Скачать 65.75 Kb.
|
МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка. Автор: Игнатова Елена Юрьевна учитель истории и обществознания. Предмет – обществознание 5 класс. Учебник: А.И. Кравченко. Тема: История школьного обучения. Цель: сформировать представление обучающихся об историческом развитии и особенностях школьного образования в различные исторические эпохи, в различных странах. Ожидаемые учебные результаты: Обучающиеся должны: -называть функции школы в обществе в разные исторические времена; -объяснять сущность методов обучения, высказывать собственную точку зрения на использование разных методов; -характеризовать роль школы в развитии общества; -понимать, что школа – преемник родителей в эстафете воспитания; -свободно оперировать терминами и понятиями урока. Основные используемые понятия: Школа, обучение, функции школьного обучения, риторика, письменность. Основные виды деятельности обучающихся:
Оборудование:
Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. План. 1.Возникновение школы, ее функции в обществе. 2.Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения: - Древний Египет; - Древняя Греция; - Рим; - монастырские школы; - как учились на Руси; - современная школа. Вступительное слово учителя: Сегодня мы приступаем к изучению последней главы нашего учебника «Ребенок в школе». Эта глава посвящена именно вам – школьникам. Школа перенимает эстафету воспитания у родителей, помогает научить ребенка всем знаниям, которые нужны в современном обществе. Начать наш урок мне хотелось бы с фрагмента комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Небольшая справка для учеников 5 класса об авторе и литературном произведении. Пока вы будете слушать, подумайте над таким вопросом: «Правы ли герои комедии?» (слайд№2) Мотивация. Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Действующие лица: Митрофан, Простакова, Стародум. Стародум: Любопытен я бы послушать, чему его выучили. Простакова: Всему, батюшка, всем наукам. Митрофан: Вот, грамматике. Стародум: Что ж вы в ней знаете? Митрофан: Много. Существительна да прилагательна… Стародум: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь, котора дверь? Стародум: Котора дверь! Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Стародум: Почему же? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит, еще не навешана: так та мест существительна. Стародум: Так поэтому это у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан: Именно так. Простакова: Что, каково, мой батюшка? Стародум: Нельзя лучше. В грамматике он силен, я думаю не меньше, чем в истории. Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмальства к историям охотник. Ему истории скотница Хавронья рассказывает. Стародум: Да не у неё ли вы оба учились и географии? Простакова (тихо Митрофану): Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука? Митрофан (тихо матери): Да я не возьму в толк, о чем спрашивают. Простакова: Да ты скажи Митрофанушке, батюшка, что за наука география, к чему бы она служила, он ее и расскажет. Стародум: Описание земли. А сгодилось бы на первый случай и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь. Простакова: Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не господская. Господин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь. Без наук люди живут и жили. Митрофан: Не надобны они. Учитель: Как вы думаете, правы ли Простакова и Митрофан, рассуждая о науках? Учитель выслушивает мнение учащихся (эмоциональная поддержка высказавших своё мнение учеников). Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке? Какова его тема? Запись темы: «История школьного обучения» (слайд№3) Учитель: Главный вопрос нашего урока: Зачем нужна школа? (слайд№4) (вопрос записывается на доске или высвечивается на слайде). Беседа по вопросам: (слайд№4) Зачем люди учатся? Как вы думаете, как возникла школа? Могло бы человечество обойтись без школы? Почему? Сегодня мы побываем с вами в разных исторических эпохах и узнаем, как же учились в школе в разные времена. Работа в группах. Класс делится на 6 групп. Каждая, используя учебник и знания, полученные в курсе истории, готовит небольшое сообщение об образовании в определенный исторический период в разных государствах (Древнем Египте, Древней Греции, Риме, в монастырских школах, на Руси, на современном этапе) (слайд №5). Выступления групп с сообщениями (до 3 минут). Выступление I группы: сообщение «Как учились в Древнем Египте»; Выступление II группы: сообщение «Как учились в Древней Греции»; Выступление III группы: сообщение «Как учились в Древнем Риме»; Выступление IV группы: сообщение «Как учились в монастырских школах»; Выступление V группы: сообщение « Как учились на Руси »; Выступление VI команды: сообщение «Современная школа». (во время выступления каждой группы учитель делает акцент на наиболее значимых фактах, изложенных в выступлении) После выступления группы – обсуждение с классом услышанного. Вопросы для обсуждения: (слайд№6,7) I группа: Почему египтяне хотели, чтобы их дети обязательно учились? II группа: Какие слова пришедшие из Древней Греции связанны с нашим современным образованием? III группа: В чем заслуга римской системы образования для последующих эпох? IV группа: Какую роль в обществе выполняли монастырские школы? V группа: В чём особенности образования на Руси? VI группа: Чем отличается современная система образования? (качественная и эмоциональная оценка выступлений групп и ответов учащихся) Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод: (слайд№8) Зачем нужна школа? Учащиеся предлагают вывод урока, который после доработки записывается в тетради: Вывод урока: Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни. Закрепление изученного. Текст (слайд №9). В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. Учили письму и счёту. Из за дороговизны (1)------------ на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки. Профессия (2)---------- в Египте считалась одной из величайших. (3)------------- в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка». Прообразом европейской системы образования стала(4)-------- школа. В европейские языки слово школа пришло из(5)---------. Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд№10). Учитель выясняет, как справились с заданием обучающиеся, и дает советы, на что нужно обратить внимание. Ответы: 1-папирус; 2-писец; 3-педагог; 4- римская; 5-Греция. Проблемное задание (слайд №11). Учитель: Древняя китайская мудрость гласит: -Если вы заглядываете на год вперёд, сажайте рис. -Если вы заглядываете на десять лет вперёд, сажайте деревья. -Если вы заглядываете вперёд на всю жизнь, обучите человека. Вопросы: (слайд№11) 1. Как вы считаете, почему древние китайцы считали, что обучить человека важнее, чем вырастить рис или посадить дерево? Согласны ли вы с ним? 2. Кому могли быть адресованы эти слова сегодня? Подведение итогов: (слайд №12) 1.Что мы узнали нового сегодня на уроке? 2.Зачем люди учатся? 3.Могло бы человеческое общество обойтись без школы? Выставление отметок за урок и их комментарий. Д/З: параграф 18, ответить на вопросы стр.89 № 1-4 устно, №5 письменно. |
Конспект урока Учитель: Павелко Елена Ивановна моу «сош№1 с. П. Троицкое»... Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | Гражданское право Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания маоу сош №3 г. Калининграда | ||
Урока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории... Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Калининграда | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Калининграда | Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013... Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Должность, преподаваемый предмет: учитель истории и обществознания, история, обществознание | Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Радаева Елена Петровна, учитель истории и обществознания маоу сергеевская сош | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор : Разводова Елена Владимировна учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории мбоу «Ключевская оош» электронный... | ||
Урок №5 «познай самого себя» урок разработан Медведевой С. Е. учителем... Медведевой С. Е. учителем истории и обществознания гбоу сош №1291 г. Москвы, к учебнику обществознание 6 класс под редакцией Л. Н.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Дресвянникова Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания, Колобкова Ольга Юрьевна, учитель информатики | ||
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории Автор:... Автор: Осипова Анна Игоревна, учитель истории и обществознания мбоу «Десятовская оош» | Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | ||
Методическая разработка Учитель – тимошичева елена ивановна – учитель истории и обществознания мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского... | Иван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. Моу покровская оош, муниципального района Кинельский, Самарской... |