Скачать 63.81 Kb.
|
Открытый урок литературы в 8 классе Тема урока «У счастья нет завтрашнего дня…» И.С. Тургенев повесть «Ася». МКОУ Боровская ООШ Дата проведения: 28.01.2013 г. Учитель: Булкина (Никифорова) Любовь Сергеевна. В классе два ученика – Ануфриенко Виктор, Ланина Анастасия. Цель: анализ повести «Ася». Понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви. Почему он бежит от своего счастья? Что такое счастье? Донести до учеников счастливые моменты, перемены в жизни Н.Н. 1. Оргмомент Приветствие- Добрый день ребята, уважаемые гости. Мы рады видеть Вас на нашем уроке. Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске: И.С. Тургенев “Ася”. История семьи Гагиных. Психологизм повести. Н.Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни. «Есть чувства, которые поднимают нас от земли … её душа мне нравится». И.С. Тургенев. Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему? Учащиеся: Это план нашего урока. Это вопросы, которые поставлены перед нами. Это направление, по которому нам предстоит работать. Учитель: Предложите свои варианты темы. Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске): История первой любви. История Аси и Н.Н. Прекрасные мгновенья. Воспоминания о первой любви. Несчастливая любовь. Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже. 2. Погружение в атмосферу повести Учитель читает стихотворение в прозе «Роза». Звучит музыкальное сопровождение вальс Ланнера. Роза. Последние дни августа… Осень уже наступила. Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей равниной. Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад сквозь полураскрытую дверь. Я знал, что свершалось тогда в её душе; я знал, что после недолгой, хоть и мучительной борьбы она в этот самый миг отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить. Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась. Пробил час… пробил другой; она не возвращалась. Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой – я в том не сомневался – пошла и она. Всё потемнело вокруг; ночь уже надвинулась. Но на сыром песку дорожки, ярко алея даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет. Я наклонился… То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа тому назад я видел эту самую розу на её груди. Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед её креслом. Вот и она вернулась, наконец, - и, легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол. Её лицо и побледнело, и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза. Она увидела розу, схватила её, взглянула на её измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня – и глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами. - О чём вы плачете?- спросил я. - Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось. Тут я вздумал выказать глубокомыслие. - Ваши слёзы смоют эту грязь, - промолвил я со значительным выраженьем. - Слёзы не моют, слёзы жгут, -отвечала она и, обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя. - Огонь сожжет ещё лучше слез, - воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо. Я понял, что и она сожжена. 1878 г. ВОПРОСЫ 1) Ребята, подумайте, что роднит стихотворение в прозе «Роза», с повестью «Ася»? 2) Как вы понимаете слова из стихотворения в прозе «Я понял, что и она сожжена»? 3) Почему повесть называется «Ася»? (по имени главной героини). 4) Каково её настоящее имя? (Анна). 5) От чьего имени ведется повествование? (от лица Н.Н.) 6) Почему Н.Н. оказался в городе З? ( «поражен в сердце…») 7) Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить…” - были и такие ассоциации – Асю тоже “аршином общим не измерить”.) 8) Ребята, вы сегодня ничего не заметили необычного в нашем классе? (На стене изображена Ася, которая выглядывает в окно и бросает цветок). Давайте найдем описание происходящего в тексте и зачитаем. ( Отрывок в 4-й главе) Самостоятельная работа! Задание №1. Какая она - Ася? Составляем таблицу
Задание №2. Ребята делятся на две специальности: 1-я специальность «Биограф»- Анастасия Ланина, 2-я специальность «Художник»- Ануфриенко Виктор. Задание: «Биограф» - расскажи о личности Н.Н? Что это за человек??? «Художник» - создай словесный портрет Аси. Задание №3. Ребята соединяются в одну группу: выступают в роли « Психологи». Задание: Проанализируем поведение Аси. Задание №4. На приготовленных бумажках ученики пишут 1) слова (прилагательные, глаголы, словосочетания), характеризующие героя Н.Н. 2) слова (прилагательные, глаголы, словосочетания), характеризующие героиню Асю. По очереди приклеивают на плакат в два столбика , например, ОН ОНА Весёлый печалится Любуется боится Вошёл хочет бежать Не думал ни о чём много думала Ему очень хорошо мысль о смерти Смеётся дичится Счастлив в вальсе Счастлива в вальсе Найдём моменты счастья! Счастливые минуты!!! Объединим стрелками. Если мы посмотрим на получившуюся таблицу, то скажем, что счастливые минуты присутствовали в столь коротком романе Аси и Н.Н. Пришло время раскрыть нашу тему урока!!! Тема урока, какая??? Вместе с ребятами подбираем тему. (Учитель «подталкивает» ребят к теме) Вопрос: Чем закончилась повесть? Ответы учащихся. Учитель: Оказывается, легко спугнуть первые чувства, легко обидеть и не понять, а ведь «У счастья нет завтрашнего дня, нет и вчерашнего. У него есть настоящее – и то не день, а мгновение». И.С. Тургенев. Тему урока записываем в тетрадь! Учитель: Что осталось герою? (ВОСПОМИНАНИЯ) А что вы поняли, прочитав повесть? (Нельзя обижать любимого человека. Любовь надо беречь, не надо бояться говорить о любви. Первая любовь может быть и печальной, но она никогда не забудется). Ребята, у нас остались вопросы, которые мы бы хотели задать нашим героям!!! Предлагаю сейчас попробовать нам в этом разобраться! Настя будешь в роли Аси, а Витя в роли Н.Н. Ася задаёт вопросы – Почему вы не признались мне в любви? Почему отвергли меня? Зачем рассказали всё моему брату? Почему боитесь жениться на мне? Н.Н. (Виктор) отвечает. Н.Н. задаёт вопросы Аси – Зачем вы попросили вашего брата увезти вас, зачем бежите от меня? Мы же были счастливы вместе!!!??? Ася (Анастасия) отвечает. Вывод: повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции героем, который предпочел спокойствие «бескрылого» существования беспокойному и переменчивому потоку полноправного человеческого бытия. Н.Н. не хочет жениться, боится ответственности за чужую жизнь, привык «жить без оглядки», поэтому он упустил своё счастье. Наш урок подходит к концу! Ребята, я прошу вас оценить наш урок (Ребята поднимают таблички). Оценки за урок: Ануфриенко Виктор – 4. Ланина Анастасия – 5. Урок окончен. Уважаемые гости, спасибо за внимание!!! |