Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год





Скачать 210.63 Kb.
НазваниеРабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Дата публикации14.08.2014
Размер210.63 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение центр образования

«Новое образование»


УТВЕРЖДАЮ

Директор НОУ ЦО «Новое образование»

_________________ О.И. Карпова

«28» августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Обществознания»

для 7 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель

Павлова Ольга Григорьевна

учитель истории

Москва

2013

Пояснительная записка

Учебная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:

• федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию,

• примерной программы основного общего образования по обществознанию

• федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год,

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания в 7 классе отводится 1 час в неделю. Приведено тематическое планирование по варианту: 1 час в неделю, всего 34 часа.

Уровень обучения – базовый.

Программа соответствует учебнику: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждения/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

В соответствии со стандартом образования изучение обществознания направлено на развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации, на освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве и овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/ понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; социального взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.


Предпочтительные формы организации учебного процесса: лекции, традиционные уроки, уроки-презентации, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии. В учебном процессе планируется проведение 2 уроков-практикумов по темам «Человек и закон» и «Экономика семьи».

В процессе обучения для реализации содержания учебной программы предпочтение следует отдавать методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать. Одним из ведущих методов может стать самостоятельная или групповая работа над источниками. Активный, творческий характер изучению источников придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков: тестирование, задания на выявление операционных жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций.

Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Учебно-тематический план





Раздел

Примерное

кол-во часов

1

Введение

1

2

Глава I. Человек среди людей

4

3

Глава II. Человек и закон

11

4

Глава III. Человек и экономика

11

5

Глава IV. Человек и природа.

3

6

Повторение.

4

7

Общее количество

34


Содержание тем учебного курса (34 часа)

Введение. (1 ч)

Глава I. Человек среди людей (4 ч)

Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.

Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.

Повторительно-обобщающий урок. (1 ч.)

Глава II. Человек и закон (11 ч)

Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Практикум по теме «Человек и закон» (1 ч.)

Повторительно-обобщающий урок. (1 ч.)

Глава III. Человек и экономика (11 ч).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Повторительно-обобщающий урок. (1 ч.)

Глава IV. Человек и природа (3 ч).

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой. Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Итоговый повторительно-обобщающий урок. (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование

История, 7 класс

2013-2014 учебный год



урока по плану

урока в четверти

Тема раздела, Количество часов


Содержание урока

Типы уроков

Виды контроля

Дата

Корректировка

1 четверть


1

1

Введение

Знакомство с курсом «Обществознание» 7 класса. Цели, задачи из учения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника

Урок изучения нового материала




05.09.







Глава I. Человек среди людей (4 ч)

2

2

Отношения между людьми

Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника, р.т

Индивид. тест

12.09.




3

3

Ты и твои товарищи .

Какие бывают группы. Группы которые мы выбираем. Кто может стать лидером. Что можно, чего нельзя и что за что бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Комбинированный урок

Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их

Индивид. тест


19.09.




4

4

Зачем люди общаются

Необходимость общения для человека. Каковы цели общения. Содержание, форма и культура общения

Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово - серебро, молчание - золото»

Комбинированный урок

Работа в группах по заданиям

Индивид. тест,

Работа в тетради

26.09.




5

5

Почему нужно быть терпимым

Как возникают конфликтные ситуации. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Пути решения

Комбинированный урок

Работа в тетради

03.10.




6

6

Повторительно-обобщающий урок

Роль предпринимательской деятельности в жизни общества. Положение крестьян в новое время.

Урок повторения и обобщения

тестирование

10.10.




Глава II. Человек и закон (11 часов)

7

7

Что значит жить по правилам

Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры

Урок изучения нового материала

Лабораторная работа в группах по заданиям работа с документами. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях

Работа в тетради

Индивид. тест

17.10.




8

8

Права и обязанности граждан

Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита

Комбинированный урок

Составить таблицу «Гражданские и политические права». Работа с документами. Составить словарик темы вопросы. Перечислить свои права

24.10.




9

9

Права и обязанности граждан

Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита

Комбинированный урок

Составить словарик темы вопросы. Перечислить свои права

31.10.




2 четверть

10

10

Почему важно соблюдать законы.

Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Комбинированный урок

Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов. Индивид. Тест Работа в тетради

14.11




11

11

Защита Отечества.

Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество

Комбинированный урок

Работа со схемами. Индивид. тест Работа в тетради.

21.11.




12

12

Что такое дисциплина.

Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение


Комбинированный урок

Составить словарик темы. Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их Привести примеры из литературных произведений Индивид. тест Работа в тетради

28.11.




13

13

Виновен – отвечай.

Виды нормативно - правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность.


Комбинированный урок

Лабораторная работа с нормативно правовыми документами, составить словарик темы, схему «Виды право- нарушений».

05.12.




14

14

Виновен – отвечай.

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Комбинированный урок

Таблица «Признаки преступления

12.12.




15

15

Кто стоит на страже закона

Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция

Комбинированный урок




19.12.




16

16

Кто стоит на страже закона

Взаимодействие правоохранительных органов и граждан

Комбинированный урок

тестирование

26.12.




3 четверть

17




Практикум по теме « Человек и закон»




Практикум

Практическая работа

16.01.




18




Повторительно-обобщающий урок




Комбинированный урок

Понятийный диктант

Тест

23.01.




Глава III. Человек и экономика (11 часов)

19




Экономика и ее основные участники

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен

Урок изучения нового материала

Групповая работа, работа со схемами и таблицами. Работа в тетради Индивид. тест

30.01.




20




Золотые руки работника

Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда

Комбинированный урок

Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда» Индивид. тест Работа в тетради

06.02.




21




Производство: затраты, выручка, прибыль.

Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль

Комбинированный урок

Групповая работа с документами, решение задач

13.02.




22




Производство: затраты, выручка, прибыль.

Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль

Комбинированный урок

Индивид. тест Работа в тетради

20.02.




23




Виды и формы бизнеса.

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Комбинированный урок

Проект Мой бизнес Групповая работа с дополнительным материалом, кроссворд

27.02.




24




Виды и формы бизнеса.

Основные организационно-правовые формы предпринимательства

Комбинированный урок

Индивид. тест Работа в тетради

06.03.




25




Обмен, торговля, реклама.

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама

Комбинированный урок

Нарисовать рекламу своего товара

13.03.




26




Деньги, их функции

Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы.

Комбинированный урок

Работа в тетради

20.03.




4 четверть

27




Деньги, их функции

Инфляция. Обменные курсы валют

Комбинированный урок

Индивид. тест

03.04.




28




Экономика семьи

Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве

Комбинированный урок

Работа с дополнительным материалом,

кроссворд

10.04.




29




Практикум по теме «Экономика семьи».




Практикум

Практическая работа

17.04.




30




Повторительно-обобщающий урок




Урок повторения и обобщения

Тест Понятийный диктант

24.04.




31




Воздействие человека на природу.

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы . Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации

Урок изучения нового материала

Работа в тетради. Индивид. тест


08.05.




32




Охранять природу – значит охранять жизнь




Комбинированный урок

Групповая работа с документами

Индивид. тест

Работа в тетради

15.05.




33




Закон на страже природы

Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения

Комбинированный урок




22.05.




34




Итоговый повторительно-обобщающий урок




Урок изучения нового материала




29.05.




Учебно-методическое обеспечение программы



учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

источники

материалы для контроля

1

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждения/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочая тетрадь по обществознанию

7 кл.

Авторы:

Иванова Л.Ф.,Хотеенкова Я. В., Издательство «Просвещение» 2011г

Методические рекомендации по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008.

А.В. Поздяев Поурочные разработки по обществознанию 7 класс

Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания обществознания в школе, 2009 г

В.П. Князев Практикум по обществознанию, 2009 г.


Дидактический материал по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008.

Раздаточный материал.

Юридический и правовой документ. Опорные конспекты. Алгоритмы решения познавательных и проблемных задач. Алгоритм ответа.

Основные памятки.

Л.Н. Боголюбов Дидактический материал по курсу «Обществознание», 2009 г.

Декларация прав ребёнка

Конвенция о правах ребёнка

Конституция РФ

Нормативно – правовые акты.

Кодексы РФ.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ., 2007г.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ., 2007г .

Комментарий к Трудовому кодексу РФ., 2007.

Комментарий к Административному кодексу РФ., 2007г.

Комментарий к Семейному кодексу РФ., 2007 г .


Тестовые задания

Терминологические (понятийные и словарные) диктанты.

Составление блок – схем, кластеров, сравнительных таблиц, понятийных таблиц.

Карточки. Лабораторные работы. Сочинения.

Работа со СМИ и культурным (духовным) наследием человечества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей истории, обществознания, экономики и исторического...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по истории для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей истории, экономики, обществознания, исторического...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса на 2013 2014 учебный...
Для преподавания курса обществознания и авторской программы Козленко С. И. Обществознание М.: «Русское слово», 2012 г
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по обществознанию на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу обществознания для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса на 2013 2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Ю. л воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа предмета «География России. Хозяйство» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по «Изобразительному искусству». для 3 класса на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа 2013 2014 учебный год Наименование предмета «Путь к грамотности»

Рабочая программа предмета «Обществознания» для 7 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии...
Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск