Скачать 244.73 Kb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. 2.Примерных программ начального общего образования по предмету «Технология» 3. Учебного плана общеобразовательного учреждения. 4. На основе развивающей программы Л.В.Занкова: сборника программ для начальной школы по системе Л.В. Занкова 2009 год,учебника для 3 класса «Твори, выдумывай, пробуй!» Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова издательство «Учебная литература» Самара 2006 год На изучение курса отводится 68 часов в год – 2 часа в неделю. Для реализации содержания программы используется учебник-тетрадь «Твори, выдумывай, пробуй!» Н.А.Цирулик. Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009 год. Цель и задачи предмета «Технология» Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика уроков курса состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Только на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Таким образом, значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач) прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности. Обучающиеся должны знать: • об истории возникновения различных ремесел, материалов и инструментов; • об основных центрах художественных промыслов по изготовлению глиняных и деревянных игрушек (Дымково, Гжель, Торжок, Каргополь, Сергиев Посад, Семенов, Полховский Майдан и др.); • об отличительных признаках и художественной особенности изделий этих центров; • о различных профессиях, связанных с художественно-прикладным творчеством; • о видах и свойствах современных материалов, подходящих для использования в прикладном творчестве; • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов. Правила пользования этими инструментами; • приемы разметки (на просвет, с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля); • способы соединения деталей из бумаги и картона (приклеивание внахлест и в торец, соединение проволокой, нитками, щелевым замком); • новые приемы обработки уже цветных материалов - бумаги, текстиля, пластилина и др. Обучающиеся должны уметь: • понимать рисунки, схемы, эскизы; • определять название детали и материал для ее изготовления. Анализировать свойства материалов, подходящих для данной работы; • определять порядок действий, планировать этапы своей работы; • комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи; • выполнять новые приемы моделирования и обработки материалов, предложенные программой, повторяя представленный образец, внося в него частичные изменения, а также создавая образ по собственному замыслу. Содержание программы. На изучение курса отводится 68 часов в год – 2 часа в неделю.
Художественное моделирование из бумаги путем складывания (7 часов) Изучение основных схем оригами. Выполнение плоских изделий. Выполнение объемных изделий. Конструирование из различного числа плоских модулей. Конструирование из объемных модулей. Вырезание и аппликация (5 часов) Создание изображений из бумажных полос с дальнейшим приклеиванием их торцом к основе. Симметричное вырезание из бумаги. Непрерывное вырезание, в результате которого обе части вырезки несут изобразительное значение и используются в аппликации. Получение выпуклого изображения с помощью надрезов, выполненных канцелярским ножом. Художественное конструирование с использованием различных видов соединений (10 часов) Соединение деталей с помощью прорезей. Вырезание игрушек из картона с подвижными деталями, соединёнными проволокой и нитками. Изготовление гирлянд без клея с соединением деталей в цепочку. Создание объемных изделий по развертке, выполненной самостоятельно и по шаблону. Техническое моделирование и конструирование из деталей конструктора(4 часа) Текстильные материалы. Аппликация (8 часов) Свойства различных видов тканей, пряжи, ниток. Способы обработки текстильных материалов в художественно-оформительских целях. Деление круга на части при помощи циркуля. Изготовление выкройки. Техника выполнения швов: «стебельчатый», «тамбурный», «строчка», «петельный». Техника украшения поверхности нитками, натянутыми определенным образом - нитяная графика. Текстильные материалы. Нитяная графика – 2 часа Использование текстильных материалов (пряжа, тесьма, ленты, шнуры) в плетении. Из цельных нитей (пряжа постепенно отматывается от клубка и выкладывается в узор). Из пряжи, нарезанной различными способами. Из скрученных ниток. Из распущенного трикотажа. Из «жатой» ткани (производится гофрирование ткани на бумажной основе, намазанной клеем). Макраме и другие виды плетения – 7 часов Завязывание морских узлов и способы их использования в повседневной жизни. Узлы: геркулесов, констриктор, глухая петля. Плетение шнура. Изготовление плетеных сувениров. Плетение на проволочном каркасе из пряжи, лент, шнура. Плоское плетение «полонянка» из ленточек или тесьмы. Обработка ткани (5 часов) Вышивка стебельчатым и тамбурными швами по рисунку, выполненному самостоятельно или переведенному с помощью кальки и копировальной бумаги. Изготовление декоративной отделочной тесьмы «змейкой». Построение выкройки, разметка ткани, сложенной вдвое. Раскрой ткани, сшивание по прямым срезам швом «строчка». Складывание салфеток для праздничного стола. Пластилин - 7 часов Техника изготовления народной глиняной игрушки. Возможность перенесения отдельных элементов техники на работу с пластилином. Способы разрезания пластилина с помощью проволоки. Техника раскатывания пластилина. Обрубовка раскатанного пластилина. Создание фактурной поверхности. Способы получения различных живописных эффектов из цветного пластилина. Изготовление поделок, детали, которые получены раскатыванием. Изготовление игрушек по мотивам изделий народных промыслов, с использованием деталей, разрезанных проволокой. Получение разных оттенков пластилина смешиванием. Получение фактурной поверхности пластилина путем нанесения однородных отпечатков. Обрубовка раскатанного пластилина при помощи готовых форм (крышечки, колпачки и др.). Техника пластилинового барельефа. Пластилиновые аппликации. Комбинированные работы из различных материалов. Коллаж ( 8 часов) Разрезание картона при помощи ножа и фальцлинейки. Обработка гофрированного картона, ваты, клеенки. Использование дырокола в качестве инструмента для создания декоративных деталей. Техника выполнения работ из разнородных материалов. Коллаж, выполненный по собственному эскизу из тканей, тесьмы, кружев, ниток, бумаги, фольги и других материалов. Моделирование и конструирование из ткани (5 часов)
|