.
МАОУ Винзилинская НОШ
Урок – учебный проект
по окружающему миру в 4 классе на тему
«Наша гордость – Тюменский район»
|
| Выполнила Мартынова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ Винзилинской НОШ
| Актуальность
Актуальность данной работы связана с тем, что в Основной образовательной программе начальной школы указано, что у выпускника должны быть сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, своей этнической принадлежности. Осознание ответственности и чувство сопричастности и гордости за свою малую Родину должно формироваться на ранних этапах становления личности. Ребята в этом возрасте довольно любознательны, открыты, но малоинформированны. Викторина, проведенная библиотекарем школы к 90 - летию Тюменского района показала это. Данную проблему мы обсудили совместно с ребятами, родителями, и поскольку тема была одобрена, решили совместно осуществить проект на тему «Наша гордость – Тюменский район».
Аннотация
Что такое Родина? Это место, где ты родился и вырос, где жили твои предки, где живут твои родители и друзья. Родина-это та любимая земля, о которой ты будешь помнить всегда и везде.
Наша Родина – Россия. Но у каждого человека есть милое сердцу место – его малая Родина - город, село, деревня или поселок. Важно не только любить свою Родину, но и знать её историю, знать, чем она славится. Данный проект предполагает знакомство со своим районом, его историей, людьми. В процессе работы над проектом у учащихся закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего их микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Учащиеся на доступном уровне в привычном окружении открывают новые стороны; учатся грамотно взаимодействовать с окружающим их миром, работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; учатся сопереживать, уважать различные мнения, приобретают умение работать с информацией и медиасредствами –находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами.
После завершения проекта учащиеся смогут: получить представление об объектах окружающего мира (предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей), поймут, что из малого
складывается большое – наш район - часть большой страны. Поймут роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. Учащиеся, изучая эту тему должны знать: название родной страны и ее столицы, Тюменского региона, где они живут, родного Тюменского края; уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.
Данная работа «Наша гордость – Тюменский район» представляет собой информационный проект урока окружающего мира в четвертом классе. Позже учащиеся могут использовать данный проект в научно-практической конференции как исследовательский проект, на классных часах, во внеурочной и урочной деятельности.
Цели проекта: 1. Воспитание нравственных качеств участников проекта .
2. Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Задачи проекта:
развивать исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ, обобщение);
формировать представление о своей малой Родине – Тюменском районе;
расширять кругозор о культурном и духовном наследии своего родного уголка;
создавать условия для сотрудничества учащихся, родителей, учителя;
готовить промежуточные сообщения, презентации, проекты по отдельным направлениям.
Этапы:
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
На подготовительном этапе :
Проанализировали результаты викторины для учащихся, предложенной библиотекарем школы (с целью выявления знаний и пробелов в знаниях учащихся о Тюменском районе).
Сформулировали цель проекта.
Обсудили возможные пути решения проблемы совместно с учащимися и родителями.
Наметили вопросы, которые нужно обязательно изучить и осветить.
Распределили учащихся на микрогруппы с учетом их желания.
Обсудили возможные источники информации.
На основном этапе :
1. Осуществили работу над проектом в группах: распределили обязанности, нашли информацию, отобрали материал согласно выбранной темы, обсудили в группах.
На заключительном этапе:
1.Сначала защита по группам, затем коллективная творческая защита (представление опыта на школьном уровне - для 2-х классов) .
2.Оформление презентации проекта .
3.Защита проекта на классном родительском собрании.
4.Оценивание. Рефлексия.
Содержание проекта
В апреле 2013 года года с целью развития познавательного интереса к прошлому и настоящему Тюменского района и выявления победителя, среди 4-х классов была проведена викторина «Знаешь ли ты?» Полученные данные свидетельствовали о
малоинформированности учащихся о прошлом и настоящем нашего района, о достопримечательностях и природе Тюменского края. Мы вышли с предложением взять проект с целью решить проблему. Идея была одобрена, принята и было решено совместно подумать над темой проекта. Затем классный коллектив разделился на 5 групп по количеству рассматриваемых вопросов. Во главе каждой группы был лидер. Наметили план работы и взялись за осуществление проекта.
Каждая группа разработала дополнительно свой план работы по сбору информации. У каждого ребенка в группе было свое направление: одни искали информацию в библиотеке, другие в сети Интернет, третьи ходили в местный музей, четвёртые листали подшивки старых газет, пятые рисовали … Два раза в неделю все группы собирались на совместное совещание, делились наработанным, просили совета или друг у друга, или у учителя, корректировали свою работу, контактировали с родителями.
Ребята готовили презентации, изучали карту, запоминали названия населенных пунктов, рек, достопримечательностей. У каждой группы была своя папка, в которую собирались все материалы. По мере готовности каждая группа представляла защиту своего проекта. Большое удовлетворение получили дети от своих выступлений.
Ожидаемые результаты:
1.Результат проекта должен быть положительным для всех.
2.Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды.
3.Проект служит сплочению людей с целью сохранения культурного наследия для будущих потомков и играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей.
4.Актуализация знания культурно-исторического наследия своего родного края направлена на обогащение духовного мира и повышение культурного уровня подрастающего поколения.
5.В результате этой работы также изменится роль и функции учителя и ученика: учитель - проводник, советчик и помощник ученика в мире знаний, ученик – соратник, союзник, друг.
6. над проектом будет способствовать развитию у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления.
Этапы работы над проектом
| Цели и задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Деятельность
родителей,
библиотекарей.
| 1. Погружение в проект
| Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание групп учащихся для работы над проектом.
| Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
«Что мы знаем об истории нашего края?»
цель: воспитание чувства гордости за свою малую родину и её историю.
задачи:
1) познакомиться с историей возникновения Тюменского района;
2) расширять знания детей о нашем районе;
3)познакомиться с основными достопримечательностями района;
4) развитие речи учащихся, актёрских способностей.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
| Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
| Помогают в выборе
литературы; в формулировке проблемы,
цели и задач
проекта.
Мотивируют детей.
| 2. Планирова
ние деятельности
| Цель – пооперацион-
ная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
| Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
(представляет для учащихся свою презентацию)
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
| Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы; распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
| Консультируют в процессе
поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении
плана предстоящей
деятельности.
| 3. Осуществле-
ние деятельности по решению проблемы
| Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
| Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
| Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Изучают материалы поселкового музея; знакомятся с литературой в фондах библиотек об истории возникновения и развития Тюменского района.
| Наблюдают.
Следят за соблюдением
временных рамок
этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении
материалов и портфолио
проектной деятельности.
| 4. Оформление результатов
| Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
| Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
| Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
| Наблюдают,
советуют.
Помогают в обеспечении
проекта.
Мотивируют
учащихся,
создают чувство
успеха.
| 5. Презентация
проекта.
Оценка и
результат
| Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
| Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости
консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
| Готовят презентацию, продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы
Демонстрируют:
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
| Консультируют в выборе
формы презентации.
Оказывают помощь
в подготовке презентации.
Выступают в
качестве
экспертов.
|
|