3 – го лица;
- усовершенствовать навыки правильного употребления местоимений 3 – го лица в речи и в письме.

.

- воспитывать чувства уважения к известным людям Родины, любви к природе и ее защиты.
Оборудование:
- интерактивная доска, тетради, учебники;
- дидактический раздаточный материал;
- медиапроектор, компьютер;
- сигнальные карточки.
Ход урока

  1. Орг. момент.

– Я рада вас всех видеть! Настал новый урок. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Ребята, встали все у парт тихонько

Посмотрите, гостей сколько?

Повернулись к ним лицом.

«Добрый день, добрый час!

Как мы рады видеть вас!»

Поклонились, улыбнулись,

Лицом ко мне повернулись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.
Мы будем отвечать активно

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство.
Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!
Приготовились все слушать.
- Сегодня к нам также прилетела мудрая сова. Она приготовила вам разные задания. Я надеюсь, что мы вместе справимся и порадуем ей своими знаниями.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, на доске записаны буквы. Мысленно уберите парные звонкие согласные буквы и прочитайте главное слово нашего урока.
З М Г Е Б С Д Т Ж О З И Г М Д Е Ж Н Б И З Е (слайд )

/ Один выходит к доске и зачеркивает зв. согл. буквы/

Тема урока : местоимение. Вернее , сегодня мы постараемся узнать как можно больше о местоимениях 3 лица ед. ч. и множ. числа. Сегодня на уроке вы станете настоящими исследователями.
III. Чистописание. (слайд )

- Теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и классная работа. а) Каллиграфическим правильным почерком запишите эти буквы и четверостишие: Я, ты, он, она

Вместе целая страна

Вместе дружная семья.

В каждом мы –

Сто тысяч я. (Р. Рождественский)
Не забудьте о соединениях букв и соблюдайте расстояние между словами.

б) В предложении подчеркните местоимения.
Вспомним правила письма:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

IV. Проверка домашнего задания.

- Ребята, на прошлом уроке мы с какой группой местоимений познакомились? ( Личными местоимениями).

- К ним какие местоимения относятся? я ты он, она, оно

мы вы они.

- На что они указывают?

Вывод: Данная группа указывает на лицо или лица, поэтому местоимения называются личными. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В русском языке есть еще несколько групп местоимений. Их мы используем в своей речи. Но о них вы будете говорить в старших классах.

А сегодня мы исследуем местоимения 3 лица.
V. Изучение нового материала.
1) Внимательно прочитайте предложения : (слайд )
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
- Вставьте вместо точек нужные буквы.

- Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик. (слайд )

березы - (они)

ученик - (он)

девочка - (она)

путешествие - (оно)
- Что общего между этими словами? (Они все словарные существительные)
- Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? - - -- - Посоветуйтесь и решите, как можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
- Было бы нам понятно, о к ком или о чем идет речь, если бы не было предыдущего предложения? (нет)

- Вместо какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

- А данные существительные какого рода и числа?
Вывод: Особенность местоимений состоит в том, что они употребляются вместо имени существительного.

Личное местоимение он заменяет сущ. муж. рода, она – женского рода, оно – среднего рода. Местоимение они заменяет существительное во множественном числе.

Вы справились с заданием. Молодцы!
2) Чтение стихотворения ( один ученик читает вслух с доски) - (слайд )
Я о себе такого мненья

Огромна роль местоимения.

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.
3) Творческая работа.
Чтение текста (слайд )
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.
- Вам понравился рассказ? - Ребята, этот текст из произведения К.Г. Паустовского.
- Какой частью речи является слово ласточка? Имя существительное)
- Как это исправить?
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?
Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
Вывод. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
VI.Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.
4) Вместо какой части речи употребляются местоимения? / Вместо существительного/.

- Имена существительные изменяются по падежам. Как вы думаете, изменяются ли по падежам местоимения?/ Ответы детей/ . Вот на этот вопрос мы сейчас попытаемся ответить.
Наблюдение над изменением местоимений 3 лица по вопросам (без предлогов)

Кто? он она они

Кого? его её их

Кому? ему ей им

Кого? его её их

Кем? им ею ими

О ком? о нем о ней о них
( с предлогами)
Кто? он она они

Кого? У него у неё у них

Кому? К нему к ней к ним

Кого? на него на неё на них

Кем? С ним с нею с ними

О ком? о нем о ней о них
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Раздельно)

- Чем различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами?

( после предлогов у местоимений 3 – го лица пишется буква н)

Вывод: между предлогами и существительными можно вставить другое слово, например: у школы - у новой школы, перед уроком – перед первым уроком. А между предлогом и местоимением можно ставить вопрос: у меня – у кого? - у меня.
VII) Работа по учебнику.

Упражн. 2. Вставь подходящие по смыслу местоимения.

VIII. Закрепление изученного. (диффиринцир. задания)

1.Работа в парах.
- Посовещавшись между собой, попробуйте определить какое местоимение мы должны записать вместо скобок в каждом из предложений? Эти местоимения запишите на листок бумаги.
Самостоятельно доделайте упражнение согласно заданию.
Понравилась ли (кому?) вам экскурсия?
Учитель доволен (кем?) им (ею).
Твой друг спрашивает (о ком?) о тебе.
К (кому?) ним приехал поэт.

7. Решение задач творческого типа.
2.Работа на карточках. / Слайд/
- Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного мама личные местоимения. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.
Мама
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Мама
Мама! … ласковая и добрая. С … всегда легко и весело.
Спасибо …. за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о … ,
береги … . …. заслужила это.


3. Работа с текстом в парах.

- У вас на партах два текста. Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему?

А)

Б)

Парная работа.

Обсудите в парах ответ на вопрос.

Заслушиваю мнение детей парами.

- Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше.
Самостоятельная работа.

- Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь.

Проверка.

- Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его.

- Почему этот текст вы записали?

- Какие слова сделали текст красивее?

- подумайте в парах, какую роль выполняют местоимения.

- Для чего они нужны?

-
4 . Коллективно-индивидуальная работа.
а) Просклоняйте местоимения я, вы, они.
5. Индивидуальная работа.
а) Выпиши местоимения:
Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
- Определи лицо и число местоимений.
6) Что ты хочешь узнать о своем друге?
Напиши для него вопрос, используй местоимения в данном порядке:
Ты? … У тебя? … Тебе? … тебя? … с тобой?... О тебе? …
7)Контрольное списывание с заданием
в) Спишите, вставив пропущенные местоимения:
За то, друзья, … так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех … . Как милый петушок, поешь … громко, важно! А … , друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Ветер, ветер, … могуч. Чем … , гости, торг ведете? … дитя оберегал, колыбельку качал.
8. Письмо по памяти.
И друзья – мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег.

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех.
9. Игра «Кто быстрее?»( Слайд)
а) Составьте с каждым местоимением словосочетание ил и короткое предложение (на доске запись):
Ему, нему, им, ним, ее, нее, ими, них, ей, ею.
б) Сделайте морфологический разбор:
Глина идет на постройку, из нее делают кирпич.
(Из нее – мест.; она, 3 л.; в р.п., в ед. ч., ж.р.; второст. член).
IX. Домашнее задание.
1. Творческая работа.
Составить 4-5 предложений о любимом четвероногом друге с разными

местоимениями.
2. Повтори правило.
X. Анализ и оценка итогов работы.
1) Игра «Или нет, или да, а не знаешь – беда». ( С сигнальными карточками)

Местоимение – часть речи? (Да)

Личные местоимения ед.ч. склоняются? (Да)

Личные местоимения мн. ч. склоняются? (Да)

Предлоги с местоимениями пишутся слитно? (Нет)

Они – это местоимения ед.ч. (Нет)

В русском языке шесть падежей (Да)
Вывод: Какие особенности местоимений 3 лица?
2)-Давайте составим «портрет» местоимения. /Кластер о местоимении./
- На доске прикрепляю слово «местоимение».
У вас на столе лежат карточки. Выберите те карточки, которые относятся к характеристике местоимения. Ученики выбирают карточки, выходят к доске, прикрепляют и проговаривают правило.
На доске появляется кластер о местоимении.
- Какие карточки остались?
- Покажите их всем.
- С какими местоимениями мы будем работать на следующем уроке? Показ карточек.

(Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой)
3) Релаксация.
Определите уровень своих знаний по теме «Местоимение». Благодарю за работу. Слайд № 9
- Показ цветовых карточек.
Приложение.
1. Карточки для самостоятельной работы.
2. Презентация.
Карточка № 1.
1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.
2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
осина вы грустить
оно море весёлый
писать они он
ты стена мы
я она лес
. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.
Запишите полученный текст.

Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги

Тест по русскому языку. Местоимение. 4 класс

А) Найдите верное высказывание.

1) Местоимение называет лицо.

2) Местоимение изменяется по числам.

3) Личные местоимения изменяются по лицам.

4) Личные местоимения изменяются по падежам.
Б) Какое предложение написано с ошибкой?

1) У меня от насморка заболела голова.

2) На озере сделали прорубь, чтобы брать из неё воду.

3) Лес притих под дождём, и в нём стало неуютно.

4) Я выпил чаю с малиной ,и от него сильно пропотел.
В) В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) Серёжа пошёл в лес за грибами.

2) Он не мог найти дорогу и заблудился.

3) Горячий чай быстро согрел девушку.

4) Мальчик увидел её и побежал.
Г) Подбери подходящий предлог слову тебе.

1) от 2) для 3) о 4) про
Д) Какой частью речи является каждое слово?

Мы въехали в берёзовую рощу.

1) Существительное,глагол,предлог,прилагательное,существительное.

2) Местоимение,глагол,предлог,прилагательное.существительное.

3) Местоимение,глагол,междометие,прилагательное,сущестительное.

4) Местоимение,глагол,союз,существительное,прилагательное.
Е) Укажи падеж местоимений.

Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег. Был у неё красивый кот.

1) Винительный,родительный.

2) имнеительный,винительный.

3) Именительный,родительный.

4) Винительный,винительный.
Вот и закончилось наше исследование.

Ребята, кто доволен своей работой?

Кому было трудно на уроке? Покажите свои карточки.
- Я тоже довольна вашей работой. Спасибо за понимание и активность.

На следующем уроке мы продолжим эту тему. А теперь потрите ладошками так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

- Встаньте, пожалуйста. Возьмитесь за руки. Что скажем?

- « У меня хороший класс! У меня хорошие одноклассники!»
Звенит звонок. Вот и закончен наш урок.
Что скажем гостям?
Приходите снова к нам.

Будем рады мы гостям.
Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Местоимения он, она, оно, они icon3 класс а домашнее задание на 27 февраля. Русский язык
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), говорил...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Вопросительные местоимения»...
Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconПовторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Местоимение»
Как изменяются местоимения 3 Употреблять местоимения в Правописание орфограмм 43- 46 устной и письменной речи
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconСодержание введение 3
Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Найдите в словаре существительные мужского рода, в которых содержатся местоимения, подчеркните эти местоимения (заяц, агроном, вагон,...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для работы над понятием «Местоимение», познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений;...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconАннотация: Они были молоды. Они верой и правдой служили Родине. Она...
Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год)
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconMan Неопределенное местоимение man не имеет соответствующего местоимения...
Сложные существительные образуются путем словосложения двух или нескольких слов, соединяемых друг с другом либо непосредственно,...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме:...
Цели: знать неопределенные местоимения- существительные, их правописание, грамматические признаки. Уметь выполнять творческие задания,...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconУказательные местоимения образуются путем слияния указательного местоимения
Согласование (связь) между отдельными членами предложения осуществляется, в основном, не за счет падежных окончания, а за счет предлогов....
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconТема: Понятие о местоимении (урок – путешествия) Тип урока
Способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconКонспект урока тема: "Железо и его соединения" Аксёнова Ирина Евгеньевна...
В юго-Восточной Азии из него до сих пор делают амулеты, отгоняющие злых духов и врагов. Но у некоторых народов оно символизирует...
Тема: Местоимения он, она, оно, они iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Сегодня утром в школу пришло письмо. Оно адресовано ученикам 1 класса, т е нам с вами. Вот оно. Интересно от кого оно? Давайте,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск