МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории и обществознания от 28.08.2013 № 1 Принято на заседании педагогического совета от 30.08.2013 г. № 1 Утверждено
приказом директора школы
от 05.09.2013 № 534С
Рабочая программа по всеобщей истории
для 6 класса на 2013 – 2014 учебный год
Составлена на авторской программы под ред.
М.А.Бойцова, Н.Г. Петровой «История средних веков», издательство «Русское слово», 2012 г
Автор составитель – Сметанина М.А.
учитель истории и обществознания
Кстово
2013 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………………………………стр.
Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………………………………..…………………………………………………………………………………..стр.
Тематическое планирование………………………………………………………………………………………………………………………………………….стр.
УМК…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….стр.
Календарно – тематическое планирование для 6х классов.…………………………………………………………………………………………………………………………………………………стр.
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории средних веков в 6х классах
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы под ред. М.А.Бойцова, Н.Г. Петровой «История средних веков», издательство «Русское слово», 2012 г.
Программа ориентирована на учебник М.А. Бойцова, Р.М. Шокурова «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Русское слово, 2013).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
Бойцов, Шокуров. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Русское слово, 2013.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Настенные карты по истории средних веков.
Тематическое планирование уроков всеобщей истории в 6 классах
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные понятия
| Умения, навыки
| Домашнее задание
| 1.
| Живое средневековье
| 1
| Средние века, архив, хроники
| Работа с картой
| Стр. 6-7
| Раздед 1:
Раннее средневековье
| 2.
| Византийская империя
| 1
| Восточная Римская империя, Византий, Константинополь, реформы, варвары
| Умение работать с источниками
| §1
| 3.
| Реформы Юстиниана I
| 1
| Реформы, Юстиниан I, василевс, упадок
| Умение составлять связный четкий рассказ по тексту учебника
| §2
| 4.
| Великое переселение народов
| 1
| Варварские королевства, варвары, великое переселение народов
| Умение составлять характеристику исторических деятелей
| §3
| 5
| Мир ислама
| 1
| Ислам, Муххамед, пророк, Аллах, кочевые племена
|
| §3
| 6.
| Арабский халифат
| 1
| Халифат, агрессия, каганат, распад государства
| Умение раскрывать причинно – следственные связи
| §4
| 7.
| Возникновение государства франков
| 1
| ХлодвигI, Меровинги, реформы, бенефициарий, христианство, анналы
| Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации
| §5
| 8.9
| Империя Карла Великого
| 2
| Каролинги, майордомы, Пипин Короткий, Карл великий, империя, император
| Умение работать и исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой.
| §6
| 10
| Норманны и их завоевания
| 1
| Северные люди, эпоха норманнов, норманнские государства, викинги и варяги
| Умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.
| §7
| 11.
| Англия при Вильгельме завоевателе
| 1
| Нормандия, Англия, Вильгельм Нормандский, саксы, англы, бриты
| Умение соотносить событие с веком.
| §8
| 12.
| Обобщающий урок по разделу «Раннее Средневековье»
| Контурная карта № 1.2.3
| Раздел 2: Европа на подъеме
| 13
| Средневековые сословия
| 1
| Феодальные повинности, рыцарство, зависимые крестьяне
| Умение принимать участие в обсуждении
| §10
| 14.
| Вечные труженики
| 1
| Крестьяне, зависимость, повинности, община
| Умение формулировать свое мнение
|
| 15.
| В замке феодала
| 1
| Феодал, феодализм. повинности
| Умение анализировать исторические факты
| §11
| 16.
| Власть духовная и светская.
| 1
| Папство, церковь, раскол церквей
| Умение работать с источниками
| §12
| 17.
| Первый крестовый поход.
| 1
| Духовно – рыцарские ордены, крестовые походы
| Умение выражать свое отношение к историческому событию
| §14
| 18.
| Дальнейшие крестовые походы и их историческое значение.
| 1
| Латинская империя, крестоносцы
| Умение раскрывать причинно – следственные связи
| §15
| 19.
| «Возвращение» городов
| 1
| Город, основные места возникновение города
| Умение формулировать выводы
| §16
| 20.
| В средневековом городе
| 1
| Ратуша, площадь, быт горожан, цеха, цеховая иерархия
| Умение сравнивать однотипные исторические события
| §17,18,
| 21.
| В поисках знаний.
| 1
| Университет, схоластика, философия
| Умение логически мыслить, участвовать в обсуждении
| §19,20
| 22.
| Могущество римско-католической церкви
| 1
| «Авиньонское пленения пап», кносское стояние, источники богатства церкви
| Умение самостоятельно выделять основное в тексте учебника
| §21
| 23.
| Европейские государства в XII – XV веках
| 1
| Централизованное государство, признаки сословной монархии
| Умение анализировать исторические факты
| §22,23
| 24, 25
| Тяжелые времена
| 2
| Реконкиста , столетняя война
| Умение работать с исторической картой
| §24
| 26
| На востоке Европы
| 1
| Крестьянская война, табориты, умеренные
| Умение работать с текстом учебника
| §25
| 27.
| Средневековая культура
| 1
| Культура, романизм, готика, рыцарский роман, трубадуры
| Умение составлять развернутый план
| §26,27
| 28
| Повторительно – обобщающий урок по разделу «Европа н подъеме»
| 1
| Тестирование
| Умение изучать исторические источники
| §28
| Раздел 3:
ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ
| 29,30, 31,32
| Страны Азии, Африки и Америки в средние века
| 4
| Африка, племена, Азия, халифат, раджа, Поднебесная империя
| Умение делать выводы
| §30-34
| 33
| Европа на кануне Нового времени
| 1
| Гуманизм, османская империя, Византия
| Умение составлять сложный план параграфа
| §35
| 34
| Повторительно – обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»
| 1
| Наследие, средневековье
| Умение анализировать и делать выводы
|
|
УМК:
Бойцов, Шукуров. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Русское слово, 2013.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Настенные карты по истории средних веков.
Календарно – тематическое планирование № п/п
| Тема урока
| Примечания
| Дата
| план
| факт
| 1
| Живое средневековье
|
| 1 неделя сентября
|
| 2
| Византийская империя
|
| 2 неделя сентября
|
| 3
| Реформы Юстиниана I
|
| 3 неделя сентября
|
| 4
| Великое переселение народов
|
| 4 неделя сентября
|
| 5
| Мир ислама
|
| 1 неделя октября
|
| 6
| Арабский халифат
|
| 2 неделя октября
|
| 7
| Возникновение государства франков
|
| 3 неделя октября
|
| 8
| Империя Карла Великого
|
| 4 неделя октября
|
| 9
| Империя Карла Великого
|
| 1 неделя ноября
|
| 10
| Норманны и их завоевания
|
| 2 неделя ноября
|
| 11
| Англия при Вильгельме завоевателе
|
| 3 неделя ноября
|
| 12
| Обобщающий урок по разделу «Раннее Средневековье»
| Тестирование
| 4 неделя ноября
|
| 13
| Средневековые сословия
|
| 1 неделя декабря
|
| 14
| Вечные труженики
|
| 2 неделя декабря
|
| 15
| В замке феодала
|
| 3 неделя декабря
|
| 16
| Власть духовная и светская.
|
| 4 неделя декабря
|
| 17
| Первый крестовый поход.
|
| 2 неделя января
|
| 18
| Дальнейшие крестовые походы и их историческое значение.
|
| 3 неделя января
|
| 19
| «Возвращение» городов
|
| 4 неделя января
|
| 20
| В средневековом городе
|
| 1 неделя февраля
|
| 21
| В поисках знаний.
|
| 2 неделя февраля
|
| 22
| Могущество римско-католической церкви
|
| 3 неделя февраля
|
| 23
| Европейские государства в XII – XV веках
|
| 4 неделя февраля
|
| 24
| Тяжелые времена
|
| 1 неделя марта
|
| 25
| Тяжелые времена
|
| 2 неделя марта
|
| 26
| На востоке Европы
|
| 3 неделя марта
|
| 27
| Средневековая культура
|
| 4 неделя марта
|
| 28
| Повторительно – обобщающий урок по разделу «Европа н подъеме»
|
| 1 неделя апреля
|
| 29
| Страны Азии, Африки и Америки в средние века
|
| 2 неделя апреля
|
| 30
| Страны Азии, Африки и Америки в средние века
|
| 3 неделя апреля
|
| 31
| Страны Азии, Африки и Америки в средние века
|
| 4 неделя апреля
|
| 32
| Страны Азии, Африки и Америки в средние века
| Тестирование
| 1 неделя мая
|
| 33
| Европа на кануне Нового времени
|
| 2 неделя мая
|
| 34
| Повторительно – обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»
| Итоговое тестирование
| 3 неделя мая
|
| |