Скачать 106.61 Kb.
|
Урок музыки (6 класс) Тема: Загадка джаза Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз. Задачи: Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями. Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся. Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Вид урока: комбинированный урок
Сценарий урока А у вас в жизни бывает, что какое-то воспоминание, слово, звук рождают ассоциации. Сегодняшний урок я хочу начать с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль. Послушайте её, пожалуйста, и скажите – какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем в ваших представлениях она связана. Слушание отрывка из джазового произведения
Я не случайно начала именно с этой музыки урок, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О джазе). А, что вы хотите узнать об этом направлении? На простой вопрос «Что же такое джаз?» до сих пор не найдено однозначного ответа. Джаз – это загадка, которая неразгаданна до сих пор. Сегодня мы попытаемся разгадать эту загадку. А как вы думаете, джазовая музыка существует сама по себе или она связана с жизнью? Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов и поработать в группах. 1 ряд - При помощи карты рассказать, где и когда впервые зародился джаз, как он путешествовал? 2 ряд – определить характерные инструменты и выделить группу инструментов, исполняющих джаз 3 ряд – определить, как мог исполняться джаз? Вокально или инструментально? Сольно или хором? Обучающимся раздаются карточки (карта, музыкальные инструменты, духовное песнопение, ф-то блюза, игра на инструменте рояле). Согласно общепринятой легенде джаз родился в Новом Орлеане. В этом городе, расположенном в штате Луизиана, к началу прошлого века сложилась уникальная питательная среда для зачатия и рождения джаза. Новый Орлеан, расположенный в устье реки Миссисипи, на пересечении торговых путей, давно привлекал к себе внимание людей самых разных национальностей и сословий. Нации в городе были перемешаны в крайней степени, равно как богатство и нищета. Этот город не случайно считался дьявольским котлом народов и рас. В этом котле и «сварился» оркестровый джаз (англ. Jazz band) – небольшой ансамбль из черных музыкантов в составе котором: трубы, кларнета, тромбона и ритм-группы (банджо, барабана, позже фортепиано). Характерной для этого стиля джаза была импровизация трех инструментов – остро звучащей трубы, ведущей основную тему; мощно и тяжко ступающего тромбона, подчеркивающего контуры темы; и кларнета, украшающего партию трубы мелодическими узорами. Отсутствие у музыкантов из джаз-бэндов знаний нотной грамоты способствовало развитию импровизации, которая и стала главной характерной чертой джаза, ПОЧТИ ЕГО СИМВОЛОМ. Мы проследили историю джаза. А что лежит в основе джаза, какие составляющие афроамериканской культуры? Ответить нам на этот вопрос поможет следующее произведение. Послушаем и попробуем ответить на вопрос: джаз – легкая или серьезная музыка? Слушание СПИРИЧУЭЛ Какая по восприятию эта музыка? Вам было легко, приятно её слушать? А какая она по содержанию, есть специалисты по переводу? Послушайте. Что лежит в основе литературного сюжета? (библейский сюжет) Иди, Моисей, Вниз к земле Египетской. И скажи старому фараону: "Отпусти Мой народ!" Когда народ Израильский был в Египетской земле... Отпусти Мой народ! Он был угнетён и унижен... Отпусти Мой народ! И Бог сказал: Иди, Моисей, Вниз, к земле Египетской. И скажи старому фараону: "Отпусти Мой народ!" И пошёл Моисей в землю Египетскую... Отпусти Мой народ! И он дал понять старому фараону.. Отпусти Мой народ! Да, Господь сказал: Иди, Моисей, Вниз, к земле Египетской. И скажи старому фараону "Отпусти Мой народ!" Слова Бога смелый Моисей передал: "Отпусти Мой народ!" Если мы не уйдём, ваши первенцы погибнут. Отпусти Мой народ! Потому что Господь сказал: Иди, Моисей, Вниз к земле Египетской. И скажи старому фараону: "Отпусти Мой народ!" скажи старому фараону: "Отпусти Мой народ!" Это Спиричуэл. Прочитайте на странице 89 учебника о спиричуэле? Я предлагаю вам обратить внимание на следующий жанр афроамериканской культуры, который также лежит в основе джаза. Слушание блюза. Просмотр видео. Чем этот жанр отличается от предыдущего Спиричуэла? Как исполнялось произведение? Какое настроение передает нам эта музыка? А что можно сказать о средствах музыкальной выразительности? Это Блюз – в переводе с английского как меланхолия, уныние. В отличие от спиричуэл, блюз это сольно-песенный жанр. Он драматичен, отражает глубоко личные переживания, повествует о конфликтах, которые возникали в жизни беднейших слоев Америки. Как в фольклорном жанре, в блюзе музыка и текст импровизируются, подчиняясь таким особенностям, как полиритмия (одновременное сочетание различных ритмических рисунков), синкопирование (перенос ударения с сильной доли на слабую), специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента. Предлагаю сейчас вместе исполнить ритм с полиритмическим рисунком. Исполнение по рядам, вместе. КАКИЕ черты характера унаследовал Джаз от каждого из этих жанров (спиричуэл и блюз)? СМ. Работа Откройте страницу 91 где изображены известные джазовые музыканты. Давайте их назавем. Детям выдается карточка, предлагается на основании уже прослушанных произведений и услышанного вновь сделать вывод «Джаз – музыка легкая или серьезная?» Слушание Луи Армсторнга «Привет, Доли» Ответ: развитие джаза происходит в двух направлениях: в сфере легкой музыки, что и привело к рождению рок-музыки, а в сфере серьезной музыки. Распевание Исполнение вокального произведения Вокализ М. Минков «Старый рояль»
Подведение итогов. Что нового вы для себя сегодня открыли на уроке? Назовите черты джаза. Думаю, пришла пора найти ответ на поставленный вопрос в начале урока: «А что же такое джаз?» (Сформулируйте самостоятельно определение джаза) Джаз – направление в музыке, возникшее в негритянской среде, на рубеже 19-20 века, в основе которого лежит импровизация и ритм. Творческое задание Пригласительный билет на джазовый концерт. |