МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД-ГЕРОЙ НОВОРОССИЙСК
ПАТРИОТИЗМ НА СЛУЖБЕ РОССИИ
ПРОФЕССИОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические рекомендации
по патриотическому воспитанию граждан
2012 год
Память – надежный щит России.
Уважаемые коллеги! Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его. И если мы с вами не будем напоминать ему об этом, то мы потеряем поколение XXI века так же, как потеряли поколение 90-х XX века. Патриотические чувства надо воспитывать с раннего возраста, с семьи.
Так что же такое патриотизм и, какого человека можно назвать патриотом?
Вл. Даль первым определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм – (от греч. patris – родина, отечество) - нравственный принцип, означающий любовь к отечеству (родине), готовность служить интересам своей родины. «Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В.И. Ленин).
Естественна привязанность человека к родным местам, к родному языку, традициям. Естественна его заинтересованность в судьбах страны, с которой связана вся его жизнь. В социалистический период развития России патриотизм носил всенародный характер. Он проявлялся не только в героических подвигах защитников Родины, но и в повседневном труде, умножающем ее богатства.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Патриотизм русских воинов (толковый словарь Ожегова).
Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
В зависимости от широты восприятия места рождения, которая соответствует глубине сознания индивида, территория Родины может простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и ее обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
2. Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3. Конкретные каждодневные дела для улучшения состояний Родины, ее приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящее глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут почитать в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков (детей), содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.
Понятие патриотизм очень тесно взаимосвязано с такими понятиями как Гражданственность и Нравственность.
Гражданственность.
Что значит быть гражданином? Гражданин - это человек, который не только пользуется всеми правами, но и выполняет свои обязанности, определенные законами государства, и, прежде всего Конституцией, а не тот, кто получил паспорт и стал полноправным гражданином России.
Выполнять обязанности, предусмотренные законом, - долг каждого человека гражданина, пренебрегать ими не позволено никому. Все работающие люди, например, должны платить подоходный налог, все подлежащие воинскому призыву юноши – служить в армии, все родители – отдавать детей в школу и воспитывать их достойными гражданами России, ученик и студент должны добросовестно учиться и получать не только необходимые знания, но и стать достойными самого главного звания « Гражданин России». Кроме этой юридической стороны гражданства, есть, однако, еще и другая: возвышенная, моральная. Она связана с выполнением велений совести, законов достойного общественного поведения. Гражданин – это сознательный член общества. Человек, испытывающий чувства, источник которых не в личных обстоятельствах его жизни, а в делах и обстоятельствах всего народа, всей страны.
Нет ничего благороднее, чем стремиться быть преданным сыном (дочерью) своего Отечества. Ведь это значит принадлежать к числу тех, чьи чувства ответственности, долга, достоинства столь сильны, что заставляют человека действовать, презирая собственное благополучие.
Не может сын смотреть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет больше укоризны.
Так писал Некрасов. А дальше следовали знаменитые вдохновляющие не одно поколение молодежи строки:
Идти в огонь, за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Примерами высоких гражданских помыслов и действий богата наша страна.
Ну а наша повседневная жизнь, в которой, кажется, пока нет ничего особенного, большого, что могло бы иметь заметные общественные последствия? Дает ли она возможности для проявления патриотических чувств гражданина? Конечно. Во всяком деле, если только относиться к нему серьезно и ответственно, можно поставить себе такую большую задачу, выполнение которой потребует всех твоих сил и будет иметь большое общественное значение. Многое из того, что мы делаем не для себя лично, а во имя общего блага и по собственному побуждению, можно назвать гражданственностью…
Гражданственность неотделима от высокой личной нравственности человека, от самых лучших его душевных качеств: честности, бескорыстия, нетерпимости к злу и неправде.
Только надо помнить, что способность к незаурядному гражданскому действию не дается просто так, от природы. Это качество можно и нужно в себе воспитывать. А развивается оно из элементарной порядочности, принципиальности, совестливости, отзывчивости на чужую боль. Вырабатывать в себе такие черты – значит на каждом шагу, по любому поводу, не ожидая момента, которым ты будешь испытан, «на разрыв», учиться преодолевать робость, страх, стремление лишь к собственному благополучию.
Гражданское воспитание заключается в том, чтобы на основе содержательной культурно-досуговой деятельности более эффективно решать задачу
формирования потребности делать благо для общества, природы, самого себя.
