Пояснительная записка к образовательной программе школы
Образовательная программа – это локальный акт, который разработан методическим советом школы, принят на педагогическом совете школы и реализуется в школе на основе государственных образовательных стандартов. Образовательная программа - это внутришкольный образовательный стандарт, обусловленный как федеральной образовательной политикой и логикой развития региональной и муниципальной системы образования, так и образовательными запросами обучающихся и родителей, учитывающий особенности и возможности школы.
Образовательная программа корректируется и уточняется ежегодно в соответствии с изменениями в образовании. Исходя из того, что образовательная программа является внутришкольным стандартом содержания образования, она направлена на удовлетворение потребности:
-обучающихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональный выбор на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации;
-родителей – в предоставлении спектра образовательных услуг, гарантирующих достижение обучающимися требований Государственного образовательного стандарта и реализации права;
-учителей - в определении приоритетов в содержании образования и интеграцию педагогической деятельности;
-учебных заведений города - в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального о бучения и общекультурного развития;
-Общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достиженией культуры и цивилизации;
-выпускника образовательного учреждения - в социальной адаптации. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Нормативные документы Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области;
Конвенция о правах ребенка;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Устав школы и локальные акты;
Лицензия образовательного учреждения;
Также при разработке образовательной программы учтены:
Уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в школе работает высококвалифицированный коллектив;
Материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс, все компьютеры которого объединены в локальную сеть, имеется скоростной выход в Интернет, библиотека также оснащена 2 компьютерами и медиатекой, есть спортивный зал, столовая, 90% учебных кабинетов оборудованы современным мультимедийным и интерактивным оборудованием;
Традиции, сложившиеся за годы работы школы: годовой круг праздников, участие в экспериментальной работе педагогического коллектива и т.д.
Образовательная программа определяет:
цели и содержание образовательного процесса, особенность их раскрытия через содержание учебных предметов, внеклассных мероприятий и педагогических технологий;
Научно-методическую базу реализации учебных программ
Образовательная программа регламентирует:
условия освоения образовательной программы;
диагностические процедуры для поэтапного объективного учета образовательных достижений обучающихся;
организационно-педагогические условия реализации программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Глобальные процессы в общественной жизни потребовали существенных изменений всех институтов, в том числе и школы. И хотя целью работы школы как государственного учреждения остается качественное образование, смысл и содержание этого понятия значительно изменились. Смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опытобучающихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения. Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:
В расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;
В подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др);
В подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
В повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;
В расширении возможностей выбора эффективных способов решения жизненных задач, стоящих перед школьниками.
Новые направления развития образования представили школе возможность проводить свою образовательную политику, учитывая специфику учреждения, определять приоритеты и стратегию деятельности. С другой стороны, обучающиеся и их родители, наряду с педагогами, став субъектами образования, получили право выбора образовательного учреждения, формы получения образования, а также отбора его содержания и технологий . Данные изменения стали возможным перевод образовательного учреждения в режим развития, который обеспечивает конкурентноспособность школы, защищает право каждого обучающегося на современное качественное образование и развитие.
Осуществление приоритетной цели видится педагогическим коллективом школы через достижение стратегической цели – создание образовательной среды творческого самоопределения и развития обучающихся.
Выполнение данной цели, как стратегии развития школы, требует решения следующих задач:
-создать оптимальные условия для выявления способностей, поддержки и развития ученика;
-расширить сферы мыслительной деятельности обучающихся в направлении их профессионального самоопределения;
-определить и конкретизировать требования к учебным достижениям обучающихся в соответствии с государственными стандартами и ФГОСами;
-разработать пути и способы развития у обучающихся способностей к самоконтролю и самооценке;
-определить зоны актуального и ближайшего развития каждого ученика на основе психолого-педагогического мониторинга;
-осуществить дифференцированный индивидуальный подход к обучению на всех ступенях обучения;
-формировать положительную мотивацию учебной деятельности -оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения и воспитания;
-освоить технологии и методики обучения и оценивания, реализующие компетентностный подход;
-строить процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и обучающегося;
-повышать педагогическую квалификацию, использовать современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные. -активизировать методическую работу педагогов;
-стимулировать научно-экспериментальную деятельность;
-создать оптимальный учебный план, работающий на реализацию приоритетной идеи.
Достижение данных задач педагогическим коллективом школы предполагает комплексные изменения в образовательной практике и образовательных результатах:
1. В содержании образования:
-формирование компетентностной модели школьного содержания образования;
-обновление содержания образования в соответствии с новыми ФГОСами;
-создание современного учебно-дидактического комплекса по всем образовательным областям;
-содержательное наполнение школьного компонента образования с учетом специфики школы;
-подбор, содержание и реализация технологий обучения на основе компетентностного подхода.
2. В технологии обучения:
-внедрение технологий личностно развивающего обучения в начальной школе;
-освоение новых информационных технологий образования в основной и полной школе;
3. В организации образовательного процесса:
-разработка локальных актов школы, обеспечивающих нормативно-правовую базу образовательного процесса;
-реализация индивидуальных учебных планов.
4. В научно-методическом обеспечении:
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы;
-реализация направлений научно-методической и опытно-экспериментальной работы коллектива по апробации стандартов;
-освоение учителями компетентностного подхода и технологий обучения; научно-методическая поддержка образовательного процесса.
5. В системе управления:
-выстраивание образовательного процесса на основе анализа предыдущих результатов и достижений обучающихся и педагогического коллектива школы;
-повышение эффективности работы системы внутришкольного образовательного мониторинга результатов деятельности участников образовательного процесса;
-создание системы оценивания учебных достижений обучающихся на основе компетентностного подхода;
6. В мотивационном обеспечении:
-стимулирование всех педагогов к активному участию в инновационных процессах;
-осуществление психолого-педагогического мониторинга деятельности обучающихся.
7. В воспитательной деятельности:
-создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития обучающихся, помощь в адаптации к современной социокультурной ситуации;
-развивать у обучающихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитывать качества гражданина; расширять общекультурный кругозор школьников. Формировать правовую культуру и гражданскую грамотность;
-создавать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества; изучать нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие, и деятельность общественных институтов, познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
-оказание помощи выпускникам в самоопределении и выборе профессии.
8. В материально-техническом обеспечении:
-дальнейшее развитие материально-технической базы школы.
2.Образовательная программа начальной школы Ценностные ориентиры начального образования
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
-доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление им следовать;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
-формирование способности к самоорганизации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации:
-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
-развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
-формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Начальная школа – новый этап в жизни ребенка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребенка младшего школьного возраста являются: словесно логическое мышление; произвольная смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные. Рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.
Виды деятельности младшего школьника:
совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа и др.);
игровая деятельность (игра-драматизация, режиссерская игра, игра с правилами и др.);
творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.);
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях и др.);
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
Научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
Научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
Овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
Полностью овладеть видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам и др.). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
Научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;
Приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
Приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться грамотно выражать свои мысли и чувства;
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования
Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентация и пр.).
Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.
Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
Обеспечить условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
Обеспечить условия формирования учебной деятельности.
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребенка.
Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
|