Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 178.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.02.2014
Размер178.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по дисциплине

СД.Ф.17 ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ




Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
071401 — Социально культурная деятельность


Цели и задачи дисциплины:

- освоение теоретических основ циркового искусства, изучение его специфики и основных жанров;

- овладение специфической терминологией.

В результате изучения материала дисциплины студенты должны знать:

- основы и специфику циркового искусства;

- историю развития циркового искусства;

- основные жанры циркового искусства и их историческое развитие;

- жизнь и творчество выдающихся деятелей цирка;

- имена представителей великих цирковых династий.

В процессе обучения студенты должны уметь:

- анализировать развитие циркового искусства и его жанров в различные исторические этапы;

- рассуждать о вкладе выдающихся деятелей цирка и представителей великих цирковых династий в развитие циркового искусства;

- раскрывать специфику циркового искусства в театрализованных представлениях.

Данный курс предназначен для студентов, обучающихся на очном отделении и осваивающих специальность «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной сферы»).
Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование темы

Количество часов







Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СМ

1. Цирковое искусство и его специфика

1.1.

Понятие и сущность цирка

1

1










1.2.

Цирк в изобразительном искусстве, литературе

1

1










1.3.

Специфические особенности циркового искусства

4

2

2




6

2. Жанры циркового искусства

2.1.

Акробатика

2

2










2.2.

Клоунада

2

2










2.3.

Гимнастика

2

2










2.4.

Жонглирование и атлетика

2

2










2.5.

Дрессировка

2

2










2.6.

Эквилибристика и фокусы

2

2










2.7.

Неосновные жанры и цирковые формы

4

2

2




6

3.Историческое развитие циркового искусства и великие артисты

3.1.

Историческое развитие циркового искусства

6

4

2




6

3.2.

Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

12




12




22




Итого:




22

18




40


ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Форма СР

Форма контроля выполнения СР
















1.

Специфические особенности циркового искусства

6

Составление терминологического словаря

Проверка словаря

2.

Неосновные жанры и цирковые формы

6

Рассмотреть современное состояние неосновных жанров и форм

коллоквиум

3.

Историческое развитие циркового искусства

6

Конспект по теме. Подбор литературы.

Проверка конспекта

4.

Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

22

Рефераты

Чтение рефератов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕННДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для подготовки к семинарским и практическим занятиям студентам предлагаются темы и вопросы для обсуждения
Тема 1. Специфические особенности циркового искусства

  1. Специфика циркового пространства.

  2. Номер в цирке.

  3. Понятие условности, предсказуемости, каноничности в цирке.

  4. Трюк как первооснова циркового действия.

  5. Артист цирка.

  6. Режиссер в цирке.

  7. Художник в цирке.


Тема 2. Неосновные жанры и цирковые формы

  1. Вентрология

  2. Имитаторы

  3. Мнемотехника

  4. живая счетная машина

  5. роликобежцы

  6. Тарелки, дьяболо, лассо, обручи.

  7. Стрелки.

  8. Цирковые формы: пантомима, аппаратурные аттракционы, восточные игры, цирк на воде и цирк на льду.


Тема 3. Историческое развитие циркового искусства

  1. Истоки циркового искусства

  2. Развитие цирковых жанров в эпоху средневековья и возрождения

  3. Расцвет циркового искусства западной Европы 18в.

  4. Истоки и развитие циркового искусства на Руси

  5. Советское цирковое искусство

  6. Россцирк нового времени


Тема 4. Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий

Чтение рефератов: цирковая династия (на выбор), знаменитые артисты цирка (на выбор).
Для изучения дисциплины и подготовки к семинарам и практическим занятиям следует обратиться к специальной литературе, которая представлена в списках основных и дополнительных источников
Основная литература

  1. Баринов В. Особенности восприятия в цирке. - М.: Техноэдикс, 2006. — 250с

  2. Баринов, В.А. Основы циркового творчества: учебное пособие / В.А. Баринов. – Москва: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 180 с.

  3. Гуревич З. О жанрах советского цирка. - М., 1984.

  4. Дмитриев Ю.А.. Цирк в России: от истоков до 1917 г. М.: Искусство, 1977

  5. Краткий словарь специальной терминологии по основным жанрам циркового искусства. /Составитель Б. Д. Москаленко. – М.,2000.

  6. Макаров С. Советская клоунада. – М., 1986

  7. Русская советская эстрада: Очерки истории / Под ред Уваровой Е.Д. - М., 1976-1983

  8. Терентьева И. Цирк дю Солей и его русские артисты. – М., 2001

  9. Устинова И. Режиссер для цирка. – М., 2001

  10. Фальковский А. Художник в цирке. – М., 1978, с.34-39; 107-118


Дополнительная литература

  1. Акимов Н. Театральное наследие: Сб. в 2-х кн. - Л., 1978

  2. Аксенов В.С. Искусство художественного слова. - М., 1954

  3. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. - М., 1972

  4. Ардов В. Разговорные жанры эстрады и цирка. - М., 1968

  5. Бейлин А. Аркадий Райкин. - М., 1969

  6. Благов Ю. Советские клоуны. - М., 1967

  7. Борев Ю. Комическое. - М., 1970

  8. Борев Ю. Эстетика. - М., 1981

  9. Вахтангов Е. Материалы и статьи. - М., 1950

  10. Велехова Н.А. Когда открывается занавес. - М., 1975

  11. Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. М.-Л., 1950

  12. Вулис А. Метаморфозы комического. - М., 1976

  13. Вяткин Б. Жизнь клоуна. - Л., 1975

  14. Ганешин К. Ротман и Маковский. - М., 1982

  15. Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. - Л., 1968

  16. Дземидок Б. О комическом. - М., 1974

  17. Дмитриев Ю. А.. Советский цирк. Очерки истории, 1917-1941гг. М.: Искусство, 1963

  18. Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного. – М., 1971

  19. Дмитриев Ю.А. Искусство советской эстрады. - М., 1962

  20. Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. - М., 1978

  21. Дмитриев Ю.А.. Русский цирк. М.: Искусство, 1953

  22. Дмитриев Ю.А.. Цирк в России: от истоков до 1917 г. М.: Искусство, 1977

  23. Завадский Ю. Рождение спектакля. – М., 1957

  24. Зайцев К. Я клоун. – М., 1979

  25. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978

  26. Зворыкин Ю. Юмор в публичном выступлении. – М., 1977

  27. Зеленая Р. Разрозненные страницы. - М., 1984

  28. Зыкина Л.Г. Песня. - М., 1975

  29. Искусство клоунады. Ред.-сост. Коган М. - М., 1969

  30. История западноевропейского театра. Т.1. – М., 1956

  31. Кнебель М. О том, что мне кажется особенно важным. – М., 1961

  32. Кожик Ф Дебюро. - Л., 1973

  33. Кристи Г. Воспоминания актера школы Станиславского. – М., 1968

  34. Кузнецов Е. Арена и люди советского цирка. Исторические очерки. 1917 — 1946 гг., Л.-М.: Искусство, 1947

  35. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958

  36. Макаров С. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. – М., 1981

  37. Маркова Е. Марсель Марсо. - Л., 1977

  38. Мастера эстрады. - Л.-М., 1964

  39. Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. – М., 1968

  40. Местечкин М. В театре и цирке. М., 1976, с.115-167

  41. Набатов И.С. Заметки эстрадного сатирика. - М., 1957

  42. Нежный И.В. Былое перед глазами. - М., 1963

  43. Немирович – Данченко В.И. Театральное наследие. - М., 1952

  44. Нестыв И.В. Звезды русской эстрады. - М., 1974

  45. Нестыв И.В. Звезды советской эстрады. М., 1986

  46. Нестыв И.В. Клавдия Шульженко. - М., 1974

  47. Никулин Ю. Почти серьезно. – М., 1979

  48. Никулин Ю., Татарский М. Цирковые клоунады. – М., 1970

  49. Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М., 1984

  50. Одина М. Бодрый советский цирк. – М., 2001г.

