Учебно-тематическое планирование
по истории Татарстана (вторая половина XVI – XVIII века) Класс – 7
Учитель –Данилов В.Н.
Количество часов:
Всего –10 часов, в неделю – 1 часа Плановых контрольных уроков – 1
Административных контрольных уроков – Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы (Казань, ТаРИХ, 2001 – 16 с.) Учебник:
Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана (вторая половина XVI-XVIII вв.): учебное пособие для 7 класса основной школы. – Казань: ТарРИХ, 2005. – 11 с.: илл.
Дополнительная литература
А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.–96 с.
Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.
Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории Татарстана
(вторая половина XVI - XVIII вв.)
7 класс Данная рабочая программа написана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы. Программа включает материал по истории Татарстана со второй половины XVI в. и до конца XVIII в. Содержание курса рассчитано на 10 часов, при 2 часах в неделю. УМК:
Учебник: Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 7 класса основной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2005.– 111 с.: ил. При освоении данного курса школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процесса;
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
Читать историческую карту с опорой на легенду
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
Соотносить единичные исторические факты и общие явления
Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
Сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории
Учебно-тематическое планирование по истории Татарстана (7 класс)
№
модуля
| Тема
урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дом.
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1.
| В пламени освободительной войны
| 1
| Урок изучения нового материала
| Беседа, работа по карте
| Вопросы
| Называть причины и основные этапы освободительной борьбы народов края
| § 1
|
|
| 2.
| Управление Казанским краем во 2-й половине XVI века
| 1
| Комбинированный
| Беседа, работа со схемами, по учебнику
| Тест
| Сравнивать особенности управления в Казанском крае и Российском государстве
| § 2
|
|
| 3.
| Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения в начале XVII века
| 1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| Тест
| Раскрывать политику христианизации в крае, знать основные цели политики царизма в ходе колонизации края
| § 3
|
|
| 4.
| Край в XVII веке
| 1
| Комбинированный
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| Тест
| Характеризовать национальный и социальный состав населения, называть изменения в положении различных групп
| § 4
|
|
| 5.
| Во времена петровских преобразований
| 1
| Комбинированный
| Работа с терминами, по учебнику, беседа
| Тест
| Знать особенности проведения петровских реформ в крае
| § 5
|
|
| 6.
| Социально-экономическое развитие края в послепетровскую поху
| 1
| Комбинированный
| Дискуссия, презентация,
беседа
| Тест
| Определять главное, что происходило в социально-экономическом развитии края в послепетровскую эпоху
| § 6
|
|
| 7.
| Религиозная политика в крае: от принуждения к терпимости
| 1
| Комбинированный
| Беседа, работа по учебнику, работа с терминами
| Тест
| Характеризовать религиозную политику царизма, называть ее особенности на разных этапах развития России
| § 7
|
|
| 8.
| Культура края в XVIII веке
| 1
| Урок-семинар
| Беседа
| Письменный опрос
| Рассказывать об особенностях развития татарской культуры
| § 9-10
|
|
| 9.
| Казанский край в XVI-XVIII вв.
| 1
| Контроль
ный
| Письменный опрос
| Контрольная работа №1
|
|
|
|
| Резерв
| 1 ч.
|
Учебно-тематическое планирование
по Всеобщей истории
Класс – 7
Учитель – Данилов В.Н.
Количество часов:
Всего – 24 часа, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных уроков – 3;
Административных контрольных уроков –
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.) Учебники
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с., илл.
Дмитриева О.В. Всеобщая история. История нового времени,Конец 15-18 век : Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. -5 –е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.-320 с.: ил.
Дополнительная литература
Хрестоматия по Новой истории. В 3-х т. Т.1. / Под ред. А.А.Губера. – М.: Издательство социально-экономической литературы. – 767 с.
Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 190 с.
Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
Драхлер А.Б. Всеобщая история. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 192 с.
CD-ROM. Компьютерный учебник «Всеобщая история. 7-8 классы. История нового времени»
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России. Конец XVI-XVIII век.
(7 класс) Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программа включает материал по истории России с конца XVI века и до конца XVIII века. Рабочая программа рассчитана на 36 часов , при 2 часах в неделю.
Изучение материала предполагает блочное обучение. УМК: Учебник:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. - – М.: Просвещение, 2009. – 240 с.
Пчелов Е.В. История России. XVI-XXVIII века: учебник для 7 класса основной школы.–М.:«ТИД «Русское слово–рс», 2003.–312 с.: ил.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2009 г.
Основные цели курса:
Называть даты а) важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально-экономическими преобразованиями в России; б) социальных выступлений в XVII – XVIII вв.; в) военных походов и кампаний.
Называть а) место, обстоятельства, участников событий; б) крупнейших государственных деятелей России XVII – XVIII вв.; в) военные кампании и выдающихся военачальников; г) известных деятелей и достижения российской науки и культуры XVII – XVIII вв.
Показывать на исторической карте: рост территории России в XVII – XVIII вв., крупнейшие центры торговли и мануфактурного производств
Описывать положение и образ жизни основных сословий России XVII – XVIII вв.
Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов; б) орудий труда и предметов быта; в) произведений художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма; закрепощения крестьян; социальных движений XVII – XVIII вв.
Называть характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVII – XVIII вв.; б) политического устройства страны, российского абсолютизма; в) развития духовной культуры России в XVII – XVIII вв.
Объяснять значение понятий: Смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол
Сравнивать социально-экономическое развитие страны; положение основных сословий в XVII – XVIII вв.; крестьянские восстания и войны
Излагать суждения о причинах и последствиях закрепощения крестьян, социальных движений XVII – XVIII вв., реформ Петра I, дворцовых переворотов, военных кампаний России в XVIII в.
Приводить оценки реформы патриарха Никона, деятельности Петра Iи Екатерины II.
Учебно-тематическое планирование по истории России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс
№
урока
| Тема
урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дом.
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| I блок «Россия на рубеже XVI-XVII веков» (3 ч.)
| 1.
| Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
| 1
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Вопросы
| Работать с текстом учебника и документами; характеризовать политику Бориса Годунова.
| § 1
|
|
| 2.
| Смута
| 1
| Комбиниро
ванный
| Беседа, самостоятельная работа по учебнику, работа с источниками
| КИМ – Т
| Давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям (Б.Годунов, Федор Иванович, В. Шуйский).
| § 2
|
|
| 3.
| Окончание Смутного времени
| 1
| Комбиниро
ванный
| Работа по карте, беседа,
самостоятельная работа с текстом
| КИМ – Т
| Работать с исторической картой; рассказывать о народном восстании по схеме.
| § 3
|
|
| II блок «Россия в XVII в» (8 ч.)
| 4.
| Экономическое развитие страны в XVII веке
| 1
| Урок-практикум
| Самостоятельная работа с текстом, беседа, работа с терминами
| КИМ – Т
| Выявлять новые черты в развитии экономики; сравнивать историческое развитие в России и странах Западной Европы; делать выводы.
| § 4
|
|
| 5.
| Основные сословия российского общества
| 1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| КИМ – Т
| Давать характеристику основным сословиям российского общества.
| § 5
|
|
| 6.
| Политическое развитие страны
| 1
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| КИМ – Т
| Работать со схемой; составлять и анализировать таблицу; определять актуальность реформ.
| § 6
|
|
| 7.
| Власть и церковь. Церковный раскол
| 1
| Комбинированный
| Решение творческих задач, работа с терминами
| КИМ – Т
| Характеризовать сущность церковного раскола и личности исторических деятелей
| § 7
|
|
| 8.
| Народные движения
| 1
| Комбинированный
| Дискуссия, презентация,
беседа, работа в тетрадях
| КИМ – Т
| Составлять сравнительную таблицу; определять особенности народных выступлений; делать выводы.
| § 8
|
|
| 9.
| Внешняя политика России в XVII веке
| 1
| Урок-практикум
| Работа по карте, беседа, самостоятельная работа по учебнику
| КИМ – Т
| Работать с исторической картой; составлять и анализировать таблицу; характеризовать цели и результаты внешней политики.
| § 9
|
|
| 10.
| Образование и культура в XVII веке
| 1
| Урок-семинар
| Презентация, беседа, дискуссия
| КИМ – Т
| Составлять описание достижений культуры; характеризовать истоки обмирщения русской культуры. Использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.
| § 10
|
|
| 11
| Сословный быт. Обычаи и нравы.
| 1
| Комбинированный
| Дискуссия, презентация,
беседа, работа в тетрадях
| КИМ – Т
| Составлять описание достижений культуры; характеризовать истоки обмирщения русской культуры. Использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.
| § 11
|
|
| 12.
| Россия в XVII веке
| 1
| Контроль
ный
| Письменный опрос
| КИМ – Т
| Обобщать события и явления; делать выводы.
|
|
|
| III блок «Россия при Петре I» (7 ч.)
| 13.
| Предпосылки петровских преобразований
| 1
| Урок изучения нового материала
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т
| Давать характеристику преобразованиям
| § 12
|
|
| 14.
| Петр I. Россия на рубеже веков.
| 1
| Комбинированный
| Беседа,
самостоятельная работа с текстом
| КИМ – Т
| Анализировать и обобщать исторические явления.
| § 13
|
|
| 15.
| Северная война
| 1
| Урок-практикум
| Анализ источников, работа по карте, практическая работа
| КИМ – Т
| Работать с исторической картой; составлять сравнительную таблицу.
| § 14
|
|
| 16.
| Реформы Петра I
| 1
| Комбинированный
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т
| Сравнивать новое государственное устройство с государственными системами стран Западной Европы; делать выводы
| § 15
|
|
| 17.
| Экономическое развитие в I четверти XVIII века
| 1
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Беседа,
самостоятельная работа с текстом
| КИМ – Т
| Работать с документами; анализировать статистические данные.
| § 16
|
|
| 18.
| Народные движения первой четверти XVIII века
| 1
| Урок-практикум
| Работа по карте, анализ источников
| КИМ – Т
| Сравнивать исторические события (на примере народных волнений начала XVIII в.).
| § 17
|
|
| 19-20
| Преобразования в области культуры и быта
| 2
| Урок-презентация
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т
| Самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства.
| § 18-19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| IV блок «Россия в 1725-62 гг» (4 ч.)
| 21-22.
| Дворцовые перевороты
| 2
| Урок-практикум
| Беседа, работа по учебнику
| КИМ – Т
| Сравнивать исторические явления; работать с документами.
| § 20-21
|
|
| 23
| Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
| 1
| Комбинированный
| Анализ источников, беседа, работа с терминами
| КИМ – Т
| Работать с документами; составлять и анализировать таблицу.
| § 22
|
|
| 24
| Внешняя политика России в 1725-1762 гг.
| 1
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Самостоятельная работа с текстом, беседа, работа по карте
| КИМ – Т
| Работать с исторической картой и документами.
| § 23
|
|
| 25
| Россия в I половине XVIII века
| 1
| Контроль
ный
| Письменный опрос
| КИМ – Т
| Обобщать события и явления; делать выводы.
|
|
|
| V блок «Россия в 1762-1801 гг. гг.» (9 ч.)
| 26.
| Внутренняя политика Екатерины II
| 1
| Медиаурок
| Анализ источников, работа с картой, беседа
| КИМ – Т
| Работать с документами; анализировать и обобщать
события и явления.
| § 24
|
|
| 27
| Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
| 1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа, работа по карте
| КИМ – Т
| Работать с исторической картой и документами.
| § 25
|
|
| 28
| Экономическое развитие России во II половине XVIII века
| 1
| Урок-практиум
| Решение творческих задач
| КИМ – Т
| Работать с документами; анализировать статистическими данными.
| § 26
|
|
| 29-30
| Внешняя политика Екатерины II
| 2
| Урок-презентация
| Беседа, просмотр иллюстраций
| КИМ – Т
| Работать с исторической картой; обосновывать свои выводы фактами.
| § 27-28
|
|
| 31.
| Россия при Павле I
| 1
| Комбинированный
| Беседа, дискуссия
| КИМ – Т
| Сравнивать исторические явления; работать с документами.
| § 29
|
|
| 32
| Наука и образование
| 1
| Урок-лекция/презентация
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т
| Работать с документами; составлять и анализировать таблицу.
| § 30
|
|
| 33-34
| Художественная культура
| 2
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| КИМ – Т
| Самостоятельно характеризовать произведения искусства; делать выводы.
| § 31-32
|
|
| 35
| Быт и обычаи
| 1
| Урок-игра
| Работа с терминами, беседа
| КИМ – Т
| Сравнивать исторические явления.
| § 33
|
|
| 36
| Россия в XVII-XVIII вв.
| 1
| Контроль
ный
| Письменный опрос
| КИМ – Т
| Обобщать и систематизировать изученный материал.
|
|
|
|
Пояснительная записка
к рабочей программе по всеобщей истории (7 класс) Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
Программа курса охватывает период с 1500-1800 гг., с периода начала Великих географических открытий до периода Великой Французской буржуазной революции. Основное содержание изучаемого в 7 классе курса «Новая история. 1500—1800» составляет процесс развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества, сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное, человек Нового времени.
Задача курса - показать пути развития европейского общества от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к парламентской демократии и реформам.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Цели курса:
В результате изучения курса Новой истории учащиеся 7 класса должны получить знания:
о периодизации Нового времени,
о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;
об особенностях ментальности человека Нового времени;
о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным;
о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества;
о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий;
о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;
о международных конфликтах, приводивших к войнам;
об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости;
о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека;
об изменениях в повседневной жизни людей.
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем:
методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории);
выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины);
анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов;
сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования);
разным способам работы с учебной книгой.
В процессе изучения курса Новой истории учащиеся должны овладеть умениями:
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
|