МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Принято на заседании педагогического совета от 30.08.2013 г. № 1 Утверждено
приказом директора школы
от 05.09.2013 № 534С Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории и обществознания от 28.08.2013 № 1
Рабочая программа по обществознанию
для 6 класса на 2013 – 2014 учебный год
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
для преподавания курса обществознания и авторской программы Козленко С.И. Обществознание.. М.: «Русское слово», 2012 г.
Кстово
2013 г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………………………………стр
Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………………………………………………….стр
УМК………………………………………………………………..………………………………………………………………………………….....стр
Календарно – тематическое планирование………………………………………………………………………….…………………………………………………………………стр
Пояснительная записка по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования для преподавания курса обществознания в 6-х классах в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю.
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Преподавание обществознания в 6 классе ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать: Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;
Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;
Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;
Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);
Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;
Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;
Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;
Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.
Учащиеся должны уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Тематическое планирование курса
№
| Разделы.
Тема урока
| Кол-во часов
| Планируемые результаты освоения материала
| Основные термины
| Дом. задание
| 1
| Что такое общество?
| 1
| Структура и сущность современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи. Соотношение понятий «страна», «общество», «государство».сферы общества и их характеристика.
| Общество, страна, государство. Сферы общества
| §1,стр. составить рассказ на тему: «Путешествие в античное общество».
| 2
| Происхождение и развитие человека.
| 1
| Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс. Племена. Общины.
| Человек, происхождение человека
| §2,стр. инд.задание подготовить сообщение о различных мнениях по вопросу происхождения человека.
| 3
| Исторические ступени развития общества.
| 1
| Основные занятия: охота и собирательство. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия.
| Ступени развития общества
| § 3,стр. практикум №3.
| 4
| Современное общество.
| 1
| Современное производство, его отличительные черты. Компьютер. Интернет. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи. Плюсы и минусы использования современных средств производства.
| Глобализация
| §.4,стр. вопр.1-4, практикум №1. Инд. зад. Мини-сочинеие «Я и компьютер: плюсы и минусы».
| 5
| Человечество как сумма поколений.
| 1
| Процесс роста населения на земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие».
| Человечество, поколения
| §5,стр. вопр.1-2, составить родословную своей семьи.
| 6
| Человек, общество, природа.
| 1
| Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения человека и природы. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды.
| природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемые изменения окружающей среды, экологические программы.
| §.6,стр. вопр.1-3, практикум №1.
| 7
| Обобщающий урок по теме: «Общество и человек»
| 1
| Повторение темы: «Человек и общество.»
|
|
| 8
| Что такое экономика?
| 1
| Экономическая сфера общества. Экономика как хозяйство.. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические потребности и возможности. Стадии развития капитализма.
| Производители. Потребители. Бизнес.
| §7,стр. инд задание сообщение о профессии связанной с экономикой.
| 9
| Рынок.
| 1
| Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги, их роль в экономике. Операции с денежными средствами.
| Товары, услуги, рынок
| §8,стр. творческий уровень: сообщение на тему: «история денег»
| 10
| Что такое предприниматель-ство и бизнес?
| 1
| Мир бизнеса. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал.
| Предпринимательство, бизнес, капитал
| §.9,стр. практикум №2.
| 11
| Домашнее хозяйство.
| 1
| Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
| Доходы, семейный бюджет
| §10,стр. практикум № 1.
| 12
| Экономическая деятельность подростков.
| 1
| Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы заработков для подростков. Умение распоряжаться деньгами.
| Подростковая трудовая деятельность
| §.11,стр. вопр.1-3, практикум № 2.
| 13
| Труд с точки зрения закона.
| 1
| Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних . Труд и отдых. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях.
| Трудовой договор, трудовой кодекс
| §.12,стр. вопр.1-3, практикум № 3.
| 14
| Обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества».
| 1
|
|
|
| 15
| Социальная структура общества.
| 1
| Сложное строение общества. Социальные группы и их совокупность. Малые и большие группы. Социальное неравенство. Богатые и бедные. Понятия и термины:
| неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность.
| §13, стр. вопр.1-4, практикум №1.
| 16
| Семья.
| 1
| Семья. Отношения в семье. Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи.
| семья, брак, развод, малая социальная группа.
| §14,ср. Заполнить таблицу.
| 17
| Правила и нормы поведения в обществе.
| 1
| Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право. Нарушения норм и его последствия. Ответственность человека за его поступки. Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни.
| Мораль, право, нормы поведения
| §15,стр. вопр.1-3, практикум 2.
| 18
| Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера общества».
| 1
|
|
|
| 19
| Государство и граждане.
| 1
| История понятия «гражданин».гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства.
| Гражданство, гражданин, устройство РФ
| §16, стр. вопр.1-2, продолжить фразу: «Признаками государства являются …»
| 20
| Право на службе человека.
| 1
| Понятие право. Источники право, их отличительные следы. История право. Права и обязанности несовершенно летних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность
| Право, источники право, ответственность
| §17,стр. вопр.1-3, мини-сочинение: «надо ли наказывать за преступления?»
| 21
| Конституция – основной закон страны.
| 1
| Понятие «конституция», ее значение в государстве. История создания Конституция РФ. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного законы РФ.
| Конституция. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент. Совет Федерации. Государственная дума. Местное самоуправление.
| §18,стр. вопр 1-4, практикум №2.
| 22
| Право и правопорядок.
| 1
| Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Правопорядок, законность и их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная милиция), их функции. Судебные органы. Юридическая защита.
| Право, правопорядок, законность, суд, юридическая защита
| §19,стр. 100- вопр.1-3, практикум №1,2 (по вариантам)
| 23
| Как защититься от несправедливости.
| 1
| Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ.
| Судебное разбирательство
| §20,стр.105- Вопр.1-4, практикум.
| 24
| Обобщающий урок по теме: «Политика и право».
| 1
| Повторение темы: «Политика и право»
|
|
| 25
| Наука и образование.
| 1
| Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение.
| Система наук, методы исследования
| §21,стр.111- работа с документом. Провести исследование-опрос
| 26
| Мораль.
| 1
| Мораль. Общественное мнение и его влияние на человека. Сходства и отличия морали и права. Представления о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро.
| Мораль и право, добро и зло
| §.22,стр.118- вопр.1-3, практикум №1.
| 27
| Идеал и ценности.
| 1
| Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений. Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, справедливость, свобода.. Три этапа нравственного развития.
| Идеал, ценности, ценности семейной жизни. Конфликт ценностей. Нравственная дилемма. Ценности подростков
| §23,с.-123 вопр.1-3, практикум №2.
| 28
| Обобщающий урок по теме: «Духовная сфера общества.»
| 1
| Повторение темы: «Духовная сфера общества.»
|
| Творческий уровень: как вы понимаете выражение «У каждого времени свои герои?»
| 29
| Ребенок в семье.
| 1
| Детство. Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе. Права ребенка и их защита.
| Детство. Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей.
| §.24,стр.130 Вопр.1-3, практикум №1.
| 30
| Взаимоотношения детей и родителей.
| 1
| Права и обязанности родителей и детей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества. Влияние семьи и родителей на ребенка.
| Права и обязанности родителей и детей
| §.25,стр.136 вопр.1,2,5.
| 31
| Взаимоотношения детей и родителей.
| 1
| Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей.
| Права и обязанности родителей и детей
| §.25,стр.136 вопр.3,4.
| 32
| Ребенок в школе.
| 1
| Школа в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования. Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам. Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем.
| Права и обязанности школьника. Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Доступность школы. Обязательное обучение.
| §.26,стр.141 вопр.1-3, практикум № 1.
| 33
| Друзья и ровесники.
| 1
| Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства.
| Дружба, взаимоотношения ровестников
| §.27,стр.147
Подготовка к тесту, практикум №1.
| 34
| Обобщающий урок по теме: «Ребенок в обществе»
| 1
| Повторение темы: «Ребенок в обществе»
|
| Мини-сочинение «мой лучший друг», «Моя лучшая подруга»
| 35
| Итоговое повторение.
| 1
|
|
|
|
УМК Программа: Козленко С.И. Обществознание. Программа курса для 6- 7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 Допущено Министерством образования РФ.
Учебник: Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово»
Рабочая тетрадь: Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 6 класс». М.: «Русское слово», 2009
Пособия: 1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 6 класс.
2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 6 класс
3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 6 класс (к учебникам А.И.Кравченко)
Календарно – тематическое планирование № п/п
| Тема урока
| Примечания
| Дата
| план
| факт
| 1
| Что такое общество?
|
| 1 неделя сентября
|
| 2
| Происхождение и развитие человека.
|
| 2 неделя сентября
|
| 3
| Исторические ступени развития общества.
|
| 3 неделя сентября
|
| 4
| Современное общество.
|
| 4 неделя сентября
|
| 5
| Человечество как сумма поколений.
|
| 1 неделя октября
|
| 6
| Человек, общество, природа.
|
| 2 неделя октября
|
| 7
| Обобщающий урок по теме: «Общество и человек»
| Тестирование
| 3 неделя октября
|
| 8
| Что такое экономика?
|
| 4 неделя октября
|
| 9
| Рынок.
|
| 1 неделя ноября
|
| 10
| Что такое предприниматель-ство и бизнес?
|
| 2 неделя ноября
|
| 11
| Домашнее хозяйство.
|
| 3 неделя ноября
|
| 12
| Экономическая деятельность подростков.
|
| 4 неделя ноября
|
| 13
| Труд с точки зрения закона.
|
| 1 неделя декабря
|
| 14
| Обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества».
|
| 2 неделя декабря
|
| 15
| Социальная структура общества.
|
| 3 неделя декабря
|
| 16
| Семья.
|
| 4 неделя декабря
|
| 17
| Правила и нормы поведения в обществе.
|
| 2 неделя января
|
| 18
| Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера общества».
| Тестирование
| 3 неделя января
|
| 19
| Государство и граждане.
|
| 4 неделя января
|
| 20
| Право на службе человека.
|
| 1 неделя февраля
|
| 21
| Конституция – основной закон страны.
|
| 2 неделя февраля
|
| 22
| Право и правопорядок.
|
| 3 неделя февраля
|
| 23
| Как защититься от несправедливости.
|
| 4 неделя февраля
|
| 24
| Обобщающий урок по теме: «Политика и право».
| Тестирование
| 1 неделя марта
|
| 25
| Наука и образование.
|
| 2 неделя марта
|
| 26
| Мораль.
|
| 3 неделя марта
|
| 27
| Идеал и ценности.
|
| 4 неделя марта
|
| 28
| Обобщающий урок по теме: «Духовная сфера общества.»
| Тестирование
| 1 неделя апреля
|
| 29
| Ребенок в семье.
|
| 2 неделя апреля
|
| 30
| Взаимоотношения детей и родителей.
|
| 3 неделя апреля
|
| 31
| Взаимоотношения детей и родителей.
|
| 4 неделя апреля
|
| 32
| Ребенок в школе.
|
| 1 неделя мая
|
| 33
| Друзья и ровесники.
|
| 2 неделя мая
|
| 34
| Обобщающий урок по теме: «Ребенок в обществе»
| Тестирование
| 3 неделя мая
|
| 35
| Итоговое повторение.
| Итоговое тестирование
| 4 неделя мая
|
| НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Критерии оценок знаний, умений и навыков учащегося при ответе на вопросы
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;
умеет сравнивать исторические явления Отечественной истории с историческими явлениями всемирной истории и делать выводы;
излагает несколько мнений и свое личное по оценке исторического явления или исторической личности;
хорошо знает историческую карту и хронологию;
имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.
Оценка «4»:
Дает правильный ответ, но допускает неточности;
Умеет сравнивать исторические явления Отечественной истории с историческими явлениями Всемирной истории и делать выводы;
излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;
допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;
имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;
Оценка «3»:
Допускает 1–2 ошибки;
Слабо делает выводы при сравнении исторических явлений Отечественной и Всемирной истории;
Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;
Слабо знает историческую карту и хронологию;
Речь не развита, не владеет исторической хронологией;
Оценка «2»:
Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;
Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;
Речь не развита, терминологией не владеет
|