№
| Название раздела
| Тема урока
| Дата № а
| Вид урока
| Основное содержание
|
I
| Введение | 1. Введение
|
|
Лекция
| История древнего мира – часть
Всеобщей истории. Как учёные
Узнают о жизни людей в древности
(исторические источники: архео-
логические, мифологические,
письменные, этнографические).
|
II.
| Жизнь первобытных
людей
| Первобытные собирате- ли и охотники. 2. Древнейшие люди:
какими они были,
как жили
|
|
Комбинир.
урок
| Версии происхождения людей,
расселение, влияние природных
условий на жизнь первобытных
людей, их внешний вид, занятия,
орудия труда.
|
|
| 3. Родовые общины
охотников и собирателей
|
| Комбинир.
урок
| Развитие человека в процессе и под
влиянием труда. Коллективы
первобытных людей: род и племя.
|
|
| 4. Возникновение искусства и религиозных
верований.
|
| Комбинир.
урок
| Особенности мифологического
сознания и представлений об
окружающем мире. Первобытное
искусство. Загадки древних худож-
ников.
|
|
| 5. Возникновение зем-
леделия и скотоводства
|
| Комбинир.
урок
| Переход от охоты к скотоводству
И от собирательства к земледелию.
Ремесло и обмен. Изобретение гон-
чарного круга, ткацкого станка,
колеса.
|
|
| 6. Появление неравенства
и знати
|
| Комбинир.
урок
| Изобретение орудий труда из ме-
талла. Переход к соседской общи-
не. Выделение родо-племенной
знати. Зарождение неравенства.
|
|
| 7. Обобщающее повторе-
ние.
|
| Урок
контроля
| Разнообразие древних культур.
Важнейшие открытия и изобретения
древних людей. Основные черты первобытного общества.
|
|
| 8. Счёт лет в истории
|
| Урок-практи-
кум
| Времени: тысячелетие, век, год.
Вчера, сегодня, завтра. Меры
времени. Летоисчисление в разных
странах в разные эпохи. «Линия
времени».Наша эра. Счёт лет до н. э.
|
III
| Древний Восток | 9.. От первобытности к
цивилизации
|
| Комбинир.
урок
| Появление государства. Земледелие
и цивилизация. Письменность
|
.
|
| Древний Египет 10. Государство на берегах
Нила.
|
| Комбинир.
урок
| Местонахождение Древнего Египта.
Природно-климатические условия,
почва, растительность. Занятия насе-
ления. Власть фараонов.
|
|
| 11. Жизнь и быт египтян.
|
| Урок-иссле-
дование
| Земледельцы и ремесленники, их
жизнь, занятия, жилище, одежда и
быт. Строительство дамб, шадуфов,
каналов. Жизнь египетского вельможи. Писцы на службе фараонов и
вельмож..
|
|
| 12. Военные походы фа-
раонов.
|
| Комбинир.
урок
| Войско фараона, его состав, воору-
жение. Направление походов, их це-
ли и результат .Обращение пленных
в рабов.
|
|
| 13. Религиозные верова-
ния древних египтян.
|
| Комбинир.
урок
| Многобожие. Мифы о богах. Жрецы.
Обожествление фараонов. Религиоз-
ные обряды. Роль религии в жизни
египтян.
|
|
| 14. Искусство Древнего
Египта.
|
| Комбинир.
урок
| Пирамиды фараонов – одно из чудес
древнего мира. Строительство хра-
мов. Сокровища гробниц и храмов.
Искусство Древнего Египта в музеях
нашей страны.
|
|
| 15. Письменность и знания древних египтян
|
| Комбинир.
урок
| Иероглифическое письмо. Письмен-
ные принадлежности. Поучения
писцов ученикам. Учителя и ученики
|
|
| 16. Обобщающее
повторение
|
| Урок-игра
| Древний Египет. Вклад народов
Древнего Египта в мировую культуру
|
|
| Двуречье 17. Древнее Двуречье
|
| Комбинир.
урок
| Понятие Передняя Азия. Местополо-
жение Двуречья. Климат, раститель-
ность, природные богатства. Занятия
населения
|
|
| 18. Вавилонский царь
Хаммурапи и его законы
|
| Комбинир.
урок
| Город Вавилон и его достопримеча-
тельности. Хаммурапи и его законы.
Богачи и бедняки. Аренда. Ростов-
щики. Рабы.
|
|
| 19. Финикийские
мореплаватели.
|
| Комбинир.
урок
| Местоположение, природные условия Финикии. Занятия населения. Изобретения финикийцев: алфавит, красители, прозрачное стекло. Колонии фи-никийцев.
|
|
| 20. Библейские сказания
|
| Интегриро-
ванный урок
| Местоположение, природные условия. Занятия населения. Единобожие. Сказания о богах. Библия – священная книга древности. Ветхий завет. Бог Яхве и его заповеди.
|
|
| 21. Древнееврейское царство
|
| Комбинир.
урок
| Библейские предания о героях. История царя Давида. Притчи Соломона
|
|
| 22. Ассирийская военная
держава.
|
| Комбинир.
урок
| Местоположение Ассирии, природные условия, занятия населения. Ассирийское войско. Завоевания царей. Библиотека и дворец Ашшурбанапала.
|
|
| 23. Персидская держава
«царя царей»
|
| Комбинир.
урок
| Три крупнейших царства Передней
Азии. Персидское войско. Завоевания персов при Кире, Дарии I. Понятие
сатрапия.
|
|
| Древняя Индия и Древний
Китай 24.. Природа и люди Древ-
ней Индии
|
| Комбинир.
урок
| Местоположение Индии. Природно-климатические особенности, занятия
населения, особенности религиозных верований. Мифы и сказания. Храмы и скульптура. Индийские цифры. Шахматы. Медицина.
|
|
| 25. Индийские касты.
|
| Комбинир.
урок
| Происхождение каст. Почитание
брахманов. «Неприкасаемые». Учение Будды. Понятие буддизм. Объединение Индии. в III в. до н.э. Царь Ашока.
|
|
| 26. Чему учил китайский
мудрец Конфуций.
|
| Комбинир.
урок
| Местоположение Древнего Китая, природные условия, занятия населения
Конфуций. «Китайские церемонии»
|
|
| 27. Первый властелин
единого Китая.
|
| Комбинир.
урок
| Объединение Китая. Цинь Шихуан.
Войны с соседями. Великая Китайс-
кая стена. Жёсткий порядок жизни
населения. Китайская письменность:
иероглифы, бамбуковые книги. Изо-
бретения китайцев. Компас, бумага,
шёлк. Китайская медицина.
|
|
| 28. Обобщающее повторе-
ние
|
| Комбинир.
урок
| Древний Восток. Культурное насле-
дие народов Древнего Востока. Па-
мятники культуры Древнего Востока
в музеях нашей страны. Конфуциан-
ство. Буддизм.
|
IV.
| Древнегреческая цивилизация. Эллинизм
| 29. Греки и критяне
|
| Урок-лекция
| Местоположеение, природа и насе-
ление Греции. Критское царство. Ми
кены. Крито-микенская цивилизация
Археологические находки.
|
|
| 30. Микены и Троя.
|
| Урок-путе
шествие
| Мир греческой мифологии. Троянская
Война.
|
|
| 31-32 Гомеровское время
|
| Интегрирован
ный урок
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одис-
сея». Содержание. Герои. Отображе-
ние в поэмах представлений древних
греков о природе и окружающем ми-
ре
|
|
| 33. Религия древних гре-
ков
|
| Видеоурок
| Многобожие. Мифы о богах. Олим-
пийские боги и богини. Отражение представлений об окружающем мире в религиозных верованиях. Роль ре-
лигии в жизни общества.
|
|
| 34. Земледельцы Аттики
теряют землю и свободу
|
| Комбинир.
урок
| Аттики теряют свободу. Аттика, её
положение на карте Греции, занятия
населения. Древнегреческий полис.
Понятие демос. Драконовские законы. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
|
|
| 35. Зарождение демокра-
тии в Афинах.
|
| Комбинир.
урок
| Борьба демоса и знати. Реформы Со-
лона. Новый взгляд на человека как
гражданина и собственника. Управ-
ление Афинами при Солоне.
|
|
| 36. Древняя Спарта.
|
| Видеоурок
| Лаконика, её положение на карте
Греции. Спартанцы и илоты. Законы Ликурга. Быт спартанцев. Воспитание юношей. Спарта – военный лагерь.
|
|
| 37. Греческие колонии на
берегах Средиземного и
Чёрного морей..
|
| Комбинир.
урок
| Колония. Причины греческой колонизации, её направления. Греческие колонии в
Причерноморье. Греки и скифы. Значение греческой колонизации. Эллины – общее название всех греков.
|
|
| 38.Олимпийские игры в
древности.
|
| Урок-путе
шествие
| Место, время проведения и продол-
жительность. Виды состязаний. Чест
вование победителей. Знаменитые
атлеты
|
|
| 39. Победа греков над
персами в Марафонской
битве
|
| Урок-презен
тация
| Держава Дария. Марафонское сражение.
|
|
| 40. Нашествие персидских
войск на Элладу
|
| Комбинир.
урок
| Фемистокл. Создание военного флота в Афинах. Фермопилы. Царь Леонид
и триста спартанцев. Саламинское
сражение. Причины победы греков
в войне.
|
|
| 41. В гаванях афинского
порта Пирей
|
| Комбинир.
урок
| Афинские граждане. Торговые
пошлины. Переселенцы. Вольноотпущенники.
|
|
| 42. В городе богини Афины.
|
| Урок защиты т
творческих
проектов
| Афины – город искусств. Памятники Акрополя. Агора – главная площадь
Афин.
|
|
| 43. В афинских школах и
гимнасиях
|
| Комбинир.
