№
п/п
| Название главы, параграфа
| Кол.час
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Форма контроля
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Вводный урок.
| 1
| Знать: - история, цивилизация.
- история России – часть всемирной истории.
Уметь: - называть особенности Российской цивилизации.
- характеризовать этапы Российской истории.
- объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию.
- аргументированно доказывать свою точку зрения на проблему характера Российской цивилизации
| Беседа, работа с документами
|
|
| Гл.I.Русь изначальная
|
|
|
|
|
2.
| §1-2.Индоевропейцы.Исторические корни славян. Восточные славяне в VIII – IX вв.
| 1
| Знать: - предыстория, история, неолитическая революция, присваивающее и производящее хозяйство, индоевропейцы.
- основные этапы предыстории народов России.
- особенности социального расслоения.
Уметь: - выявлять причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству.
- выявлять отличия оседлого от кочевого хозяйств.
- прослеживать на карте великое переселение народов и знать последствия этого явления.
- определять причины и последствия расселения индоевропейцев.
Знать: - праславяне.
- происхождение славян, их расселение. Восточнославянские племена и их соседи.
- Занятия, общественный строй и верования восточных славян. – «военная демократия», политеизм, прародина славян;
Уметь: - характеризовать пути движения славян, занятия и общественный строй у восточных славян.
- используя историческую карту показывать расселение союзов племен и характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей.
- устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян.
- объяснять сущность «военной демократии».
- характеризовать языческую культуру.
| Беседа, устный опрос, источник, работа в группах
| §1,2,схема
|
3.
| §3-4.Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья. Правление Святослава.
| 1
| Знать: - предпосылки складывания Древнерусского государства (социально-экономические, социально-политические, духовные, внешнеполитические).
- этапы складывания государства. Возникновение ядра восточнославянского государства.
- теории возникновения государства у восточных славян (норманнская, антинорманнская, современные теории).
Уметь: - характеризовать этапы складывания государства у восточных славян.
- находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян.
- сопоставлять процесс образования Древнерусского государства и европейских государств периода средневековья.
- используя знания курса «Обществознание», выявлять признаки Древнерусского государства. Знать: - деятельность первых, русских князей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с восточными соседями, итоги правления).
- государство, дань, полюдье, уроки, погосты, монотеизм.
- причины, процесс, значение принятия Русью христианства;
- значение реформы княгини Ольги для Древнерусского государства;
Уметь: - анализировать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси,
- выявлять причины перехода Руси к монотеистической религии.
- участвовать в разработке и презентации проекта по теме.
| Тестирование, работа по карточкам, источник, работа с картой, понятия
| §3-4, вопросы
|
4.
| §5.Древнерусское государство при Владимире.
| 1
| Устный опрос, источник, словарик, Характеристика исторической личности
| §5, вопросы
|
| Гл.II.Расцвет Руси. XI- первая треть XII вв.
|
|
|
|
|
5.
| §6-7.Правление Ярослава. Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах.
| 1
| Знать: - внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда.
- междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина;
- основные положения Русской Правды
Уметь: - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников.
- разъяснять сущность, порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству).
Знать: - неравенство русского общества XI – первой четверти XII в.
- возникновение феодальной земельной собственности.
- власть и церковь.
- основные категории населения Киевской Руси
Уметь: - выявлять различия между видами земельной собственности
| Устный опрос, тестирование, работа с учебником, источником
| §6-7, вопросы.
|
6.
| §8.Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
| 1
| Знать:
- междоусобица.
- особенности правления потомком Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
- борьба с половецкими вторжениями
Уметь: - выявлять тенденции начинающейся политической раздробленности
| Сообщения , работа с учебником, источником, характеристика исторической личности
| §8, вопросы
|
| Гл.III.Политическая раздробленность Руси.
|
|
|
|
|
7.
| §9.Политическая раздробленность Руси..
| 1
| Знать: - причины распада Древнерусского государства.
- сущность процесса политической раздробленности.
- крупнейшие земли и княжества. монархии и республики.
Уметь: - называть причины политической раздробленности.
- объяснять сущность политической раздробленности.
- разъяснять значение Любечского съезда князей.
- характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и Европейских государств, определять сходства и различия.
-высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси
| Устный опрос, ката,проблемный вопрос
| §9, вопросы
|
8.
| §10.Культура Руси X- нач.XIIIв. Зарождение русской цивилизации.
| 1
| Знать: - христианская культура и языческие традиции.
- культура, житие, икона, фреска, миниатюра.
- памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные).
- основные литературные жанры, раскрывать их содержание
- особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства.
Уметь: - выявлять особенности древнерусской культуры.
- определить влияние Византии на культуру Древней Руси.
- определять влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси.
- доказать присутствие языческого элемента в современной культуре.
- участвовать в разработке и презентации проекта по теме.
| Сообщения, эвристическая беседа
| §10, проекты
|
| Гл.IV.Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIV в.
|
|
|
|
|
9.
| §11-12. Монголо-татарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами.
| 1
| Знать: - образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.
- проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - определить причины поражения русских земель.
Уметь: - выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев..
- характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада.
-определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества.
- выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.
- высказывать оценочные суждения о влиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации.
| Устный опрос, карточки, проблемный вопрос
| §11-12, вопросы
|
10.
| §13-14.Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси. Возвышение новых русских центров и начало новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.
| 1
| Знать: - формы землевладения и категории населения.
Уметь: - определять последствия монгольского завоевания.
- прослеживать восстановление экономики русских земель.
Знать: - особенности борьбы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
- этапы объединения земель вокруг Москвы.
- причины возвышения Москвы.
- выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально- политические, культурные);
| Устный опрос, эссе
| §13-14, вопросы, эссе
|
| Гл.V.В борьбе за единство и независимость.
|
|
|
|
|
11.
| §15.Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского.
| 1
| Уметь: - характеризовать этапы объединительного процесса.
- анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).
- соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия.
- Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Дмитрия Донского, его потомков
| Устный опрос, сообщения, характеристика исторической личности
| §15, вопросы.
|
12.
| §16-17. Феодальная война на Руси. Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом.
| 1
| Знать: - причины и итоги феодальной войны, этапы завершения объединения русских земель и образования Российского государства. - свержение золотоордынского ига.
- Москва - третий Рим».
- роль церкви в государственном строительстве. - особенности образования централизованного государства в России.
- рост международного авторитета государства. Уметь: - анализировать статьи Судебника 1497 г.;
- проследить процесс закрепощения крестьян.
- выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России.
- показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
- занимать собственную аргументированную позицию по вопросу «Причины складывания деспотической формы Российского государства».
| Устный опрос, проблемный вопрос, словарик, характеристика исторической личности
| §16-17, вопросы
|
13.
| §18-19. Хозяйство, власть и Церковь в в XV в.
| 1
| Сформировать представление от социально-экономических условиях развития России, укреплении великокняжеской власти, взаимоотношениях церкви и государства
| Урок-практикум Работа с учебником, картой
| §18-19, вопросы
|
| Гл.VI в. Россия в XVI в.
|
|
|
|
|
15.
| §20-21. Приход к власти Ивана IV.Реформы 1550-х гг. Внешняя политика Ивана IV.
| 1
| Знать состояние основных отраслей экономики в данный период. Уметь охарактеризовать роль Избранной рады в данный период
Уметь вычленять общие закономерности во внешней политике Ивана IV. Знать начало, ход и итоги Ливонской войны. Иметь представление о начальном периоде освоения Сибири, а также о русском быте XV – XVI вв.
| Характеристика исторической личности, работа с учебником, развернутый план
| §20-21, вопросы
|
16.
| §22-23. Опричнина. Последние годы Грозного царя. Новые явления в русской культуре.
| 1
| Иметь представление о причинах, содержании и последствиях опричнины для развития страны.
Знать причины появления теории «Москва – Третий Рим».
Знать роль Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания. Уяснить основные жанры и идеи русской литературы XIV – XV вв. Знать изменения в русской архитектуре и живописи в данный период. Иметь общее представление о русском быте XV – XVI вв.
| Тестирование.
Контрольный
Опрос, проблемный вопрос
| §22-23, вопросы
|
| История России.II ч.
|
|
|
|
|
| Раздел I. Россия в XVII в.
|
|
| Урок-исследование
|
|
| Гл.I.Смутное время
|
|
| Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами
|
|
17.
| §1-3. Начало Смуты. Кризис общества и государства. Спасители Отечества.
| 1
| Знать особенности внутренней и внешней политики царя Фёдора Ивановича. Уметь выделять последствия пресечения династии Рюриковичей. Иметь представление о торговых и культурных связях России со странами Западной Европы на рубеже веков.
Знать причины обострения социально – экономических противоречий в началеXVII в. Уметь выделять основные цели Польши и Швеции при вторжении на территорию России. Знать причины установления в России новой династии. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.
| Устный опрос, работа в группах
| §1-3, вопросы.
|
| Глава 2. Новые черты старой России.
|
|
|
|
|
18.
| §4-5.Россия после Смуты. Новые черты в жизни России.
| 1
| Знать влияние Смутного времени на социально – экономическое положение страны. Уметь выделять последствия перехода к мелкотоварному производству. Объяснять причины процесса постепенного усиления роли дворянства в жизни страны.
| Опрос, схема, тест
| §4-5, вопросы
|
| Гл.VI.Россия в к.XVII-XVIII в.
|
|
|
|
|
19.
| §6-8.XVII, «бунташный» век. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Народы России.
| 1
| Знать процесс усиления самодержавной власти. Иметь представление о возросшей роли государственного аппарата и армии..
Знать основные направления внешней политики России в XVII. Знать причины и особенности народных волнений.
| Характеристика исторической личности, развернутый план
| §6-8
|
20.
| §9-10.Россия накануне преобразований. Культура и быт.
| 1
| Знать основные предпосылки преобразований в России. Иметь представление о процессе усиления иностранного влияния на Россию. Уметь выделять характерные черты реформ В. В. Голицына и А. Л. Ордин-Нащокина.Иметь представление о характерных чертах светской культуры. Знать повседневный быт и обычаи крестьян
| Задания с развернутым ответом, таблица
| §9-10, вопросы
|
| РазделII. Россия в XVII столетии.
|
|
|
|
|
| Глава 3.Эпоха Петра I.
|
|
|
|
|
21.
| §11.Эпоха Петра I. Северная война.
| 1
| Знать особенности положения России на рубеже XVII – XVII вв. Знать предпосылки прихода Петра I к власти.
Знать причины, ход и итоги Северной войны
| Таблица, работа с картой
| §11, вопросы
|
22.
| §12-13. Реформы ПетраI.
| 1
| Иметь представление об основных направлениях экономических преобразований на рубеже веков. Знать основные реформы Петра I в области государственного переустройства. Знать характерные черты народных восстаний первой четверти XVIII в. и их причины.
| Устный опрос, таблица, схема
| §12-13
|
23.
| § 12-13.Реформы ПетраI.
| 1
| Тестирование, характеристика исторической личности проблемный вопрос
| §12-13, вопросы
|
| Глава 4. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в.
|
|
|
|
|
24.
| §14-15.Эпоха дворцовых переворотов.
| 1
| Знать основные причины и последствия дворцовых переворотов. Иметь представление об изменении системы местного самоуправления в изучаемый период.
| Работа с учебником
| §14-15, вопросы
|
25.
| §16. Расцвет дворянской империи.
| 1
| Знать особенности внутренней политики во времена Екатерины II. Иметь представление о причинах, характере и итогах крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва. Знать политику русских властей в отношении нерусских народов
| Устный опрос, характеристика исторической личности работа с учебником, проблемный вопрос
| §16, вопросы
|
26.
| §17-18. Могучая внешнеполитическая поступь империи. Экономика и население России во 2/2 XVIII в.
| 1
| Знать основные направления внешней политики при Екатерине II.
| Устный опрос, работа с учебником, сообщения
| §17-18, вопросы, Творческие проекты
|
27.
| §19. Культура и быт России во 2/2 XVIII в.
| 1
| Иметь представление о процессах проникновения либеральных идей в Россию. Уметь выделять особенности в развитии художественной культуры в конце XVIII в.
| Творческие проекты
| §19, вопросы
|
28.
| §20. Тревожное окончание века.
| 1
| Знать основные направления внешней политики при Павле I.
| Эвристическая беседа, понятийный диктант.
| §20, вопросы
|
| Раздел III. Россия в XIX столетии.
|
|
|
|
|
| Глава 5. Россия в ¼ XVIII в.
|
|
|
|
|
29.
| §21. Первые годы правления Александра I.
| 1
| Объяснять смысл изученных исторических терминов (отходничество, кризис крепостничества, промышленный переворот, политика протекционизма); показывать на исторической карте центры промышленности и торговли, выявлять общность и различия сравниваемых явлений (крепостные и вольнонаемные мануфактуры)
Знать характерные черты внутренней политики Александра I. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. Характеризовать «План государственного преобразования» М.М. Сперанского.
| Сообщения, работа с текстом учебника, понятийный диктант.
| §21, вопросы
|
30.
| §22-23. Отечественная война 1812 г.
| 1
| Определять причины войн 1805-1807гг., причины неудач России в этих войнах.
