Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер82.45 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > История > Презентация
Тема: Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи.

Цель: систематизировать знания учащихся по теме; показать использование устаревших слов в речи и в тексте; способствовать развитию логического мышления и творческого воображения учащихся; воспитывать интерес к прошлому своей страны в процессе работы с устаревшей и исторической лексикой.

Исследовательская задача: классифицировать выбранный из текста лексический материал (устаревшие слова).

Оборудование: УМК В.В. Бабайцевой, презентация по теме «Устаревшие слова», групповые задания, тесты, словари устаревших слов.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 2012 год – Год истории в РФ. Но у нас урок не истории, а русского языка. Мы постараемся через слово прикоснуться к историческому прошлому. Поэтому урок пройдёт в необычной форме. Настройтесь на активную творческую работу. На столах у вас лежат листы учёта знаний, куда вы будете заносить оценки по каждому этапу проделанной работы. Я надеюсь, что в конце урока у каждого из вас будет несколько оценок.

  1. Формулирование темы урока и цели совместно с учащимися.

На экран проецируются слова (слайд №1): очи, перст, ланиты, выя, армяк, царь.

Учитель: Скажите, что их объединяет?

Ученик: Эти слова не употребляются в современной речи. Они называются устаревшими.

Учитель: Правильно. Это и станет темой нашего урока. Для вас это новый материал?

Ученик: Нет, мы знаем, что такое устаревшая лексика, так как занимались ею на протяжении нескольких уроков.

Учитель: Ребята, а сегодня мы с вами обобщим всё изученное по данной теме. Как вы думаете, какие задачи будут перед нами стоять на уроке?

Ученик: Наша задача  вспомнить, на какие группы делятся устаревшие слова, вспомнить определение историзмов, архаизмов; рассмотреть, как употребляются данные слова в художественных произведениях.

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи» Слайд №2.

Работа с эпиграфом. Запишите тему в тетрадь и эпиграф. Давайте вспомним, как он оформляется. Слайд №3.

Язык есть исповедь народа.

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

Ученик: Эпиграф оформляется без кавычек и после автора точка не ставится.

Учитель: Ребята, что означает слово «исповедь»? В толковом словаре С.И. Ожегова это слово обозначает признание в своих грехах перед священником. Как вы думаете, это устаревшее слово?

Ученик: Да.

Учитель: Нет, ребята, это слово старинное, но не устаревшее, так как оно используется и в современной речи. Может быть, кто-то из вас ходил в церковь и исповедовался?

Итак, ребята, скажите, что хотел сказать этими строками поэт Вяземский, друг и современник Пушкина?

Ученик: В языке, в лексике определённого периода истории запечатлевается материальная и духовная культура страны.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Следующий этап нашей работы – проверка домашнего задания.

Каково было домашнее задание?

Ученик: Найти в былинах, отрывках из «Повести временных лет» примеры устаревшей лексики и объяснить их значение (дети читают). Например, «Укажите мне дорожку прямоезжую, прямоезжую да в стольный Киев-град», «Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»); «И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье», «И послали древляне лучших мужей своих числом двадцать в ладье к Ольге» («Повесть временных лет»).

В это время у доски ученик выполняет синтаксический разбор предложения из «Повести временных лет»: «Когда Святослав, сын Ольги и Игоря, вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал».

Второй ученик выполняет морфологический разбор глагола «возмужал».

Во время проверки индивидуальных заданий сильные учащиеся работают по учебнику над составлением плана по теме «Устаревшие слова», а остальные включаются в совместную работу, выступая в качестве рецензентов, а также подводят итоги.

Слайд №4. Примеры устаревших слов. Вежи, сажень, косица, паволоки, отрок, кудесник, ладья, вече, корчага.

Примерный план по теме «Устаревшие слова»:

  1. Зачем мы изучаем устаревшую лексику?

  2. Устаревшие слова.

А) Историзмы;

Б) Архаизмы.

3. Роль устаревшей лексики в речи.

После проверки домашнего задания выставляются оценки наиболее активным ученикам, а также оцениваются индивидуальные задания и все результаты вносятся в листок учёта знаний.

Учитель подводит итоги, отмечает наиболее успешные ответы.

  1. Обобщение и систематизация ранее изученного материала.

Творческая работа.

Трём группам учеников раздаются карточки с заданием: Составить из предложенных слов 5 предложений с использованием устаревшей лексики на тему: «Белгород – город-крепость» (1 группа), «Славные защитники города Белгорода» (2 группа), «Вечер в крестьянской семье» (3 группа). Слайд №5.

1 группа.

  1. Северский Донец, на, град, славный, реке, Белгород, расположен;

  2. Крепость, стражи, древнюю, охраняли;

  3. Врат, стояли, у, они, града;

  4. Веке, город, центром, в, белгородской, восемнадцатом, губернии, становится;

  5. Был, первым, Ю.Ю. Трубецкой, губернатором, князь, её.

Текст, составленный учащимися: Славный град Белгород расположен на реке Северский Донец. Древнюю крепость охраняли стражи. Они стояли у врат града. В восемнадцатом веке город становится центром белгородской губернии. Первым её губернатором был князь Ю.Ю. Трубецкой.

2 группа.

  1. Белгородской, бед, много, земле, испытать, пришлось;

  2. Защищали, захватчиков, доблестные, от, воины, город, наш, стрельцы, пушкари;

  3. Отечеством, честно, свой, исполняли, перед, они, долг;

  4. Помощью, земли, секиры, сабли, защитники, и, русской, сражались, пищали, с;

  5. Народу, были, они, царю, преданы, и, своему.

Текст: Много бед пришлось испытать белгородской земле. От захватчиков наш город защищали доблестные воины: стрельцы, пушкари. Они честно исполняли свой долг перед отечеством. Защитники земли русской сражались с помощью секиры, сабли и пищали. Они были преданы своему царю и народу.

3 группа.

  1. Слободой, сумерки, над, сгустились, крестьянской;

  2. В, хозяйка, избе, зажгла, лучину;

  3. Амбара, припасы, старик-отец, а, принёс, из;

  4. Стояли, столе, уже, чарки, на;

  5. Печи, горнице, от, тепло, затопленной, в, уютно, было, и.

Текст: Над крестьянской слободой сгустились сумерки. Хозяйка зажгла лучину в избе. А старик-отец принёс припасы из амбара. На столе уже стояли чарки. В горнице было тепло и уютно от затопленной печи.

Каждая группа читает получившийся текст.

Учитель: Используете ли вы данные слова в собственной речи?

Ученик: Нет.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что они вышли из употребления.

Учитель: Тогда нужны ли нам эти слова?

Ученик: Да, нужны, потому что они воссоздают колорит эпохи, придают образность речи.

Подводятся итоги, определяются лучшие работы, выставляются оценки в листок учёта знаний.

  1. Физкультминутка.

Ребятам предлагается встать и показать рукой части тела, которые называет учитель (чело, очи, уста, ланиты, рамена, выя, десница, перст, шуйца). Слайд № 6. Значения названных архаизмов.

Чело – лоб, очи – глаза, уста – губы, ланиты – щёки, рамена – плечи, выя – шея, десница – правая рука, перст – палец, шуйца – левая рука.

Учитель: Как называются эти слова?

Ученик: Архаизмы.

Учитель: В чём их отличие от историзмов?

Ученик: Историзмы обозначают предметы, ушедшие из жизни, а архаизмы называют те предметы и явления, у которых есть современные названия. Слайд №7. Определение историзмов и архаизмов.

  1. Выделение устаревших слов в тексте. Групповая работа.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». На каждую парту раздаются распечатанные отрывки из произведения.

Учитель: Что это за произведение? Кто его автор?

Ребята, скажите, можно ли представить «Песнь о вещем Олеге» без устаревших слов?

Ученик: Произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» нельзя представить без устаревших слов, потому что они используются в качестве выразительного средства, воссоздают колорит эпохи.

Учитель: В каком произведении древнерусской литературы содержится легенда, взятая за основу А.С. Пушкиным?

Ученик: В «Повести временных лет». Этим и объясняется обильное использование устаревшей лексики. Это характерная черта данного произведения.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе».
Задания: Чтение по ролям (3 человека): автор, Олег, кудесник; 2 группы выписывают всю устаревшую лексику и делят их на две группы: 1 группа читает историзмы, 2-я – архаизмы. Далее самопроверка по слайду №8. Историзмы: хазары, дружина, цареградская, Перун, княжеский;

Архаизмы: сбирается, отмстить, кудесник, волхвы, чело.

Учитель обращает внимание на использование в современной речи некоторых слов, которые ошибочно могут быть отнесены к устаревшей лексике (грядущие, нивы, меч, заветы, жребий). Слова «грядущие» и «жребий»  это старославянизмы. Слово «вещий» употребляется А.С. Пушкиным в устаревшем значении (предсказатель, ведун).

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Какая информация на уроке показалась вам значимой, наиболее интересной?

Что было трудно на уроке? Поднимите руки, у кого в индивидуальном листке более двух оценок? Молодцы, ребята! Кто считает, что он сегодня работал на уроке в полную силу, активнее, чем раньше?

  1. Информация о домашнем задании.

Дифференцированная работа. Первому варианту подобрать 5 фразеологизмов, пословиц или поговорок с устаревшими словами и подготовить устный рассказ по истории одного из них.

Например, мерить на свой аршин, бить баклуши, играть в бирюльки, бить челом; око за око, зуб за зуб.

Второму варианту составить 5 предложений с включением устаревших слов на тему русских сказок (богатырь, кольчуга, гусли, колчан, булава и др.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск