Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Урок в 9 классе.
Учебник: Русский язык. Учебник для 9класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.М. Разумовской. М.: Дрофа,2007.
Тема урока: «Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени».
Цели и задачи урока:
-повторить известные учащимся теоретические сведения о сложном предложении;
-научиться определять, характеризовать СПП с придаточным образа действия и степени;
-закреплять навык постановки знаков препинания в СПП;
-развивать творческие способности.
Тип урока:урок усвоения нового материала.
Наглядность,оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный этап: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись в тетради: дата, классная работа, тема урока. Объявление цели урока.
2.Повторение изученного материала о сложном предложении по теме урока: 1)устный опрос
-Мы изучаем сложные предложения. Чем они отличаются от простых предложений? (В простых предложениях- одна грамматическая основа, в сложных две и больше).
-В зависимости от наличия или отсутствия союзов на какие две группы делятся сложные предложения? (Союзные, бессоюзные).
-Какими бывают союзные предложения? ( Сложносочинённые и сложноподчинённые).
-Как отличить ССП от СПП? /Части сложносочинённого предложения равноправны, сложноподчинённого неравноправны-одна часть(придаточная) зависит от другой(главной)/.
-Назовите 3 основных вида придаточных предложений. (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
-Как определить вид придаточного предложения? (По вопросу определения, дополнения, обстоятельства).
-На какие вопросы отвечает определительное придаточное? Изъяснительное? Обстоятельственное?
2) Проводим графический диктант (слайд): указать вид придаточных предложений:
-Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.(Времени)
-И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.(Места)
-Деревня, где скучал Евгений была прелестный уголок.(Определительное)
-Скажите, когда отправляется поезд?(Изъяснительное)
-Футболисты постарались играть так, как советовал тренер.(Образа действия)
Проверка выполнения задания.
3. Переходим к изучению нового материала:
Работаем с учебником, с.100:прочитайте текст параграфа. Ответьте:
-какие союзы и союзные слова присоединяют придаточное предложение к главному? (что, чтобы, как, будто, как будто, словно; как, насколько).
-как отличить союзы от союзных слов? (Знаете ли вы, что город Выборг, сохранив историческое архитектурное наследие, занимает первое место среди городов северо-запада России? Знаете ли Вы, что относится к уникальным достопримечательностям нашего города? Единственный в России скальный пейзажный парк Монрепо. Единственный в России средневековый замок. Единственное в России певческое поле, которое при финнах было символом единения нации. Библиотека Аалто-прототип всех библиотек Финляндии и многих библиотек мира. (Союзы не являются членами предложения, союзные слова являются членами придаточной части сложного предложения; на союзное слово падает логическое ударение).
-что говорится об указательных словах в СПП с придаточным образа действия и степени? (Они содержатся в главной части и образуют с союзами соотносительные пары).
-Синтаксический разбор предложения: Сложилось так, что в Выборге удалось сохранить историческое архитектурное наследие. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным (образа действия и степени), главная и придаточная части соединены союзом «что», ).
4.Придаточные образа действия и степени употребляются в текстах делового стиля, например в инструкции (слайд):
Инструкция. Как ухаживать за комнатными цветами зимой.
1)В первую очередь надо убедиться, что из окон не дует.
2) Для утепления горшков нужно поставить их так, чтобы они были на небольшом возвышении-дощечке, пенопласте...Можно переставить горшки в деревянный ящик и засыпать просветы между горшками пенопластовой крошкой.
3)Если утеплить горшки не получается, просто помните, что в пластиковых горшках цветам теплее, чем в глиняных.
4)Если у Вас в квартире батареи работают так активно, что от тёплого воздуха листья у цветов высыхают, не забывайте создавать цветам естественную влажность, опрыскивайте их из мелкого распылителя.
5.Творческая работа: Используя СПП с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно ухаживать за домашними животными, выращивать цветы, проводить свободное время…Проверка. Сделайте вывод: какова роль придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля? (Придаточное образа действия и степени раскрывает способ действия, а также степень признака, названных в главной части СПП).
6.Итоги урока: Тест. Если есть СПП с придаточным образа действия и степени +,если нет –(слайд):
1.Самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям.
2.Мы верно уж поладим, коль рядом сядем.
3.Как аукнется, так и откликнется.
4.Что волки жадны, всякий знает.
5.Ветер был так силён, что в четверть часа высушил всё вокруг.
Проверка. (Слайд.)
Выставление оценок за урок.
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 17,с.100.Упр.№156-конструирование предложений;№158-синтаксический разбор. |