Скачать 27.73 Kb.
|
Урок-исследование в 5 классе по истории Тема урока: Ассирийская держава Цель урока: учить детей способам исследовательской деятельности. Задачи:
Форма урока: самостоятельная групповая работа с историческим источником. Тип урока: изучение нового материала Работа состоит из трех этапов: на первом этапе предметом исследования являются изображения (фотографии). На уроке проходит работа на первом этапе. Шаг первый. Задача этого шага – проблематизация детей: если историк изучает прошлое людей, то можно ли изучать то, чего уже нет и что невозможно наблюдать непосредственно. На интерактивной доске помещается Лента времени с обозначенными отрезками: 1, 2 тыс. н.э; 1, 2, и 3 тыс. до н.э. Помещается фигурка древнего египтянина на соответствуеющем месте. Актуализируются знания детей по счету лет в истории. Затем на отрезке современности помещается фигурка историка и в ходе беседы с детьми выясняется, что историк не может видеть события прошлого, он должен их реконструировать. Шаг второй. Задача – дать детям первый опыт исследования исторического источника. На этом этапе детям предлагается выступить в роли историка и исследовать как исторический источник рисунок, изображающий древний ассирийский рельеф. При этом не сообщается что рельеф ассирийский. Шаг третий. Задача: во-первых, научить детей различать факты и их интерпретации, во-вторых, научить описывать предмет исследования, ничего в нем не упуская. После общей работы над одним изображением дети делятся на группы по 3-5 человек и получают изображения других древних ассирийских рельефов (можно использовать рисунки из соответсвующего параграфа) и бланк для записи своих изысканий и предположений. Дети 8-10 минут работают самостоятельно в группах. Затем их изображения демонстрируются на экране и они выступают со своими исследованиями. Шаг четвертый. Задача этого этапа – научиться на основании «видимого» восстанавливать «невидимое», то есть выдвигать свои гипотезы и интерпретации. Чтобы появилась гипотеза, должен появиться вопрос. Детям предлагается следующая техника: К каждому выделенному элементу («видимому») задай вопросы, типа: «Почему это так, а не иначе?» А затем попробуй ответить на этот вопрос. Затем предлагается техника «преврати ответ в вопрос». Ребенку нужно свой ответ (свою гипотезу) превратить в вопрос, а затем ответить на него. После выступления с гипотезами еще раз уточняется ход исследования. Уч-ся предлагается отрефлексировать способ их работы в такой форме: «Представьте, что к вам подошел ученик 4 класса и спросил, что значит «исследовать исторический источник». Ваша задача – объяснить ему, что вы делали». Бланки для записи уч-ся описаний и предположений (гипотез) Описываем «ВИДИМОЕ» т.е факты (выполняется АНАЛИЗ)
Описываем «НЕВИДИМОЕ» т. е. интерпретируем и выдвигаем гипотезы (выполняется СИНТЕЗ)выявление причинно-следственных связей.
Завершая урок учитель сообщает, что все изученные исторические источники создал один народ, и чтобы узнать насколько выдвинутые ими гипотезы совпадают с выводами настоящих ученых-историков, какой народ создал все эти памятники, где и когда он жил, можнопрочитать соответствующий параграф в учебнике. Выставляются оценки за урок. |