Главная цель в работе по гражданскому воспитанию – воспитание государственно-мыслящих людей с лидерской позицией и развитым чувством ответственности за судьбу страны, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Нравственность:
Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, долга, справедливости, ответственности и т.п. В отличие от права, исполнение требований нравственности санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами нравственность включает исторически приходящие и классовые нормы, принципы, идеалы. Нравственность это то, что служит общественному прогрессу, она впитала в себя как общечеловеческие моральные ценности, так и нормы поведения. Она гармонично сочетает общенародные, коллективные и личные интересы, она утверждает отношения взаимного сотрудничества и взаимопомощи, человеческое достоинство, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни.
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Воспитание патриотических чувств, высокого патриотического сознания через гражданственность (воспитание любви к своей Родине), нравственность (разъяснение истоков героизма, понятий долг, честь, мужество, стойкость), военно-патриотическое воспитание (служение Отечеству, приобщение к боевым традициям Российской армии) должны стать основными направлениями в разделе «Патриотическое воспитание». В раздел можно включить такие направления как «Военно-историческое», «Краеведческое и поисковое», «Экскурсионно-туристическое», «Экологическое». Все эти направления для культурно-досуговых учреждений, естественно, будут выражаться конкретными мероприятиями, различными по форме и содержанию. Но цель у них одна – воспитание настоящего патриота и гражданина. Не случайно, в одном из своих выступлений, глава государства В.В. Путин, назвал это направление одним из основополагающих. Основные аспекты патриотического воспитания граждан:
- возрождение национального самосознания;
- воспитание бережного отношения к историческому и духовно-культурному наследию;
- сохранение национальных культур и развитие народного творчества;
- развитие демократических ценностей и правовой культуры общества;
- формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе. Ещё Л.Н. Толстой писал, что «тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края»;
- повышение роли семьи и родственных отношений в воспитании духовно-нравственной личности;
- забота о физическом и нравственном здоровье подрастающего поколения.
Комплексное решение этих вопросов позволит сформировать высокое гражданское самосознание, патриотическое отношение к Родине, уважение к ее истории, культуре, традициям, укрепит духовное и физическое здоровье представителей всех поколений, что в свою очередь позволит эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
Учреждениям культуры необходимо выйти на такой уровень работы, чтобы органы местного самоуправления не только признали наш авторитет в нравственно-патриотическом воспитании жителей города (района, поселка…), но и обеспечили существенную финансовую поддержку. Для этого нужно работать по целевым программам, реализовывать проекты, выходящие за узкие рамки профессиональной деятельности, активно сотрудничать с другими государственными учреждениями, а также общественными организациями и объединениями.
Рекомендации для составления планов (разделов планов), программ, мероприятий по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в культурной политике в области воспитательной деятельности.
Сегодня многие учреждения культуры предпочитают программно-целевое планирование. Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели: реализации перспективного развития учреждения и осуществления культурной политики определенной территории.
Программно-целевая деятельность.
Программы могут быть:
А) по форме – комплексные, общеразвивающие , специализированные, профессионально-ориентированные;
Б) по типу – программы социализации, профессионально-прикладные, спортивно- оздоровительные, досуговые, программы развивающие творчество.
Основные характеристики программ:
- направленность на решение конкретных проблем. Поэтому Программа – это всегда четкий, поэтапный план решения выявленной проблемы.
- комплексный характер плановых мероприятий;
- согласованность по ресурсам, исполнителям, срокам.
Помните! Программа – это доказательство перспективности работы на основе описания передового опыта!
Как могут звучать цели и задачи по патриотическому воспитанию для конкретного учреждения? Это зависит от формы и типа программы, возможностей учреждения и перспектив развития.
Основной целью государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 годы» является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
- совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
- формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
- внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
- повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
- развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.
- совершенствование системы духовно-патриотического воспитания, обеспечивающего развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Цели и задачи, которые может ставить перед собой учреждение культуры:
ЦЕЛЬ:
- Создание условий для воспитания личности гражданина - патриота Родины, способной встать на защиту государственных интересов страны, добровольное служение обществу;
- Создание центра патриотического воспитания подрастающего поколения на базе учреждения культуры;
- Совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию;
- Взаимодействие учреждения с другими ведомствами и общественными формированиями.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать активную жизненную позицию у человека гражданина на основе исторических ценностей (используя исторические ценности Кубани, города-героя Новороссийска, истории России),
2. Воспитывать чувство гордости за свое Отечество и малую Родину;
3.Проводить организаторскую, пропагандистскую, информационную деятельность в целях привития патриотических чувств;
4.Повышать качество проводимых культурно-массовых мероприятий;
5.Создавать условия для более широкого участия в патриотическом воспитании государственных учреждений, общественных организаций (объединений), трудовых
коллективов, отдельных граждан.
6.Развивать активные формы общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан;
7.Внедрять новые формы и методы патриотического воспитания на основе современных информационных технологий.
|