Скачать 56.72 Kb.
|
Урок: Механизмы эволюции. 11 класс. Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “Механизмы эволюции”. Задачи: Образовательные: закрепить и систематизировать знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, результатах эволюционного процесса, о макроэволюции, способах её достижения, направлениях и путях. Развивающие: продолжить развитие у учащихся интереса к предмету; развивать навыки работы с кластерами (умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами), тестами, рисунками, компьютером; развивать умение сравнивать (искусственный и естественный отбор, виды естественного отбора, географическое и экологическое видообразование и т.д), умение анализировать (планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента), умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем. Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда; развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле. Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Оборудование: мультимедийный стенд, компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями). Методы: наглядный (презентация), словесный (рассказ учителя, беседа), частично – поисковый (работа по карточкам), проблемный. Форма организации учебной деятельности: работа в мини-группах. Ход урока:
Сегодня мы проводим урок по обобщению знаний одних из самых важных и сложных вопросов в биологии – механизмах эволюции. Эволюция (от латинского «evolution» - развёртывание) – необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ. Многие ученые, изучающие эволюцию и ее механизмы, оставили след в истории. Но мы вспомним самых самых… «Определите, о каком учёном составлен синквейн: Слайд № 3- № 8. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. ? 2. Эрудит, верующий. 3. Описывал, систематизировал, организовывал. 4. Создал лучшую искусственную систему. 5. Трудоголик (Линней) 1. ?. 2. Талантливый, невезучий. 3. Боролся, отстаивал, доказывал. 4. Создал первое эволюционное учение. 5. Творец. (Ламарк) 1.?. 2. Трудолюбивый, обстоятельный. 3.Путешествовал, наблюдал, анализировал. 4.Выяснил причины эволюции живого. 5. Гений (Дарвин)
Для того чтобы воссоздать полную картину о механизмах эволюции, давайте вспомним терминологию. Я предлагаю вашим группам составить кластеры, в которых отразятся причинно-следственные связи между определенной группой терминов. Работа с кластерами (3): теоретические основы эволюционного учения Ч.Дарвина, видообразование, направления эволюции. Кластер записывается на доске. Проверяем (слайд №9-11 с предполагаемыми ответами). Теория Ч. Дарвина Наследственность Изменчивость Наследственная изменчивость изиииизменчивость Ненаследственная изменчивость ииииииитииииииииииииизменчивость иииизменчивость изиииизменчивость Мутации Естественный отбор Борьба за существование Комбинативная и внутривидовая Соотносительная Половой, дизруптивный, стабилизирующий межвидовая Частотно-зависимый, движущий с неблагоприятными условиями Многообразие видов Приспособленность Главные направления эволюции дегенерация идиоадаптация ароморфоз 4.Работа с тестами (по карточкам) (6-8 мин) «Главные направления эволюции»: А. Ароморфоз Б.Идиоадаптация В. Дегенерация 1. Образование пятипалых конечностей у рептилий. 2. Половое размножение. 3. Образование хобота у слона. 4. Утрата конечностей у китов. 5. Усложнение головного мозга. 6. Дифференциация тела растения на органы. 7. Утрата листьев и превращение их в колючки у кактуса. 8. Появление цветка у покрытосеменных. «Приспособленность организмов»: А. Маскировка. Б. Покровительственная В. Предостерегающая окраска. 1. Окраска божьей коровки (В) 2. Гремучая змея (В) 3. Кузнечик (Б) 4. Скат (Б) 5. Белый медведь (Б) 6. Детеныш кабана (Б) 7. Насекомое палочник (А) 8. Бабочка калима (А) «Пути эволюции»: А. Дивергенция. Б. Конвергенция. В. Параллелизм. 1. Сходство в строении тела акулы, ихтиозавра и дельфина (В) 2. Сходство в строение глаза млекопитающих и головоногих моллюсков (Б) 3. Сходство в строении передних конечностей Хордовых (А) 4. Муравьед и панголин (Б)) 5. Строение клюва галопогосских вьюрков (А) 6. Крыло бабочки и птицы (Б) 7. Происхождение различных пород голубей (А) Проверяем вместе по слайдам №12 - №14.
Итак, мы выяснили, что в процессе эволюции формируются новые виды. Виды реальны и между ними существуют различные типы экологических взаимодействий. Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?» слайд № 15. На первый взгляд, вопрос кажется абсолютно абсурдным. Однако, как показывают дальнейшие рассуждения, эта абсурдность – лишь иллюзия. Предложите свой вариант рассуждения на эту тему. Проверяем правильную версию на слайде № 16.
Группам было предложено до урока приготовить домашнее задание по темам:
|