Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 236.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.03.2014
Размер236.62 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат

Филева Ирина Анатольевна


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия города Болхова»» Орловской области



Описание педагогического опыта

работы по теме:
«Организация системы изучения исторического краеведения в урочной и внеурочной деятельности учащихся»

Учитель истории и обществознания:

Филева Ирина Анатольевна


2011год

Материал подготовлен в рамках районного конкурса «Учитель года»
Содержание

Введение

Глава 1. Место и роль исторического краеведения в урочной и внеурочной работе.

    1. Школьное историческое краеведение: новые реалии.

1.2 Уровни краеведческой работы.

Глава 2. Содержание урочной и внеурочной краеведческой деятельности учащихся и её результаты.

2.1 Формы краеведческой работы.

2.2 Воспитание патриотизма через урок истории и краеведение.

2.3 Содержание внеурочной историко-краеведческой деятельности учащихся и её результаты во внеклассной деятельности.

Заключение

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

«Роль исторического краеведения в воспитании патриотизма и гражданского самосознания учащихся в урочной и внеклассной работе»

«Патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная

преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека».

Эдлай Стивенсон
Современные условия ставят перед учителем все новые и новые проблемы. Изменения стали постоянным атрибутом всего и вся. Меняется общество, меняется школа, меняется ученик, меняется учитель. И это хорошо, поскольку подтверждает наше развитие вперед. Роль учителя не умаляется – она модифицируется. Главная социальная функция учителя уже не в передаче базовых знаний своим ученикам, а в формировании умения находить и извлекать эти знания (анализ и критическое мышление) и использовать их в своей практике (социализация).

Главный вопрос, который стоит передо мной, учителем истории, вот уже почти 20 лет, можно сформулировать очень просто: чему учить? От ответа на эти вопрос зависят содержание и структура исторического образования, и средства обучения, и методика. К сожалению, сложнее всего ответить на простые вопросы. Крушение советского общества избавило историю от роли служанки идеологии. Но в этой ситуации возникла растерянность, не прошедшая у многих учителей доныне.

В основе моей педагогической концепции лежит нравственно - патриотическое воспитание школьников на материале истории родного края.

Решить данную задачу позволяет историческое краеведение, роль которого в последнее время неуклонно растет. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей. Патриотическое воспитание способствует реализации программы гимназии: создание гибкой модели обучения и воспитания, позволяющей решать вопросы адаптации ребенка к будущей взрослой жизни.

Краеведение является средством формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства ответственности за судьбу своей родины, своего родного края. Краеведение помогает реализовать концептуальное положение национального проекта «Образование» в частности, его ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь для того, чтобы стать гражданином страны, надо знать её прошлое, традиции, жить её заботами.

По моему мнению, новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 1998 г.) А важнейшей формой патриотического воспитания в школе является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках истории. Любить могучую, богатую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое и вызывающее чувство гордости за свой маленький город. Но ведь именно с любви к своей малой родине и начинается любовь к своей огромной стране, к своему Отечеству.

Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, изучить подшивки старых газет, совершить туристический поход по родному краю. И тогда малая родина откроет массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

Такие огромные возможности дает краеведение для нравственно - патриотического воспитания, любви к своей земле, своему народу, своему дому, своей семье.
Цель: воспитание патриотизма и формирование гражданского самосознания

молодых россиян, приобщение их к национальным культурным

ценностям и традициям.

Задачи:

  1. Изучение примеров героической борьбы, подвигов, таланов выдающихся земляков – прекрасных примеров для подражания;

  2. Глубокое изучение истории родного края, как части истории России;

  3. Формирование нравственных качеств учащихся;

  4. Воспитание толерантности.



Глава 1. Место и роль исторического краеведения в урочной и внеурочной работе
1.1 Школьное историческое краеведение: новые реалии

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края, малой родины рассматривается как часть истории России.

Важным условием развития исторического краеведения являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. (Сейненский А.У. «Краеведение в школьном историческом образовании»).

Каждый урок истории, по возможности, должен отражать связь истории России с историей родного края.

Для решения этой задачи использую труды местных краеведов: А. Венедиктова, Г. Лазарева, А. Кострицы, А. Лысенко, М. Дунаева и др. В их работах просматриваются события, которые близки и понятны детям, так как связаны с родным городом, улицей.

Методически грамотно преподнести полученную информацию помогают труды методистов: В.Г. Карцова, А.И. Стражева, А.А. Вагина, Н.Г. Дайри, П.В. Горы.

1.2. Уровни краеведческой работы
Говоря о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска представляет научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Для старших классов основной школы характерны первый и второй уровни. В 10 -11 классах средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Глава 2. Содержание урочной и внеурочной краеведческой деятельности учащихся и её результаты


  1. 2.1 Формы краеведческой работы

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса
отечественной истории
. Речь идет об уроках истории России, с включением
элементов краеведения (см. приложение №1) («Образование и наука в начале
XX века»), и о специальных уроках по истории края в рамках учебных часов
по курсу Отечественной истории (см. приложение №2)

Изучая определенный период в истории Отечества, провожу параллель

с историей родного края, организую уроки - экскурсии по теме «Культура и быт Орловского края XVI-XVII вв.»; на уроке – семинаре изучаем творчество писателей - орловцев второй половины XIX века; на уроках - лекциях знакомлю с развитием ремесел, торговли, общественного управления Болховского уезда в XIX веке» (см. приложение №2)

2. Специальные учебные курсы в обычных классах и классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, а также элективные курсы «Истории Орловского края с древнейших времён до конца XIX века». Экскурсии: «Памятники архитектуры г. Болхова»; «История улиц г. Болхова»( см. приложение №3).

3. Большую роль в активизации историко-краеведческой работы в школе играют элективные курсы. Элективы целесообразнее всего строить в зависимости от особенностей местных памятников истории и культуры. В городе Болхове имеется большое количество разнообразных памятников архитектуры. Это памятники архитектуры местного значения, российского значения, военно-патриотического значения. Факультатив можно провести по теме: «Памятники архитектуры нашего края», «Храмы и монастыри г. Болхова», «Болхов - боевой форпост России», «Наш край в период Смутного времени».

4. Внеклассная деятельность: работа кружка «История города, в котором я живу», клуба «ЛИК», лектории.


2. 2 Воспитание патриотизма через урок истории и краеведение.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории является урок. На уроке проводятся разнообразная работа по обучению, воспитанию и развитию познавательных способностей, умений и навыков учащихся.

Каждый урок – звено единой системы по теме и курсу и не может рассматриваться вне связи с другими уроками истории, вне системы обучения в целом.

Урок истории – это больше, чем школьный предмет, он имеет социальную значимость. Через урок идет формирование позитивных гражданских ценностей – это уважение к дисциплине, закону, правопорядку. Формирует гражданскую позицию учащихся, готовит человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

Неиссякаемым источником нравственно – патриотического воспитания у учащихся являются боевые и трудовые традиции народов нашей страны.

Сквозная нить связывает отдельные параграфы учебника с историей родного края.

Россия в XVI веке.

В силу своего географического положения болховчане активно принимали участие во многих важных событиях общероссийской истории.

С 1507года усилились набеги крымских татар. Отражая натиск крымцев, приходилось постоянно заботиться об обороне государства.

В 1566году на Красной горе, на высоком берегу реки Нугрь, была построена крепость из дубовых бревен.

Иван Грозный придавал большое значение крепостям на южной окраине государства, в 1566 году он посетил Болхов и наградил воевод Ивана Зотова и Василия Кашина за умело организованную 12 – дневную оборону войску Девлет-Гирея.

Данный материал я использую в 10 классе при изучении темы: «Россия в XVI веке». Основными источниками являются книги А. Венедиктова «Болховские куранты», А. Кострицы «Край наш Орловский», Е.И. Чапкевича «История Орловского края с древнейших времен до конца XIX века».

Связь с нашим краем прослеживается при изучении темы «Смута» в 7 классе и темы «Смутное время в России в XVI веке» в 10 классе.

Россия в XVII веке.

XVII век - и снова чужеземцы. Через Болхов проходили войска Лжедмитрия II.

В мае 1608 года в Болхове между поляками и царскими войсками произошло сражение. Царские войска потерпели поражение, а город был подвержен разорению.

В 1612 году польско-литовские интервенты были разгромлены силами русского народа. Однако Орловская земля еще не раз подвергалась разорению.

В 1614 году жители Болхова сумели отстоять город и не пропустить польское войско Лисовского.

Изучение этой темы является ярким примером ратного подвига наших предков, радевших за землю русскую.

При изучении темы «Политическое развитие страны» в 7 классе и темы «Первые Романовы» в 10 классе рассказываю о царице из Болхова.

В царствование Алексея Михайловича Болхов был одним из крупнейших городов в округе. Немалую роль сыграла женитьба царя на дочери боярина И.Д. Милославского Марии Ильиничне в 1648году. Царская чета оказывала городу финансовую поддержку, продолжалось дальнейшее строительство Оптина Мужского монастыря. По указу Алексея Михайловича в 1668 году начинается строительство Троицкого собора. В монастыре находится родовой склеп - усыпальница Милославских. Этот краеведческий материал вызывает большой интерес у учащихся, появляется желание посетить монастырь, как бы мысленно прикоснуться к событиям прошлого.

Трудовые традиции г. Болхова.

Каждый край имеет свои особенности в отношении хозяйственного уклада жизни. Трудовые традиции Болхова своими корнями уходят в далекое прошлое, ибо труд всегда лежал в основе жизни общества.

Изучая экономику России в 7 классе по теме: «Новые черты в экономике» и в 10 классе тему «Хозяйство и сословия» использую материал из книги Е. Захарика «Болхов», в которой раскрываются особые, отличительные черты хозяйства уезда. В этой книге приводится описание кожевенных заводов того времени. «Перед каждым заводом на Нугре устраивался плот, с которого рабочие мочили и полоскали кожи. Условия труда были чрезвычайно тяжелыми. В технике выделки преобладал узнурительный ручной труд при полном отсутствии элементарных оздоровительных мероприятий. Все отбросы и нечистоты после обработки кож не убирались сутками, в помещении царила вонь, грязь и сырость. Эти заводы выпускали преимущественно мягкий товар – черные и белые кожи, из которых изготовляли сапоги, рукавицы, и другие изделия». Продукция Болховских кожевенных заводов, отличалась высоким качеством. Наш город славился и другими видами ремесел: пенькообрабатывающее и бондарное производство, изготовлением обозных изделий – саней, телег, колес. В городе работала экипажная мастерская, искусные болховские резчики по дереву выполняли художественные орнаменты на различных предметах домашнего обихода. Среди отраслей кустарной промышленности особо отмечаю валяльный промысел, изготовление подпоясников, подпруг и других изделий.

Тема этого урока перекликается с темой в 7-х, 10-х классах при изучении деятельности Петра Великого.

В 1706 году Петр I проездом из Санкт – Петербурга в Киев посетил Болхов. Мастерство кожевенников-болховчан поразило правителя, и по возвращении в столицу он распорядился о необходимости перенять данный опыт у болховчан с целью дальнейшего его внедрения в производство.

Некоторые виды ремесел дошли и до наших дней – пенькообрабатывающее производство. Из пеньки сегодня изготовляют: веревки, бечевки, паклю.

Умение болховчан валять валенки, шить теплые рукавицы оказало неоценимую помощь советским воинам в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война..

Великая Отечественная война – одна из ярких, героических страниц в истории Отечества. Тему этого урока мы изучаем в 9-м и 11-м классах. Каждый раз, читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, мы с ребятами пытаемся понять, что руководило их поступками. Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга или пример товарища?

На уроках использую воспоминания наших земляков, участников Сталинградской битвы Петра Ивановича Соловых и Алексея Борисовича Семенного. Алексей Борисович вспоминал: «Бои за Сталинград были очень тяжелые, беспрерывные, цеха завода постоянно переходили из рук в руки. Мы даже забывали есть, хотелось только спать. Постоянные схватки выматывали бойцов, валили с ног. Однажды после боя с немцами я проснулся и не мог встать, потому что моя одежда примерзла к луже воды, в которую я упал от изнеможения и заснул мертвым сном.

Болховская земля взрастила десять Героев Советского Союза. Двое из них являются выпускниками школы №1 - И.С. Естин и М.Г. Новосельцев.

Раскрывая подвиги своих соотечественников стараюсь подвести учащихся к осознанию, почему же наши соотечественники жертвовали собой во имя Отечества. Ответ на этот вопрос дал известный педагог В.А.Сухомлинский

«Знай, - писал он сыну, - что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя ».