урок
| Рабы-педагоги. Палестра.. Скульпту-
ры Мирона и Поликлета
|
|
| 44. В театре Диониса
|
| Урок защиты т
творческих
проектов
| Происхождение театра, его устройство. Актёры. Хор. Комедии и трагедии. Софокл. Аристофан. Театр – школа для взрослых.
|
|
| 45. Афинская демократия
При Перикле
|
| Комбинир.
урок
| Перикл. Его друзья и враги. Государственная служба. Роль народного собрания.
|
|
| 46. Города Эллады подчи-
няются Македонии
|
| Комбинир.
урок
| Соперничество Афин и Спарты. Воз-
вышение Македонии. Филипп II. Македонская фаланга. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Приход к власти Александра Македонского.
|
|
| 47. Поход Александра
Македонского на Восток
|
| Видеоурок
| Победы Александра. Гибель пер-
сидского царства.. Империя Алек-
сандра Македонского, её распад.
Эллинский мир. Личность Александ-
ра.
|
|
| 48. В Александрии Египет-
ской.
|
| Урок-экскур
сия
| Облик города Александрии. Памятники культуры, музей, бибилиотека, Мавзолей в Галикарнасе, колосс Родосский, Фаросский маяк – памятники чудес древнего мира. Знаменитые люди.
|
|
| 49. Обобщающее повторе
ние
|
| Урок
контроля
| Древнегреческая цивилизация. Эллинизм. Культурное наследие древних греков.
|
|
| 50. Историческое лото
|
| Урок-игра
|
|
V.
| Древнеримская цивилизация | 51.Древний Рим.
|
| Урок - лекция
| Местоположение, природные условия Апеннинского полуострова.
Древние жители Италии, их занятия.
Легенды об основании Рима. Рим при первых царях. Патриции и плебеи. Управление городом.
|
|
| 52. Завоевание Римом
Италии
|
| Комбинир.
урок
| Возникновение республики. Народ-
ные трибуны. Нашествие галлов.
Военные победы римлян.
|
|
| 53. Устройство Римской
республики.
|
| Комбинир.
урок
| Выборы консулов и принятие законов. Роль Сената, народного собрания. Римское войско. Легион
|
|
| 54. Вторая война Рима с
Карфагеном.
|
| Комбинир.
урок
| Причины войн Рима с Карфагеном. Ганнибал. Битва при Каннах. Сципи-
он. Причины победы римлян. Значе-
ние победы для Рима.
|
|
| 55 Установление господ-
ства Рима во всём Среди-
земноморье.
|
| Комбинир.
урок
| Присоединение к Риму Греции. Македонии. Разрушение Карфагена
|
|
| 56. Рабство в Древнем
Риме.
|
| Комбинир.
урок
| Источники рабства. Использование
труда рабов. Рабы-гладиаторы. Отношение к рабам.
|
|
| 57. Земельный закон
братьев Гракхов.
|
| Урок-практи
кум
| Разорение землевладельцев. Гражданские войны в Риме. Тиберий и Гай Гракхи. Земельный закон братьев Гракхов.
|
|
| 58.Восстание Спартака
|
| Урок-презен
тация
| Причины восстания. Первая победа над римскими войсками. Походы восставщих. Полководец Красс. Жестокое подавление восстания
|
|
| 59. Единовластие Цезаря
в Риме.
|
| Комбинир.
урок
| Гай Юлий Цезарь. Захват власти .Единовластие Цезаря, его гибель.
|
|
| 60. Установление империи
|
| Комбинир.
урок
| Антоний и Октавиан. Поражение сторонников республики. Божествен
ный Август.
|
|
| 61. Соседи Римской им-
перии.
|
| Комбинир.
урок
| Установление мира с Парфией. Раз-
гром римских войск германцами. Как жили германские племена. Предки славянских народов.
|
|
| 62. В Риме при царе Нероне
|
| Видеоурок
| Императоры объявляют себя богами.
Нерон. Казнь сотен рабов. Пожар в
Риме.
|
|
| 63. Первые христиане и
их учение.
|
| Комбинир.
урок
| Христианство, его место в мировой
культуре
|
|
| 64. Расцвет империи во
II веке.
|
| Комбинир.
урок
| Отказ от использования рабов в
сельском хозяйстве. Колоны.
Правление Траяна..
|
|
| 65. «Вечный город» и его
жители.
|
| Урок-экскур
сия
| Рим и его достопримечательности.
Быт и нравы римлян.
|
|
| 66. Римская империя при
Константине.
|
| Комбинир.
урок
| Римляне и варвары. Император Кон-
стантин. Прикрепление колонов к
земле. Изменения в положении хри-
стиан. Перенесение столицы.
|
|
| 67.Взятие Рима варварами
|
| Комбинир.
урок
| Разделение империи на два государ
ства. Походы готов на Италию. Па-
дение Западной Римской империи
|
|
| 68. Урок обобщающего
повторения
|
| Урок контро-
ля
| Характерные черты древнеримской
цивилизации. Римляне – ученики гре
ков. Ценности римского гражданина.
Культурное наследие народов антич-
ного мира.
|