Скачать 34.61 Kb.
|
Пояснительная записка к разработке урока истории в 5 классе по теме «Нашествие персидских войск на Элладу» по применению таксономии Б.Блума. Составила: учитель истории МОУ СОШ N13 г.Сочи Черняева Г.В. В традиционном обучении истории одно из важных и сложных проблем является постановка целей урока. Очень часто учитель испытывает трудности с четкой формулировкой целей. В своей работе я использую таксономию американского психолога Б.Блума. Это система пошагового построения цели урока (приложение 1, 2). Шаг № 1 – построение систем целей, внутри которой выделены их категории и уровни; Шаг № 2: А) создание конкретного языка для описания целей, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки; Б) познавательная или когнитивная область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения до решения проблем и оценки; В) эмоционально – ценностная. Это цели формирования личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от восприятия и интереса и, заканчивая проявлением ценностных ориентаций; Г) психомоторная. Это цели связанные с формированием двигательной деятельности, нервно-мышечной координацией. Систематизатор когнитивных установок по Б.Блуму
Согласно таксономии Б.Блума я формулирую цели по категориям на уроке истории древнего мира в 5 классе по теме: «Нашествие персидских войск на Элладу». Считаю действенной применение на уроке технологии разноуровнего обучения (или технологии обучения базовому уровню без отстающих), целью которой является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Важным условием применения технологии разноуровнего обучения является работа с учащимися на договорных началах, и она предусматривает согласование следующих позиций: - добровольный выбор учеником уровня усвоения материала; - полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, если все будут помогать друг другу. - главный акцент – на самостоятельную работу индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; Приступая к изучению новой темы учащиеся знакомятся с эталоном полного усвоения. Для этого я разработала для каждой темы по истории лист самопроверки (приложение N1), где, согласно таксономии Б.Блума на оценку «Удовлетворительно» выносятся термины, даты, входящие в обязательный минимум содержания образовательных программ в области «Обществознание». На оценку «Хорошо» понятия более сложные. И на оценку «Отлично» учащимся предлагаются вопросы повышенной сложности. Лист самопроверки предъявляются в начале изучения темы “Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» и в конце каждого урока в ходе закрепления изученного материала. Учащиеся работают в парах, либо в режиме «Учитель – ученик». Таким образом, используя листы самопроверки, ученики продвигаются дальше и дальше в изучении новой темы и как бы «нанизывают новые знания». Уже на втором, третьем и последующих уроках ученики, добившиеся отличных результатов, становятся добровольными помощниками учителя и выступают в роли консультантов. Консультанты могут работать с отстающими учащимися в ходе проверки домашнего задания по листам самопроверки, когда учитель ведет опрос домашнего задания в классе. Применение листа самопроверки приводит к тому, что учащиеся заранее знают за что и какую оценку они могут получить. Таким образом учащиеся находятся в ситуации сравнительного психологического комфорта. Применение технологии разноуровнего обучения, применение таксономии Б.Блума развивает внимание учащихся через познавательный интерес, направляет участие школьника в творческом процессе познания и, как результат, преодоление страха ученика перед оценкой, четкое усвоение нового материала. |