Используя карту описывать ход военных действий, знать даты важнейших сражений, хронологические рамки войны.
| Устный опрос. Работа с историческим источником. Работа со словарем.
| §22-23, вопросы
|
31.
| §24. Жизнь России в послевоенный период.
| 1
| Уяснить основные особенниости внутренней политики Александра 1 в послевоенный период.
Характеризовать исторический деятелей- Аракчеев А.А.. аракчеевщина.
| Беседа по вопросам учебника. Хронологический диктант.
| §24, вопросы
|
32.
| §25. Движение декабристов.
| 1
| Давать сравнительный анализ «Союза спасения» и «Союза благоденствия» по их организационным принципам, программных документов Северного и Южного обществ. Называть причины поражения восстания.
| Составление сравнительной таблицы. Работа с историческим источником. Проблемный вопрос.
| §25, вопросы
|
| Глава 6. Российская империя в годы правления Николая I.1825-1855 гг.
|
|
|
|
|
33.
| §26-27. Внутренняя политика Николая I.
| 1
| Сравнивать политику Александра I и Николая I в крестьянском вопросе, знать положения реформ Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, суть кодификации законов Сперанского М.М.
| Работа с историческим источником. Тестовые задания
| §26-27, вопросы
|
34.
| §28. Внешняя политика Николая I. Крымская война.
| 1
| Используя карту, описывать ход военных действий и итоги русско-турецкой войны, Крымской войны. Анализировать причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Знать хронологические рамки кавказской войны, показывать на исторической карте основные места военных действий.
| Работа с историческим источником, работа с картой
| §28, вопросы
|
35.
| §29-30. Общественная и духовная жизнь России. Русская культура в ½ XIX
| 1
| Уяснить основные этапы развития общественной мысли и общественных движений.
Понимать направления развития отечественной науки , культуры, тенденции в образовании.
| Тест, задания с развернутыми ответами, творческие проекты
| §29-30, вопросы
|
| Глава 7.Россия в эпоху преобразований. 1860-1870-е гг.
|
|
|
|
|
36.
| §31-32. Реформы Александра II . Россия после отмены крепостного права.
| 1
| Характеризовать причины, содержание, последствие Крестьянской реформы.
Раскрывать содержание и особенности Либеральных реформ 60-70гг. ХIХ в.
Излагать основные идеи трех течений народничества. Знать хронологию народнического движения.
Знать причины русско-турецкой войны, используя карту описывать ход военных действий и итоги войны.
| Таблица, эвристическая беседа, проблемный вопрос
| §31-32, вопросы
|
| Глава 8. Россия в 1880-1890-е гг.
|
|
|
|
|
37.
| §33. Россия в годы правления Александра III. 1881-1894 гг.
| 1
| Раскрывать содержание и особенности внутренней политике Александра III.
Знать основные общественные движения 1880-х- первой половины 1890-х гг. Сравнивать взгляды русских марксистов, революционных народников, либералов.
Называть цели и основные направления внешней политики Александра III. Используя карту рассказывать о присоединении Средней Азии к России.
| Работа с учебником, Беседа по вопросам учебника.
| §33, вопросы
|
38.
| §34.Государственно-социальная система России в к. XIX в.
| 1
| Уметь охарактеризовать изменения в сословном строе России, положение рабочего класса, особенности промышленной модернизации страны.
| Работа с учебником, Беседа по вопросам учебника, тест
| §34, вопросы
|
39.
| §35.Русская культура во 2/2 XIX в.
| 1
| Знать основные направления художественной культуры второй половины ХIХ века.
| Творческие проекты
| §35, вопросы
|
40.
| Итоговый урок: Россия в XIX – н.XX вв.
| 1
|
|
|
|