Скачать 65.18 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение ГИМНАЗИЯ № 1567 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Гимназия 1567 ____________ Демиденко Е.Л. КАФЕДРА ИСТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Древняя Греция. Древний Рим. (2 часа в неделю) Учитель: НАКОНЕЧНАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА МОСКВА 2013 Программа кружка основана на Программе А.И. Вачьянц “Древняя Греция. Древний Рим. Вариации прекрасного” и ориентирована на то, чтобы помочь тем, кто стремится учиться получше и знать побольше, упрочить свои знания и приобрести новые, а так же побудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность ребят, развить их познавательные способности. Рассчитана на занятия 2 раза в неделю в течение 2-х лет (5 – 6 класс). Согласно тематическому планированию предполагается проведение 38 занятий. Основной акцент делается на комплексные характеристики древних обществ с особым вниманием к культуре и религии, к человеку: его образу жизни, ментальности. Одна из важнейших задач программы – сформировать у учащихся понимание, единства, всеобщности человеческой истории с древнейших этапов. Важным методическим приемом является сопоставление различных цивилизаций, событий, процессов, личностей, культур Древней Греции и Древнего Рима. Цели и задачи занятий по истории Древней Греции и Древнего Рима: - современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирование личности; - ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества к цивилизации; - целостное описание древних цивилизаций Греции и Рима к культурной жизни древних народов; - ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией Греции и Рима; - характеристика выдающихся деятелей истории древней Греции и Древнего Рима и их восприятия в современной культуре; - осознанное освоение и применение основных (узловых) знаний о важнейших событиях и явлениях истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности; - овладение элементарными способами исторического познания (включая изучение истории с помощью компьютерных средств), нормативными умениями; - приобретение учениками опыта самостоятельной индивидуальной и коллективной познавательной, творческой деятельности в процессе обучения; - эмоционально-ценностное восприятие исторических традиций, духовного наследия народов Древнего мира; - становление ценностного отношения к изучению истории Древнего мира, к культуре исторического познания мира. Особое место в обучении истории в рамках предлагаемой Программы отводится развитию познавательного интереса учащихся к истории. Помимо традиционных приемов и форм обучения для этого задействованы возможности компьютерных программ. Перечислим аудиовизуальные приемы, используемые при разработке уроков на электронных носителях:
Большинство виртуальных героев программ несут дидактическую нагрузку, с ними связано решение задач развивающего обучения. Хранитель древности – герой, который появляется в программах, когда речь идет об общих проблемах работы с источниками. Археолог ведает сюжетами, связанными с археологическими открытиями, Библиотекарь пропагандирует художественную историческую литературу, Глобус появляется там, где нужна работа с картой и т. д. Помимо этого, в программах появляются исторические и мифические герои: Геродот, Тит Ливий, Клио, Аполлон и т.д. Программа предполагает широкое использование игровых технологий. Предполагается на их основе проведение уроков или их фрагментов как в компьютерной, так и в традиционной среде. Практически сразу с начала года используются соревновательные приемы (кто лучше, кто быстрее и т.д.), задания на разгадывание и составление учениками кроссвордов, придумывание загадок, ребусов. Наиболее сложными видами игр являются ролевые, развивающие способность учеников к диалогу прошлое – настоящее, прошлое – прошлое. Среди них самая сложная – «Погружение в историю»: согласно правилам этой игры, ученики должны пребывать в исторической ситуации и принимать решения от лица исторического героя. Чтобы провести эту игру в конце года, школьники от урока к уроку будут накапливать опыт диалога с прошлым. Использование исторических инсценировок, приемов «оживления» картин, игр «Говорят исторические герои», «Пресс-конференция с людьми из прошлого» будет развивать у пятиклассников умение вживаться в образы исторических героев, говорить от их лица. Игры «Ставим трагедию Эсхила», «Один день в греческой школе» (проводятся в традиционном режиме и поддерживаются презентациями) преследуют цель научить школьников «пребыванию в прошлом». Такой метод работы позволит пятиклассникам приобрести опыт принятия решений в виртуальных исторических ситуациях. Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем: «Мифы народов мира», «Семь чудес света», «Книга битв и воинских подвигов» «Музей искусства Древнего мира», «Великие люди». На грани исследовательских работ и художественного творчества находится моделирование учениками памятников истории и культуры – воссоздание достоверных моделей вооружения (их дерева, жести и т.д.), предметов быта (например, лепка керамики), костюмов (пошив одежды и изготовление украшений для куклы) и т.д. Творчество может проявляться также в создании стилизаций на историческую тему (например, в рисунках, стилизующих петроглифы первобытных людей, в написании от имени египтянина «поучения»). В этом случае в первую очередь в работах оценивается точность реконструкции объектов прошлого. Программой кружка предусмотрены темы для художественного творчества учеников, для их работы в «историческом жанре». Примером таких заданий является написание персонифицированного (от лица исторического героя) рассказа (« В гостях у Нефертити», «В армии Цезаря»), зарисовки (иллюстрации к мифологическим сюжетам) и т.д. При оценке результатов этого творчества внимание уделяется художественным достоинствам выполненных работ, проявлению индивидуальности авторов, их суждений о прошлом. Тематическое планирование кружка “Древняя Греция и Древний Рим” 1 год обучения
|