Заключение. Смещение функции текста с дескриптивной к перформативной является следствием смены общих культурно-исторических форм мышления: смены научной рациональности на коммуникативную рациональность для которой важны принципиальная открытость мышления, его диалогичность, включённость исследователя в ситуацию (объект) исследования, а также общественный, культурный контекст исследования.
Можно выделить вкратце следующие основные особенности и принципы строения перформативного текста:
а. используется в ситуациях коммуникации;
б.представляет собой способ саморепрезентации в коммуникации, обеспечивая существование индивидуальности в коммуникации;
в. является своеобразной экспериментальной моделью;
г. обладает проективной и организационной функциями;
д. оценивается не на истинность, а на аутентичность репрезентации;
е. будучи коммуникативным, является обращением к другому, предполагает наличие места для другого;
ж. большая роль уделяется функциям вопроса и коммуникативного действия: где вопросительная функция обеспечивается за счёт предполагания другого, а также топической, пространственной организации текста; коммуникативное действие выполняется за счёт непосредственного обращения, а также использования позиционного или ролевого представления.
Перформативная функция текстов появляется и в текстах по методологии науки. Методология науки представляет собой рефлексию науки как ретроспективную, так и проспективную. Соответственно, форма методологических текстов напрямую связана с формой рефлексии. Историю развития описаний науки можно рассматривать как историю развития форм авторефлексии науки.
Чисто дескриптивные тексты можно отнести к проторефлексии, началу рефлексии, первичному описанию, над которым возможна рефлексивная надстройка. Нормативные тексты неопозитивизма возникают в ситуации, с одной стороны, триумфа науки, а с другой стороны и начавшейся её критики. Отсюда установка на нормативную, организованную рефлексию: как триумф науки, так и её критика потребовали парадигматизации науки для последующей трансляции. Постпозитивизм возникает в ситуации социокультурного кризиса науки, когда ставится задача нового самоопределения и организации науки в целом. Отсюда и появившаяся интенция на сближение истории и методологии науки (поскольку история - есть способ самоопределения). Следствием этой же ситуации явились тексты-самоопределения, одной из основных тем которых стало осмысление персональных целей и отношений, и тем самым в формы рефлексии науки стал вводится антропный элемент. И, наконец, перформативные тексты, которые являются пределом текстов-самоопределений и одновременно экспериментальной проверкой новых гипотез о целях, задачах и строении науки.
При этом перформативность не отрицает дескриптивность как таковую. Более того, каждая новая характеристика текста как бы надстраивается над другой, не отрицая предыдущую. Поэтому, когда мы говорим о тексте как о перформативном, это не означает, что в нём отсутствует функция дескрипции. Просто в данном случае она (функция дескрипции) включается в рамки перформации. То есть когда мы характеризуем тот или иной текст как дескриптивный, или перформативный, или нормативный, или текст самоопределения, то таким образом мы указываем на ведущую, объемлющую по отношению к другим функцию текста и способ рефлексии науки.
Глядя в историю текстов, мы можем говорить о культурной, ситуативной типологии форм текста, поскольку выделенный нами в методологии науки тип перформативного текста не является чем-то совершенно новым, а уже неоднократно проявлялся в истории других областей знания.
Так для ситуации трансляции, парадигматизации характерен логический подход и нормативное описание. В ситуации смены парадигмы - исторический подход и форма самоопределения. В ситуации порождения и утверждения, демонстрации нового подхода (который впоследствии может стать парадигмой сообщества) - перформативные тексты, демонстрирующие этот подход. Дескрипция же лежит вне парадигматических, социальных, коммуникативных отношений. Дескриптивные тексты существуют в области чистого знания, не отягощённого рамками действия и деятельности.
Таким образом можно видеть, что смена ценностных ориентиров, концептуальные изменения в методологии науки, смена историографических методов исследования науки происходят вместе с изменениями в выразительных, текстовых средствах. После целей парадигматизации науки - выделения научной парадигмы и её трансляции - в неопозитивистской логике науки, которые исходили из имманентной науке позиции, её внутренней позиции, постпозитивизм, выйдя в рефлексивную позицию за границами науки был вынужден заново определяться в целях, перспективах и назначении науки. Соответственно, произошёл переход от нормативных текстов неопозитивизма к текстам самоопределения постпозитивизма. Но за шагом самоопределения необходимо следует шаг организации в определённых рамках, целях, перспективах. Этот шаг может совершаться сразу за пределами текста и коммуникации - в реальной организации, а может, оставаясь в пределах текста и коммуникации и имея цели репрезентации в коммуникации, совершаться в виде самоорганизации: организации собственного мышления и письма. Так в текстах самоопределения появляются элементы перформации, а также перформативные тексты как новый тип текстов методологии науки.
Появление перформативных текстов и элементов перформации в методологических текстах указывает не только на появление новых направлений методологических исследований, но и на возможность изменения предметных границ, в которых ведутся эти исследования. И анализ текстов - один из способов понимания того, какие именно изменения в предметных границах происходят. Анализ текстов методологии науки даёт ещё одну точку для рефлексии исследований науки. А так как текст является общей единицей для анализа практически любого культурного явления, то анализ текстов является ещё одним планом для соотнесения развития методологии науки с другими областями культуры. ЛИТЕРАТУРА
Автономова Н.С. Миф: хаос и логос. // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. - С.30-57.
Алексеев И.С. О критериях научной рациональности. //Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. - М.: Russo, 1995.- 528 с.
Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-е., 1989.- 197с.
Ареопагитики. // Антология мировой философии в 4-х тт., т.I, ч.2. - М.: Мысль, 1969. - С.606-620.
Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С.5-32.
Барт Р. S/Z. - М.: Ad Marginem, 1994. - 303с.
Барт Р. От науки к литературе. // Барт Р. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. - С.375-383.
Барт Р. От произведения к тексту. // там же. - С.413-423.
Барт Р. Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По. // там же. - С.424-461.
Барт Р. Удовольствие от текста. // там же. - С.462-518.
Бартли III У.У. Витгенштейн. // Людвиг Витгенштейн. Человек и мыслитель. - М.: Прогресс, 1993. - С.137-272.
Бахтин М.М. К философии поступка. // Бахтин М.М. Работы 20-х годов.- Киев.: Next, 1994. - С.9-68.
Башляр Г. Новый рационализм. - М.: Прогресс, 1987. - 376с.
Белинский В.Г. Речь о критике. // Белинский В.Г. Избранные сочинения. - М.-Л.: Изд-во Художественной литературы, 1949. - С.372-409.
Бергман Г. Блеск и нищета Людвига Витгенштейна. // Людвиг Витгенштейн. Человек и мыслитель. - М.: Прогресс, 1993. - С.310-331.
Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.: Изд-во Иностранной литературы, 1956. - 735с.
Брокгауз Ф.А. - Ефрон И.А., Энциклопедический словарь, т.21. - М.: Терра, 1991. - 466с.
Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 175с.
Буржуазная философия ХХ века. - М.: Политиздат, 1974. - 335с.
Бурлаченко П.П. Научно-технологическая программа как форма развития современного научного знания. // Метафизика и идеология в истории естествознания.-М.: Наука, 1994. - С.128-141.
Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык. // Вопросы философии.- 1993. - №3. - С.3-7.
Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. - М.: Прогресс, 1988. - 507с.
Визгин В.П. Научный текст и его интерпретация. // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М.: Наука, 1982. - С.320-334.
Витгенштейн Л. Культура и ценность. // Витгенштейн Л. Философские работы, ч.I. - М.: Гнозис, 1994. - С.407-492.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.// там же. - С.1-74.
Витгенштейн Л. Философские исследования. // там же. - С.75-320.
Волошинов В. Марксизм и философия языка. - Л.: Прибой, 1929. - 188с.
фон Вригт Г.Х. Людвиг Витгенштейн. Биографический очерк. // Людвиг Витгенштейн. Человек и мыслитель. - М.: Прогресс, 1993. - С.9-30.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. - 704с.
Гадамер Г.-Г. Хайдеггер и греки. // Логос. - 1991. - №2. - С.56-68.
Гадамер Г.-Г. Что есть истина? // Логос. - 1991. - №1. - С.30-36.
Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века. // Вопросы философии. - 1991. - №6. - С.3-14.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки.Становление и развитие первых научных программ. - М.: Наука, 1980. - 567с.
Гайденко П.П. Культурно-исторический аспект эволюции науки // Методологические проблемы историко-научных исследований.- М.: Наука, 1982. - С.58-74.
Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского Ун-та, 1992. - 320с.
Гвардини Р. Конец нового времени.// Вопросы философии. - 1990. - №4. - С.127-163.
Гегель Г. Введение в философию. - М., 1927. - 260с.
Геллнер Э. Слова и вещи. - М.: Иностранная литература. 1962. - 344с.
“Герменевтика”: проблемы исследования понимания (проблемный семинар). // Вопросы методологии. - 1992. - №1-2. - С.97-124.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987. - 218с.
Грязнов А.Ф. Язык и деятельность. Критический анализ витгенштейнианства. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 142с.
Грязнов Б.С. Логика и рациональность // Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество. - М., Наука, 1982. - С.206-214.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новосибирск, 1994. - С.101-126.
Давыдов Ю.Н. Картины мира и типы рациональности. // Вопросы философии. - 1989. - №8. - С.150-163.
Делёз Ж. Логика смысла. - М.: Academia, 1995. - 298с.
Делёз Ж. Ницше.- Спб.: AXIOMA, 1997. - 186с.
Деррида Ж. От экономии ограниченной ко всеобщей экономии. // Комментарии. - 1993. - №2. - С.49-82.
Джойс М. Примечания к ненаписанному электронному тексту “Конец печатной культуры”. // Искусство кино. - 1993. - №10. - С.39-44.
Дюментон Г.Г. Сети научных коммуникаций и организация фундаментальных исследований.- М.: Наука, 1987. -
Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. - М.: РИК “Культура” 1993. - 208с.
Ивин А.А. Логика норм.- М.: МГУ, 1973. - 122с.
Ивин А.А. Некоторые проблемы теории деонтических модальностей. //Логическая семантика и модальная логика.- М.: Наука, 1967. - С.162-232.
Ивин А.А. Основания логики оценок.- М.: МГУ, 1970. - 230с.
Козлова М.С. “Разрозненные заметки” Л.Витгенштейна. // Человек.- 1991.-№5.-С.94-96.
Козлова М.С. Философия и язык. - М.: Мысль, 1972. - 254с.
Козлова М.С. Философские искания Витгенштейна. // Витгенштейн Л. Философские работы, ч.I. - М.: Гнозис, 1994. - С.VII-XXI.
Козлова М.С. О роли философских идей в историческом процессе развития науки. // Методологические проблемы историко-научных исследований.- М.: Наука, 1982. - С.75-91.
Козловский П. Современность постмодернизма. // Вопросы философии. - 1995. - №10. - С.85-94.
Коммуникация в современной науке. - М.: Прогресс, 1976. - 438с.
Концептуализация и смысл. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. - 239с.
Корнфорт М. Марксизм и лингвистическая философия. - М., 1968. - 456с.
Кортасар Х. Игра в классики. // Кортасар Х. Собр. соч. в 4-х тт. - Спб.: Северо-Запад, 1992, т.4. - 504с.
Краус В. В роли предтечи. Австрийская культура в силовом поле культурных течений. // Иностранная литература.- 1991.- №2.-С.230-235.
Кузнецова Н.И. Наука в её истории. - М.: Наука, 1982. - 127с.
Кузнецова Н.И. Розов М.А. Научный текст как источник в историко-научном познании. // Методологические проблемы историко-научных исследований.- М.: Наука, 1982. - С.310-319.
Кун Т. Структура научных революций.- М.: Прогресс, 1975. - 288с.
Лакатос И. Доказательства и опровержения. - М.: Наука, 1967. - 152с.
Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции. // Структура и развитие науки (Из Бостонских исследований по философии науки). - М.: Прогресс, 1978. - С.203-269.
Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-пресс, 1994. - 602с.
Леви-Стросс К. Неприрученная мысль. // Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М.: Республика, 1994. - С.111-336.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - 384с.
Лосский В.Н. Догматическое богословие. // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. - М., 1991. - С.200-288.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 272c.
Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры. // Лотман Ю.М. Избр. статьи, т.1. - Таллинн: Александра, 1992. - С.142-147.
Лотман Ю.М., Пятигорский А.М. Текст и функция. // там же. - С.133-141.
Малахов В. М.Хайдеггер и судьба философии. // Логос.- 1991.-№2.-С.69-72.
Мамардашвили М.К. К пространственно- временной феноменологии событий знания. // Вопросы философии. - 1994. - №1. - С.73-84.
Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. - М.: Ad Marginem, 1995. - 547с.
Мамардашвили М.К. Литературная критика как акт чтения. // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992.-С.155-162.
Мамардашвили М.К. Обязательность формы. // там же. - С.86-90.
Мамардашвили М.К. Современная европейская философия. // Логос.- 1991. - №2. - С.109-130.
Мамардашвили М.К. “Картезианские размышления”- М.: Прогресс, 1993. - 352с.
Мамлеев Ю.В. Судьба бытия - путь к философии. // Вопросы философии. - 1992. - №9. - С.75-84.
Маркова Л.А. Новые формы историко-научных исследований и их перспективы. // Вопросы истории естествознания и техники. - 1987. - №2. - С.49-61.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Восточная литература, 1995. - 408с.
Меншуткин Б.Н. Химия и пути её развития. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - 352с.
Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. - М.: Наука, 1988. - 384с.
Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. - Минск: Изд-во Университетское, 1984. - 191с.
Мотрошилова Н.В. Нормы науки и ориентации учёного. // Идеалы и нормы научного исследования.- Минск: БГУ. 1981. - С.91-119.
Мунье Э. Персонализм. - М.: Искусство, 1992. - 143с.
Огурцов А.П. Герменевтика и естественные науки. // Загадка человеческого понимания, под общ. ред. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1991. - С.129-144.
Огурцов А.П. Исторические формы дискуссий в науке. // Роль дискуссии в развитии естествознания. Тезисы докладов. - М.: Наука, 1977. - С.88-90 .
Ольшки Л. История научной литературы на новых языках в 3-х тт. - т.1. - М.-Л. - 1933г. - 303с.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С.309-349.
Остин Дж. Слово как действие. // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.17. теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986. - С.23-169.
Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991. - 504с.
Пандопуло А.Г. От этнографии- описания к этнографии-диалогу. // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. 1991. - М.: Наука, 1991. - С.115-124.
Пельц Д., Эндрюс Ф. Учёные в организациях.- М.: Прогресс, 1973. - 472с.
Петров М.К. Миф и научно-техническая революция. // Вопросы философии. - 1992. - №6. - С.120-124.
Подорога В.А. Философское произведение как событие. // Вопросы философии. - 1993. - №3. - С.9-12.
Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии.- М.,1985. - 344с.
Поппер К. Миф концептуального каркаса. // Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - С.558-593.
Поппер К. Нищета историцизма. // Вопросы философии - 1992. - №8. - С.49-79; №9. - С.22-48; №10. - С.29-58.
Порус В.Н. Рыцарь Ratio. // Вопросы философии. - 1995. - №4. - С.127-134.
Порус В.Н. На пути к сравнительно-исторической эпистемологии. // ВИИЕиТ. - 1988. - №4. - С.111-124.
Проблемы организации и развития инженерной деятельности. - Обнинск, 1990. - 162с.
Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия. // Вопросы философии. - 1989. - №6. - С.17-30.
Пятигорский А.М. “Другой и “своё” как понятия литературной философии. // Пятигорский А.М. Избр. труды. - М.: Школа “Языки русской культуры”, 1996. - С.264-270.
Пятигорский А.М. Индивид и культура. // там же. - С.273-297.
Пятигорский А.М. Реакция философии на тоталитаризм. // там же. - С.147-160.
Пятигорский А.М. Некоторые общие замечания о мифологии с точки зрения психолога. // Учёные записки Тартуского ун-та,вып.181, 1965.- С.86-97.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М.: Наука, 1979. - 391с.
Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение, ощущение. // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С.416-434.
Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. - Спб., 1904. - 615с.
Ричардс А. Философия риторики. // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С.44-67.
Роль дискуссии в развитии науки. тезисы докладов.- М.: Наука, 1977. - 119с.
Руднев В.П. Морфология реальности. - М.: Гнозис, 1996. - 207с.
Руднев В.П. Витгенштейн как личность. // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. - М.: Прогресс - Культура,1993. - С.332-351.
Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. - 1991. - №1. - С.86-93.
Современная буржуазная философия ХХ века. - М.: МГУ, 1972. - 651с.
Соколов А. Проблемы научной дискуссии. - Л.: Наука, 1980. - 157с.
Стёпин В.С. Становление научной теории. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 319с.
Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки.- М.: Высшая школа, 1992. - 191с.
Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма. // Вопросы философии. - 1993. - №3. - С.36-45.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624с.
Тулмин С. Человеческое понимание. - М.: Прогресс, 1984. - 327с.
Фейерабенд П. Против методологического принуждения. // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. - С.125-466.
Философия М.Хайдеггера (круглый стол). // Логос. - 1991. - №2. - С.69-108.
Флек Л. Проблемы науковедения. // ВИИЕиТ. - 1988. - №4. -С.125-134.
Флоренский П.А. Обратная перспектива. // Флоренский П.А. Иконостас. - Спб.: Русская книга, 1993. - С.175-282.
Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. - М., 1992. - 260с.
Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы. // Вопросы философии. - 1995. - №7. -с.32-37.
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990. - №3. -С.134-147.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М.: Наука, 1992. - 176с.
Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. // Вопросы философии. - 1989. - №2. - С.35-40.
Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса. // Вопросы философии. - 1994. - №10. - С.53-67.
Хайдеггер М. Поворот. // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С.253-258.
Хайдеггер М. Вопрос о технике. // там же. - С.221-237.
Хайдеггер М. Исток художественного творения. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М.: Гнозис, 1993. - С.120-132.
Хайдеггер М. Наука и осмысление. // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С.238-252.
Хайдеггер М. О сущности истины. // Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. - С.8-27.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Хайдеггер М. Время и Бытие. - М.: Республика, 1993. - С.327-344.
Хайдеггер М. Путь к языку. // там же. - С.259-272.
Хайдеггер М. Что такое метафизика? // там же. - С.16-26.
Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии. - 1993. - №8. - С.113-123.
Хёйзинга Й. Homo Ludens. - М.: Прогресс, 1992. - 464с.
Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М.: Наука, 1988. - 540с.
Холтон Дж. Тематический анализ науки.- М.: Прогресс, 1981. - 383с.
Чешков М.А. “Новая наука”, постмодернизм и целостность современного мира. // Вопросы философии. - 1995. - №4. - С.24-34.
Швырёв В.С. Рациональность как ценность культуры. // Вопросы философии. - 1992. - №6. - С.91-105.
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, 1993. - 592с.
Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - С.88-114.
Эко У. Имя розы. - Воронеж: Фолиант, 1993.- 521c.
Юдин Б.Г. Методологическая и социо-культурная определённость научного знания. // Идеалы и нормы научного исследования.- Минск: БГУ, 1981. - С.120-158.
Юдин Б.Г. О соотношении социологического и методологического в анализе научного знания. // Методологические проблемы историко-научных исследований.- М.: Наука, 1982. - С.28-38.
Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки.- М.: Наука, 1986. - 261с.
Юдин Б.Г. Понимание и эксперимент в естествознании. // Загадка человеческого понимания, под общ. ред. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1991. - С.145-159.
Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и генезис нового научного направления. //ВИИЕиТ. - 1990. - №4. - С.40-50.
Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие. // Вопросы философии. - 1983. - №10. -С.49-62.
Bernstein R.J. Wittgenstein. Three Languages. // Essays on Wittgenstein's Tractatus. Ed. by J.Copy and R.Beard. - L.,1966. - Pp.221-245.
Berthens H., Fokkema D. Approaching postmodernism. - Amsterdam, 1986.
Crane D. Invisible Colleges.- Chicago - L.,1972. - 213pp.
Derrida J. De la grammatologie. - P., 1967. - 445pp.
von Wright G.H. An assey in modal logic. - Amsterdam, 1951. - 90pp.
Habermas J. Theory des Kommunikativen Handels. Frankfurt a. Main. 1988. - Bd.1 - 534pp., Bd.2 - 641pp.
Hassan I. Making sens: the triumph of postmodern discourse. // New literary history, v.18, №2, 1987, pp.437-459.
Hassan I. The dismemperment of Orfeus. Toward a postmodern literature. - N.Y., Oxford, 1971. - 297pp.
Maslow A. A stady in Wittgenstein's Tractatus. - Los Angelos, 1961. - 162pp.
Mora J. Wittgenstein, a Symbol of Troubled Times. // Ludvig Wittgenstein. Ed. by K.T.Fann.-N.Y. ,1967, p.107-115.
Strawson P.F. Review of Wittgenstein's Philosophical investigations.// Wittgenstein. The Philosophical Investigations. Ed. by G.Pitcher., N.Y., 1966. - Pp.62-87.
White M. “Towards reunion in philisophy”.- Cambridge, 1956. - 308pp.
|