Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 127.26 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.03.2014
Размер127.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Система уроков по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети"

Концепция: раскрыть внутренний мир Базарова; через образ главного героя показать, как жизнь, находящаяся в зависимости от времени, заставляет человека противоречить самому себе.
Задачи:

1) обучающие

-умение в тексте увидеть деталь и анализировать её значение

-умение анализировать эпизод и видеть его роль в тексте

2) развивающие

-развитие навыков выразительного чтения

-развитие эмоций, воображения

3) воспитательные

-во время изучения делать упор на те качества, которыми должна обладать личность
Последовательность уроков
Вступительный урок

Тема: биография И.С. Тургенева.

Цель: познакомить ребят с биографией Ивана Сергеевича Тургенева; заинтересовать их.
План сообщения:

1)Когда и где родился писатель; история детства Варвары Петровны, матери писателя; по причине чего отец писателя, Сергей Николаевич, женился на Варваре Петровне.

2)История фамилии Тургеневых.

3)Детство писателя в Спасском-Лутовинове; отношения с крепостными.

4)Учеба в Москве и Санкт-Петербурге.

5)Встреча с Полиной Виардо. Любовь в жизни писателя.

6)Смерть писателя.

7)Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. Показ слайдов.
Урок №1

Тема: "Отцы и дети" ещё живой роман" (Луначарский)

Цель: история создания романа; смысл названия произведения; знакомство с главным героем романа; введение понятия "нигилизм".
1)История создания романа. Две линии замысла: антидемократическая и антидворянская. Цель писателя.

2)Смысл названия.

Беседа:

-на какие мысли наводит вас заглавие романа?

-чем может быть вызван конфликт?

-можно ли избежать этого конфликта?

3)Приступаем к работе с произведением. начинаем со второй главы.

-Словесное изображение портрета Евгения Базарова. Обращаем внимание на его противоречивость во внешности. Работаем с деталями, которые позволяют заглянуть во внутренний мир героя ( большие зеленоватые глаза, спокойная улыбка).

-Работаем с пятой главой. Занятия Базарова. Раскрываем образ лягушки, что он символизирует?

Эпизод - за завтраком. Со слов "он нигилист" до слов "прежде были гегелисты, а теперь нигилисты" - чтение по ролям.

4)В тетради ученики записывают два определения: кто такой нигилист и что такое нигилизм.

5)Работа с шестой главой. Спор за завтраком (чтение по ролям).

Вопрос: почему Павел Петрович бледнеет?
Домашнее задание: перечитать внимательно десятую главу, выделить предметы спора между Павлом Петровичем и Базаровым, выписать наиболее значимые высказывания. Индивидуальные сообщения: предыстория Николая Петровича; предыстория Павла Петровича.
Урок №2

Тема: спор о принципах; демократизм и аристократизм.

Цель: в ходе анализа эпизода (схватка за вечерним чаем) выяснить суть идейных расхождений между "отцами" и "детьми"; рассмотреть, как Тургенев выявил сильные и слабые стороны демократизма и аристократизма.
1)Проверка домашнего задания.

Сравниваем судьбу Павла Петровича с судьбой Николая Петровича.

Что общего и в чем различие? Почему в сердце Николая Петровича живет "чувство правильно проведенной жизни", а у Павла Петровича этого чувства нет?

2)Приступаем к анализу эпизода - схватка за вечерним чаем (гл.10)

а)Место и время действия.

Гостиная в доме Кирсановых. Вечерний чай. Спустя две недели после приезда Аркадия и Базарова.

б)Психологическое состояние героев перед схваткой.

Павел Петрович был готов к бою. Ждал предлога.

Евгений Базаров был в этот вечер не в духе.

в)Завязка действия.

Базаров : "Дрянь, аристократишко".

г)Развитие действия.

Проверка домашнего задания: какие предметы спора ребята выделили, работая дома (нужное процитировать).

Предметы спора:

-аристократизм

-народ

-пути переустройства мира

-живопись

-общественный строй

д)Кульминация не выделена. Видим психологические колебания герое. Своему накалу чувств и переживаний они не дают выйти наружу.

е)Развязку наблюдаем на протяжении спора.

В начале спора Павел Петрович восхвалял чувство аристократического достоинства, умение уважать себя и других, а в решающий момент не сумел сдержаться, рааскричался и оскорбил своего противника.

Базаров же не имеет положительной программы и не знает, что будет построено на развалинах старого мира. Нельзя только разрушать.
Домашнее задание:

внимательно поработать с образами Ситникова и Кукшиной: охарактеризовать их как людей и как нигилистов (упор сделать на внешние детали) - письменно.

Урок№3
Тема: подражатели нигилизма.

Цель: через образы Ситникова и Кукшиной суметь увидеть будущее нигилизма.
1) Беседа с ребятами:

- Что такое нигилизм? Как вы его оцениваете?

- Какую функцию он выполняет: созидающую или разрушающую?

- Есть ли будущее у нигилизма? ( вопрос урока)
2)Образ Ситникова:

а)портрет

-в славянской венгерке, элегантные перчатки

-прилизанное лицо

-глаза смотрят пристально и беспокойно

-деревянный смех
б)поведение ( выскакивает из дрожек, бросается к Базарову с криком, семенит вокруг Базарова; забегает то справа, то слева; визгливо смеётся, подобострастно ухмыляется)
в)нигилизм Ситникова:

-не должно признавать авторитетов (хотя сам раболепствует перед Базаровым)

-женщин следует презирать ( "Прелесть! прелесть!" - говорит он об Одинцовой)
Вывод по образу Ситникова:

Ситников выступает против авторитетов, а сам демонстрирует своим поведением рабское подчинение Базарову; заявляет, что он не славянофил и тут же "хотя, конечно...", на нем славянофильская венгерка - сам не знает, кто он; говорит, что презирает женщин, а сам отзывается об Одинцовой: "Прелесть! прелесть!".
3)В гостях у Кукшиной. Работа с 13 главой.

а)косвенная характеристика:

-домик "на московский манер"

-"криво прибитая визитная карточка"

-"какая-то не то служанка, не то компаньонка"

б)детальное описание комнаты (раскрытие образа через обстановку)

-гостиная - рабочий кабинет

-бумаги, письма, русские журналы (неразрезанные)

-столы в пыли

-разбросанные окурки папирос

в)портрет:

-несоответствия (молодая - растрепанная, платье шелковое - не совсем опрятное)

-снижающие образ детали ( "круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик", "побуревшие от табаку пальцы")

г)поведение и разговор с Базаровым.

В разговоре с Базаровым следим за тем, где Тургенев характеризует её как человека, а где она пытается показать себя последовательницей нигилизма.

Вывод по образу Кукшиной: описание дома, комнаты, портрета, диалог с Базаровым - всё демонстрирует ничтожность и ограниченность этой натуры.
4) Разрешение вопроса: есть ли будущее у нигилизма?
Домашнее задание: перечитать главы с 14 по 20. Выписать слова, выражающие чувства и переживания Базарова. Можно ли назвать это любовью?

Индивидуальное сообщение: предыстория Одинцовой.
Урок№4

Тема: "Явление Одинцовой"

Цель: проследить за внутренней борьбой Базарова.
Работа с текстом

1) Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

2) Где познакомились Базаров и Одинцова?

Портрет Одинцовой (глазами Аркадия) - прочитать.

Можно ли через внешние детали заглянуть во внутренний мир героини? Какой он?

Почему Базаров циничен при встрече с Одинцовой?

3) Базаров и Аркадий в гостинице у Одинцовой.

Что происходит с Базаровым?

Что он говорит Аркадию об Одинцовой, после того как они вышли от нее?


"Как она себя заморозила!"

"Герцогиня, владетельная особа!"

"Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр"


Базаров пытается заглянуть во внутренний мир героини, но мысль о том, что он нигилист, не дает ему душевной свободы.

4) Предыстория Одинцовой. Докладчик должен сказать о своём отношении к жизни Одинцовой ( жизнь без цели, вечные скитания).

5) Поездка в Никольское - имение Одинцовой.

С кем живет Анна Сергеевна?

Какая в её доме царит атмосфера?

Чем привлек Одинцову Базаров? ( О какой черте её характера пишет Тургенев?)

Что чувствует базаров после встречи с Одинцовой, и что чувствует Одинцова после встречи с Базаровым?


Чувства Базарова

"Чувства" Одинцовой

- чувство мучило и бесило

- кровь загоралась, как только он вспоминал о ней

- с негодованием сознавал романтика в самом себе

- в его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление его тотчас её оживляло (она как будто хотела и его испытать, и себя изведать)


6) Комментирование чтение эпизода, где Базаров сообщает Одинцовой об отъезде (17 гл.)


Базаров

Одинцова

- сидит неподвижно (чувствуем его внутреннее напряжение)

- "Вы так непогрешительно правильно устроили вашу жизнь, что в ней не может быть места ни скуке, ни тоске...никаким тяжелым чувствам". ( О каком "тяжелом чувстве" говорит Базаров?)

- дрожь в руках

- когда базаров начинает говорить о красоте Одинцовой, о том, что каждый человек - загадка, кого мы в нем видим? (романтика)

- какова роль природы в этом эпизоде? (она вносит романтическую атмосферу)
- "Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете".
- "...тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается" ( Базаров чувствует свою слабость)
- "Главное, надо уметь отдаться" (главный закон любви)
- стиснул руку Одинцовой так, что она чуть не вскрикнула


- ей стало душно (Почему?)

- принялась рассматривать рукава своей мантильи ( Как характеризует Одинцову этот жест?)

- "А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?"


8) Гл. 18. Чтение по ролям эпизода - признание Базарова.

Базаров, который предстает перед нами в этой сцене, отличается от того Базарова, которого мы видели в начале романа. Докажите.


- " ...будущее большею частью не от нас зависит"

-"...разве человек всегда может громко сказать все, что в нем "происходит"?

- "Всякий человек сам себя воспитывать должен...А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня"

- "Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой"


- Можно ли признание Базарова Одинцовой в любви назвать дуэлью? Почему?

Кто победитель, а кто проигравший?
Домашнее задание: перечитать главы с 20 по 22; ответить на вопрос: почему Тургенев знакомит читателя с родителями Базарова после встречи главного героя с Одинцовой?
Урок №5

Тема: родители Базарова

Цель: рассмотреть образы родителей; понять, что Базаров -сын глубоко чувствующих, набожных родителей - не может быть нигилистом: отрицателем любви, природы, веры.
1) Вспоминаем взаимоотношения между Аркадием и Николаем Петровичем в начале романа.

2) Ведем беседу о родителях Базарова.
Образ Василия Ивановича:

а) Портрет

б) Как его волнение при встрече с сыном передал Тургенев? ( привести примеры)

в) Что мы узнаем о Василии Ивановиче из разговора с приехавшими?

-"Для человека мыслящего нет захолустья" ( как характеризуют Василия Ивановича эти слова?)

-перевёл мужиков на оброк, хотя самому это невыгодно; бесплатно лечит крестьян ( какая черта характера здесь проявляется?)

- в речи употребляет французские слова, которые Тургенев пишет русскими буквами ( почему?)

-сад Василия Ивановича (трудолюбие его)
Делаем вывод по образу Василия Ивановича.
Образ Арины Власьевны:

а) Портрет

б) Что с ней происходит при встрече с сыном?

Удалось ли Тургеневу через психологический портрет передать глубокую любовь родителей к своему сыну?

Как ведет себя Базаров при встрече с родителями?

в) Что автор повествует нам об Арине Власьевне?

- набожна, чувствительна

-верила во все приметы, гаданья, заговоры, сны

-в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, но своими руками ни до чего не прикасалась

- замуж вышла против своей воли

- в политике не разбиралась

Делаем вывод по образу Арины Власьевны
3) Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: почему Тургенев знакомит читателя с родителями Базарова после встречи главного героя с Одинцовой?

В ходе размышлений на этот вопрос должны прийти к выводу, что Базаров способен на глубокие чувства, потому что духовные ценности заложены в него с детства. Он смог искренне полюбить Одинцову, она же не смогла ответить ему взаимностью.
4) Разговор Базарова и Аркадия в стоге сена. Чтение этого эпизода по ролям. После прочтения обсуждаем.

- Что мы узнаем о прошлом Базарова?

- Почему Базарова не удовлетворяет положение, занимаемое человеком в этом мире: человек-это песчинка, которая находится во власти стихий природы?

- Его отношение к муравью, который тащит полумертвую муху, противоречит какому его афоризму? ( " Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник")

Природа сильнее человека, человек не сможет подчинить её своей воле.

-Что заставило Базарова наброситься на Аркадия?
Домашнее задание: выявить причину ещё двух приездов Базарова к Одинцовой; подумать над вопросом: с какой целью вводится эпизод с дуэлью между Павлом Петровичем и Базаровым?
Урок №6

Тема: два приезда к Одинцовой; дуэль Павла Петровича и Базарова.

Цель: выявить причины приезда Базарова в Никольское; роль дуэли в романе "Отцы и дети".
1) Второй приезд к Одинцовой.

-Как и когда Аркадий и Базаров решают поехать к Одинцовой во второй раз?

-Как их восприняла Одинцова? Чем она это объясняет?

-Как ведет себя Базаров после посещения Одинцовой? (почти не раскрывал рта, все глядел в сторону, ожесточенное напряжение)

Как вы считаете, чем это вызвано?

-Чем стал заниматься Базаров в Марьино? Почему в нем пробудилось такое желание к работе?
2) Дуэль (гл.24)

-Что послужило причиной дуэли Базарова с Павлом Петровичем?

-Чтение вслух ( с последующим обсуждением) преддуэльного разговора между Павлом Петровичем и Базаровым.

Как Базаров относится к дуэли?

Каковы условия дуэли?

Как ведет себя Базаров в разговоре с Павлом Петровичем? (постоянно иронизирует)

Что иронией утверждает Базаров?

Как настроен на дуэль Павел Петрович? ( "Я буду драться серьезно")

-Боится ли Базаров смерти? Почему?

-Что означает сон Базарова перед дуэлью?

-Каков итог дуэли? Почему Базаров решает уехать?

-Согласны ли вы с тем, что в разговоре с Фенечкой Павел Петрович просто хотел возвысить себя, оправдать?

В борьбе с Базаровым он терпит поражение. Чтобы хоть как-то вернуть себе хотя бы малую долю почета, он пытается вытащить из себя что-то душевное, человеческое, желая оставить о себе добрую память в сердцах близких ему людей. Это всего лишь фальшь.
3)Третий и последний приезд Базарова к Одинцовой.

-Как объясняет Базаров Аркадию причину своего приезда в Никольское? Что его интересует?

-Зачем Базаров сообщает Одинцовой о том, что аркадий был в неё влюблен? ( он считает, что Одинцова не ответила ему взаимностью по причине того, что любит Аркадия)

-Как Одинцова относится к Аркадию? ( "В этом молодом и свежем чувстве есть какая-то прелесть..."; увлеклась из любопытства)

Базаров думает, что Одинцова любит Аркадия. ему помогает разобраться в Одинцовой письмо Аркадия, в котором он просит руки Кати.

Чтение вслух эпизода, где Одинцова сообщает Базарову о письме.

-Что заставляет Одинцову так бесноваться?

- В чем убеждается Базаров?

Домашнее задание: работа над образом Аркадия (по рядам).

Первый ряд рассматривает отношения Аркадия с Николаем Петровичем ( гл.3; гл.28): как проявляется проблема отцов и детей (примеры из текста); Аркадий и Николай Петрович в конце романа.

Второй ряд рассматривает образ аркадия в споре (гл.10): роль кого выполняет Аркадий на фоне спора Базарова с Павлом Петровичем; искренен ли он в том, что говорит; как оценивает поведение Аркадия Павел Петрович; прав ли Павел Петрович в своей оценке.

Третий ряд рассматривает отношения Аркадия с Катей (гл.25; гл.26): какова роль ясеня, у которого беседовали Аркадий и Катя; какое влияние на Аркадия оказала встреча с Катей; как оценивает Базаров отношения Аркадия с Катей.
Урок № 7

Тема: смерть Базарова.

Цель: выяснить, как проявляет Базаров себя перед лицом смерти.
1)Отношения Базарова и аркадия (проверка домашнего задания)

Вывод: влияние Базарова на аркадия исчезает, как только аркадий вернулся в свою среду. "Погодите, мы вас переделаем", - говорит Катя. Аркадия и переделывать не надо, он - "ручной", "птенец", "нежная душа".

2)Беседа по главам 27,28

-Базаров остается один ( даже в глазах крестьян он всего лишь "шут гороховый").

Скажите, как он пытается побороть свое тяжелое настроение?

-По причине чего Базаров заболевает?

-Как он относится к своей болезни? ( разговор Базарова с Василием Ивановичем- по ролям)

-Расскажите о переживаниях родителей Базарова во время его болезни.

-Перед смертью противоречие в Базарове проявляется или нет? ( привести примеры)


Базаров-нигилист

Базаров-человек с глубоким внутренним миром

1) Базаров ( родителям): вот вам случай поставить на пробу религию

2) Все равно: вилять хвостом не стану

1) Василий Иванович: сын мой, дорогой мой, милый сын. - это необычайное воззвание подействовало на Базарова.

2) Просьба о том, чтобы послали нарочного к Одинцовой. (ещё раз проверяет чувства Анны Сергеевны)


-Какой смысл заложен в словах: "Червяк полураздавленный, а ещё топорщится".
3) Чтение учителем вслух заключительного эпизода.

Символика слов:
железная ограда-выделяет могилу Базарова среди остальных, как выделялся в жизни базаров своими взглядами, железный был у него и характер

ограда - замкнутое пространство, но с углами, о которые можно споткнуться, но в которых можно и спрятаться ( Базаров прятался от живой жизни)

ёлки - символизируют вечность

цветы- символ жизни на могильном холмике
4) Почему Тургенев заканчивает роман сценой сельского кладбища?
Урок №8, №9

Ученики пишут сочинение по роману "Отцы и дети"

Темы сочинений:

1) "Отцы и дети в романе Тургенева"

2) "Евгений Базаров и Павел Кирсанов"

3) "Любовь в жизни Базарова и Кирсановых"

4) "Почему Базаров уверен, что они с Аркадием "прощаются навсегда"?
Проверочная работа ( предложенная на одном из уроков)
1) Что такое нигилизм?

2) Вспомните и напишите любые три афоризма Базарова.

3)Чей это портрет? (прочитать описание внешности Базарова)

4) О ком идет речь? ( прочитать эпизод -Николай Петрович наедине с природой)

5) Описание чьей это комнаты? ( комнатка Фенечки)

6) Чем привлек Одинцову базаров?

7) При каких обстоятельствах Базаров произносит слова "расклеилась машина"?

8) Чей это портрет? (прочитать описание внешности Павла Петровича)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск