Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 348.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации28.02.2014
Размер348.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

1 четверть

Разнообразие музыкальных историй.
Балет как целостная музыкальная история
Первый-четвёртый уроки

Тема: Разнообразие музыкальных историй в вокальной и инструментальной музыке.

Цель: раскрыть своеобразие музыкальных историй в разных жанрах музыки.

Задачи:

– сформировать представление о специфике музыкального произведения как развертывающейся во времени музыкальной истории;

– выявлять жизненное содержание музыкальных произведений разных форм и жанров, анализировать их темы-образы во взаимодействии и развитии;

– целостно воспринимать музыкальную историю произведения, выявлять этапы её развития;

– анализировать особенности развертывания музыкальных историй на основе принципов повтора и контраста (сходства и различия) в разных жанрах вокальной и инструментальной музыки;

– воспроизводить музыкальные истории произведений вокальной и инструментальной музыки в разных видах исполнительской деятельности.
План первого урока

1 блок. Рассказы детей о наиболее интересных и запомнившихся музыкальных историях: летних встречах с музыкой, о любимых героях пройденных в первом классе музыкальных историй, напевание музыкальных примеров (страница 4 учебника).

2 блок. Введение в тему года: размышление о развитии как неотъемлемом качестве явлений природы, жизни человека и тем-образов музыкального произведения в опоре на страницу 5 учебника. Слушание, пение, пластическое интонирование фрагментов Пятой симфонии Л. Бетховена (muz2-1-1.mp3), финала первого действия балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского (muz2-1-2.mp3).

3 блок. Моделирование мелодии рефрена романса А.П. Бородина «Спящая княжна»: его жанровой основы, особенностей средств выразительности, развития мелодической линии в опоре на слова рефрена. Слушание и разучивание мелодии А.П. Бородина (muz2-1-3.mp3;), анализ развертывания мелодии, характеристика выразительности и изобразительности аккомпанемента, пение рефрена и исполнение аккомпанемента на воображаемом фортепиано.

4 блок. Чтение слов и моделирование образного строя, характера музыки эпизодов. Импровизация тем эпизодов по выбору учащихся. Слушание романса целиком (muz2-1-6.mp3), характеристика соотношения рефрена и эпизодов (1 эпизод – muz2-1-7.mp3; 2 эпизод – muz2-1-9.mp3). Рефлексия различий восприятия рефренов при его повторении.
Методические рекомендации:

Начать урок можно с рассказа детей о самых интересных летних музыкальных впечатлениях. Хорошо, если в рассказах детей прозвучат произведения, с которыми дети знакомились в первом классе. В этом случае учителю легче будет перейти к теме второго класса «Разнообразие музыкальных историй».

Учитель может сказать детям, что в музыке, как и в кино, литературе, театре, много увлекательных историй. Их содержание разнообразно: от незатейливого повседневного эпизода до героических подвигов защитников Родины. Какие музыкальные истории помнят дети? Кто-то вспомнит Болтунью С. Прокофьева, кто-то – музыкальную сказку «Петя и Волк», интродукцию к опере «Иван Сусанин», в которой рассказывается о русских воинах, возвращающихся с боя. Кто-то вспомнит Детский альбом П.И. Чайковского, или песни «Выходили красны девицы», «Во кузнице», «Солдатушки» и т.д. Важно, чтобы каждое произведение, которое вспомнят дети, было представлено не только рассказом, но и напеванием мелодий из этих произведений. Хорошо, если работа будет организована таким образом, что класс будет подхватывать и допевать знакомые мелодии вместе с запевалой.

Далее учитель может сказать, что в тех произведениях, которые называли дети, музыка сочетается со словом, танцем, но в то же время в них музыка является и главным рассказчиком. И чем ярче мелодии, чем активнее они развиваются, преобразуются, тем интереснее музыкальная история. После этого учитель может предложить детям обратиться к странице 5 учебника: рассмотреть три рисунка, объяснить – что изображено на этих рисунках. На одном изображены разные этапы жизни дерева: от первого ростка и до раскидистого, большого, тенистого дерева. На других рисунках представлены напоминания об этапах развития музыкальной истории двух произведений: Пятой симфонии Л. Бетховена и балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Сопоставление слайдов из балета и фрагментов графической записи обращает внимание детей на развитие музыкальных историй в этих произведениях. Учитель может предложить детям вспомнить эти произведения, исполнить наиболее существенные моменты развития их историй, и в процессе размышления подвести детей к вопросу: что объединяет жизнь музыкальной темы, жизнь человека и жизнь явления природы?

Во второй части урока дети знакомятся с романсом А.П.Бородина «Спящая княжна». Это произведение интересно тем, что в ней выражено статичное явление – сон княжны. Но при этом музыка движется, развивается, постоянно изменяясь.

Учитель вначале читает слова рефрена (страница 6 учебника) и предлагает детям подумать: как можно передать в музыке состояние волшебного сна? Каким будет движение музыки, какую жанровую основу выбрать? В каком регистре будет звучать мелодия, из каких интонаций она будет состоять? Затем можно попросить сочинить свою мелодию к этим словам. После этого учащиеся слушают рефрен, напевают его мелодию с ориентацией на нотную запись на этой же странице. Интонационный анализ мелодии выявляет необычность её строения: начальная интонация из трех звуков многократно повторяется в разных вариантах (как бы кружится на одном месте), с большим трудом раскачивается и затем быстро возвращается на свое место. Вслушиваясь в выразительные и изобразительные особенности аккомпанемента рефрена, дети выявляют повторение одних и тех же звуков в сопровождении, поэтому целесообразно предложить детям пропеть мелодию рефрена, аккомпанируя себе на воображаемом фортепиано. После этого учитель читает слова эпизодов и спрашивает: музыка эпизодов будет похожа на рефрен или контрастна ему? Ответить на вопрос о соотношении характера эпизодов и рефрена дети смогут, прослушав романс целиком.

Ключевым для раскрытия темы урока становится ракурс рассмотрения романса: Меняется ли восприятие рефрена при его повторениях?

Особенность музыкальной истории романса в том, что никаких внешних событий в ней не происходит, но именно отсутствие событий заставляет нас все время переосмысливать главную тему романса в соотношении с эпизодами. Тема рефрена в каждом из трех проведений по-разному окрашена. Вначале она звучит как колыбельная, затем после эпизода «С диким смехом вдруг проснулся ведьм и леших шумный рой» тема спящей княжны воспринимается как обобщенный сказочный образ. После второго эпизода «Слух прошел, что в лес дремучий богатырь придет могучий. Чары силой сокрушит, сон волшебный победит и княжну освободит» в восприятии образные ассоциации конкретизируются и возникают связи с русскими сказками «Руслан и Людмила», «Сказка о спящей царевне и семерых богатырях» и др.

Пример … Тема рефрена романса А.П.Бородина «Спящая княжна»

План второго урока

1 блок. Разучивание и исполнение фрагмента былины о Вольге и Микуле (импровизация её продолжения в опоре на слова былины (страница 10 учебника), передача в исполнении интонационно-образных особенностей былины. Анализ соотношения напева и слов в былине, выявление следования напева за словами (свободное варьирование).

2 блок. Анализ по видеозаписи первой песни Баяна в интродукции оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (video_2kl_2).

3 блок. Разучивание мелодии русской народной песни «А мы просо сеяли». Составление плана исполнительского развития в песне, подбор выразительных интонаций, жестов и движений к словам каждого куплета.

4 блок. Инсценировка песни-диалога «А мы просо сеяли» совместно с одноклассниками.

5 блок. Знакомство с видеофрагментом претворения народной песни в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (video_2kl_1), анализ ее сценического воплощения.
Методические рекомендации:

На этом уроке дети знакомятся с особенностями музыкальных историй в разных жанрах народных песен: былине (былина о Вольге и Микуле) и хороводе (хороводная «А мы просо сеяли»).

Работу над былиной о Вольге и Микуле учитель может начать с вопроса: знают ли ребята русских богатырей? Знают ли ребята произведения, в которых рассказывается о подвигах русских богатырей? Затем учитель сообщает о том, что в старину на Руси сказители слагали былины о подвигах богатырей и знакомит их с напевом былины о Вольге и Микуле (страницы 10-11 учебника).
Пример … Мелодия былины о Вольге и Микуле


Стал Вольга растеть-матереть.
Похотелося Вольге да много мудростей:
Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.
Уходили все рыбы во синие моря,
Улетали все птицы за оболока
Убегали все звери во темны леса.

Выразительность этого напева связана со спокойным, неторопливым характером повествования. Ребята могут сами охарактеризовать особенности былинного напева: спокойный, умеренный темп, небольшой диапазон мелодии (она похожа на распевную разговорную речь). Анализ соотношения слов и напева в былинах можно продолжить в творческом задании: предложить детям прочитать слова продолжения былины и попробовать напеть их на мелодию былины. Дети сразу столкнутся с трудностью – им необходимо менять напев былины, чтобы все слова были распеты: менять количество звуков во фразах, их длительность, количество фраз в мелодии. Выполняя это задание, дети почувствуют. Что основу былины составляют слова, а напев следует за словами, каждый раз изменяясь, варьируясь. В качестве домашнего задания учитель может предложить дома прочитать былину и на следующем уроке рассказать о её героях.

Затем учитель говорит: во многих операх, повествующих о сказочных событиях, действуют герои – сказители былин. В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», написанной по одноименной сказке А.С. Пушкина, один из героев – Баян. Он – прославленный певец, память о котором сохранилась до наших дней. О творчестве Баяна упоминается в старинных летописях. Далее учитель предлагает детям посмотреть фрагмент песни Баяна из интродукции оперы «Руслан и Людмила», чтобы дети наглядно представили характер пения сказителей и отношения людей к содержанию их песен. Переборы струн гуслей Глинка передает сочетанием тембров фортепиано и арфы. Первая песня Баяна предвещает развитие событий в опере, её конфликт – борьбу между силами добра и зла. Как отражение этой идеи, в мелодии Баяна сочетаются контрастные интонации: напевные светлые, и суровые тревожные фразы, выражающие затаенную угрозу. В постановке оперы отчетливо показано уважительное отношение гостей к Баяну, внимание к тому, о чем поет сказитель.

Вторая часть урока посвящена хороводной песне «А мы просо сеяли» (страницы 8–9 учебника). Методику работы с этой песней изначально следует ориентировать на её разыгрывание. Эта песня относится к игровым хороводам, в которых ярко проявляются элементы театрализации и драматического начала. О таких хороводах Б.Асафьев писал, что «хоровод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню, соответственно её тексту, сцены…». При исполнении игровых хороводов использовали разные предметы, которые помогали бы раскрыть исполнителю образы песни и усилить их выразительность.

Игровая песня «А мы просо сеяли» относится к линейным хороводам, участники которых делятся на две группы и ведут своеобразный диалог. Одна группа поет «А мы просо сеяли, сеяли», а другая отвечает «А мы просо вытопчем, вытопчем» и т.д. При таком построении удобно было вести диалог.

Пример … Хороводная песня «А мы просо сеяли, сеяли»

2. А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.

3. А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать?

4. А мы коней выпустим, выпустим!
Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим!

5. А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем!
Ой, дид-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем!

6. А мы коней выкупим, выкупим!
Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим!
Хоровод «А мы просо сеяли» предназначен для исполнения весной, в опере-сказке Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» эта песня вводит в обряд встречи весной лета. Поэтому разучивая хоровод, учителю следует обсуждать с ребятами жесты, движения, передающие шуточные слова песни, продумать интонацию, с которой будет исполняться каждый куплет песни, составить исполнительский план и, разделившись на группы, разыграть эту песню в классе.

В видеохрестоматии дан фрагмент этой сцены в опере в постановки Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И.Чайковского. Если дети обратят внимание на присутствие на сцене большого количества детей, учитель может пояснить, что запись сделана во время совместного исполнения оперы Н.А.Римского-Корсакова артистами оперного театра и учащимися общеобразовательных школ г. Перми. В качестве забегания вперед, можно пояснить, что и ребята в ходе изучения музыкально-сценических произведений (опер, балетов) будут участвовать в эскизных постановках фрагментов опер перед публикой, знакомиться с разными операми и балетами в видеозаписи, а также по возможности посещать представления в оперном театре.
План третьего урока

1 блок. Знакомство с литературной программой симфонического сказания «Кикимора» А.К.Лядова, и импровизация на её основе музыкальных характеристик персонажей народного сказания.

2 блок. Знакомство с образами симфонической картины А.К.Лядова (muz2-1-14.mp3; muz2-1-15.mp3; muz2-1-16.mp3), пластическое интонирование и вокализация выразительных и изобразительных особенностей их тем, анализ интонационного содержания и тембровой окраски музыки.

3 блок. Слушание и пластическая импровизация симфонической картины «Кикимора» целиком (muz2-1-17.mp3). Выявление этапов развития образа Кикиморы (muz2-1-18.mp3; muz2-1-19.mp3; muz2-1-20.mp3; muz2-1-21.mp3). Обсуждение Размышление о соотношении музыкального произведения и его литературной программы. Сочинение дополнения к программе «Кикиморы» в опоре на музыку А.К. Лядова.
Методические рекомендации:

Симфоническая картина «Кикимора» относится к программной музыке, содержание её отражается и в названии, и в литературной программе. Последняя представлена в учебнике на странице 12. Учитель начинает урок с того, что знакомит детей с литературной программой к «Кикиморе»:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной» (Сахаров И. П. Сказания русского народа).

А затем детям предлагается поимпровизировать музыкальные образы к этой программе: Какой будет образ Кикиморы? Каким будет её развитие? Кикимора растет, и поэтому должна быть показана маленькой и постепенно взрослеющей. Образ Кикиморы деятельный – она стучит, гремит, свистит, шипит, прядет кудель конопельную, замысливает каверзы разные для людей. Какой будет музыки Кикиморы? Острая, колкая – «зло на уме держит Кикимора». Это зло реализует Кикимора, или только держит в уме? Какие ещё образы представлены в программе? Кот-бают качает колыбельку, поэтому должна прозвучать колыбельная песня. Важно, чтобы словесное моделирование по возможности сопровождалось импровизацией детей, передающей общий характер воображаемой музыки.

После этого учитель предлагает детям послушать первый раздел симфонической картины, а затем рассказать: что они услышали в музыке? Какие темы напоют? Дети слушают, анализируют, характеризуют музыкальные образы, напевают темы и пластически интонируют их. Ребята самостоятельно определяют в музыке мрачную, сумрачную, затемненную обстановку, слышат колыбельную песню, напевают и пластически интонируют её. «Потягивающиеся» интонации, предшествующие колыбельной, изображают потягивающегося кота-баюна. Писк Кикиморы звучит на фоне «шорохов» струнных. Дети выделяют элементы покачивания колыбельной, обращают внимание на тему, завершающую первый раздел, находят ей объяснение в программе (хрустальчатая колыбелька).
Пример … Темы-образы из симфонической картины «Кикимора» А.К. Лядова.
Колыбельная кота-баюна (английский рожок)

Тема маленькой Кикимора (флейта-пикколо)


Тема хрустальчатой колыбельки (челеста)

Тема взрослеющей Кикиморы (струнные и деревянные духовые)

Затем учитель предлагает детям пластически проинтонировать первый раздел и сразу перейти к слушанию второго раздела картины. Второй раздел повествует о взрослеющей Кикиморе и задача учителя при прослушивании обратить внимание на разные грани взросления образа. Как передвигается Кикимора? Она летает, пищит и поет. Так, в быстром потоке музыки различимы фрагменты, в которых дети слышат песню Кикиморы (она прерывается писками, вскриками, шорохами, а также ударами и наплывами), Кикимора растет и набирает силы. Дети высказывают предположение: Кикимора понимает, что многие её боятся, и поэтому интонации её становятся более настойчивыми, наступающими, угрожающими, выливаясь в марш торжествующей Кикиморы. Дети обращают внимание на то, что меняется писк Кикиморы: если вначале в нем слышался страх, робость, то здесь эта интонация распрямляется и звучит «в полный голос».

Во втором этапе быстрой части дети слышат угрожающие шаги Кикиморы, грозящей «превратить все в пыль». Они чередуются с её бегом «словно на пуантах». Кода основана на ударах и стучащем мотиве Кикиморы. Завершается все мотивом Кикиморы, пискнув последний раз, она внезапно исчезает.
План четвёртого урока

1 блок. Слушание и пластическое интонирование начального построения (диалог фортепиано и оркестра) второй части Четвёртого концерта для фортепиано с оркестром Л. Бетховена (muz2-1-21.mp3). Выявление диалогичности развертывания музыки, характеристика двух контрастных образов и их соотношения в опоре на графическую запись (страницы 14–15 учебника).

2 блок. Слушание и исполнение (пластическое интонирование, вокализация) музыкальной истории всей части (muz2-1-22.mp3). Определение этапов развития двух музыкальных образов (muz2-1-23.mp3; muz2-1-24.mp3; muz2-1-25.mp3; muz2-1-26.mp3; muz2-1-27.mp3; muz2-1-28.mp3), наблюдение за изменениями в музыкальной речи героев (развитие интонаций, динамики, ритма, направление движения мелодий, соотношение фраз, их протяженность и т.д.). Сочинение литературной программы к произведению.

3 блок. Выявление черт стиля (соотношение музыкальных образов и их развитие) музыки Л. Бетховена.
Методические рекомендации:

В начале урока учитель сообщает, что сегодня дети познакомятся с новым произведением – медленной частью Четвертого концерта для фортепиано и симфонического оркестра Л. Бетховена. Эта часть построена как диалог солиста и оркестра. Содержание этого диалога, характеры его участников мы и попытаемся понять и передать в своем исполнении. После этого учитель предлагает детям прослушать начало диалога, охарактеризовать каждого из его участников и передать особенности их музыкальной речи в пении и пластическом интонировании. В характеристике двух тем следует обращать внимание на их соотношение (суровый – мягкий, громкий – тихий, звучание всего оркестра против одного инструмента, маршевая мелодия и песенная, острый пунктирный ритм и плавный, ровный, речь скандирует каждый звук и перетекает из звука в звук и т.д.).

Драматизация инструментальной музыки Л. Бетховена часто связана с применением речевой выразительности и диалога, поэтому при работе над этим произведением учителю следует максимально опираться на речевой опыт детей, и обращать их внимание на протяженность фраз героев, их соотношение, завершенность, изменения в музыке, характер звуковедения, артикуляции и т.д. Учитель должен помочь детям через контраст жестов передать эту музыкальную историю в пластическом интонировании. Большую помощь в этой работе окажет полная графическая запись части, приведенная на страницах 14–17 учебника.

Медленная (вторая) часть небольшая по размерам, в ней можно выделить шесть этапов диалога. После того, как дети познакомились с героями, учитель может организовать работу либо пошагово, либо дать детям послушать всю часть целиком и сразу определить итог развития музыки в этой части с тем, чтобы потом в работе над каждым этапом прослеживалось общее направление развития музыки. Возможно, что уже с первого прослушивания дети почувствуют родство с музыкой его Пятой симфонии (особенно с крайними разделами третьей части). Линия развития фортепианной партии – от сдержанной, строгой мелодии к обретению широты, свободы, раскованности. И в конце она полностью подчиняет себе грозного героя, становится ведущей.

На втором этапе грозный образ (в оркестре) становится более резким, его реплики – агрессивней, жестче, в его речи появляются скачки А мелодия у фортепиано как-бы «съеживается», сужается в диапазоне и звучит еще печальней, тише, скорбно.

Третий этап начинается с музыки первого героя, которая накладывается на окончание реплики второго героя. Начиная с третьего этапа развитие динамизируется за счет вступления образов в активный диалог: фразы героев дробятся на короткие мотивы и наслаиваются друг на друга. Четвертый этап продолжает предыдущий, но в музыке первого героя происходят существенные изменения: тот же пунктирный мотив звучит тихо с последующим постепенным растворением на пианиссимо, в то время как мелодия второго героя становится шире, захватывает разные регистры, усиливается динамически, а в кульминации (каденция – 5 этап) музыка первого героя не появляется, а в музыке второго героя подчеркиваются восходящие интонации «вздоха». В последнем этапе – коде, в речи первого героя улавливаются интонации умиротворения, согласия, мягкого «поддакивания». Завершающая фраза, подытоживающая всю инструментальную историю, принадлежит именно второму герою.

Пример … Графическая запись второй части Четвертого концерта для фортепиано с оркестром Л. Бетховена

Яркая образность и интенсивность воздействия тем друг на друга позволяют детям придумать название к этой музыке и сочинить свою программу. Композитор не давал программы этой музыке, но она вызвала к жизни множество программных толкований. Учитель может познакомить детей с одним из них. Учитель может привести одно из них – «Сцена Орфея с фуриями. Учитель может сам рассказать этот миф или предложить детям прочитать его дома и связать с развитием музыкальной истории в концерте Л. Бетховена.

В завершение урока можно предложить детям пластически проинтонировать эту музыкальную историю, выявляя характер каждого образа, показывая их качественные преобразования на протяжении всей части.
Пятый урок

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск