Скачать 58.25 Kb.
|
«Нестандартные уроки математики». Ломова Татьяна Ивановна. Интегрированные уроки. «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». А чтобы «зажечь» каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на каждом уроке. Любой человек рождается с задатками к познавательной деятельности, но уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от задатков, полученных при рождении, но в большей мере от характера формирования познавательных возможностей в семье, в школе, от собственной деятельности по развитию своих интеллектуальных способностей. Задача учителя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интерес у ребенка можно сформировать через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность в школе и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Все это заставляет учителя быть в постоянном поиске, повышая свое педагогическое мастерство. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Следует развивать творческие способности у слабых учеников, не давать останавливаться в своем развитии более сильным ученикам, учить всех воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Одна из форм активного обучения – интегрированные уроки. В целях привития интереса к своему предмету математики я также разрабатываю и применяю в своей работе интегрированные уроки по определенным темам. Уже не первый год интересно проходит урок алгебры в 9 классе по теме «Корень п-й степени. Свойства арифметического корня п-й степени». Этот урок закрепления и подготовки к контрольной работе тесно связан с историей нашей Н-Чуевской школы. Выполняя различные задания, ребята с большим интересом знакомятся с историей своей родной школы. Вычислив значение выражения, дети получают число, которое каким-то образом связано с определенным событием из истории школы. Устная работа позволила детям узнать фамилию первого директора Н-Чуевской начальной школы. В ходе самостоятельной работы, совмещая карточки «Лото» с выражениями и соответствующими ответами, ребята узнали фамилии директоров школы, которые управляли ею на протяжении всех лет ее существования по сегодняшний день. Таким образом в процессе необычного урока учитель не только выявляет степень освоенности материала и уровень подготовленности детей к контрольной работе, но и развивает интерес к истории школы, что побуждает их к знакомству с дополнительным историческим материалом. По алгебре в 8 классе проводится интегрированный урок по теме «Степень с целым отрицательным показателем и ее свойства». Урок – путешествие разработан к 370-летию города Тамбова и посвящен закреплению изученной темы. Оттачивая навыки при вычислении различных выражений по данной теме, дети путешествуют по областному центру – Тамбову. Восьмиклассники узнают в каком году основан Тамбов и кто являлся его основателями. Применяя свойства степени с целым отрицательным показателем при вычислении выражений, ребята путешествуют по историческим местам города. Познакомились с историей железнодорожного вокзала, «побывали» на главной площади областного центра - площади имени В.И.Ленина, где обратили внимание на величественный архитектурный памятник – Государственный драмтеатр имени А.В.Луначарского. «Проехали мимо Гумма – самого значимого объекта улицы Советской, минутой молчания (это была своеобразная физкультминутка) почтили память Тамбовцев, павших в Великой Отечественной войне, побывав у монумента Вечной славы, где к 25-летию Победы был зажжен Вечный огонь. В результате игры «Математическая мозаика» ребята, вычисляя выражения, содержащие степени с отрицательным показателем, составляли картинку Герба Тамбова и узнали, что символизируют элементы Герба. Игра «Домино», в ходе которой проходила самостоятельная работа, позволила ребятам познакомиться с современными и старыми названиями улиц города. Все «посещения» достопримечательных мест сопровождались показами фотографий, что позволяет достовернее ощутить себя участниками экскурсии по областному центру. Результатом такого урока являются не только закрепление знаний и умений по данной теме, но и через связь заданий урока с историческими фактами повышается интерес к их выполнению. А также развивается интерес учащихся к историческим памятникам нашей Родины. Именно на таких уроках можно расширить представления школьников по изучаемой теме, показать связь математики с разными областями человеческой жизни. В наше трудное время каждому человеку приходится выживать в различных жизненных условиях. Кто-то выживает за счет личного подворья, кто-то пытается выжить на крохотную зарплату, а кто-то , имея первичный капитал, или, беря кредит в банке, вкладывает средства в какое-либо производство и любыми способами старается развивать его. Т.е. человек в любой ситуации старается правильно распорядиться своим капиталом, приумножить его и получить доход. Получить некоторые знания в области экономики, попробовать самостоятельно распорядиться имеющимся капиталом с целью получения дохода позволяет интегрированный урок «Биржа знаний» по алгебре в 8 классе по теме «Формулы сокращенного умножения». Учащиеся класса играют роль трейдеров, задача которых – сохранить имеющийся капитал и приумножить его, сделав правильный выбор в «инвестировании». Это делается с помощью карточек с уровневыми заданиями по теме и «акций фирм». Приобретая карточку-задание того или иного уровня, ученик-трейдер «инвестирует» свой капитал, а выполнив задание, получает «доход» и приобретает акции соответствующего предприятия. Дети знакомятся с экономическими понятиями: биржа, трейдер, инвестиции, клерк и многими другими. Перед началом игры каждому учащемуся-трейдеру выдается сумма в размере 30 «талантов». Эти деньги – подарок «банка» «начинающему предпринимателю». Все трейдеры объединяются в группы и определяют наиболее выгодную структуру «инвестиций». Каждый трейдер начинает покупку для себя лично. Учащимся предлагают задания трех уровней сложности. В процессе работы каждый ученик в случае затруднения может обратиться за помощью к консультанту-посреднику, который может оказать помощь, но за определенную плату. Стоимость услуг: Алтайвитамины – 1талант, ВАЗ – 2таланта, ГАЗ – 3таланта. Часто обращающийся за помощью ученик не сможет набрать большое количество талантов, и его конечный капитал будет говорить о том, что он несамостоятельный, т.е. недостаточно освоил тему. Клерки с помощью учителя подводят итоги, выставляют оценки, выделяют лучшие фирмы. Награждаются лучшие фирмы и трейдеры. Удачливым фирмам в качестве награды выделяется лицензия, позволяющая оказывать брокерские услуги клиентам. В такой игровой форме дети не только проверяют степень освоенности материала и определяют моменты, над которыми необходимо поработать, но и понимают, что заработать и приумножить капитал можно, если будешь иметь достаточно знаний и умений в какой-либо профессии, а чтобы ее получить необходимо успешно учиться в школе. Интегрированные уроки помогают формировать общие познавательные, творческие умения и вырабатывать на их основе правильные оценочные суждения; развивают коммуникативные, речевые, творческие, общепредметные умения; ассоциативное, логическое мышление, моделируют интеллектуальную деятельность учащихся, понимание познания мира. Литература: 1. Учебно-методическая газета «Математика», издательский дом «Первое сентября», № 1, 2005г, № 11, 2005г. 2. Разработки интегрированных уроков по темам: - «Корень п-й степени. Свойства арифметического корня п-й степени». (9 класс). - «Степень с целым отрицательным показателем и ее свойства». (8 класс). - «Формулы сокращенного умножения». (8 класс). |