  51. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. – М., 1976

  52. Радунский И.С. Записки старого клоуна. - М., 1954

  53. Реми Т. Клоуны. – М., 1965

  54. Румнев А.О. О пантомиме. - М., 1964

  55. Серова С.А. Анна Редель и Михаил Хрусталев. - М., 1981

  56. Славский Р. Виталий Лазаренко. – М., 1980

  57. Славский Р. Леонид Енгибаров. – М., 1972

  58. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. – Любое издание

  59. Таиров А. О театре. – М., 1970

  60. Таланов А. Братья Дуровы. – М., 1971

  61. Таршис Н. Музыка спектакля. – Л., 1978

  62. Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2-х кн. – Л., 1984

  63. Утесов Л.О. С песней по жизни. - М., 1961

  64. Утесов Л.О. Спасибо, сердце! - М., 1976

  65. Философия клоунады. Разминка к учебнику клоунады. Трактат. А. Грог

  66. Цирк. Маленькая энциклопедия. – М., 1973

  67. Шварц А.И. В лаборатории чтеца. - М., 1960

  68. Шереметьевская. Танец на эстраде. - М., 1985

  69. Яхонтов В.В. Театр одного актера / Вступит. статья Андроникова И. - М., 1958.


Для самопроверки знаний по курсу предлагаются тестовые задания
ДЕ-1. Цирковое искусство, его специфика
1. Автор произведения «Гуттаперчевый мальчик»

а/ А. Куприн

б/ Э. Григорович

в/ М. Горький

г/ Ю. Олеша
2. Первый известный по имени художник 15 в., изобразивший выступления цирковых артистов

а/ И. Босх

б/ Я. Эйк

в/ Э. Хуберт

г/ М. Химменс
3. Вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры

а/ гротеск

б/ эксцентрика

в/ аллегория

г/ пародия
4. Берейтор – это

а/ наездник

б/ эквилибрист

в/ придворный шут

г/ иллюзионист
5. Совокупность однородных трюков, чередующихся в известной закономерности, выполняемых исполнителем, группой исполнителей или животных в определенный промежуток времени и конкретизирующих ту или иную идею, то или иное чувство и те или иные ситуации в специфически воздействующем цирковом образе

а/ цирковое представление

б/ цирковая программа

в/ цирковая феерия

г/ цирковой номер
ДЕ-2. Жанры циркового искусства и цирковые формы
1. Становление такого циркового жанра обусловлено развитием технических возможностей разнообразных механизмов

а/ чревовещание

б/ иллюзион

в/ манипуляция

г/ мнемотехника
2. Первый иллюзионист, облачившийся во фрак

а/ Гарри Блакстоун

б/ Робер-Уден

в/ Конт

г/ Кио
3. Изобретатель фокуса «Распиливание женщины»

а/ Тибблс

б/ Конт

в/ Кио

г/ Сэлбит
4. Вращательное движение на 360° и более с места через голову на ноги

а/ сальто

б/ рондад

в/ фляк

г/ трикинг
5. Жанр циркового искусства, берущий свое начало от камлания шаманов, свершающих культовое действо

а/ чревовещание

б/ имитация

в/ манипуляция

г/ мнемотехника
ДЕ-3. Историческое развитие циркового искусства
1. Инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники

а/ бестиария

б/ экехерия

в/ навмахия

г/ пиррихия
2. Классическое требование "Хлеба и зрелищ!" связано

а/ с гладиаторскими боями и травлей диких зверей

б/ с гонками на колесницах

в/ с празднествами в честь богов

г/ с театральными представлениями
3. Сольный драматизированный танец в Древнем Риме, в котором единственный актер исполнял последовательно несколько мужских и женских ролей, разыгрывая подчас очень сложные сцены мифологического содержания

а/ мимодрама

б/ пантомим

в/ эквилибристика

г/ акробатика
4. Трубадур Гираут в послании к королю Альфонсу Кастильскому предложил всех народных развлекателей разделить на следующие группы: "…кто умеет нравиться знатным, играя на инструментах, рассказывая повести, распевая стихи и канцоны поэтов или же проявляя иные способности, тот имеет право называться …

а/ трубадуром

б/ жонглером

в/ буффоном

г/ комедиантом
5. Карикатурный тип венецианского купца комедии дель-арте

а/ Дзанни

б/ Скапино

в/ Пульчинелла

г/ Панталоне
6. Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке

а/ в конце 17 в.

б/ в конце 18 в. 

в/ в начале 19 в.

г/ в конце 19 в.
7. Цирк современного типа основали

а/ англичане

б/ французы

в/ американцы

г/ китайцы
8. Возраст артистов в этом цирке не превышает 25 лет

а/  Большой Московский цирк на проспекте Вернадского

б/ китайский государственный цирк

в/ цирк Джима Роуза

г/  Circus Big Apple
ДЕ-4. История российского цирка
1. Городские забавники-гистрионы, существовавшие у всех народов Европы: во Франции – жонглеры, в Германии – шпильманы, в России …

а/ потешники

б/ забавники

в/ шуты

г/ скоморохи
2. Город, в котором был казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров

а/ Саратов

б/ Москва

в/ Петербург

г/ Рязань
3. В этом здании г. Москвы, бывшем когда-то цирком братьев Никитиных, сегодня находится

а/ Большой Концертный зал

б/ Московский академический театр сатиры

в/ Театр Юного Зрителя

г/ театр «Уголок дедушки Дурова»
4. Первая профессиональная цирковая организация носила название

а/ Российский союз театра и цирка

б/ Российское общество артистов варьете, эстрады и цирка

в/ Союз артистов цирка

г/ Дом цирка
5. Впервые в мире при ГИТИСе стационарное отделение режиссеров цирка было открыто

а/ в 1935 г.

б/ в 1946 г.

в/ в 1966 г.

в/ в 1973 г.
ДЕ-5. Выдающиеся деятели цирка и представители великих цирковых династий
1. Родоначальник цирковой династии, принадлежащий старинному дворянскому роду

а/ И. Филатов

б/ В. Дуров

в/ Э. Кио

г/ А. Кантемиров
2. Артист цирка, первое время выступавший в маске Чарли Чаплина

а/ А. Баратов

б/ Е. Коган

в/ М. Румянцев

г/ Л. Алексеев
3. Известный балетмейстер, сотрудничавший с цирком

а/ В. Вайтонен

б/ В. Гордеев

в/ К. Голейзовский

г/ М. Лиепа
4. Режиссер-педагог, постановщик цирковых номеров О. Попова

а/ Г. Венецианов

б/ С. Морозов

в/ М. Местечкин

г/ А. Арнольд
5. Дрессировщик хищных животных, а так же основатель системы зооцирков в СССР

а/ М. Запашный

б/ А. Багдасаров

в/ А. Дуров

г/ И. Филатов
Исходя из содержания дисциплины, определяются следующие
Вопросы к экзамену


  1. Понятие и сущность цирка

  2. Цирк в изобразительном искусстве, литературе

  3. Специфика циркового пространства.

  4. Номер в цирке.

  5. Понятие условности, предсказуемости, каноничности в цирке.

  6. Трюк как первооснова циркового действия.

  7. Артист цирка.

  8. Режиссер в цирке.

  9. Художник в цирке.

  10. Акробатика

  11. Клоунада

  12. Гимнастика

  13. Жонглирование и атлетика

  14. Дрессировка

  15. Эквилибристика и фокусы

  16. Вентрология

  17. Имитаторы

  18. Мнемотехника

  19. живая счетная машина

  20. роликобежцы

  21. Тарелки, дьяболо, лассо, обручи.

  22. Стрелки.

  23. Цирковые формы: пантомима, аппаратурные аттракционы, восточные игры, цирк на воде и цирк на льду.

  24. Истоки циркового искусства

  25. Развитие цирковых жанров в эпоху средневековья и возрождения

  26. Расцвет циркового искусства западной Европы 18в.

  27. Истоки и развитие циркового искусства на Руси

  28. Советское цирковое искусство

  29. Россцирк нового времени

  30. Выдающиеся деятели цирка и представители великих цирковых династий

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск