№ п/п
| Тема урока
| Цель урока
| Тип и формы урока
| Формы и методы организации познавательной деятельности
| Формы и средства контроля
|
1
| Средневековье: понятие и периодизация.
| Раскрыть суть понятия «средневековье», познакомить с периодизацией Средних веков.
| Урок изучения нового материала
| Объяснительно-иллюстративный
| Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья».
Задание на определение понятий урока
|
2
| Древние германцы и Римская империя.
| Раскрыть причины Великого переселения народов, познакомить с образом жизни древних германцев
| Урок изучения нового материала
| Частично-поисковый
| Сравнить богов древних греков и древних германцев
|
3
| Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках.
| Проследить процесс образования государства, складывания структуры государственного управления; изучить церковную организацию и роль церкви в Средние века
| Комбинированный урок
| Проблемное изложение
| В чем заключалась основная роль церкви в Средние века
|
4
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
| Изучить пути образования империи Карла, раскрыть причины феодальной раздробленности, суть вассально-ленных отношений
| Урок применения знаний (практикум)
| Проблемное изложение
| В чем причина распада империи Карла Великого в период феодальной раздробленности
|
5
| Западная Европа в IX-XI веках.
| Ознакомить с тем, как складывались государства Англия, Дания, Норвегия в сравнении с Франкским государством.
| Комбинированный урок
| Частично-поисковый
| Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему?
|
6
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
| Проследить процесс развития культуры в Средневековье.
| Урок применения знаний (практикум)
| Частично-поисковый
| Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе
|
7
| Византийская империя в VI-XI веках. Культура Византии.
| Раскрыть особенности развития Византийской империи, влияние византийской культуры на развитие европейских народов.
| Урок изучения нового материала
| Объяснительно-иллюстративный
| Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и Западной Европе VI-XI вв.
|
8
| Образование славянских государств.
| Познакомить с образом жизни славян, рассказать об образовании славянских государств.
| Урок применения знаний (практикум)
| Объяснительно-иллюстративный
| Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии ( с точки зрения болгарина и византийца)
|
9
| Арабы в VI-X веках. Ислам.
| Познакомить с религией ислама и его ролью в объединении арабов; образование Арабского халифата.
| Урок изучения нового материала
| Частично-поисковый
| Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Подготовить сообщения о развитии образования, науки, литературы
|
10
| В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.
| Познакомить с образом жизни феодалов и крестьян.
| Урок применения знаний и формирования умений
| Объяснительно-иллюстративный
| Составить рассказ «День феодала»
|
11
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
| Раскрыть причины образования городов, познакомить с картиной жизни средневекового города.
| Урок применения знаний и формирования умений
| Объяснительно-иллюстративный
| Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику
|
12
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы и её соседи».
| Проверка усвоения основной терминологии и фактического материала.
| Повторительно-обобщающий урок
| Проблемное изложение
| Проверочная работа по пройденной теме «Становление средневековой Европы и ее соседи»
|
13
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
| Раскрыть причины разделения церкви, ознакомить с чертами Западной католической церкви.
| Урок изучения нового материала
| Частично-поисковый
| Установить последовательность и длительность событий
|
14
| Крестовые походы.
| Раскрыть цели и итоги крестовых походов
| Урок изучения нового материала
| Объяснительно-иллюстративный
| Определить участников крестовых походов
|
15
| Образование централизованного государства во Франции.
| Познакомить с формой правления при сословно-представительной монархии, выяснить предпосылки образования централизованного государства.
| Комбинированный урок
| Проблемное изложение
| Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам.
Перечислить характерные черты политического устройства Франции
|
16
| Образование централизованного государства в Англии.
| Уяснить признаки централизованного государства, ознакомить с формой правления в Англии.
| Комбинированный урок
| Частично-поисковый
| Выявить общее и особенное в сословно представительной монархии Франции и Англии
|
17
| Столетняя война.
| Раскрыть причины и итоги Столетней войны, познакомить с основными событиями войны, подвигом Ж. д'Арк.
| Комбинированный урок
| Объяснительно-иллюстративный
| Установить последовательность и длительность Столетней войны
|
18
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
| Раскрыть причины конфликтов, цели, итоги.
| Комбинированный урок
| Частично-поисковый
| Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции
|
19
| Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.
| Охарактеризовать завершение процесса объединения государств, познакомить с событиями войны Алой и Белой розы в Англии.
| Комбинированный урок
| Проблемное изложение
| Определить существенные черты централизованного государства.
Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии
|
20
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
| Раскрыть сущность реконкисты, познакомить с процессом образования государств на Пиренейском полуострове.
| Урок изучения нового материала
| Частично-поисковый
| Сравнить английский парламент, Генеральные штаты и Кортес
|
21
| Усиление власти князей в Германии.
| Раскрыть особенности системы государственного управления Священной Римской империи, причины отсутствия единого государства, особенности отдельных частей.
| Комбинированный урок
| Проблемное изложение
| Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства
|
22
| Расцвет итальянских городов
| Охарактеризовать особенности республиканской формы правления в Италии.
| Урок изучения нового материала
| Объяснительно-иллюстративный
| Подготовить сообщения о главных культурных и промышленных центрах Италии
|
23
| Гуситское движение в Чехии.
| Раскрыть причины, основные требования, итоги и значение гуситского движения.
| Урок изучения нового материала
| Объяснительно-иллюстративный
| Подготовить характеристику Яна Гуса и Яна Жижки
|
24
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
| Рассказать о завоевании балканского полуострова, раскрыть значение битвы на Косовом поле и освободительной борьбы.
| Урок применения знаний и формирования умений
| Частично-поисковый
| Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше чем Западная Римская империя
|
25
| Проверочная работа.
| Анализ усвоения терминологии и фактического материала, диагностика развития мыслительных операций.
| Повторительно-обобщающий урок
| Проблемное изложение
| Проверочная работа по изученному материалу
|
26
| Культура Западной Европы в XI-XV веках. Образование и наука.
| Ознакомить с основными достижениями средневековой науки и системой образования.
| Урок применения знаний и формирования умений
|
| Сравнить развитие науки и образования в раннем Средневековье в период Возрождения
|
27
| Средневековая литература и искусство.
| Познакомить с основными достижениями средневековой литературы, архитектуры и живописи.
| Урок применения знаний и формирования умений
| Объяснительно-иллюстративный
| Подготовить сообщение о литературных и художественных стилях в эпоху раннего Средневековья
|
28
| Культура раннего Возрождения в Италии.
| Раскрыть значение понятия «Возрождение», объяснить причины появления гуманистов.
| Урок применения знаний и формирования умений
| Объяснительно-иллюстративный
| Почему это время называется Возрождением?
|
29
| Средневековый Китай.
| Раскрыть вклад культуры империй Востока в общечеловеческую культуру.
| Урок изучения нового материала
| Объяснительно-иллюстративный
| Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры
|
30
| Индия. Государства и культура.
|
| Урок изучения нового материала
| Объяснительно-иллюстративный
| Задание на выявление последовательности событий.
Объяснить влияние индийской культуры на мировую историю и культуру
|
31
| Государства и народы доколумбовой Америки.
| Познакомить с древними цивилизациями Америки.
| Комбинированный урок
| Объяснительно-иллюстративный
| Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя и ацтеков
|
32
| Африка в Средние века.
| Познакомить с древними государствами Африки.
| Комбинированный урок
| Объяснительно-иллюстративный
| Описание государственного устройства, жизни и быта жителей Африки и сравнить их со странами Востока
|
33
| Наследие истории Средних веков в истории человечества
| Оценить наследие Средних веков в истории человечества.
| Повторительно-обобщающий урок
| Проблемное изложение
| Выполнение тестов, написание эссе
|