Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы





НазваниеРабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы
страница1/8
Дата публикации02.03.2016
Размер0.87 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8



МАОУ «Лицей №9»
Утверждаю

директор лицея №9

Филимонов Г.Ф.

______________________

15.08.2011

Рабочая программа по обществознанию

для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год

Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории.

Объем учебных часов на учебный год 70 (36 часов -8 класс, 34 часов -9 класс)1 час в неделю.

Содержание определено «Примерной программой по обществознанию основного программы по обществознанию» (2004)

Учебники: «Обществознание», 8 класс (автор А.И.Кравченко)

«Обществознание», 9 класс (автор А.И.Кравченко)

2011 год

Пояснительная записка

  1. Обоснование актуальности курса.

Процесс становление постиндустриального информационного общества актуализировал проблемы самоидентификации человека в поликультурном, интегрирующемся, глобальном мире. В основе построения человеком «формулы» собственной идентичности лежит система ценностных ориентиров личности, интенсивное формирование которых происходит в период взросления, в подростковом и юношеском возрасте, т. е. во время обучения в школе.

Изучение курса «Обществознание» призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, его основных сферах, отражая идеи гуманизации образовательного процесса. Освоение основных проблем курса «Обществознание» способствует социализации учащихся, создавая базу для решения жизненно важных проблем.

«Обществознание» является интегрированным курсом, в котором содержаться основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии, экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Кратко представляя каждую науку, её базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык – одна из базовых идей данной дисциплины.

  1. Цель рабочей программы соответствует заявленной роли курса.

Целью изучения «Обществознания» (включая экономику и право):

создание условий, способствующих формированию мировоззренческой модели старшеклассников, позволяющей им успешно адаптироваться в современном обществе.

Обозначенная цель рабочей программы достигается путем решения следующих задач:

    • создать условия для усвоения знаний (на уровне функциональной грамотности) системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина, ценностях;

    • создать условия для становления эмоционально-личностного отношения к социально-значимым ценностям (гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях);

    • обеспечить реализацию на практике полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях, познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

  1. Нормативные документы.

Рабочая программа по курсу «Обществознание» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (2004), примерной программы по обществознанию основного программы по обществознанию1).

  1. Особенности программы.

Курс «Обществознание» для 8–9 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс.

Обществознание дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей, обеспечивая преемственность между основной и средней школами.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Этап 8-9 класса является вторым в курсе «Обществознания» и ориентирован на более сложный круг вопросов. На данном этапе процесс социализации личности подростка дополняется предпрофильной подготовкой учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. При этом значительное внимание уделяете практикоориентированному подходу.

  1. Место программы в образовательном процессе.

Согласно учебному плану лицея для среднего общего образования, составленного на основе базисного, изучение курса «Обществознание» в 8-9-х классах рассчитано на 70 часов. Курс ведется 1 час в неделю. Курс входит в социально-гуманитарных предметов, способствующих предпрофильной подготовке лицеистов.

  1. Контингент учащихся: рабочая программа реализуется на параллелях предпрофильных лицейских классах: специализированном математическом классе (8 М), гуманитарном (8 Г), естественно-математическом (8 Л). Учащиеся этих классов подготовлены к изучению курса «Обществознание» на заявленном уровне (второй этап). Большинство учащихся (98%) обучались до 8-го класса в лицее №9 и изучали курс с 7-го класса. Кроме того, в рамках классных часов ученики лицея участвовали в реализации программ «Азбука гражданина» и «Часы общения». Багаж полученного при разработки и реализации социальных проектов опыта позволяет учащимся перейти к следующему уровню изучения курса.

  2. Описание основных методов и технологий, способов и форм работы с учащимися.

Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Сочетать прагматическую и аксиологическую направленности обучения курса «Обществознание» призвано согласование имеющегося субъективного опыта ученика с усваиваемым общественно-значимым, формирование личностно-значимого образа мира. Конструировать личностно-ориентированные учебные ситуации позволяют три базовые технологии: технология учебного диалога; технология имитационных игр, технология задачного подхода. Данные технологии конкретизируются через серию активных и интерактивных приемов обучения обществознанию.

Осуществление личностно-ориентированной модели обучения на основе обозначенных технологий реализуется в сочетании следующих элементов:

- эвристические методы познания (А.В.Хуторской);

  • организационные формы деятельности учащихся:

  1. Коллективные (лекция, лекция-диалог, семинар, экскурсия, практикум, защита творческих работ, игра (деловая, ролевая), зачет, защита творческих работ, дискуссия);

  2. Групповые (лекция, лекция-диалог, семинар, экскурсия, практикум, защита творческих работ, игра (деловая, ролевая), зачет, защита творческих работ, дискуссия, вертушка, игра по станциям, проект);

  3. Индивидуальные (консультации, зачеты, экзамены, защиты творческих работ, практикумы (олимпиады, конкурсы, исследовательская деятельность), проект).

- типология уроков: урок изучения нового материала; урок-практикум, урок обобщения и систематизации, комбинированный урок, урок контроля и коррекции знаний.

  1. Прогнозируемые результаты:

Образовательный стандарт и примерная программа предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, поэтому приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются: сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели дополучения и оценки результата);

  1. владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

  2. следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

    • на использование элементов причинно-следственного анализа;

    • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Система отслеживания и оценивания результатов представлена перечнем контролирующих заданий:

  1. оформление таблицы

  2. выполнение заданий практикума

  3. составление схемы

  4. устный опрос

  5. письменный опрос

  6. поиск решение проблемы, выхода из социально-значимой ситуации

  7. тест(письменный, он-лайн, компьютерный)

  8. реферат

  9. зачет

  10. эссе

  11. творческая работа

  12. анализ текста

  13. взаимоконтроль

  14. проверка конспекта (письменного, опорного)

  15. понятийный диктант

  16. дерево решений

  17. синквейн.

Оценка результативности образовательной деятельности проводится систематически. После изучения глав и разделов проводятся зачетные задания. В конце учебного года - контрольная работа.

  1. Условия реализации программы.

  • учебно-методические: комплектование школьной библиотеки и кабинета истории и обществознания № 313 учебно-методической литературой, дидактическими и диагностическими материалами;

  • материально-технические условия: оснащение кабинета № 313 необходимыми ТСО; выход в сеть Интернет; электронные средства (по курсу «Обществознание») образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные тексты и др.).

  1. Содержание программы и тематическое планирование.

    1. содержание программы и тематическое планирование.

Программа обществознания в 8 классе содержит три основных раздела:

I раздел–«Общество и человек».

Раздел призван сформировать целостное представление - каково внутреннее устройство современного общества, что такое мировое сообщество, как связаны между собой природа и общество.

Общество выступает фоном и средой, в котором происходит становление и развитие самого человека. Человек, как существо общественное, социальное, формируется под влиянием окружающих людей и общественных институтов (семьи, школы, производства, культуры). Освещение проблемы взаимодействия человека и среды логически выводят на две другие темы – внутренний мир человека, прежде всего потребности, движущие человеком и его поступками.

Только став полноценной личностью, человек способен общаться, взаимодействовать и сотрудничать с другими личностями. Процесс общения, раскрывающий процесс динамического существования человека в социальном пространстве, завершает данный раздел.

В процессе изучения, данного раздела, учащиеся овладевают опорными понятиями и терминами: общество, сферы общества, мировое сообщество, глобализация, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество, ускорение истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революция, личность, потребность, социализация, воспитание.

На уроках используются политическая карта современного мира для раскрытия понятия «мировое сообщество», терминов «страна», «государство», «общество».

II раздел – «Экономическая сфера».

В этом разделе рассматривается экономический базис рыночного общества. Его основу составляет материальное производство, обмен и потребление товаров и услуг. Раскрывается значение ресурсов экономики, структуры экономики, законы рынка. В конце раздела рассматривается вопросы, кающиеся работы и безработицы, оплаты и организации труда.

В конце изучения раздела учащиеся овладевают основными понятиями и терминами: рыночная экономика, конкуренция, ресурсы, производство, потребление, обмен, распределение, товар, услуги, деньги, цена, рынок, биржа, банк, налоги, налогообложение, промышленность, отрасль, предприятие, фирма, труд, заработная плата, безработица, малый бизнес, предпринимательство, капитал, потребители, спрос и предложение, рабочая сила, доходы и расходы, бюджет семьи и государства.

III раздел – «Социальная сфера».

Изучая материал раздела, посвященного одной из самых сложных и противоречивых сфер современного общества, учащиеся получают возможность освоить не только новые категории и научные концепции, но и с их помощью анализировать повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве.

В конце изучения раздела учащиеся должны овладеть основными понятиями и терминами: статус, роль, социальная структура, социальная группа, социальные и межличностные отношения, социальная стратификация, социальное неравенство, доход, власть, образование, престиж, интеллигенция, бедные, богатые, этнос, народ, нация, брак и семья, конфликты.

По результатам изучения данного раздела проводится «практикум», посвященный обсуждению социальных и межличностных конфликтов на знакомых для подростков примерах из своего окружения.

Данные три раздела являются опорой и базисом для дальнейшего изучения курса обществознания школьниками в 9 классе, а также в старшем звене.

Результаты обучения на конец 8-го класс:

А. Результаты по способу работы:

  1. учащиеся должны уметь воспроизводить основные понятии;

  2. учащиеся должны иметь навыки работы с учебником, со схемами и таблицами в нем, а также уметь составлять их самостоятельно, делать выводы;

  3. совершенствование навыков работы с дополнительной литературой, периодической печатью, статистическими и публицистическими материалами;

  4. развитие умения обобщать имеющиеся и вновь полученные знания, возможность применять их на практике.

  5. развитие умения анализировать процессы, проходящие в обществе, делать самостоятельные выводы;

  6. определение своей точки зрения, умение ее формулировать, осуществлять оценочные суждения.

Б. Результаты по содержанию:

  1. овладение ключевыми понятиями;

  2. знание основных сфер жизни общества, умение подробно характеризовать экономическую и социальную сфера;

  3. знание типологий обществ, исторических процессов, свойственных развитию общества;

  4. знание сущности влияния человека на природу и природы на человека, социальной среды на личность и личности на социальную среду;

  5. знать основные законы рынка, его основные категории и сущность;

  6. знать роль государства в экономике различных систем. Сущность предпринимательства и роль денег в экономике;

  7. знать типы социальной стратификации;

  8. знать закономерности межнациональных отношений и конфликтов в обществе.


Содержание программы

Раздел курса

Время на

изучение материала

Характеристика основных видов деятельности ученика

Раздел I.

Общество и человек

10

Высказывать позицию о роли общества в формировании личности.

Составлять схематический анализ развития общества.

Проводить поиск необходимой информации.

Характеризовать понятия «личность», «человек», «общество».

Объяснять взаимосвязь факторов общественного развития.

Раздел II.

Экономическая сфера

10

Раскрывать роль экономики в жизни общества.

Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности.

Приводить примеры различных видов экономической деятельности

Объяснять роль конкуренции и особенности предпринимательской деятельности.

Иллюстрировать примерами факторы производства.

Раздел III.

Социальноя сфера

13

Характеризовать семью и семейные отношения, основные этапы социализации.

Приводить примеры семейных традиций, социальных общностей и групп.

Выделять существенные признаки общества.

Находить и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников различного типа.

Повторение

3

Определять основные понятия курса.

Приводить примеры социального развития общества.

Называть основные черты и принципы развития общества.

Приводить примеры взаимодействия общества и личности.

Объяснять взаимодействие общностей и групп на конкретных примерах.




Всего 36 часов



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2012/2013 учебный...
Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа По обществознанию для 8 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы
Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год
Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко // Биология в основной...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая учебная программа по геометрии для11 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа по математике для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по химии для 10 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии, Программы курса химии для 10 классов...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе...
Обеспеченность учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год) по дисциплине «Адвокатура»
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса на 2013 -2014 учебный год
Природоведение является одним из учебных предметов образовательной области «Естествознание». Рабочая программа предназначена для...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по математике для учащихся 4 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей истории, обществознания, экономики и исторического...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по географии для 10 класса на 2013/2014учебный год
Разработана на основе учебника по географии для 10 класса, автор В. П. Максаковский и др., 2011
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса на 2013 2014 учебный...
Для преподавания курса обществознания и авторской программы Козленко С. И. Обществознание М.: «Русское слово», 2012 г
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013 учебный год Автор программы iconРабочая программа по обществознанию 8 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск