Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
образования
Факультет гуманитарного образования. Кабинет истории и социально-политических дисциплин.
Интегрированное
примерное планирование учебного материала по курсу «История России XX в» и «История и культура Санкт-Петербурга XX в.»
XX в»
9 класс. К учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. «История России XX – начало XXI века». Москва. «Просвещение» 2004г.
46 часов.
2008-2009 уч. год. В данном варианте планирования предлагается перераспределение учебного материала, предложенного в учебнике, исходя из возможностей урока и требований программы.
В начале учебного года изучается Всеобщая история. 3 урока в неделю. Всего 24 часа.
Затем интегрированный курс - 3 часа в неделю: 46 – история России, 35 история СПб.
Уроки выделенные буквой «к» записываются в классном журнале на отдельную страницу «История и культура Санкт-Петербурга». Оценки выставляются отдельно от курса История России XX в.»
Тема 1. Россия в начале XX века. 8 час.
История и культура СПб 8 час. Урок 1. Россия на рубеже XIX – начале XX веков. § 1-2.
Территория, население, государственное устройство страны на рубеже веков.
Образ жизни населения.
Экономическое развитие страны на рубеже веков (промышленность, сельское хозяйство).
Урок 2 к. Мир – Россия – наш край – наш город на рубеже веков. Роль XX в. в формировании культурного наследия Санкт - Петербурга.
1. Мировая история, история страны, история города – общее и различие между курсами. Неразрывная связь истории города Санкт – Петербурга и страны.
2. Понятия «культура», «город». «культура города».
3. Территория Петербурга 1900 – 1917 г. Городское население Петербурга в начале XX в. Национальный состав. Социальный состав: дворянство, буржуазия, рабочие и др группы населения.
Городское управление в начале века. Городская Дума. Городская Управа.
Урок 3. Общественно-политическое устройство России в 1894 - 1904 гг. § 3
Николай II – человек и политик.
Противоречия между властью и обществом.
Политические организации начала XX в. (политические организации С.В. Зубатова, деятельность РСДРП, партия социалистов-революционеров, либеральные партии).
Урок 4 к. Санкт-Петербург – важнейший экономический центр империи начала XX в.
Промышленные предприятия Петербурга.
Банки Петербурга.
Торговля.
Обеспечение города продовольствием, топливом, сырьём для предприятий.
Урок 5 к. Занятия населения Санкт – Петербурга.
Занятия населения на реках и каналах города.
Занятия населения на улицах. «Уличные типы»: городовые, извозчики, газетчики, рассыльные, уличные торговцы, нищие и др.
Прислуга в Санкт - Петербурге.
Предприниматели и фабрично-заводские рабочие.
Чиновники.
Урок 6 к. Повседневная жизнь горожан
Городское хозяйство. Мостовые, городской водопровод и канализация, газоснабжение, электроснабжение, телефон, уборка улиц. Городские кладбища.
Ночлежные дома. Бани.
Полиция и пожарные команды.
Городской транспорт. Извозчики. Омнибусы, конки, паровички. Электротранспорт. Автомобильный транспорт.
Урок 7. Внешняя политика российского правительства. Русско-японская война 1904-1905 гг. § 4
Основные направления внешней политики России на рубеже веков.
Политика на Дальнем Востоке.
Основные события русско-японской войны.
Урок 8. Революция 1905-1907 гг. Реформы политического устройства. § 5.
Причины революции.
начало революции. Основные события весны и лета 1905 г.
Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября.
Декабрьское вооружённое восстание.
Основные законы 1906 г.
Итоги революции.
Урок 9. Экономические реформы. § 6.
П.А. Столыпин – политический портрет.
Реформаторская деятельность Столыпина (правительственная программа, аграрная реформа, переселенческая политика).
Итоги реформ.
Урок 10. Политическая жизнь в 1907 – 1914 гг. § 7.
Новый избирательный закон. III –я Государственная Дума.
Национальная политика.
Отношение различных политических сил к столыпинским реформам.
Революционные настроения 1910-1914 гг.
IV –я Государственная Дума.
Урок 11. Из истории развития науки и культуры России в начале XX в. § 8.
Российское общество в начале XX в.
Развитие просвещение.
Достижения в науке.
Литература
Живопись.
Музыка, балет, театр, кинематография.
Урок 12 к. Петербург – Петроград –начала XX в. – центр образования, просвещения, науки.
1. Петербургские гимназии.
2. Высшее образование в Петербурге.
3. Научно-практические общества. «Императорское вольное экономическое общество»,
«Русское географическое общество».
5. Выдающиеся учёные И.П. Павлов, А.С Попов, С.Ф. Платонов. Д.И. Менделеев и др. Урок 13 к. Петербург – центр художественной культуры.
Из истории появления и развития кинематографа в Петербурге. Петербургские кинотеатры.
Театр и балет в начале XX в.
Литературные места города.
Музыкальный Петербург.
Урок 14 к. Петербург накануне Первой мировой войны. Изменения в облике города.
Карта Петербурга- Петрограда к 1917 г. Рост территории города.
Строительство в начале XX в.
Архитектура Петербурга в начале XX в. Эклектика, модерн, неоклассицизм.
Духовная жизнь города. Новые православные храмы. Петропавловский Собор в Петергофе. Государев собор в Царском Селе. Петербург – многонациональный город.
Урок 15. Россия в 1-й мировой войне. § 9.
Начало Первой мировой войны. Отношение политических партий к войне.
Боевые действия в 1914 г.
Военные действия в 1915-1916 гг.
Экономика страны в годы войны.
Политические партии в 1915 – 1916 гг. Война и российское общество/
Урок 16 к. Петроград - арена исторических событий.
Август 1914 г. в Петрограде.
Петроград в годы Первой мировой войны.
Урок 17. Повторительно-обобщающий урок «Неразрывная связь истории Санкт-Петербурга и России в начале XX в.» Тема 2. Россия в 1917 – 1921 гг. - 7 час.
История и культура СПб - 1 час. Урок 1. Свержение монархии в России. § 10
Революционные события февраля 1917 г. Образование новых органов власти.
Отречение императора Николая II.
Двоевластие.
Национальный вопрос после февральской революции.
Урок 2. Россия весной и летом 1917 г. § 11.
Политические партии после февраля 1917 г.
Апрельский и июньский кризисы власти.
Июльский кризис.
Вооружённое выступление генерала Л.Г. Корнилова.
Урок 3. Октябрьская революция. § 12.
Состояние страны к осени 1917 г.
Вооружённое восстание в Петрограде.
Первые мероприятия большевиков. Установление новой власти на местах.
Урок 4. Формирование советской государственности. § 13.
Создание новых органов власти. Роспуск Учредительного Собрания.
Брестский мир и его последствия.
Мероприятия большевистского правительства (Ликвидация сословного деления, прекращение деятельности коалиционного правительства, мероприятия в промышленности, продовольственная диктатура, принятие Конституции).
Деятельность левых эсеров.
Урок 5. Начало гражданской войны. § 14.
Причины Гражданской войны.
Первые выступления против советской власти.
Формирование белого движения.
Создание Красной Армии.
Урок 6. На фронтах гражданской войны. § 15.
Вооружённое выступление чехословацкого корпуса.
«Демократическая контрреволюция». Борьба на «Восточном фронте». «Красный террор» большевиков.
События на юге страны.
Интервенция иностранных государств.
Война с Польшей. Поражение Врангеля.
Урок 7. Экономическая политика красных и белых. § 16
Политика «военного коммунизма».
Сельское хозяйство в период военного коммунизма.
Экономическая политика белых.
Мятеж в Тамбовской губернии. Кронштадтское восстание.
Урок 8 к. Повторительно-обобщающий урок «Неразрывная связь истории Санкт-Петербурга и России в годы революции и Гражданской войны.» Тема 3. СССР на путях строительства нового общества - 8 час.
История и культура СПб – 7 час.
Урок 1. Переход к НЭПУ. § 18.
Новая экономическая политика «НЭП».
Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа.
Хлебозаготовительный кризис.
Урок 2 к. От разрухи к ведущему экономическому центру страны.
Частные предприятия города.
Создание кооперативов.
Безработица.
Начало восстановления государственных предприятий.
Урок 2. Образование СССР. § 19.
Национальные окраины в годы Гражданской войны.
Создание Советского Союза.
Национальная политика советской власти и межнациональные отношения.
Урок 3. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы. § 20
Преодоление дипломатической изоляции.
Генуэзская конференция.
«Полоса признаний».
СССР и страны Востока.
Дипломатические конфликты с западными странами.
Урок 4. Политическая жизнь страны в 20-е годы. § 21.
Государство и партия большевиков. Утверждение однопартийной политической системы.
Укрепление власти Сталина.
Борьба Сталина с оппозицией.
Урок 5 к. Карта довоенного Ленинграда. Довоенный Ленинград..
Переименование Петрограда в Ленинград.
Утрата исторических названий в городе. Новые названия заводов, улиц, площадей, набережных.
Изменение облика рабочих окраин.
Административные центры районов.
Урок 6. Культура и духовная жизнь СССР в 20 –е гг.
Мероприятия в области образования.
Советская власть и интеллигенция. Партийный контроль над культурой.
Большевики и церковь.
Урок 7 к. Ленинград – центр культуры.
Выдающиеся деятели культуры Ленинграда в 20-е 30-е годы.
Архитектор Л.И. Ильин, Балерина Г.С. Уланова, писатель С.Я. Маршак, К.И. Чуковский.
Городские памятники о событиях 1917 – 1937 гг.
Ленинградское радио в довоенное время.
Средства массовой информации в 20-е – 30-е годы. Газеты, журналы, кино.
Урок 8 к. Архитектура Ленинграда в 20-е 30-е годы.
Строительство в Ленинграде в 20-е годы. Конструктивизм. Жилые дома на Тракторной ул. , школа им. 10-летия октября, Д.К. им. Горького и др.
Ленинградское строительство и архитектура в 30 – е годы. Блочное строительство. «Большой дом» на Литейном пр. жилой дом для работников Ленсовета и др.
Урок 9. Социалистическая индустриализация. § 23.
Особенности индустриализации в СССР.
Социальные проблемы первой пятилетки.
Вторая пятилетка.
Положение рабочих. Стахановское движение.
Итоги первых пятилеток.
Урок 10. Коллективизация сельского хозяйства. § 24.
Начало коллективизации.
Раскулачивание. Результаты коллективизации.
Колхозное крестьянство.
Урок 11. Общественная жизнь в 30- е годы. § 25, § 26 (краткий обзор).
Роль партии в жизни общества и государства.
Формирование культа личности Сталина.
Массовые репрессии.
Конституция 1936 г.
Из истории культуры 30-х годов.
Урок 12 к. Город как среда обитания.
1. Городское управление в 20-е – 30-е годы.
2. Советская милиция.
3. Пожарная охрана.
4. Почта, телефон, водоснабжение, газоснабжение, электричество.
5. Городские праздники. Парады. Демонстрации. Урок 13 к. Ленинградцы и их жизнь.
Численность населения города.
Коммунальная квартира.
Городские бани.
Городской транспорт в 20-е – 30-е годы. (Трамвай, троллейбус, автобус, такси).
Урок 44. Внешняя политика СССР в 30-е годы. § 27, 28 (кроме последнего пункта).
Изменение внешнеполитического курса СССР. Попытка создания системы коллективной безопасности.
Война в Испании и СССР.
Дальневосточная политика СССР.
Отношения СССР с Англией и Францией.
Сближение с Германией.
Советско-финская война.
СССР и Прибалтика.
Урок 15 к. Повторительно- обобщающий урок «Неразрывная связь истории Ленинграда и СССР в 20-е – 30-е годы». Тема 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. – 5 час.
История и культура СПб – 5 час. Урок 1. Начало Великой Отечественной войны. § 28 (последний пункт), § 29.
Советско-германские отношения накануне войны.
Начало войны. Силы и планы сторон.
Неудачи Красной Армии летом и осенью 1941 г.
Битва за Москву.
Урок 2 к. Начало героической обороны Ленинграда.
Судьба города по плану Барабароса.. Наступление немецкой армии на Ленинград в июне – августе 1941 г.
Героическая оборона на подступах к городу.
Массовая эвакуация. Переход на выпуск оборонной продукции.
Урок 3 к. Ленинград осенью и зимой 1941- 1942 гг.
Начало блокады Ленинграда.
Бомбардировки и обстрелы города. Голод.
Дорога жизни.
Военные действия на Ленинградском фронте.
Партизаны Ленинградской области.
Урок 4. Партизанское движение и тыл в годы войны. § 30 (3-й и 4-й пункты), § 31.
Немецкий оккупационный режим.
Партизанское движение в годы войны.
Советский тыл в годы войны. (образование и наука в военные годы, деятели культуры фронту, церковь в годы войны).
Урок 5-6. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны § 30 (пункт 1,2,5), § 32.
Военные действия весной и летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.
Итоги первого этапа войны.
Битва за Кавказ.
Разгром немцев под Сталинградом.
Битва на Курской дуге.
Урок 7 к. Ленинград весной 1942 – зимой 1944 г.
Уборка города весной 1942 г.
Жизнь осаждённого города. Ленинградские пожарные. Местная противовоздушная оборона. Радио в блокадном городе.
Прорыв блокады Ленинграда.
Снятие блокады. Завершение героической обороны Ленинграда.
Урок 8 к. «А музы не молчали». Культура, наука, образование в осаждённом городе.
Мероприятия по защите памятников культуры.
Культурная жизнь блокадного города.
Школы, ВУЗы, научные учреждения в условиях осады.
Ленинградский театр.
«Ленинградская симфония».
Возвращение дореволюционных названий ряду площадей и улиц.
Урок 9. СССР на завершающем этапе второй мировой войны. § 34.
Военные действия в 1944 г.
Крымская конференция.
Освобождение Европы от фашизма. Потсдамская конференция.
СССР в войне с Японией.
Итоги второй мировой войны.
Урок 10 к. Повторительно-обобщающий урок «Неразрывная связь истории Ленинграда и СССР в годы войны»
Тема 5. СССР в 1945 – 1953 гг. – 3 час.
История и культура СПб – 1 час. Урок 1. Восстановление разрушенной войной экономики. § 35.
Экономика СССР после войны.
Возрождение промышленности.
Состояние сельского хозяйства.
Урок 2 к. Строительство в послевоенном Ленинграде.
Разрушения в городе во время вражеской блокады.
Малоэтажное строительство после войны.
Генеральный план развития города 1948 года.
Восстановление исторического центра.
«Сталинский ампир».
Урок 3. Общественная жизнь после окончания Великой Отечественной войны. § 36, 37 (обзор основных проблем).
Демократический импульс войны. Изменения в структуре власти.
Новый виток репрессий.
идеология и культура страны в 40-х – 50-х годах (литература, музыка, образование, наука).
Урок 4. Внешняя политика Советского Союза. § 38.
Истоки холодной войны.
Отношение СССР со странами социалистического лагеря.
Апогей холодной войны.
Тема 6. СССР в 1953 – середине 60-х гг. – 4 час.
История и культура СПб – 3 час.
Урок 1. Изменения политической системы. § 39.
Смерть И.В. Сталина и борьба за власть.
XX съезд КПСС.
Реабилитация.
Реорганизация государственных, партийных органов и общественных организаций.
Урок 2. Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. § 40.
Экономический курс Г. Маленкова.
Политика Н.С. Хрущёва в сельском хозяйстве.
Развитие промышленности.
Социальная политика.
Урок 3 к. Строительство и архитектура в середине 1950-1960-х годов.
Крупнопанельное жилищное строительство. «Хрушёвки»
Генеральный план развития Ленинграда в 1960- 1980 – е годы.
Новые районы города.
Приморский и Московский парки победы.
Урок 4. Культура в 50-е – 60-е годы. § 41.
Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.
Развитие науки.
Развитие образования.
Урок 5 к. Культурная жизнь Ленинграда в 40-е – 60-е годы.
«Ленконцерт». Ленинградский Мюзик-холл. Балет на льду.
Ленфильм в 40-е – 60-е годы.
Ленинградское телевидение в 40-е – 60-е годы.
Городские литературно-художественные и общественно-политические журналы («Нева»,»Аврора», «Костёр» и др.)
Урок 6. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. § 42.
В поисках новой стратегии.
Отношения с Западом. Проблемы разоружения.
СССР и социалистический лагерь.
Третий мир во внешней политике СССР.
Урок 7 к. Повторительно-обобщающий урок «Неразрывная связь истории Ленинграда и СССР в 40-е – 60-е годы».
Тема 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. – 3 час.
История и культура СПб – 4 час. Урок 1. Экономика страны в 60-е – 80-е годы. § 44.
Аграрная реформа 1965 г. и её результаты.
Реформы в промышленности.
Научно-технический прогресс.
Социальная политика.
Урок 2. Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. §43, §45.
Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.
Концепция «развитого социализма»
Противоречия в развитии художественной культуры.
Диссидентское движение.
Урок 3 к. Память о победе в Великой Отечественной войне.
Пискарёвское мемориальное кладбище.
Разорванное кольцо.
Зелёный пояс славы.
Ансамбль Площадь победы.
Урок 4 к. Проблемы большого города.
Ленинградский транспорт в 60-е – 80-е годы.
Из истории Ленинградского метрополитена.
Защита города от наводнений. История и современность.
Водоснабжение, газоснабжение, электричество в наше время. Проблемы и перспективы.
Урок 5 к. Садово-парковые ансамбли.
Пригороды Санкт- Петербурга. Из истории восстановления памятников архитектуры в Царском Селе, Петродворце, Павловске.
Сады и парки города.
Урок 6. Внешняя политика СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. §46.
Отношения с Западом.
Региональные конфликты.
Афганская война.
Отношения с социалистическими странами.
Урок 7 к. Повторительно- обобщающий урок «Неразрывная связь истории Ленинграда и СССР в 70-е – 80-е годы»
Тема. СССР в 1985 – 1991 гг. - 3 час.
История и культура СПб – 1 час. Урок 1. Реформы политической системы. § 47.
Начало перестройки. Кадровая политика.
Реформа 1988 г.
Формирование многопартийной системы.
Национальная политика и межнациональные отношения.
Августовский политический кризис 1991 г.
Урок 2 к. «Из Ленинграда в Петербург». Городская жизнь в начале 90-х годов.
Возвращение исторического названия городу.
События 19 августа 1991 г. в нашем городе.
Как управляется современный Петербург.
Урок 3. Экономические реформы 1985 – 1991 гг. § 48.
Стратегия ускорения.
Экономическая реформа 1987 г.
Урок 4. Общественная и культурная жизнь 1985 – 1991 гг. Новое политическое мышление. § 49, § 50.
Гласность и её издержки.
Литература, кино, театр.
Новое политическое мышление и его результаты.
Тема 9. Россия в конце XX – начале XXI в. – 4 час.
История и культура СПб – 4 час. Урок 1. Российская экономика на пути к рынку. § 51.
От советской экономической системы – к рынку.
Шоковая терапия.
Приватизация.
Корректировка курса реформ. Первые результаты экономических реформ.
Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.
Россия в мировой экономике.
Урок 2. Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. § 52.
Разработка новой конституции.
Политический кризис 1993 г.
Конституция 1993 г.
Российская многопартийность. Российский парламентаризм.
Президентские выборы 1996 г. и 2000г.
Результаты политического развития в 90- е годы.
Урок 3. Культура и духовная жизнь на современном этапе.
Исторические условия развития современной культуры. § 53.
Литература, кинематография, музыка, театр, изобразительное искусство.
Средства массовой информации.
Традиционные религии в современном обществе.
Урок 4 к. Петербург – культурная столица России.
Современная скульптура на улицах города.
Мемориальные доски на стенах домов.
Выдающиеся деятели культуры Санкт-Петербурга. А. Сокуров, А. Герман, Б. Эйфман и др.
Празднование трёхсотлетия города.
Урок 5 к. Историческая память петербуржца.
Современная архитектура Санкт – Петербурга. Развитие города и остатки старины..
Защита исторического центра.
Культурное наследие Санкт Петербурга – достояние России и всего мира.
Урок 6. Россия на современном этапе. По материалам §§ 54-56.
Чеченский кризис.
Федеративное устройство России. Сохранение территориальной целостности страны.
Россия в современном мире (отношения с Западом, востоком. Россия и СНГ).
укрепление Российской государственности.
Урок 7 к. Семинар. Проблемы современного города. Культурное наследие Санкт-Петербурга.
Урок 8 к. Повторительно-обобщающий урок. «Неразрывная связь истории Санкт-Петербурга и России в настоящее время». |