Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с. Алхан-Кала Грозненского муниципального района ЧР им. Сатиной Е.П.»
«Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель МО
__________ Шахтамирова Х.А.
«____»____________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
__________ Умиева А.М.
«____»____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор
___________ Чалбаева М.Д.
«_____»___________2013 г.
|
Рабочая программа
по истории религий ( 5 кл.)
за курс среднего (полного) общего образования.
Автор-составитель:
учитель этики Тарамова З.А.
20013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по предмету «История религий» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.№ 1897), Примерной программы общеобразовательных учреждений по истории религий. Основная цель учебного предмета «История религий» заключается в формировании у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Основные задачи предмета :
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур.
2. Развитие представлений об-ся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов; 4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
становление самосознания и ценностных ориентаций;
знание основ здорового образа жизни;
формирование способностей творческого освоения мира.
Регулятивные УУД:
умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
умение действовать по заданному алгоритму;
осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни.
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
умение договариваться, находить общее решение;
умение «слышать другого»;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Требования к результатам освоения уч-ся программы по предмету «История религий».
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. -Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «История религий». Высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание рабочей программы курса «История религий». Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №3 с. Алхан-Кала на изучение курса «История религий» в 5 классе отводится 17 учебных часов.
Раздел 1. Структура и особенности учебного курса «История религий».(3ч) Тема .Религия и религиоведение. (1ч)
Тема. Цели и задачи учебного курса «История религий».(1ч)
Тема. Основные формы и особенности распространения религий в мире.(1ч) Раздел 2. Раздел 1. Древнейшие виды религиозных верований.(5ч)
Тема. Религиозные верования в каменном веке.(1ч)
Тема. Религиозные традиции аборигенов Африки.(1ч)
Тема. Религии народов Америки.(1ч)
Тема. Религиозные традиции народов Австралии и Океании.(1ч)
Тема. Религиозные особенности индейских цивилизаций.(1ч)
Раздел 3. Религии Древнего Египта.(3ч) Тема. Становление египетского пантеона богов.(1ч)
Тема. Эволюция египетской религии.(1ч)
Тема. Культ и мораль древнеегипетской религии.(1ч) Раздел 3.Религии Вавилона и Ассирии.(6ч) Тема. Религия древних шумеров.(1ч)
Тема. Формирование и развитие вавилонского пантеона богов.(1ч)
Тема. Культ и пантеон ассирийских верований.(1ч)
Тема. Общие понятия вавилонско-ассирийской религии.(1ч)
Тема. Культ вавилонско-ассирийской религии.(1ч)
Тема. Легенды о богах и героях вавилонско-ассирийской религ.(1ч)
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Основные понятия
| Методика, виды работ
| Методы и формы контроля
| Количество часов
| 1
|
| Религия и религиоведение. (1ч)
| Религиоведение. Бог. Храм.
| Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.
| Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). Ответы на вопросы. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
| 1
| 2
|
| Цели и задачи учебного курса «История религий».
| Божество, религия.
| Беседа, творческий рассказ на тему, самостоятельная работа, творческое задание.
| Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
| 1
| 3
|
| Основные формы и особенности распространения религий в мире
| Культ, ритуал,
жертвоприношение
|
Беседа, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.
| Самостоятельная работа учащихся.
Устный опрос.
| 1
| 4
|
| Религиозные верования в каменном веке.
| Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
|
Беседа, работа в группах, взаимооценивание.
| Устный опрос, самостоятельная работа.
| 1
| 5
|
| Религиозные традиции аборигенов Африки
| Аборигены, жрецы, ритуалы.
|
Беседа, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалог.
|
Самостоятельная работа учащихся, взаимоопрос.
| 1
| 6
|
| Религии народов Америки
| Племена, ацтеки, майя, инки.
|
Беседа, участие в учебном диалоге.
| Взаимоопрос .
| 1
| 7
|
| Религиозные традиции народов Австралии и Океании
| Традиции, Океании.
|
Самостоятельная работа с источником информации.
|
Закрепление основных понятий урока .Запись в тетрадь терминов и понятий.
| 1
| 8
|
| Религиозные особенности индейских цивилизаций.
| Культура
,европейцы, символ.
|
Участие в учебном диалоге. Самостоятельная работа с источником информации.
| Фронтальный опрос. Рефлексия.
| 1
| 9
|
| Становление египетского пантеона богов
| Пантеон , божество.
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге.
| Ответы на подготовленные вопросы. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
| 1
| 10
|
| Эволюция египетской религии.
| Эволюция, пирамида.
фараон.
| Работа с текстом, работа с понятиями, работа с иллюстрациями
| Фронтальный опрос.
| 1
| 11
|
| Культ и мораль древнеегипетской религии.
| Культ , мораль.
| Работа с текстом и презентацией
| Устный опрос. Рефлексия.
| 1
| 12
|
| Религия древних шумеров
| Мифология ,
| Беседа, групповая работа,
| Самостоятельная работа, ответы на подготовленные вопросы.
| 1
| 13
|
| Формирование и развитие вавилонского пантеона богов
| Вавилонская башня.
| Мотивация( Рассказ о вавилонской башне)
| Самостоятельная работа учащихся, взаимоопрос.
Рефлексия.
| 1
| 14
|
| Культ и пантеон ассирийских верований
| Культ предков, пантеон, верование.
| Участие в учебном диалоге, устный рассказ на тему
| Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
| 1
| 15
|
| Общие понятия вавилонско-ассирийской религии
| Боги, ритуал.
| Беседа, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом
| Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятий.
| 1
| 16
|
| Культ вавилонско-ассирийской религии
| Культ , молитва, обожествление .
| Совместно с учителем выбор темы творческой работы
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы
| 1
| 17
|
| Легенды о богах и героях вавилонско-ассирийской религии.
| Легенда. Культ предков.
| Презентация творческих работ
|
Защита творческих работ.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| |