Ни один урок истории не должен проходить без изучения достойных личностей: борцов, созидателей, мужественных и благородных людей, радевших за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина. Труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Российский патриотизм остается главным стержнем воспитательной системы школы. Осуществлять это направление наиболее благоприятно на материале: «Герои – земляки», «И.Г. Старинов – почётный гражданин г. Болхова», «Генерал – майор авиации В.А. Подольский» при изучении темы

«Великая Отечественная война»; «Памятники архитектуры» - при изучении темы: «Культура России»».

2.3. Содержание внеурочной историко-краеведческой деятельности учащихся и её результаты во внеклассной деятельности.
Любовь к Родине начинается с конкретных знаний об улице, городе, районе, где ты живёшь. Дать эти конкретные знания призван школьный краеведческий кружок.

В течение последних семи лет в гимназии ведётся кружок «История города, в котором ты живёшь».

Цель работы кружка: познакомить учащихся с жизнью города, его достопримечательностями, выдающимися людьми.

В настоящее время кружок посещают учащиеся 5-7 классов. Работа ведётся по секторам, т.е. каждая группа имеет своё поисковое задание. Результатом работы является творческий отчёт с последующим его оформлением в альбом.

Одним из направлений историко-краеведческого кружка учащихся гимназии является топонимика улиц города.

В результате долгой и кропотливой работы было выявлено, что первоначально улицы носили названия по роду занятия её жителей. Например: Ямская, Гончарка, Стрелецкая и др. Или по названию церквей, расположенных на этих улицах. Это улицы: Никольская, Сергиевская, Никитская, Афонасьевская, Рождественская и многие другие.

Особый интерес у ребят вызвало название улицы Апухтина, которая имеет свою богатую историю. В ходе поисковой деятельности ребята выявили, что улица переименовывалась четыре раза. Первоначально её назвали Литовская, так как с той стороны совершали набеги литовцы в XV-XVI веках. В XVIII-XIX веках на улице была построена Никитская церковь и улица была переименована в Никитскую. С установлением советской власти улица была переименована в Нижнюю Фрунзенскую, а в 1970г. в связи со 130-летием со дня рождения Апухтина исполком горсовета депутатов переименовал в улицу имени А.Н. Апухтина.

Многие улицы и переулки носят названия, связанные с событиями Великой Отечественной войны: О.Юркиной, В.В.Жабо, 29 июля, ул. А.Лебедевой, ул. Ломакина, ул. Добровольцев Урала.

Особенность краеведения в том, что ученик попадает в положение исследователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и, в конечном счете, способствует правильному выбору материала.

Занимаясь сбором информации об истории происхождения названий улиц, мы с юными краеведами пришли к следующим выводам: вначале улицы называли по роду занятия их жителей, затем в связи с постепенным расширением границ города появились новые названия, в основном по названию церквей. В годы Советской власти было популярным давать улицам имена политических деятелей (улицы Воровского, Ключикова, Свердлова и т.д.). Названия улиц менялись в связи с тем, чтобы увековечить и сохранить в памяти народа фамилии тех людей, которые внесли большой вклад в защиту нашего края от фашистских захватчиков, кто снискал славу Болхову не только в России, но и за её пределами, а также тех, кто внёс огромный вклад в развитие и сохранение духовного сознания, любви к отчему краю. (Улицы Венедиктова, Ермакова).

Результатом работы стало оформление альбома «История улиц г. Болхова».

Учащиеся 7 класса, занимаясь изучением культуры нашего края, обратили внимание на то, что Болховский край - земля, на которой испокон веков живёт мужественный и трудолюбивый народ. В результате было определено второе направление работы – это сбор информации о выдающихся людях нашего края.

С нашим краем связана жизнь и деятельность русских писателей Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.Н. Апухтина.

Наш город - родина народного артиста СССР, известного киноактёра И.Ф. Переверзева, выпускника гимназии г. Болхова, А.В. Затаевича -

музыканта и этнографа, народного артиста Казахской СССР.

Болхов – родина художника М.Н Васильева. Его кисти принадлежит картина «Суд царя Соломона», отмеченная Малой золотой медалью, а картина «Саул и Аэндорской волшебницы» - Большой золотую медаль.

Основателем Болховского краеведческого музея был художник И.К. Гаврилов, работавший учителем рисования в школе им. Карла Маркса.

Учащиеся 8-х классов, занимаясь изучением вопросов о науке, выяснили, что большой вклад в развитие науки внесли учёные - академик медицинских наук Н.С.Голиков, заслуженный деятель науки РСФСР В.И. Полтев, известный пчеловод Б.М. Музалевский, ученый – геолог Страхов, который был первым выпускником мужской гимназии г. Болхова, а затем ее преподавателем.

Многих выдающихся людей взрастила болховская земля. Учащиеся 9 класса собрали богатый материал о «Почетном гражданине г. Болхова» - И.Г. Старинове. Этого человека называют «солдатом столетия», он принимал участие в четырех войнах: в Гражданской, в Испанской, Советско – финской, а в годы Великой Отечественной был одним из руководителей партизанского движения он является изобретателем мины замедленного действия.

Учащиеся 10 класса занимались изучением архитектуры нашего края. Они выяснили, что большой вклад в изучение г. Болхова и его храмов внес историк Г.М. Пясецкий. Его труды «Исторические очерки города Болхова и его святыни», «Город Болхов и его уезды» глубоко впечатляют своей правдивостью.

По мере накопления материала по данной теме ребята пришли к мысли о создании электронной галереи замечательных людей нашего края (Приложение №2, «Они прославили наш край»).

Детям свойственно чувство гордости своим краем. Они часто стремятся обосновать свой патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Подобные сведения становятся особенно прочными, так как учащиеся сами участвуют в их сборе. Таким образом, работа по историческому краеведению в гимназии оказывает помощь в воспитании любви к Родине, гордости своей страной, своей историей, своими героями.

Результатом поисково-исследовательской работы стал альбом «Наши славные земляки».

Большую пользу для старшеклассников приносят встречи с интересными творческими людьми. Так на встрече с научным сотрудником Болховского краеведческого музея М.И. Гридиной гимназисты узнали много интересного и увлекательного из истории родного города, познакомились с ее творчеством: стихами о Болхове, с картинами, посвященными любимым уголкам Отчего края. Встречи доставляют радость общения с интересными людьми, их творчеством, помогает проникнуться глубоким уважением и любовью к Отеческому краю.

Традиционно учащиеся гимназии проводят встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернациолистами.

Гимназистов не оставили равнодушными встречи с В.М. Потаповым и М.С. Евсютиным, на которых ветераны рассказали о своих боевых подвигах, о боевых наградах. В гимназии бережно хранится подарок М.С. Евсютина - «Книга памяти».

Такие встречи способствуют патриотическому воспитанию, развивают познавательную деятельность учащихся, играют большую роль, так как обогащают знания учащихся и способствуют расширению кругозора.

В гимназии создан музей. Музей работает согласно плану, который включает следующие направления:

- первые учителя гимназии;

- учителя – ветераны Великой Отечественной войны;

- учителя ветераны педагогического труда;

- выдающиеся выпускники гимназии.

Эти темы поисково-исследовательской работы посвящены столетию нашего учебного заведения – МОУ гимназия г. Болхова.

Учащиеся пополняют музей экспонатами, представляющими историческую ценность. Они реставрируют и обрабатывают находки, проводят экскурсии.

Работая в музее и для музея, гимназисты ощущают общественную полезность своих поисковых дел. Это поднимает учеников в собственных глазах, заставляет верить в собственные силы, у них формируется активная жизненная позиция.

В школе существует лекторская группа, члены которой читают лекции на темы: «История школы», «Памятники архитектуры г. Болхова», «Наши славные земляки», «История основания г. Болхова», «Герои Великой Отечественной войны», «История школы». Учащиеся проводят этнографические экскурсии «Заглянем к бабушке в избу», «Кривцовская высота» и др. Работа членов лекторской группы очень полезна, так как воспитывает у них общественную активность, даёт им дополнительные знания и вырабатывает навыки публичных выступлений.

Результаты работы:

Участники лекторской группы ежегодно принимают активное участие в «Слёте одарённых детей».

В 2005-2006г. участник группы Д. Ломакин принимал участие в районном и областном «Слёте одарённых детей» с отчётом по поисково-исследовательской работе «Болхов - моя малая Родина».

В 2005-2006г. учащиеся кружка «История города, в котором ты живёшь» приняли участие в областной туристско-краеведческой конференции. На конференции была представлена работа «Памятники архитектуры г. Болхова», которая была отмечена как одна из лучших.

В 2006г. кружковцы приняли участие во Всероссийской акции

«Я - гражданин России» с социальным проектом «Болхов – город туризма», где заняли 1 место.

21 марта 2008г. на пятом слете одаренных члены клуба «Лик» рассказали о старинной и современной топонимике г. Болхова (Приложение №2.«История улиц г. Болхова»).

23 октября 2008 г. на районном мероприятии, посвященном тематике «Они прославили мой край» краеведами был представлен материал о выдающихся выпускниках гимназии г. Болхова. (Приложение №2).

В 2009 г. участниками кружка «История города, в котором я живу», был собран материал об истории гимназии с 1911 по 2009 гг. Материал оформлен на информационно- компьютерных носителях в виде виртуально музея «История гимназии 1911 – 2009 гг.» (Приложение №2).

25.11.2009г. участие в видео конференции связи Гимназического союза для учителей России по темой «Роль ИКТ при изучении краеведения».

В марте 2010г. юные краеведы приняли участие в III районном слете краеведов, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, с материалом «Сталинградская битва». (Приложение №2).

Своим личным примером я стараюсь побуждать учащихся к разнообразной творческой деятельности. В 2010г. приняла участие в федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе, посвященной 25-летней годовщины начала информационной отечественной школы (сайт конкурса www.euro-ief.ru) в номинации «История родного края», тема «История гимназии в судьбе моей страны».
Заключение
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

Мной подготовлен богатый материал для проведения экскурсий по городу Болхову: «История улиц г. Болхова», «Наши славные земляки», «Герои - земляки», «История гимназии 1911 -2011гг.», «Писатели- орловцы», «Памятники архитектуры г. Болхова».

На мой взгляд, мой педагогический опыт можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, предметных неделях и при подготовке к районным конкурсам.

Учитель истории и обществознания: _________ Филева Ирина Анатольевна

Литература по краеведению:
1. А.Е. Венедиктов. Болховские куранты. Тула, 1982.

2. А. Е. Венедиктов. России сердце не забудет. Тула, 1982.

Болховские были. Историко - литературный альманах. Орёл, 1994.

3. Е.В. Захарик. Болхов. Орёл, 1960

3. Н.М. Карамзин. История государства Российского. М, 1989.

4. Т.А. Мартемьянов. Город Волхов Орловской губернии: Историко - бытовые очерки. Орёл, 1896.

5. В.М. Неделин. Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. Орёл, 1996.

8. Г.М. Пясецкий Исторические очерки города Волхова и его святыни.
Орёл, 1876.

9. Священноисповедник Георгий Косов. Сост. диакон Александр Берташ. СПб., 2004.

10. С.И. Фёдоров Архитектурные образы Орловщины. Тула, 1982.

11. С.И. Фёдоров Записки архитектора. Тула, 1987.

12. Художники народов СССР. Библиографический словарь. Т.1. М.
1970.

Методическая литература:

1. Б.Е. Андюсев. Сибирское краеведение. ПИШ 2002, № 4.

2. Э.А. Дерябин Краеведение в школе. Воронеж, 1967

3. М.В. Короткова. Противоречивые проблемы современного преподавания истории в школе. ПИШ 1997, № 1.

4. Г.Н. Матюшин. Историческое краеведение.

5. М.П. Простов. Кружковая работа по истории и обществознанию.

Москва, Просвещение, 1984.

6. М.С. Соловьев. Новое содержание в традиционной краеведческой работе. ПИШ 2007 № 5.

Материалы СМИ:

  1. С. Беликова, начальник архивного отдела райадминистрации.

  2. Где крестились наши предки. Болховские куранты. - №4. 1997.

2. М. Гридина. История улицы имени Свердлова. Болховские куранты. 2 апреля 1996.

3. М. Гридина. Где крестились наши предки. Болховские куранты. 6 мая 2003.

4. М. Гридина. Где крестились наши предки. Болховские куранты. 8 июня 2003

5. 3. РГИА Ф. 1287. Оп. 39. Д. 1. Об утверждении плана города Болхова.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск