Скачать 178.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по дисциплине СД.Ф.17 ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 — Социально культурная деятельность Цели и задачи дисциплины: - освоение теоретических основ циркового искусства, изучение его специфики и основных жанров; - овладение специфической терминологией. В результате изучения материала дисциплины студенты должны знать: - основы и специфику циркового искусства; - историю развития циркового искусства; - основные жанры циркового искусства и их историческое развитие; - жизнь и творчество выдающихся деятелей цирка; - имена представителей великих цирковых династий. В процессе обучения студенты должны уметь: - анализировать развитие циркового искусства и его жанров в различные исторические этапы; - рассуждать о вкладе выдающихся деятелей цирка и представителей великих цирковых династий в развитие циркового искусства; - раскрывать специфику циркового искусства в театрализованных представлениях. Данный курс предназначен для студентов, обучающихся на очном отделении и осваивающих специальность «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной сферы»). Содержание дисциплины
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕННДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для подготовки к семинарским и практическим занятиям студентам предлагаются темы и вопросы для обсуждения Тема 1. Специфические особенности циркового искусства
Тема 2. Неосновные жанры и цирковые формы
Тема 3. Историческое развитие циркового искусства
Тема 4. Выдающиеся деятелей цирка и представители великих цирковых династий Чтение рефератов: цирковая династия (на выбор), знаменитые артисты цирка (на выбор). Для изучения дисциплины и подготовки к семинарам и практическим занятиям следует обратиться к специальной литературе, которая представлена в списках основных и дополнительных источников Основная литература
Дополнительная литература
Для самопроверки знаний по курсу предлагаются тестовые задания ДЕ-1. Цирковое искусство, его специфика 1. Автор произведения «Гуттаперчевый мальчик» а/ А. Куприн б/ Э. Григорович в/ М. Горький г/ Ю. Олеша 2. Первый известный по имени художник 15 в., изобразивший выступления цирковых артистов а/ И. Босх б/ Я. Эйк в/ Э. Хуберт г/ М. Химменс 3. Вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры… а/ гротеск б/ эксцентрика в/ аллегория г/ пародия 4. Берейтор – это а/ наездник б/ эквилибрист в/ придворный шут г/ иллюзионист 5. Совокупность однородных трюков, чередующихся в известной закономерности, выполняемых исполнителем, группой исполнителей или животных в определенный промежуток времени и конкретизирующих ту или иную идею, то или иное чувство и те или иные ситуации в специфически воздействующем цирковом образе а/ цирковое представление б/ цирковая программа в/ цирковая феерия г/ цирковой номер ДЕ-2. Жанры циркового искусства и цирковые формы 1. Становление такого циркового жанра обусловлено развитием технических возможностей разнообразных механизмов а/ чревовещание б/ иллюзион в/ манипуляция г/ мнемотехника 2. Первый иллюзионист, облачившийся во фрак а/ Гарри Блакстоун б/ Робер-Уден в/ Конт г/ Кио 3. Изобретатель фокуса «Распиливание женщины» а/ Тибблс б/ Конт в/ Кио г/ Сэлбит 4. Вращательное движение на 360° и более с места через голову на ноги а/ сальто б/ рондад в/ фляк г/ трикинг 5. Жанр циркового искусства, берущий свое начало от камлания шаманов, свершающих культовое действо а/ чревовещание б/ имитация в/ манипуляция г/ мнемотехника ДЕ-3. Историческое развитие циркового искусства 1. Инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники а/ бестиария б/ экехерия в/ навмахия г/ пиррихия 2. Классическое требование "Хлеба и зрелищ!" связано а/ с гладиаторскими боями и травлей диких зверей б/ с гонками на колесницах в/ с празднествами в честь богов г/ с театральными представлениями 3. Сольный драматизированный танец в Древнем Риме, в котором единственный актер исполнял последовательно несколько мужских и женских ролей, разыгрывая подчас очень сложные сцены мифологического содержания а/ мимодрама б/ пантомим в/ эквилибристика г/ акробатика 4. Трубадур Гираут в послании к королю Альфонсу Кастильскому предложил всех народных развлекателей разделить на следующие группы: "…кто умеет нравиться знатным, играя на инструментах, рассказывая повести, распевая стихи и канцоны поэтов или же проявляя иные способности, тот имеет право называться … а/ трубадуром б/ жонглером в/ буффоном г/ комедиантом 5. Карикатурный тип венецианского купца комедии дель-арте а/ Дзанни б/ Скапино в/ Пульчинелла г/ Панталоне 6. Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке а/ в конце 17 в. б/ в конце 18 в. в/ в начале 19 в. г/ в конце 19 в. 7. Цирк современного типа основали а/ англичане б/ французы в/ американцы г/ китайцы 8. Возраст артистов в этом цирке не превышает 25 лет а/ Большой Московский цирк на проспекте Вернадского б/ китайский государственный цирк в/ цирк Джима Роуза г/ Circus Big Apple ДЕ-4. История российского цирка 1. Городские забавники-гистрионы, существовавшие у всех народов Европы: во Франции – жонглеры, в Германии – шпильманы, в России … а/ потешники б/ забавники в/ шуты г/ скоморохи 2. Город, в котором был казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров а/ Саратов б/ Москва в/ Петербург г/ Рязань 3. В этом здании г. Москвы, бывшем когда-то цирком братьев Никитиных, сегодня находится а/ Большой Концертный зал б/ Московский академический театр сатиры в/ Театр Юного Зрителя г/ театр «Уголок дедушки Дурова» 4. Первая профессиональная цирковая организация носила название а/ Российский союз театра и цирка б/ Российское общество артистов варьете, эстрады и цирка в/ Союз артистов цирка г/ Дом цирка 5. Впервые в мире при ГИТИСе стационарное отделение режиссеров цирка было открыто а/ в 1935 г. б/ в 1946 г. в/ в 1966 г. в/ в 1973 г. ДЕ-5. Выдающиеся деятели цирка и представители великих цирковых династий 1. Родоначальник цирковой династии, принадлежащий старинному дворянскому роду а/ И. Филатов б/ В. Дуров в/ Э. Кио г/ А. Кантемиров 2. Артист цирка, первое время выступавший в маске Чарли Чаплина а/ А. Баратов б/ Е. Коган в/ М. Румянцев г/ Л. Алексеев 3. Известный балетмейстер, сотрудничавший с цирком а/ В. Вайтонен б/ В. Гордеев в/ К. Голейзовский г/ М. Лиепа 4. Режиссер-педагог, постановщик цирковых номеров О. Попова а/ Г. Венецианов б/ С. Морозов в/ М. Местечкин г/ А. Арнольд 5. Дрессировщик хищных животных, а так же основатель системы зооцирков в СССР а/ М. Запашный б/ А. Багдасаров в/ А. Дуров г/ И. Филатов Исходя из содержания дисциплины, определяются следующие Вопросы к экзамену
|