Скачать 447.06 Kb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛИЦЕЙ № 32 ГОРОДА КОСТРОМЫУТВЕРЖДАЮ Директор лицея М.В. Кучеровская Программа духовно - нравственного воспитания учащихся на 2011 – 2016 гг. Кострома 2011 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «Добродетель».
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №32 города Костромы (изначально школа) открыто в 1939 г. За этими словами скрыта богатейшая история длиною в 70 лет, в которой были взлеты и падения, радости и неудачи, победы и серьезные испытания. Образовательное учреждение прошло путь от семилетней школы через школу с математическими классами (1969 г.), углубленным изучением предметов естественно-математического цикла (1991г.) до учреждения со статусом лицея (2002 г.), став одним из лучших образовательных учреждений в городе Костроме. Влиятельным воспитывающим фактором для учащихся лицея является большой научный и педагогический потенциал педагогического коллектива. В лицее № 32 города Костромы более 70 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, из них есть заслуженные учителя РФ, Отличники народного просвещения, Почетные работники образования. Педагоги лицея принимают активное участие в городских конкурсах: ПНП «Образование» (Наумова Ю.В., Мамедова Н.В. – победитель), конкурс педагогического мастерства «Открытый урок» (Елепина Н.Е. – финалист), конкурс «Мой классный – самый классный!» (Славская В.М. – 2 место), конкурс фитнес-программ (3 место), спортивный педагогический марафон «Чужой пример поразителен, пример учителя вдвойне заразителен» (команда лицея: Майоров И.О., Елепина Н.Е., Чистякова О.Р., Миничева С.В. – 3 место) и др. По результатам ЕГЭ в 2011 году лицей № 32 города Костромы занял 3-е место среди учебных заведений Костромской области (средний балл по ЕГЭ – 66,99). С 2009 года МОУ лицей №32 города Костромы является региональной проектной площадкой по теме: «Современные космические технологии в образовании». В лицее среди педагогов и учащихся царит атмосфера уважения к образованию, научным знаниям. Воспитательная служба лицея подчинена этой атмосфере, именно поэтому здесь стали традиционными такие общешкольные мероприятия, как «День лицея» 19 октября и «День науки» в апреле.
Духовно-нравственное развитие и воспитание в МОУ лицее № 32 города Костромы основано на требованиях Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, областных проектах «Вместе поможем ветеранам» «Кострома – душа России» и других нормативно-правовых документах. Духовно-нравственное воспитание учащихся в лицее № 32 осуществляется через содержание образования и внеурочную воспитательную работу: 1) через уроки общеобразовательного цикла, через образовательные программы «Истоки», «Основы религиозной культуры и светской этики»; 2)через внеурочную воспитательную деятельность класса и школы: - проведение традиционно-русских мероприятий («Праздник Осени», «Новый Год», «Широкая Масленица»), - развитие ученического самоуправления «Совет Старшеклассников», «Государство Индиго»; - проведение классных часов «Уроки нравственности», «Школа толерантности» и др. - экскурсии в музеи, библиотеки, театры, выезды классов за пределы Костромы и др. 3) через внеурочную внешкольную деятельность: - тимуровская работа Детско-ветеранского объединения «Звезда» - участие в городских акциях «Помоги инвалиду» - сентябрь, «Помоги ветерану» - октябрь, «Время добрых дел» – март – апрель, «Добрый, чистый город» - май, «Семья помогает семье» - июль, август,. - волонтерское движение - неделя Добра – с 19 апреля, конкурс «Подарок ветерану». - участие в областных и городских мероприятиях, акциях, конкурсах. Духовно – нравственное воспитание учащихся лицея № 32 включает в себя:
Патриотическое воспитание. Деятельность детской и детско-ветеранской организации:
Сформирован Совет ветеранов на базе Первичной ветеранской организации, в составе которого насчитывается 9 человек. Председателем Совета в течение 2010-2011 учебного года была Трегуб Галина Валерьяновна. Составлены списки всех ветеранов, проживающих в микрорайоне школы. Списки проверены и периодически уточняются. Организовывается и посещение ветеранов по адресам. Участие в тимуровском движении. В лицее создан тимуровский отряд «Звезды мира». Руководитель – Потемкина Вера Николаевна количество детей, участвующих в тимуровском движении – 25, % от общего количества детей – 2%. Количество ветеранов, охваченных вниманием тимуровского отряда –38. Юные тимуровцы оказывают посильную помощь ветеранам на дому, организую поздравление ветеранов с такими праздниками, как День пожилого человека, День Победы, День защитника Отечества, международный женский день и пр. Собирают материалы для Книги боевой славы. В 2010-2011 учебном году тимуровский отряд лицея принимал участие в реализации программы КОО РСМ «Маршрут наследников Тимура», члены отряда приняли участие в областных сборах и Тимуровском автопробеге. Участие детей в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами:
Патриотическое воспитание учащихся связано, прежде всего, с работой детско-ветеранской организации «Звезда», руководитель – Потемкина В.Н. Здесь и встречи с ветеранами, и тимуровская работа, и организация классных часов по данному направлению. В 2010-2011 учебном году тимуровский отряд лицея принимал участие в реализации программы КОО РСМ «Маршрут наследников Тимура», члены отряда приняли участие в областных сборах и Тимуровском автопробеге. Задачей новой программы должна стать реализация 100 % охвата учащихся тимуровским движением, деятельностью ДВО «Звезда», так как каждый лицеист способен помочь ветеранам (сделать своими руками подарок, поздравить лично с праздником, оказать тимуровскую помощь). Организация работы по популяризации символики государства: - проведение заочной олимпиады «Символы государства: прошлое и настоящее», проведение тематических классных часов и радиопередачи, проведение Дня России в рамках деятельности пришкольного лагеря. Художественно- эстетическое воспитание: - участие в школьных, городских и областных творческих конкурсах - работа вокальной студии - проведение концертов и праздников (День учителя, День лицея, Новый Год, к 8 Марта, последний звонок…) - работа школьной радиостанции. В лицее многие воспитательные мероприятия традиционны: каждые 2 недели проходят единые классные часы на различные темы, самыми массовыми и популярными являются мероприятия в честь Дня лицея, Дня науки. Разнообразие форм и методов проведения воспитательных мероприятий разных направлений должно стать одной из задач воспитательной программы лицея. Данному разнообразию должно служить и активное развитие ученического самоуправления (в форме государства «Индиго» или в другой форме), развитие сотрудничества Совета старшеклассников с городским клубом старшеклассников, РСМ. В начале 2011-2012 учебного года по причине печального события в городе в лицее создан план по профилактике суицидального поведения учащихся, в который были включены, как обязательные профилактические меры, мероприятия духовно - нравственного воспитания. Таким образом, духовно - нравственному воспитанию в лицее всегда отводилось значимое место. 3. Концептуальное обоснование программы «Добродетель». Ценность добродетели в ней самой. Сенека Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство. Цицерон Нормативно-правовые основы программы. Современная концепция модернизации Российского образования выделяет школу в качестве одного из важнейших факторов гуманизации общества. В этой связи проблема духовно-нравственного воспитания, направленного на нравственное совершенствование личности школьника, приобретает особую актуальность. Проектирование данной программы вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Особенность нашей программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья учащихся. Целесообразность принятия программы духовно-нравственного воспитания лицея № 32 обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:
и другие документы. В областной программе создания Национального центра истории, культуры и духовности «Кострома – душа России» говорится: «В последнее время в России происходит потеря духовно-нравственных ценностей и историко-культурных традиций, необходимых единой российской нации. Советские символы практически утрачены, а новых ценностей, разделяемых большинством сограждан, пока не создано. По мнению россиян, одним из главных предметов гордости за свою страну, свой народ является наше прошлое, наша история. При этом большинство жителей России считают упадок культуры, науки и образования реальной опасностью для нашей страны». Разработка программы «Добродетель» обусловлена также реализацией новой комплексной программы развития воспитательной системы школы на 2011-2016 годы «Мы вместе!», в которой духовно – нравственное воспитание является приоритетным направлением. Программа «Добродетель» - комплексная программа, предполагающая создание целевых подпрограмм – например, по патриотическому, художественно – эстетическому воспитанию, оказывающему влияние на духовно – нравственную сторону личности ребенка. В данную программу, как и в программу «Мы вместе!», вошли все ценности человеческого бытия, в том числе здоровый образ жизни. Вот только на здоровье человека здесь мы смотрим через призму духовно – нравственного отношения.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов… Основные цели и задачи образования Система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений . Основные задачи государства в сфере образования Государство в сфере образования обязано обеспечить: - формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; - воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону .
Духовно-нравственное развитие гражданина России — это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок
- приобщение к достижениям мировой и национальной культуры, к выдающимся ценностям Костромского края, Костромы как центра материальной и духовной культуры (в рамках проекта «Кострома – душа России»), развитие потребностей и способностей личности в обогащении социально – духовного опыта старших поколений; - включение детей в социальные отношения на основе таких ценностных приоритетов, как «Человек», «Близкие», «Отечество», «Человечество» (В.А. Караковский, С.Д. Поляков). Научно – теоретическое обоснование программы. В литературе с научно-теоретических позиций достаточно обстоятельно разработаны проблемы воспитания, в том числе и духовного (А.И. Арнольдов, Н.В.Гончаренко, В.Е.Давидович, М.Ким, Ю.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев и др.), раскрывается ее влияние на обогащение духовности личности (Е.А.Вавилин, К.И.Долгов, Э.Ильенков, Л.Н.Коган, Л.И.Новиков, В.П.Феофанов и др.). Ряд авторов рассматривает различные аспекты духовного развития человека как результат его творческой активности (О.П.Буева, М.С.Коган, А.Н.Леонтьев, Е.Г.Осенчук, Г.И.Щукина и др.). Много внимания уделяется разработке проблем духовных ценностей личности, рассмотрению их значения для познания духовного мира человека, выявлению ее ценностных ориентаций (С.Ф.Анисимов, О.Г.Дробницкий, А.Т.Здравомыслов, А.В.Кирьякова, А.М.Коршунов, В.Н.Тугаринов и др.). К настоящему времени исследованы сущность и содержание понятия «духовные потребности школьников» (Ю.В.Шаров); нравственные отношения как звено духовной культуры школьников (Н.Е.Щуркова). Достаточно полно и глубоко были исследованы социальные аспекты нравственности (А.Ф.Анисимов, Т.Н.Гумницкий, А.Ц. Гармаев, А.А..Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Н.В.Рыбакова и др.). В последние годы достаточно широко изучаются вопросы формирования духовно-нравственной культуры школьников, а также проблемы формирования духовной культуры учителя в диссертационных исследованиях (В.В.Богатова, И.В.Бужиной, А.Н.Гуровой, Л.А.Ибрагимовой, М.М.Мукамбаевой, Петраковой Т.И.). Ключевые понятия программы. Духовность - состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования. (Ширшов В.Д.) Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами («Словарь русского языка» С.И. Ожегова) Добродетель - положительное нравственное качество человека (Толковый словарь русского языка Ушакова). Духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, а также качеств патриота и защитника Родины. Сущность духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального. (Ширшов В.Д.) Воспитательная система – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграции которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения, способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Взаимодействие- один из основных видов человеческой деятельности наряду с трудом и познанием (Б.Г.Ананьев); как процесс восприятия и понимания человеком человека (А.А.Бодалев); выделяются место и роль взаимодействия во взаимоотношениях социальных групп и внутри них (Я.Л.Коломинский, Б.Д.Парыгин и др.); взаимодействие выступает как специфическая форма общения субъектов, в котором выступает содействие (или противодействие), согласие и сопереживание (Б.Ф.Ломов). Воспитание- это один из видов человеческой деятельности, которая осуществляется в ситуации педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью развития (саморазвития) его личности или отдельных личностных качеств. Гражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Достоинство- совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Духовность- это устремленность к высшим человеческим идеалам; это проявление высших человеческих чувств (любовь к ближнему, учителю и т.д.); это состояние нравственного переживания, проявление нравственных качеств; это процесс гармонизации мысли и чувства. В религии духовность понимается только, как причастность к Богу и связана она с отказом от земной жизни. Сегодня, духовность вышла за пределы религиозного понимания, когда человек осознал свою само ценность и возложил ответственность за свою жизнь на самого себя. Дополнительное образование-– процесс свободного, выбранного ребенком освоения новых знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, содействующих ее самореализации и социализации; это единство познавательной, развивающей и коммуникативной деятельности детей, в основе которого лежит свободный поиск путей постижения смысла жизни. Знания - это мера труда Учителя. Воспитательная сущность знаний в том, что они не самоцель, а средство достижения Цели - развитие ученика. Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей. Воспитание должно быть культурообразно. Особенность русского национального характера – высокая духовность, нравственные постоянные искания, возвышающие человека. Мерой культуры принято считать интеллигентность - антипод хамству и невежеству. Личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. Мораль –та область из царства этических ценностей, которая прежде всего признается каждым взрослым человеком. Основными проблемами в морали являются вопросы, что такое «хороший обычай», что «приятно», что делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей в пользу осуществления ценностей социальных. Отечество – единственно уникальная для каждого человека – Родина, данная судьбой, доставшаяся от предков. Сегодня патриотическое чувство подвергается испытанию: изменилось Отечество. Задача педагога – воспитание уважительного отношения к истории народа (В.А. Караковский). Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Семья - это единственный социальный институт, потенциально обладающий не узконаправленными, а всесторонними возможностями для осуществления всех сторон воспитания человека. Представляя собой особый, неповторимый мир межличностного общения, основанного на любви, родстве, доверии, семья обладает только ей присущими педагогическими возможностями и механизмами. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание. Это отлучило родителей от детей. Нам сегодня предстоит много сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственность за фамилию, осознание семьи как части истории народа. Труд- основа человеческого бытия. Но труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим. Актуальным является сегодня воспитание деловитости, предприимчивости, овладениями основами экономических знаний, современного менеджмента (В.А. Караковский). Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция « мира всех вещей» Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится Целью, поэтому задачей педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение ребенку сознание его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Ценность-то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признаниям, почтением (П. Менцер). Этика - учение о нравственности, морали. Теоретико – методологическое обоснование. Современное государство, как выразитель общественной воли, стремится сохранить традиционные для данного общества духовно-нравственные начала, обеспечивая их передачу из поколения в поколение посредством системы образования и воспитания. В основе программы «Добродетель» лежат 4 основополагающих идеи в деятельности педагога: 1. Гуманно-личностный подход (Ш.А. Амонашвили). 2. Личностно-ориентированный подход (И.С.Якиманская). 3. Культурологический подход (Н.Е. Щуркова). 4. Деятельностный подход (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова). 1. Гуманно-личностная педагогика считает, что ребенок не готовится к жизни, он уже живет. Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся. Ребенок как центр и цель образовательно-воспитательного процесса требует оптимизма в отношении к себе, что предполагает реализацию 3 постулатов: а) ребенок – явление, а не случайность; б) ребенок несет свою жизненную задачу; в) ребенок несет величайшую энергию духа. Нужно не просто учитывать особенности ребенка, а основываться на движении целостной природы в ребенке, его индивидуальности и уникальности. Это происходит с помощью сил, которые называются стихийными страстями: - страсть к развитию; - страсть к взрослению; - страсть общения с собой, другими, окружающим миром; - страсть к свободе. Ребенок есть единое целое со своей духовной и земной природой, в которой духовное начало ведет земное. 2. Личностно-ориентированный подход В центре внимания личностно-ориентированного воспитания – уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализация), открытая для восприятия нового социального опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуаций. Своеобразия парадигмы, целей личностно-ориентированный технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирования, ее развития не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, как справедливо замечено Г.К Селевко. Значительный вклад в развитие идеи личностно-ориентированного образования внесли: В.А.Беликов, Е.В.Бондаревская, В.А. Караковский, В.Я.Ляудис, А.Новикова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др. Наиболее плодотворно к определению основных идей личностно-ориентированного образования подошла И.С.Якиманская. Основные идеи личностно-ориентированного обучения выражены в следующем:
Данный подход имеет существенные положительные стороны:
Таким образом, личностно-ориентированный подход является интегративным, вбирающим в себя идеи других подходов (культорологического, деятельностного, системного, проблемно-целевого и т.д.). 3. Культурологический подход к воспитанию, разработанный Н.Е. Щурковой, рассматривает воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры». Воспитание – это постоянное восхождение к культуре и воссоздание культуры. Цель воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, не уничтожая в нем свободы проявления собственного «Я», черт индивидуальности. Таким образом, программа воспитания – это своеобразный алгоритм педагогического мышления: норма – человек – «Я» - общество – жизнь, достойная человека. 4. Деятельностный подход предлагает Г.И. Щукина в своих работах как процесс, в котором происходит овладение содержание учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование. 4. Концептуальные основы программы «Добродетель» (Концепция, цель, задачи, принципы).
1.ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ 2.СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 3.СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Личностная культура
2.Семейная культура
3.Социальная культура
ГУМАННО - ЛИЧНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога. педагог здоровье нравственность способности Деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде: педагог деятельность бытие общение личность здоровье нравственность способности 5. Механизмы реализации программы «Добродетель».
«Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». |