Описание опыта работы учителя МАОУ «Гимназия № 139» Приволжского района города Казани Евгении Петровны Кукариной
В 2012 году я закончила Казанский (Приволжский) федеральный университет по специальности учитель истории. После окончания ВУЗа начала работать в МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района города Казани по специальности. Мой педагогический стаж составляет всего 1 год.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности, который идет из глубины веков. «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» - так гласит закон об образовании РФ.
На мой взгляд, одним из наиболее интересных и продуктивных средств достижения обозначенных задач является игровая деятельность на уроках, в том числе истории и обществознания, которые я преподаю. Почему?
Потому что игра:
- по своей природе нравится ученику, это стимул к деятельности;
- расширяет границы жизни ребенка;
- способствует вовлечению каждого учащего к практической деятельности;
- развивает такие качества как коммуникабельность, инициативность, находчивость, способствует творческому развитию;
- положительно влияет на формирование познавательных интересов.
Как принято считать, игра – занятие для маленьких, то есть младших школьников. В то же время игра - это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. На мой взгляд, это не совсем верно. Играть можно в любом возрасте, главное, правильно подобрать разновидность игры.
Так как я преподаю в 5-7 классах, то в основном использую следующие игры или их элементы:
Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др.
Пример. Урок «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Ученик – Драконт оценивает ситуации с позиции своих законов.
Интервью – ученики задают вопросы представителю определенной организации.
Урок «Что такое предпринимательство и бизнес». Вопросы: почему вы решили заняться именно этим видом деятельности, какими качествами нужно обладать, что бы стать предпринимателем, какие законы необходимо знать и т.д.?
Путешествие – проверка картографических навыков.
Урок: «Северная война». Учащиеся – солдаты российской армии показывают по карте свой путь и рассказывают о событиях, происходивших на тех или иных территориях.
Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором.
Урок: «Власть и церковь. Церковный раскол». «Я стал партиархом в 1652 году. Под моим началом в 1653 году была начата церковная реформа. У меня были дружественные отношения с царем. Я решил воспользоваться моментом для укрепления собственной власти и осуществил следующий тактический прием – самовольно отказался от сана патриарха …»
Учащиеся сами могут написать письмо какому-либо историческому персонажу.
Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.).
Урок: «Возникновение Рима». Повествование о появлении города, сравнение легенды и точки зрения ученых, свой вывод на основе найденных данных.
Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов.
Урок: Жизнь и быт феодалов и крестьян». Текст о жизни феодала, в котором допущены ошибки в занятиях феодала, его жилище, кодексе рыцаря и т.д.
Кроссворды, загадки.
Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)
Урок: «В городе богини Афины». Например, Перикл проводит экскурсию по городу.
«Кто я?» Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.
Урок: «Искусство Древнего Египта». «Я правитель Египта. Для того, чтобы в загробной жизни моя судьба лишь стала лучше, я повелел построить себе самую высокую пирамиду. Ее высоту можно сравнить с высотой 50-тиэтажного современного дома». (Хеопс)
Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.)
Урок: «Древняя Аттика». Драконт рассказывает о своих законах
Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Урок: «Восточные славяне». Учащиеся представляют сценку, показывают один день из жизни славянина: где он был, чем занимался, каково его жилище, пища, одежда и т.д.
Игра – занимательное мероприятие, осуществляемое на уроке. Но кажущаяся простота требует тщательной подготовки. Поэтому игровую деятельность, независимо от вида игры, необходимо разделить на этапы: подготовительный, непосредственно проведение игры и ее анализ.
На первом этапе, который, как правило, осуществляется за несколько дней до проведения урока, осуществляется разделение ролей, раздача заданий учащимся, их консультация по вопросам выполнения заданий и непосредственное выполнение действий. Второй этап – непосредственно урок-игра. На третьем этапе осуществляется оценка деятельности. Эта совместная работа учащихся и учителя – они разбирают урок, выясняют, что получилось, к каким выводам пришли ребята, что они поняли, что было затруднительным.
Каждый отдельный этап также формирует различные навыки у учащихся: умение разбираться в потоках информации, выбирать из нее наиболее важные и интересные детали, структурировать, систематизировать информацию; умение выступления перед аудиторией, работы с источниками; умение давать оценки деятельности себе и своим товарищам.
Широкое применение ИКТ в процессе обучения упрощает и делает более интересными любые уроки, в том числе игровые. Как использовать ИКТ на уроках истории и обществознания в процессе игры?
В персонификации гость урока может представить учащимся различные исторические источники на интерактивной доске. Это дает возможность выполнения различных заданий. На уроке-путешествии очень удобно практически своими глазами увидеть происходящее хотя бы в качестве видеофайла. Здесь же интерактивная доска помогает развивать картографические навыки (можно не просто показать определенный объект – город, территорию государства, можно самостоятельно, как на контурной карте, показать важные объекты).
Преимущество ИКТ на уроках можно свести к следующему:
Иллюстрированное изложение материала делает его более увлекательным;
Учебный материал излагается в более доступной форме;
Наглядность способствует лучшему запоминанию материала;
Интерактивные задания дают возможность более объективного оценивания за счет автоматизированной системы оценки.
В результате применения различных дидактических игр на уроках истории и обществознания в сочетании с использованием ИКТ поддерживается высокое качество знаний учащихся – более 80 % в 5-х, около 70 % в 6-х классах, повышается интерес к предмету. |